Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во второй половине 1980-х – 1990-е гг




Занятие 19. Гостиничная сфера СССР и России

 

1. Общая характеристика развития гостиничного хозяйства СССР и России во второй половине 1980-х первой половине 1990-х гг.

2. Гостиничное хозяйство г. Москвы в 1990-е гг.

3. Гостиничное хозяйство г. Санкт-Петербурга в 1990-е гг.

4. Мировые гостиничные цепи в России.

 

1. В середине 1980-х гг. структура управления гостиничным хозяйством в СССР выглядела следующим образом. В каждой союзной республике, в том числе в РСФСР, имелось Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Структурным подразделением этого министерства был отдел гостиничного хозяйства, который выносил предложения по установлению цен и тарифов на услуги гостиниц, подготовке нормативов и оснащению гостиниц. В Москве управлением гостиничным хозяйством города занималось Управление высотных домов и гостиниц.

В начале 1990-х гг. начала складываться другая схема управления отраслью. Гостиничным хозяйством стали заниматься две структуры Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Комитет по туризму (с 1993 г. Комитет РФ по туризму; с 1994 г. Государственный комитет по физической культуре и туризму; с 1999 г. - Министерство по физической культуре, спорту и туризму), который совместно с Госстандартом России решал некоторые вопросы, связанные с разработкой нормативно-правовой базы гостиниц.

После приватизации и акционирования ряда гостиниц изменилась структура собственников: муниципальная, государственная (федеральная) форма собственности; акционерные, частные. Руководящие структуры изменили свои функции - они стали ответственны за разработку нормативно-правовой документации, разработку общей отраслевой политики, защиту потребителя. Гостиничные предприятия стали самостоятельны в решении финансово-хозяйственных вопросов и отвечали за свою деятельность.

В 1992 г. общее количество гостиниц в России составило 3737 общей вместимостью 394775 мест. Основная часть гостиниц приходилась на центральные районы, то есть на промышленные регионы России.

К началу 1990-х гг.в России гостиницы были изношены в материальном плане. По экспертной оценкам до 80% материальной базы гостиниц нуждалась в капремонте, модернизации или функциональной реконструкции.

Реформы в гостиничной сфере России имели как положительные, так и отрицательные стороны. В частности, положительные стороны выражались: а) в расширении предложения, которое стимулирует рост создания малых и средних предприятий и, в конечном счёте, повышает качество услуг; б) в проникновении на российский рынок мировых гостиничных цепей, что повысило планку требований.

Отрицательные стороны выражались: а) в сломе старой системы управления и разрыве сложившихся связей. Функционирование гостиниц затруднилось; б) гостиничные цепи охватили главным образом Москву и Санкт-Петербург. В других городах были отмечены лишь единичные примеры (“Рэдиссон Си-Эй-Эс” (“Radisson SAS”) в Сочи; “Чойс”(“Choice”) в Тюмень).

Пик кризиса в гостиничном хозяйстве России пришелся на середину 1990-х гг. Но со второй половины 1990-х гг. началась стабилизация.

В 1996 г. по оценке Госкомстата РФ рынок гостиничных услуг в России составил почти 5300 средств размещения, в том числе более 4 тыс. гостиниц. Доля средств размещения России в 1996 г. составляла 2% от общемировых и 4% от общеевропейских.

Если сравнить Россию с другими странами Европы по ряду основных рыночных показателей, то можно сказать, что она уступает ведущим европейским странам, в первую очередь Франции, Германии и Великобритании.

 

2. На долю гостиниц Москвы приходится около 66% от доходов всего гостиничного хозяйства России [80. С. 234].

Гостиничное хозяйство Москвы отличается большими объёмами и темпами строительство. Ведутся работы по реконструкции гостиничного комплекса.

В начале 1990-х гг. в гостиничной сфере Москвы произошли качественные изменения. Экономические изменения здесь происходили быстрее, чем в среднем по стране. Это обуславливается столичным статусом города.

Одновременно Москва может принять 80 тыс. человек. Около 1/3 московских отелей расположены в центральной части города, 24 в северо-восточной, 17 в северной, 16 в южной части,14 в северо-западной части Москвы.

Москва является лидером в России по основным показателям деятельности гостиниц. Так, в 1996 г. загрузка в гостиницах Москвы составляла 60% (в Лондоне 78%, в Берлине 63,4%, в Вене 60,5%, в Стокгольме 69,6%), то есть по некоторым параметрами сопоставила с международными стандартами [62. С. 169. Табл. 3.3].

28 мая 1996 г. Правительством Москвы было принято постановление № 449. “О программе развития гостинично-туристского комплекса (ГТК) г. Москвы”, в котором туризм был определён как приоритетное направление развития экономики города. Для этого было намечена программа по развитию гостиничного хозяйства на 1996-1997 гг. Одной из задач было названо новое строительство, реконструкция и модернизация объектов ГТК г. Москвы.

13 февраля 1997 г. вышло распоряжение мэра Москвы “О формировании московских гостиничных цепей”. Департамент внешней связи и Гостиничное акционерное общество “Москва”, созданное в 1994 г. для решения практических вопросов функционирования гостиничного хозяйства Москвы, провели подготовительную работу.

Предлагалось объединить ряд отелей, однотипных по категорийности и формам обслуживания, в гостиничную цепь. Планировалось создание 4 цепей, но с октября 1997 г. действует только одна “Норд-Отель”. В неё вступили 11 предприятий Северо-Восточного административного округа (“Байкал”, “Восток”, “Заря”) и комплекс “Молодёжный” (Северного административного округа). 25% всех мест в гостиницах Москвы приходится на эту цепь. Для облегчения своей деятельности “Норд-Отель” наладил прямые связи с российскими производителями мебели [5. С. 15].

В дальнейшем ставится задача превращения “Норд-Отель” в управляющую компанию с единым стандартом управления и фирменным стилем всех гостиниц участниц цепи.

Кризис августа 1998 г. проявился в некоторым замедлении роста показателей деловой активности на московском гостиничным рынке. Ряд проектов нового строительства и реконструкции старых гостиничных объектов были отложены, как и планы некоторых гостиничных цепей по проникновению или расширению своего присутствия на московском рынке.

К концу 1990-х гг. в Москве удалось успешно выполнить комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня гостиничного сервиса, привлечь инвесторов для реконструкции и строительства новых гостиниц.

В январе 1999 г. в Москве открылся отель цепи “Марриотт” (“Marriott”) корпорация “Милтон” (“Milton”) объявило о своих намерениях продолжать строительство новой гостиницы, перенеся только сроки её ввода в эксплуатацию.

Потенциал гостиничной сферы г. Москвы не исчерпан. Так, менеджер новой гостиницы “Мариотт Роял” (“Marriott Royal”) Джон Херреси в интервью одной из российских газет сказал, что “очень мало компаний ушло с российского рынка потому что никто не хочет терять такой огромный рынок, как Россия”.

В 2002 г., расположенный в самом центре Москвы “Мариотт Гранд-Отель” (“Marriott Grand-Otel”) отметил свое 5-летие. В конце ноября 2002 г. к 7 залам отеля общей площадью 647 кв. м добавился ещё один. Большой зал на втором этаже отеля, общей площадью 202 кв. м. и рассчитанный на 200 чел., как и все остальные залы может быть трансформирован в три: Троицкий (66 кв. м), Рублевский (63 кв. м) и Коломенский (76 кв. м). Подобная система трансформируемых залов, как отмечают специалисты, очень удобна и позволяет удовлетворить запросы организаторов разных мероприятий [59. С. 8].

25 ноября 2002 г. в Московском отеле “Балчуг Кемпински” прошла первая в России пресс-конференция всемирно известной гостиничной сети “Реле э Шато” (“Relais & Chateaux”). Сеть, получавшая при рождении имя “Реле де Кампань” (“Relais de Campagne”), была создана в 1954 г. и тогда в неё вошло 7 отелей, расположенных на пути между Парижем и Лазурным берегом. В 1962 г. была создана сеть “Шато-Отельс” (“Chateaux-Hotels”). В 1972 г. появляется сеть престижных отелей ресторанов “Реле Гурманс” (“Relais Gourmants”), а в 1975 г. в результате слияния сетей было основана нынешняя “Реле э Шато” (“Relais & Chateaux”). На сегодняшний день сеть – это 460 отелей и ресторанов в 50 странах мира. В 2002 г. в сеть вошло 24 новых отеля и ресторана из 13 стран мира, а 33 отелям и ресторанам было отказано в праве именоваться членами “Реле э Шато” (“Relais & Chateaux”). От предприятий, входящих в эту систему, требуется: безупречная работа персонала, высокий уровень сервиса, наличие индивидуального и изящного стиля интерьера, утонченной архитектуры; отели и рестораны должны быть расположены в живописных местах и предлагать высокую кухню.

В настоящее время в России нет ни одного отеля, входящего в эту сеть, но высшее руководство этой сети объявило о своём желании распространить свою деятельность на территорию России [69. С. 4].

 

3. Гостиничный рынок г. Санкт-Петербурга – второй в стране по доходности и объемам деловой активности средств размещения в России (на долю г. Санкт- Петербург приходится 9% от доходов гостиничного хозяйства страны).

По данным комитета по туризму и развитию курортов Северная столица сегодня имеет 135 объектов размещения. Из них на гостиницы первого, среднего и экономического класса приходится 75 объектов (55%). Остальное – это небольшие ведомственные гостиницы, общежития гостиничного типа различных предприятий, фирм и учебных заведений.

Более 70% от общего числа объектов прошли сертификацию, из них 36 получили звездную категорию. Создана сеть малых гостиниц, объединяющая более 30 предприятий городского гостиничного фонда. Сумма налоговых выплат всех предприятий гостиничного сектора на начало 2001 года составила 657 миллионов рублей.

Большинство гостиниц ориентировано на постоянную клиентуру – театральные труппы, оркестры, творческие коллективы, представителей деловых кругов. За последний год рост наполняемости гостиниц составил 16%, в основном за счет граждан России и стран СНГ. И сегодня среднегодовая загрузка городского гостиничного фонда составляет 57,95%.

Подавляющее большинство гостей предпочитают посещать Санкт-Петербург летом. В период белых ночей заполняемость отелей поднимается практически до 100%, но в осенне-зимний период составляет лишь 25%.

В комитете по туризму и развитию курортов г. Санкт-Петербурга ставят вопрос о том, чтобы сроки проведения деловых встреч не обязательно выпадали на “белые ночи”. Более того, совместно с другим комитетом – по культуре – здесь разработали программу “Зимние сезоны”. Она предусматривает продажу за границей специальных туров, включающих посещений лучших спектаклей, концертов и вставок города. Причем при оформлении тура учитываются традиции старого Петербурга с его балами, гуляньями, балетными и оперными премьерами, службами в православных храмах.

В противовес белым ночам разработана программа “Белые дни”. Ее инициаторы – крупнейшие отели Петербурга – рассчитывают максимально поднять свою загрузку, поэтому делают ставку исключительно на VIP клиентов.

Санкт-Петербург вступил в Международную ассоциацию конгрессов и конференций, готовится его вступление и в Международную ассоциацию конгрессных дворцов, членство в которой позволит Петербургу продемонстрировать свой потенциал и привлечь новые международные мероприятия.

По мнению некоторых специалистов, ставку надо делать, прежде всего, на богатых пенсионеров и деловых людей, поэтому следует развивать сеть “большезвездных” отелей. По мнению других, велика потребность в недорогих, но комфортабельных гостиницах с элементарными условиями проживания. Поэтому кроме строительства отелей среднего класса необходимо развивать сеть малых гостиниц, тем более что инвестиций в этом случае потребуется значительно меньше – от 500 тысяч до 2 миллионов долларов против 19 миллионов для больших отелей.

В настоящее время остаётся проблема: в высокий сезон, с 15 мая по 15 августа, гостиниц в Санкт-Петербурге не хватает.

Сейчас в Петербурге строится около десяти новых гостиниц. Еще примерно сто туристских и гостиничных объектов находится в разработке, по некоторым из них готовится проектная документация. И хотя в каждом из районов существует отдельная программа, наибольшее внимание привлекают те объекты, что возводятся в центре.

Перспективным представляется, по мнению специалистов, вовлечение в туристскую инфраструктуру расположенных вблизи Санкт-Петербурга курортов.

 

4. Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единственная гостиничная цепь – цепь гостиниц “Интурист”. В 1970 году она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тысяч номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов.

Отельные объединения открывают доступ к новым клиентским рынкам и разветвленным каналам продаж, способным обеспечить дополнительные 10–20% загрузки отеля.

Как отмечают авторы, стратегия организации гостиничных цепей показала себя положительно и в российских условиях, при нестабильном рынке. Единая система бронирования позволяет “вести” клиентов по всему маршруту и максимально возможно повышать загрузку. Единая база данных дает возможность формировать удобные маршруты, осуществлять информационную поддержку персонала, обеспечивать высокое качество обслуживания.

Общая финансовая система позволяет проводить масштабные рекламные программы не только на зарубежных, но и на внутренних рынках.

Для гостиниц еще одним преимуществом включения в международную цепочку становиться возможность доступа к новым технологиям и технике. Это позволяет вести ремонтные работы без закрытия гостиницы и беспокойства ее гостей.

Включение в международную гостиничную цепь обязывает гостиницу постоянно поддерживать имидж марки: содержать в порядке номерной фонд, своевременно проводить реконструкции.

Кроме того, входящий в цепочку отель приобретает огромные возможности расширения сервиса, опираясь на уже разработанные схемы и контакты, клиентские программы и их поддержку. Решаются и такие важные вопросы как обучение персонала.

Ценовая политика отелей, входящих в международные гостиничные цепи, разнообразна и отличается высокой гибкостью.

Если отель решил, что в одиночку противостоять всем невзгодам рынка он не в силах, самым дешевым и довольно эффективным для него может оказаться присоединение к гостиничному консорциуму.

Такие компании объединяют независимые отели и небольшие гостиничные группы разного класса, не навязывая собственных стандартов сервиса. Консорциум берет на себя обязательства по продвижению отеля на международных рынках, заключает договоры с крупными корпорантами и представляет интересы своих членов в системах резервирования.

В России распространение получила практика создания совместных предприятий (“Рэдиссон Славянская”, “Балчуг Кемпински”, “Марко Поло Пресня”, “Новотель Шереметьево”, “Шератон Палас” и др.), в этом случае цепь становиться одним из инвесторов проекта, привнося в него свой капитал, технологии know-how, и участвуя в дальнейшем в прибылях отеля.

Международные гостиничные корпорации, проникнувшие на российский рынок в начале 1990-х гг., начали внедрение с Москвы. К концу 1990-х гг. в столице насчитывалось около 15 гостиниц, входящих в международные гостиничные цепи; в других городах международные гостиничные цепи представлены единичными примерами. Например, в Санкт-Петербурге только 3 такие гостиницы: “Астория” управляется “Форт” (“Forte”), “Невский Палас” группой “Шератон” (“Sheraton”), “Гранд-Отель” цепью “Кемпински” [62. С. 169].

В настоящее время в России представлены следующие иностранные компании [1. С. 25; 15. С. 14–16]:

“Аккор” (“Accor”). Появление на мировом гостиничном рынке этой группы произошло в 1983 г., когда объединились две крупные гостиничные цепочки “Новотель” (“Novotel”) и “Софитель” (“Sofitel”). Сегодня холдинг является одним из лидеров в международной индустрии гостеприимства. Он объединяет около 4 тыс. гостиниц, а это 275 тыс. гостиничных номеров в 90 странах. Ежегодно к “Aккор” присоединяется порядка 300 новых отелей. Около 3 тыс. турагенств, принадлежащих “Aккор”, обеспечивают компании 2-е место в мире в сфере организации деловых путешествий и 1-е по организации обслуживания по талонам и ваучерам.

Приход “Aккор” в СССР произошел в конце 1980-х гг., когда было подписано соглашение о строительстве отеля бизнес-класса цепи “Новотель” недалеко от аэропорта Шереметьево. Для реализации проекта было образовано совместное предприятие “Шеротель”, а международный тендер среди управляющих компаний выиграла французская группа.

Официальное открытие гостиницы состоялось 30 апреля 1992 г., причем строительство велось “с нуля”. Это обстоятельство обеспечило высокий уровень технического обеспечения. Например, отель может автономно функционировать в течение трех дней при отключении внешних коммуникаций (воды, электричества и т. п.).

Сегодня “Шеротель” является самым крупным столичным отелем (488 номеров), находящимся под западным управлением. 100% акций гостиницы принадлежит “Аэрофлоту”, который в течение 10 лет инвестировал в этот проект порядка 75 млн. долл.; роль “Аккор” в этом гораздо меньше – несколько миллионов долларов, но их главная задача – менеджмент и подготовка квалифицированных специалистов. За эти годы фирменную “школу” прошли 2,4 тыс. человек, которые сейчас работают в отельном бизнесе.

Расположение гостиницы рядом с крупнейшим международным аэропортом во многом определяет ее специфику. До 60% коммерческой деятельности связано с работой авиакомпаний (размещение экипажей, транзитных пассажиров и т.п.); на долю туристов приходится порядка 22%, около 15% на бизнесменов.

Проект “Шеротель” стал первым шагом в области сотрудничества “Аэрофлота” и “Аккор”. Что касается “Аккор”, то руководство планирует заметно увеличить свое присутствие на гостиничном рынке России.

В конце 2002 г. в Москве открылся находящийся под управлением “Аккор” “Новотель-Центр” (“Novotel Centre”). В дальнейшем ставится задача укрепиться на гостиничном рынке Санкт-Петербурга.

“Марриотт Интернешнл” (“Marriott International”) одна из ведущих отельных корпораций в мире. Компания входит в тройку крупнейших гостиничных предприятий в США. Объявленная цель корпорации на ближайшие несколько лет – занять ведущие позиции на европейском рынке.

История компании насчитывает более семи десятилетий [Подробнее об истории этой компании см.: 68, С. 10–14].

“Марриотт” (“Marriott”) – частная компания, ее деятельность поначалу полностью финансировалась за счет семейного капитала и внутренних резервов фирмы. До сих пор в управлении корпорацией сохраняется фамильная преемственность.

Первый отель “Марриотт” был открыт в 1957 г. в Виргинии, гостиничный бизнес в этот период не был приоритетным направлением деятельности корпорации. Компания “Мариотт Интернешнл”, отвечающая сегодня за управление отелями и недвижимостью, выделилась из холдинга только в 1993 г. после его реструктуризации. С этого времени начинается продвижение отельной управляющей компании “Марриотт” на международный рынок.

Сегодня под управлением компании находится более 2400 объектов в 55 странах мира, представленных под 14 торговыми марками: “Марриотт” (“Marriott”), “Ритц Карлсон” (“Ritz-Carlson”), “Ренессанс” (“Renaissance”), “Резиденс Инн” (“Residence Inn”), “Кортйярд” (“Courtyard”) и др. “Марриотт” активизирует экспансию в страны Европы и Азии. В 2000 г. открылись отели корпорации в Румынии, Китае, Германии, Индии, Индонезии, Иордании, Саудовской Аравии, Бразилии, Италии и Армении.

В России под маркой “Марриотт” выступают 4 гостиницы. Все московские отели “Марриотт” новые. Самый “старый” из них – “Тверская” – был построен в 1996 г. (гостиница вошла в сеть только два года спустя, в начале 1998 г.). Первый отель цепи “Марриотт” – “Гранд” (“Grand”) – был открыт в Москве в 1997 г.

Представительство “Марриотт” в Москве совместно с компанией “Амадеус” (“Amadeus”) проводит обучающие семинары по работе в глобальных системах резервирования для местных агентств.

“Ведущие отели мира” (“The Leading Hotels of the World”). В августе 1999 г. открылось российское представительство этой компании, объединяющей около 400 сетевых и независимых отелей по всему миру. Еще за год до этого в Москве начал работу офис по бронированию гостиниц цепи.

Компания увеличила штат российского представительства и приступила к освоению рынков сопредельных стран Содружества.

В России “Ведущие отели мира”представлены четырьмя гостиницами – “Балчуг Кемпински” и “Националь” в Москве и “Гранд Европа” и “Астория” в Санкт-Петербурге.

В 1898 г. у Москворецкого моста был возведено большое здание, на первом этаже которого находился ресторан, а на втором, третьем, четвёртом и частично пятом этажах располагались квартиры, сдававшиеся в наём. Принадлежало здание семьям Осиповых и Рахмановых.

В 1929-1932 гг. г. гостиница “Новомосковская”, как стал называться после революции бывший доходный дом, надстраивалась; в 1956 г. гостиница получила название “Бухарест”. В начале 1980-х. г. Бухарест закрыли на реконструкцию. В декабре 1990 г. было учреждено совместное советско швейцарско австрийское предприятие “Балчуг” для реконструкции и последующей эксплуатации этой гостиницы.

7 октября 1992 г. в восстановленном и отреставрированном здании открылся отель “Балчуг Кемпински Москва”.

Между акционерным обществом “Балчуг” и акционерным обществом “Кемпински Отельс” был заключён договор, по которому “Балчуг Кемпински Москва” был включен в сеть “Кемпински”. Само же акционерное общество “Кемпинскт Отельс” является дочерним предприятием акционерного общества “Кемпински” (Берлин, Германия).

Фирма, управляющая сейчас отелем “Балчуг Кемпински Москва” была учреждена в Берлине в 1897 г. и является одной из старейших в немецком гостиничном бизнесе. В 1953 г. она приобрела фирму “Кемпински и Ко”, которая вела свою историю с 1862 г., и с 1977 г. стало называться акционерным обществом “Кемпински”.

В 1986 г. для эксплуатации гостиниц за пределами Германии АО “Кемпински” создало в Женеве АО “Кемпински Отельс”. Штаб-квартира АО “Кемпински” и АО “Кемински Отельс” находится во Франкфурте.

Практически все отели “Кемпински” входят в гостиничный союз “Ведущие отели мира”, имеющий общую систему бронирования и объединяющий 210 гостиниц. Все фирмы, прямо или косвенно связанные с АО “Кемпински”, образуют группу “Кемпински”.

Американская компания “Бест Вестерн” (“Best Western”). Простирает свои интересы на Северо-Запад России и Прибалтику.

В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО “Интурист” создает гостиничную цепь “Интурист Корона”. Создана гостиничная цепь “Интуротель – ЕвроАзия”, в Орле – АО “Орелинтурист”, в Сочи – АО “Гостиничный комплекс “Жемчужина”.

Российская гостиничная компания “Юнити”, в чьей собственности находится московская гостиница “Катерина”, планирует расширение деятельности на рынке гостиничных услуг. В этом компания рассчитывает на помощь западных технологий и стратегий, которые уже доказали свое преимущество и жизнеспособность. “Юнити” собирается создать гостиничную цепь на основе договоров на управление.

Помимо этого, в перспективе у компании внедрение на рынок образовательных услуг в индустрии гостеприимства, “Юнити” рассчитывает проводить обучение персонала гостиниц, присоединившихся к цепи, в своем учебном центре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.