КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно - теоретические подходы к характеристике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. 3 страница
Исследования последних лет в превентивной и психолого-коррекционной работе подтверждают, что трудновоспитуемость и педагогическая запущенность подростков в значительной степени может обуславливаться кризисным характером психобиологического развития переходного возраста, различными физическими недостатками конституционно-соматического характера, отставанием в умственном развитии, нервно-психическими расстройствами, акцентуациями характера, без знания особенностей, которых невозможно осуществить, обучение и воспитание подростков, эффективно проводить коррекционно-педагогическую работу с несовершеннолетними. Мы остановимся лишь на некоторых из них. (Более подробно см. Бегичева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993). Не смотря на то, что некоторые психофизиологические стклонения в развитии личности подростков имеют медико-биологический характер, информацию о нох должен иметь каждый учитель, который работает с несовершеннолетними, тем более в сегодняшних условиях, когда в школе наряду с обычными классами существуют классы коррекции, группы выравнивания, в которых приходится работать обычным учителям. Дети “ группы риска”, которые есть в любой общеобразовательной школе, находятся в пограничной области между нормой и патологией, разграничить которые в силах только те, кто имеет необходимые профессиональные знания. Вместе с тем каждый учитель обязан знать, что данная категория детей, вследствие физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности имеет дисгармоничное развитие, пониженный уровень обучаем ости и работоспособности, обладает худшим, чем у сверстников, качеством приспособляемости адаптационных механизмов, склонностью к патологическим реакциям и перегрузкам, имеют и соответствующие возрастным нормативам умственные способности. Все это свидетельствует об острой необходимости учителю иметь хотя бы минимум знаний и представлений о психобиологических характеристиках подросткового возраста, чтобы не допустить углубления отклонений в их развитии, усиления трудновоспитуемости и педагогической запущенности. Если психобиологические предпосылки отклоняющегося и асоциального поведения подростков, обусловленные половозрастными и кризисными особенностями их возраста нашли широкое освещение и в психологической, и педагогической литературе (см. Гл. 2 п. 1. 2), то отклонения нервно-психического характера, девиации, в основе которых лежат патологическое развитие отдельных биологических потребностей, акцентуации характера, являются предметом рассмотрения специальной медицинской или психологической литературы. Наиболее глубоко вопросы акцентуации характера подростков исследованы отечественными (Ганнушкин П. Б., Кебриков О. В., Ковалев В. В., Личко А. Е.) и зарубежными (Кречмер Э., Леонгард К., Трамер М.) учеными-психиатрами, которые в рамках данной проблемы увидели её педагогический аспект. Ведь наряду с психопатическими патологиями, существуют пограничные зоны поведения, акцентуации характера как крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (8, 10), т. е. при стечении определённых условий или обстоятельств ничем не отличавшийся от сверстников ребёнок “вдруг” поступает неадекватно, его повышенная агрессивность или неожиданная депрессия вызывает недоумение у учителя. А поскольку акцентуации характера, как отмечают специалисты, хотя и являются крайним вариантом, но нормы (в то же время этот край довольно подвижен), то не может быть психиатрическим диагнозом и, следовательно, работа с этим подростком будет вестись в общеобразовательной школе, обычными учителями. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: во избежание углубления отклонения в поведении, усиления трудновоспитуемости подростков каждый учитель просто обязан иметь представление об акцентуации характера и “подростковом комплексе”. Попыток классифицировать психопатии и акцентуации характера имеется предостаточно. Для нас важнее выяснить их взаимосвязь с отклонениями в поведении, влиянии их на процесс взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Наиболее подробно и широко акцентуации характера у подростков представлены Лычко А. Е. в его книге “Психопатии и акцентуации характера у подростков” — Л. 1983 г. Здесь перечислены 11 типов психопатии и акцентуации. Мы обратимся только к тем типам акцентуации, которые чаще всего приводят к делинквентному поведению, которое автор представляет как цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т. е. наказуемых, согласно Уголовному кодексу серьёзных правонарушений и преступлений (8, 52). Им предлагается своего рода логика развития деленквентного поведения: прогулы уроков, приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над малышами и слабыми, отнимание карманных денег, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мелкие домашние кражи денег и т. д. (1). В данном перечне действий детей и подростков есть поступки, связанные с нарушением дисциплины и попадающие под девиантное поведение (например, прогулы уроков) и действия-правонарушения. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором научного исследования, что делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, психопатиями, но подростки с акцентуациями характера обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. У 70% делинквентных подростков обнаруживается изначальные нарушения характера, у 66%- установлены различные типы акцентуации, у 21-28% беспризорников установлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрической клинике с непсихопатическими нарушениями поведения были отмечены драки со сверстниками, воровство, уклонение от труда, прогулы уроков (8, 53). Лычко А. Е. довольно квалифицированно и подробно показывает взаимосвязи акцентуации и девиантного поведения подростков. Итак, чем же отличаются в поведенческом плане подростковые типы акцентуации характера, какие из них чаще всего связаны с отклоняющимся поведением: Гипертимный тип акцентуации характера (36% случаев делинквентного поведения) отличается большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству уже в дошкольном возрасте. При поступлении в школу за ним замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют ему схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке он может получить неудовлетворительную оценку за урок и тут же отличную при фронтальном опросе. У него всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же его активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Его всегда влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, если ему перечат, подраться. Если такой подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений, направленных на изощрённые “развлечения”, получение дополнительных средств на них. Подвижность психических процессов, живость ума, активная деятельность создают для гипертимных подростков, при положительном стечении обстоятельств, возможность быть организатором интересных дел, полезных начинаний, но при асоциальных, отрицательных обстоятельствах, при бестактности и педагогической близорукости со стороны учителей можно спровоцировать неадекватное поведение, потребность самоутвердиться в сомнительных делах, авантюрных проявлениях; “заводной” характер гипертима может создать ему славу “крутого парня”. Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового (довольно непродолжительного времени) состояния после завершения полового созревания. Резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил, ничего не хочется, все надоело. Тяготится людским обществам, стремится от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания по поводу его состояния со стороны взрослых или сверстников может отреагировать раздражением, агрессией, что не всегда может быть правильно понято, особенно взрослыми. На этой почве, как отмечают специалисты, возможны тенденции к суициду, как отклоняющемуся поведению. Другие же виды девиантного поведения у циклоидного типа не наблюдаются. Поэтому мы остановились на данном типе акцентуации характера для раскрытия полноты картины, которая характерна для подросткового возраста и проявляется в смене настроений и поведения, что, естественно, при незнании ситуации у педагогов и родителей может вызвать недоумение. Ещё одной из разновидностей гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип — сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере (так же 36% случаев делинквентного поведения). Исследователи отмечают крайнюю изменчивость настроения - от чрезмерной веселости до глубокой печали. Такие же неустойчивые и диаметрально противоположные оценки прожитой жизни, совершённых дел, а так же перспектив своего будущего: от радужной уверенности в счастливой дальнейшей жизни до пессимистически безысходной веры (или неверия) в неё. Очень чувствителен такой подросток, довольно остро реагирует на нелестное замечание строгое требование, так же как и на интересную новость, похвалу и положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения может быть склонность к побегам как реакция на несправедливое отношение к нему. Истероидный тип акцентуации характера отличен у 52% подростка с делинквентным поведением. Для данной категории детей характерен беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе: восхищение, удивление, почитание, на худой конец — негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на всё. В ход идёт ложь, приукрашивание, даже вызывающее поведение, могут решиться на крайние меры, чтобы вызвать к себе сочувствие, жалость (через симулирование болезни, попытки суицида). Не обладая способностями, достаточными волевыми возможностями, они готовы прогуливать уроки, опаздывать, отказываться от поручения лишь бы вызвать соответствующую реакцию у сверстников, на конфликт со взрослыми, учителями могут пойти по одной и той же причине — приковать к себе внимание. В целях создания ореола “славы” могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью, хвастая и приукрашивая его подвиги и похождения. Девиантное поведение чаще всего имеет невысокий уровень асоциальной опасности (мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах, иногда кражи, подделки документов). Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44% подростков с делинквентным поведением. Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, любят проводить время одни, в своём придуманном мире, мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается “влезть в душу”, то это может привести к их эмоциональному взрыву. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: холодности и утончённой чувствительности; упрямства и податливости; настороженности и легковерия; апатичной бездеятельности и напористой целеустремлённости; необщительности и неожиданной назойливости; застенчивости и бестактности; чрезмерной привязанности и немотивированной антипатии; рациональных рассуждений и нелогичных поступков. Всё это делает совершённые поступки девиантного характера неожиданными для окружающих. Если воруют, то в одиночку, если совершают какое-либо противоправное действие, то с особой утонченностью. Для этих подростков характерна устойчивость и необычность этих увлечений. Эпилептоидный тип акцентуации проявляется у 61% подростков с делинквентным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории — злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определённых обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение обращает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности — мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство. А стремятся занять место властелина, диктатора предъявляя свой правила игры или характер взаимоотношений. Не терпят несогласия или неподчинения. В таких случаях идут на конфликт, драку. Причем в аффекте проявляется безудержная ярость. Неспособны реально учитывать силы противника. Если не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить, причем жестоко и изощрённо. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника. Им присуща склонность к пиромании, к азартным играм, теряя контроль над собой, могут проиграть всё и вся. Понятно, что данная категория детей и подростков требует особого педагогического внимания и продуманного педагогического воздействия. Неустойчивый тип акцентуации характера даёт до 76% частоты делинквентным поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов и потребностей, огромная тяга к развлечениям, безделью. Всё дурное словно липнет к ним — отмечают исследователи. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем модеям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются всё попробовать (алкоголь, никотин, наркотики). Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей лидера и членов стихийных групп. При жесткой позиции взрослых, при умелом направлении деятельности в положительное русло, проблема отклоняющегося поведения уменьшается или исчезает. При попустительстве безответственности взрослых появляется безделье, безнадзорность, правонарушения. От данной категории подростков недалеко ушёл и конформный тип акцентуации, у которого учёные отмечают аморфность, безволие, движение по течению. Поэтому их поведение чаще всего зависит от их ближайшего окружения, которое всецело влияет на их действия и поступки. При последующих типа акцентуации характера, представленных в медицинской и психологической литературе в делинквентных формах поведения практически не встречаются. Астено-невротический тип отличается повышенной утомляемостью, ослабленностью, капризностью, плаксивостью страхами за себя и своё здоровье, отсюда малоподвижность, большая осторожность. Для психастенического типа характерна нерешительность, склонность к самоанализу, тревожность и мнительность по поводу своей жизни и будущего. Вера в приметы, различные ритуалы. Поэтому каждый шаг взвешивается, подвергается оценке и сомнениям. Сенситивный тип — это тихие, стеснительные подростки подверженные страхам, опасениям ко всяким неожиданностям, остро переживают несправедливость, обладая детской привязанностью к родителям, боятся потерять их благосклонное расположение. Исследователи психопатии и акцентуации характера обращают внимание на то, что в подростковом возрасте наблюдается ряд наиболее значимых черт в динамике акцентуации: 1) заостренность черт акцентуации в период их формирования с последующим их сглаживанием или переходом в скрытый характер; 2) усиление черт определённого типа акцентуации под влиянием психических травм или трудных жизненных ситуаций; 3) возникновение на фоне акцентуации переходящих нарушений — девиаций поведения, острых аффективных и специфических подростковых реакций (эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакций (увлечений); реакций сексуального влечения и др.) (8, 30). Таким образом, подростки с явными акцентуациями характера составляют группу “повышенного риска”, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного “удара” (словом, отношением) по слабому месту того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические реакции (и тут в дело вступают медики), или же не психопатические детские и специфические подростковые реакции, зная суть которых учителю проще программировать своё поведение, искать верные, целесообразные необходимые, корреционно-педагогические методы и приёмы. Детские поведенческие реакции: 1)реакция отказа (от пищи, деятельности) — реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (при разводе родителей, при смене ученического коллектива в школе); 2) реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований) — желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные требование и претензии к ребёнку (требование отлично учиться, заниматься в музыкальной или художественной школе); 3)реакция имитации — стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение манеру одеваться; 4) реакция компенсации — желание как желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость физической силой, бравадой); 5)реакция гиперкомпенсации — отчаянные, безрассудные действия направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке — занятие борьбой, при заикании — художественным чтением, пением). В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавится так называемый “подростковый комплекс” — специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействие окружающей социальной среды: 1) реакция эмансипации — как стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить “свободной жизнью”; 2)реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного “Я”; групповое общение подростков — важная социализирующая сила; 3)реакция увлечения (хобби — реакция) проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений, как с положительной, так и отрицательной направленностью (интеллектуально — эстетические, телесно-мануальные; информационно — коммуникативные, эгоцентрические; накопительские, азартные); 4) сексуальные влечения — реакция, связанная с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии (отклонения) (8. 37 — 47). Таким образом, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание, сделать что-то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребёнка, связанную с желанием себя защитить, обратить внимание на себя. Если конечно, это не крайнее проявление нормы (акцентуация) Вопросы для самоконтроля 1. Что относится к психобиологическим причинам отклоняющегося поведения? 2. Какую группу детей из общеобразовательных школ относят к “группе риска”? 3. Что такое акцентуации характера у подростков? 4. Назовите акцентуации характера у подростка, способствующие формированию отклоняющегося поведения? Литература: 1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 2. Бегичева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. 3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1986. 4. Выготский Л. С. Педология подростка //собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4. 5. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. — М., 1982. 6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. 7. Кумарина Г. Ф. Дети “группы риска”//Советская педагогика. - 1991. - №11. 8. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. 9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы — Л., 1960. 10. Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях//Вестник образования МО РФ. — 1992. - №11. 11. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.
2. 3. Неблагополучная семья как важный фактор формирования отклоняющегося поведения подростков
Среди факторов, оказывающих влияние на отклоняющееся поведение детей и подростков, одно из ведущих мест занимает семья. Именно в ней, в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов друг на друга, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.) формируется личность ребёнка. Без преувеличения можно сказать, что в семье закладываются основы личности человека, определяется его судьба. Поэтому проблемы семьи и семейного воспитания привлекают внимание педагогов, психологов, социологов, демографов, юристов, тем более семья, в которой растёт подросток с девиантным поведением (см. А. С. Алексеева, Г. М. Капралова, Т. В. Нещерет, Л. К. Пилипенко, В. А. Титаренко, А. Г. Харчёв и др.). Как показала практика и научные исследования, в поведении подростков, в их отношении к нравственным и культурным ценностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражается семейная микросреда, её положительные и отрицательные стороны, её достоинства и недостатки, которые в ходе их развития опосредуются влиянием окружающей среды, коллективом класса, стихийной группы. В то же время семейное общение в подростковом возрасте имеет существенные особенности: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в том числе с родителями, а с другой - у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всё возрастающей роли семьи в жизни подростка. Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведения подростков. Неблагополучная семья это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного ребёнка, достойного гражданина своего отечества. В то же время ряд исследователей указывает (и вполне справедливо), что понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребёнком. Для одного ребёнка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания.
Дефекты воспитания, - подчеркивает Буянов М. И. - это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучие семьи, - только отношение к ребёнку (1, 11). Наше внимание при изучении семей и семейного общения педагогически запущенных подростков привлекли ряд факторов, оказывающих влияние на семью и её потенциал. Это структура семьи, её нравственно - культурный и общеобразовательный уровень, характер взаимоотношений членов семьи, их интересы и склонности, организация и проведение досуга и т. д., определяющие семейную атмосферу, формирующие её. Результаты исследования показали, что отсутствие одного из родителей, а чаще всего отца, серьёзно сказывается на полноте и содержании семейного общения и его влиянии на подростка. Структурная деформация семьи нарушает логику общения, вызывает расстройство функции общения со сверстниками, обедняет практику общения со взрослыми людьми (особенно мужчинами). Подростки из таких семей обычно испытывают затруднение в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками. Ещё более глубокая травма наносится подростку в моральном и психологическом плане, когда семья распадается у него на глазах в момент осознания подростком себя как личности. Выпадение одного из звеньев семейного общения создают определённый “вакуум” в его структуре. Возникает ситуация острой необходимости его заполнения, которое может реализоваться в среде стихийно - группового общения. Как показывает практика и ряд научных исследований, 20 - 30 % педагогически запущенных подростков воспитывались в неполной семьи. По данным наших исследований, 25 % педагогически запущенных подростков воспитывались в семье, где отсутствовал отец, в контрольной группе лишь 5, 6 % подростков росли без отца. Фактором, нарушающим структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей, в силу определённых причин (частые командировки, длительное отсутствие в семье или просто нежелание заниматься воспитанием ребёнка и др.) как бы самоустраняется от процесса воспитания а, следовательно, и общения с ним. “В настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участие в воспитании детей. Скрытая безотцовщина не только снижает эффективность семейного воспитания, но и ослабляет супружеские отношения, ибо лишает их одного из главных интересов, объединяющих мужа и жену” (10, 318). Наше исследование подтверждает данный факт: 75% педагогически запущенных подростков отмечают, что наибольшую заинтересованность в их судьбе, внимание к их успехам проявляет мать, и только 10 % подростков называют отца. В контрольной группе - соответственно 83, 3 % и 55 %. Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности, с уровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием общения, и пр. Современная семья характеризуется довольно высоким общеобразовательным уровнем. В большинстве своём родители имеют среднее или среднее специальное образование. В группе же семей педагогически запущенных подростков родители со средним специальным образованием составили 13, 4 %, со средним образованием - 26, 6 % и незаконченным средним образованием - 60 %. В контрольной группе 52, 3 % родителей имеют среднее образование, 26, 4 % - среднее специальное и 21, 3 % - высшее образование. Родители из группы семей педагогически запущенных подростков работают рабочими - 77 %, служащими - 23 %, причем большинство из них занимаются неквалифицированным трудом или трудом средней квалификации, не требующим высокого общеобразовательного уровня (контрольная группа: 66, 6 % - рабочие, 33, 4 % - служащие). Общеобразовательный уровень родителей проявляется в их интересах, запросах, в отношении к своим обязанностям родителей, воспитателей в целом, в нравственно - культурном облике семьи. В семьях педагогически запущенных подростков отсутствуют библиотеки или какое-либо собрание книг. Если они и есть в семье, то это чаще всего разрозненный набор различных изданий, учебной литературы, учебников детей. Это сказывается на формировании общих читательских и познавательных интересов детей и на содержательной стороне общения с ними. Таким образом, структура семьи, её общеобразовательный и нравственно-культурный уровень - важные условия развития личности подростка, а их особенности и своеобразие проявляются в отношениях родителей, в семейном общении. Как отмечается в исследованиях Л. П. Дунаевой, Л. К. Пелипенко, В. Я. Титаренко и др., среди факторов по своей значимости и силе влияния на ребёнка следует выделить отношение радителей друг к другу и отношение их к общественным нормам и ценностям - в них ребёнок черпает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому сверяет свои поступки подросток. Взаимоотношения родителей друг с другом и отношения с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение уточняет отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членов семьи. Если отношения между членами семьи эмоционально положительны, то и семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении, в его коммуникативной плоскости заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении как характера отношении, так и стиля взаимодействия, потому что он направлен не только на эмоции (что характерно для отношений), но и на сознание людей, на оценку их поступков и поведения. В психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к анализу взаимоотношений родителей. Одни исследователи выделяют бесконфликтные и конфликтные отношения родителей в семье, другие - согласованные и несогласованные, но суть этих отношений сводится в конечном итоге к тому, какое воздействие они оказывают на формирование личности ребёнка, как сказываются на системе его отношений с людьми и общении с ними. Психологи и педагоги выделяют несколько видов неправильного воспитания, которые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотношений между родителями и детьми. Так, гипопротекция проявляется в недостатке внимания детям со стороны родителей, крайняя форма гипопротекции - полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к его интересам, потребностям. Ребёнок живёт своей собственной жизнью, до которой нет никому дела. Доминирующая гиперпротекция проступает в мелочной опёке, контроле за каждым шагом ребёнка, постыдной слежке за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведёт, особенно в подростковом возрасте, к протесту, желанию скрыться от родительского контроля. Потворствующая гиперпротекция сводится к вседозволенности, стремлении освободить ребёнка от всех обязанностей, постоянное восхищение его мнимыми талантами и способностями, что ведет к конфликту с окружающими. Эмоциональное отвержение - воспитание по типу “золушки” менее любимого ребёнка в семье, создаёт ощущение или ситуацию его нежелательности в семье. Противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит отношения по принципу потворствующей протекции, а другой по типу эмоционального отвержения. Эти и другие типы взаимоотношений между родителями и детьми приводят к конфликтной ситуации в семье между родителями и детьми или за её пределами между подростками и сверстниками, другими взрослыми, что на фоне особенностей подросткового возраста или акцентуации характера приводит к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних (5; 8; 189 -193).
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |