КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Ольга Вадимовна Сляднева
Учебное издание Ольга Вадимовна Сляднева ОЧЕРКИ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЫ Часть I Редактирование, верстка Л.А. Горячева
Анализ практики воспитательной работы с несовершеннолетними, состояние педагогических процессов в системе образования свидетельствуют о сохраняющихся пока негативных тенденциях в развитии и формировании личности подростков, криминализации межличностных отношений и стихийно-группового общения педагогически запущенных подростков. Нестабильность социально-экономических условий, перманентность экологических катаклизмов и межнациональных конфликтов, неустойчивость общественных отношений наносят ощутимый ущерб процессу полноценного развития личности подрастающего поколения, ведут к девальвации нравственных идеалов и ценностей, деформации морального сознания, росту противоправного поведения молодежи. Вместе с тем последовательная демократизация нашего общества, гуманизация парадигмы общего образования требуют пересмотра подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, к профилактической и коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними, смены административно-карательной концепции в работе с подростками с отклоняющимся поведением на охранно-защитную. Между профилактикой и коррекционно-педагогической работой существует определенная взаимосвязь. Профилактика включает комплекс социально-экономических, административно-правовых, медицинских и психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений норм и правил общественного поведения. В то же время и профилактическая, и коррекционно-педагогическая деятельность предусматривают нормализацию и обогащение отношений подростков с окружающим миром; компенсацию пробелов и недостатков в их духовной сфере; последовательное восстановление положительных качеств личности, получивших наибольшую девиацию; стимулирование и интенсификацию развития положительных качеств личности; накопление и усвоение социально ценного жизненного опыта подростками; формирование у них положительных нравственных привычек и здорового образа жизни. Чтобы профилактическая и коррекционно-педагогическая работа с подростками была результативной, она должна опираться на желание подростков стать лучше, на потребность родителей помочь своим детям измениться, на знания и умения педагогов так организовать учебно-воспитательный процесс и коррекционно-профилактическую работу, чтобы они дали ожидаемый эффект в изменении личности подростка с отклоняющимся поведением. Поэтому, чтобы решить проблему отклоняющегося поведения подростков необходимо четко представлять ее суть, видеть перспективы ее развития, понимать необходимость объединения усилий всех социальных институтов, заинтересованных в скорейшем ее разрешении О том, что трудновоспитуемость и педагогическая запущенность — сложная социально-педагогическая проблема, свидетельствуют многочисленные исследования педагогов, психологов, юристов, медиков, о чем говорят материалы первой главы пособия. Анализируя научные работы, нам хотелось, чтобы у читателей сложилось как можно более полное представление о сути отклоняющегося поведения несовершеннолетних, о теории и практике профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Чтобы преодолеть болезнь, мало знать ее симптомы, необходимо разбираться в ее причинах и ходе протекания. Чтобы вести эффективную коррекционно-педагогическую работу с отклоняющимся поведением педагогически запущенных подростков, необходимо видеть не только ее социально – экономические и психолого-педагогические причины, но и владеть информацией о психобиологических факторах трудновоспитуемости несовершеннолетних, понимать значимость их в преодолении недуга. Этому посвящена вторая глава пособия, где приводятся не только эмпирические данные по проблеме, но и материалы экспериментальной работы. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних сложное, неоднозначное явление и преодоление его состоит не только в ликвидации причин его появления, но и в умелом, превентивно-коррекционном воздействии на личность подростка, с учетом всех ее индивидуальных особенностей, сложностей. В заключительной главе предлагаются пути образовательно-коррекционной работы с несовершеннолетними, дается характеристика специфики этого нового педагогического явления, предлагается накопленный опыт в профилактической и реабилитационной работе с данной категорией детей. Пособие предназначено прежде всего для студентов педагогических вузов и колледжей, но и учитель, социальный педагог, руководитель школы найдет здесь интересный материал, поскольку все, что предлагается автором, было им самим апробировано в работе с подростками. Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социально – педагогическая проблема.
1. 1 Вопросы отклоняющегося поведения молодежи в зарубежной и отечественной литературе.
Проблема воспитания достойного, добропорядочного молодого поколения волновала умы и сердца многих людей на протяжении всего периода развития человеческого общества. Этому вопросу посвящены многие тома художественной и научной литературы, работы известных философов, педагогов, мыслителей. Вместе с тем в огромном потоке общей и специальной литературы можно встретить мысли о том, что благие намерения человечества о воспитании достойной молодежи иногда оказывались тщетными, поскольку поведение, образ жизни некоторых из них вызывал у взрослых огорчения, не вписывался в общепринятые правила, отклонялся от нормы. Такое отклоняющееся поведение становилось предметом пристального внимания не только специалистов, но и тех, кого волновало, кто придет на смену старшему поколению людей. Несколько тысячелетий назад в Древнем Египте и Вавилоне в высказываниях жрецов сквозила неподдельная тревога о молодых людях, об их будущем: “... молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”. В связи с такой ситуацией высказывались опасения о дальнейшем существовании мира: “Наш мир достиг критической стадии. Видимо, конец мира не очень далек”. Но шло время, ситуация повторялась во многих странах и у многих народов. И тогда философы и писатели стали не только констатировать факт необычности поведения молодого поколения, но и пытаться выяснить причины отклоняющегося поведения, выявить его наиболее характерные черты. Начиная от античных философов до современных педагогов и психологов прослеживаются две альтернативных точки зрения на проблему. Одни утверждали, что вся беда в человеческой природе, другие – в его социальном окружении. Подтверждением сего может быть краткий экскурс по произведениям западноевропейских и российских авторов. Целесообразность такого экскурса, на наш взгляд, необходима, чтобы увидеть проблему в динамике, а также подчеркнуть, что она беспокоила людей независимо от общественно – экономической формации, исторического этапа, характера общества, что попытку ее разрешения предпринимало не одно поколение людей. И, следовательно, усилия наших современников могут быть более успешными, если они учтут опыт предыдущих поколений. Так, философы Античности и Древнего Рима убеждали, что “ какими дети рождаются - это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти ” (Плутарх) (13, 107). Развивая эту мысль, Платон (427 – 327г до н. э.) указывал, что, если ребенка “не воспитывать или давать ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля” (1287). “Тупые и неподдающиеся учению умы появляются столь же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало ” (7, 40), – утверждал римский философ Квинтилиан (42 – 118 г н. э.). Как бы подтверждая его мысль, французский мыслитель эпохи Возрождения М. Монтень отмечал: “Трудно преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что вследствие ошибок в выборе правильного пути, зачастую тратят даром труд и время на натаскивание детей в том, чего те как следует усвоить не в состоянии” (10, 70). Немецкий педагог начала 19 века А. Дистервег замечал: “Природа не любит насмешек; время возмездия неминуемо наступит, ничего не оставляет она не отмщенным. Противоестественный и поэтому злой поступок может породить только зло” (5, 355) Мысль о небезнадежности природной предопределенности, желании ее исправить высказывали многие зарубежные мыслители. “Индивид приобретает “дурной характер”, как это принято называть, – писал Р. Оуэн, – когда он рождается с неблагоприятным соотношением элементов своей природы или когда он помещен со дня рождения среди неблагоприятных обстоятельств” (11, 423), а эти обстоятельства могут находиться и в семье, и на улице, и в учебном заведении, где учится ребёнок. Квинтилиан же подчёркивал: “Говорят, что в училищах портится нравственность. Это случается иногда, но она портится и в родительском доме... Если дитя от природы наклонен к дурному, и если об исправлении его не будут заботиться в юные годы, то он найдёт не менее случаев к порокам без училищных товарищей” (7, 41). Демокрит утверждал, что “постоянное общение с дурными развивает дурные задатки” (4, 10). Вместе с тем, каким станет ребенок, зависит во многом от родителей. Английский философ и педагог 17 века Дж. Локк писал: “Так родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус. Ибо когда дети вырастают, вместе с ними вырастают и их дурные привычки” (9, 169). В Российской художественной и психолого-педагогической литературе при анализе и характеристике отклоняющегося поведения молодежи больше уделялось внимание социально – педагогическим условиям, оказывающим негативное влияние на формирование личности ребенка. “Мы не отвергаем, чтобы природа не производила людей, наклонных к пороку, - писал В. Т. Белинский, - но мы, вместе с тем, крепко убеждены, что такие явления возможны как исключение из общего правила и что нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучше. Горе дурным детям! ”(1, 88). Абсолютное большинство отечественных авторов с пониманием и чувством сострадания относились к недостаткам в развития негативных черт характера у детей, их отклоняющегося поведения. “Обычно приписывают самому ребенку все замечаемые у него неблагоприятные явления, говорят даже иногда о врожденной злости, не думая и не подозревая, что качество ребенка является отражением качеств окружающих его лиц”, – утверждал известный русский педагог и врач П. Ф. Лесгафт. И далее он отмечает, что “в громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия” (81, 223). В отечественной литературе 19 века зрела и укреплялась мысль о том, что независимо от причин отклонения в детском поведении: “от дурного ли воспитания, по вине родителей или от случайных обстоятельств... тем не менее, должно вникать в причины их нравственного искажения, если не для оправдания их, то для оправдания истины, – считал В. Г. Белинский, – которая выше всего, даже родителей, и для поучительного примера, в предотвращении таких возмущающих душу явлений” (1, 88). Тем более, – По утверждению Н. Г. Чернышевского, – “... громадное большинство людей, которых старшие называют несовершеннолетними, все-таки сохраняют расположение следовать примеру старших, и, например, пятнадцатилетние юноши вообще стараются подражать примеру своих старших родных или знакомых” (16, 200). В связи с этим Л. Н. Толстой предупреждал: “Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю делать других то, что сам могу сделать, что потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь, тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи, и тысячи таких поступков... и заражается тем или другим в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. И потому все или 0, 999... воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни ” (14, 242). Понятен вывод из данной ситуации, что перед глазами ребенка все время должен стоять положительный пример родителей, родственников, но, с другой стороны, “ребенок, вырастающий среди взрослых без товарищей, – обращал внимание в своих книгах П. Ф. Каптерев, наш известный педагог и психолог, – несчастный ребенок, это рыба, вытащенная из воды и помещенная в другую жидкость, может быть и очень возбуждающую, но не свойственную данному организму. Непрерывное общение дитяти лишь со старшими возрастами вредно для него” (6, 262). Следовательно, более естественными условиями для ребенка в постижении жизненных правил является окружение сверстников, но весь вопрос в том, каких сверстников? “Индивидуальность человеческая, – предупреждал В. Г. Белинский, – по своей природе, не терпит отчуждения и одиночества, жаждет доверенности и сочувствия подобных себе, – и дети сдружаются между собой, составляют род общества, имеющего свои тайны, общими и соединенными силами скрываемые, что никогда до добра не доводит. Это бывает еще опаснее, когда друзья избираются между чужими, и тем более, когда избранный друг старше избравшего: он берет над ним верх, приобретает у него авторитет и передает ему все свои наклонности и привычки, – что же, если они дурны и порочны?” (1, 90). Таким образом, важна направленность детских группировок, характер проведения ими свободного времени. Известный педагог конца 19 начала 20 вв. Водовозова Е. Н. писала: “Большая часть шалостей дурного свойства – непослушание, рассеянность, капризы – происходят от безделья, от слишком большого накопления сил, нуждающихся в исходе. Эти силы постоянно накоплялись и, не находя употребления, производят беспокойство и ищут применение. У детей такое состояние проявляется дурными проказами, драчливостью, забиячеством, порчей необходимых в доме вещей ” (3, 270 – 271). Все вышеперечисленные условия и обстоятельства оставляют след в душе ребенка. Как правильно отмечал русский философ Н. В. Шелгунов, “не охраняя детей от ошибочных восприятий, от вредных фактов, не следя за своим собственным поведением не предупреждая вредных влияний, – мы тем самым формируем ненормальную душу и предоставляем случаю делать то, что должны делать сами. Испорченное не всегда поправляется” (17, 210). Несомненно, длительность и сила негативных влияний углубляют процесс деформации личности ребенка, делают некоторые черты личности труднообратимыми. “Когда ребенок начинает уже хитрить, обманывать себя и наставника, – подчеркивал К. Д. Ушинский, – начинает играть роль перед самим собою и перед другими, когда душа его раздвоится – тогда воспитанию предстоит уже многое исправлять ” (15, 169). А процесс переделки, сложный процесс, он должен быть эффективным и конструктивным. Ибо “истребление дурного без наполнения хорошим – бесплодно, – говорил В. Г. Белинский, – это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется – пустотою же: выгоните одну, явится другая... ” (1, 96). Осуждая пути предупреждения вредных привычек, их исправления, коррекции авторы выступают против принудительных мер “предотвращения вреда”, так как “не годиться предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного. Принуждение, – считает Н. Г. Чернышевский, – по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказуемому, оно портит его характер, возбуждая в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними” (16, 201). В устах П. Ф. Лесгафта эта мысль звучит таким образом: “Злым ребенок будет только тогда, когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдой. Лень у него является, когда его насильственно заставляют производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу, сильно угнетающую его однообразием, утомительными действиями” (8, 230). Таким образом, мы видим, что проблема отклоняющегося поведения вызывала интерес не только у специалистов, а у всех тех, кому небезразлично будущее человечества, кто так или иначе заинтересован в воспитании физически и нравственно здорового поколения, кто задумывался над исправлениями, корректировкой отклонений в развитии и формировании личности ребенка. (1) Поэтому задача современных исследователей и воспитателей как можно глубже и внимательнее изучать то, что открыто нашими предшественниками, выбирать из их опыта рациональные зерна и в оценке, и в характеристике явления, использовать их идеи в процессе организации профилактической или коррекционной работы с несовершеннолетними, имеющими отклонения в развитии и поведении. _____________________________ 1. Примечание автора: Хрестоматию по истории зарубежной педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Сост. А. И. Пискунов. - 2-е изд. - М. 1981 и книгу: Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Н. И. Монахов -3-е изд. - М., 1982 мы использовали для оперативного обращения к мыслям великих педагогов, для формирования и закрепления навыка работы с первоисточниками и для того, чтобы подчеркнуть мысль о важности обращения пед, опыту предшествующих поколений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Почему отклонение в поведении подрастающего поколения вызывало и вызывает беспокойство на всем протяжении развития человеческого общества? 2. Каких две тенденции в оценке и характеристике отклоняющегося поведения несовершеннолетних существуют в психолого-педагогической литературе? 3. Есть ли отличие и в чем оно проявляется при характеристике отклоняющегося поведения в российской и европейской литературе? 4. Назовите основные идеи в высказываниях авторов, говорящих об исправлении недостатков в поведении молодежи.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Белинский В. Г. О детских книгах. // Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Монахов Н. И. - 3 – е изд. – М., 1982. - с. 85-96 2. Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания. //Там же- с. 275-279. 3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста. //Там же- с. 269-274. 4. Демокрит. Фрагменты о воспитании. //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М., 1981. С. 9-10. 5. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. //Там же- с. 353-415. 6. Каптерев П. Ф. Задачи и основы семейного воспитания. // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М., 1982. -с. 257-264. 7. Квинтилиан М. О воспитании оратора. //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. – М., 1981. -с. 39-45. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М., 1982. -с. 222-241. 9. Локк Дж. Мысли о воспитании. //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - с. 163-194. 10. Монтень М. Опыты. // //Там же- с. 70-75. 11. Оуэн Р. Опыты об образовании человеческого характера. //Там же- с. 416-422. 12. Платон. О законах. //Там же- с. 19-20. 13. Плутарх. Из книги Коменского Я. А. Великая дидактика. //Там же- с. 80-160. 14. Толстой Л. Н. Письмо к неизвестной. //Умом и сердцем: Мысли о воспитании. - с. 242-243. 15. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова. //Там же- с. 169-170. 16. Чернышевский Н. Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории. //Там же- с. 199-202. 17. Шелгунов Н. В. Письма о воспитании. //Там же- с. 206-221.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |