Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Современный менеджмент отражает процессы, происходящие на разных уровнях управленческой иерархии - от предприятия до национальной экономики в целом




 

Современный менеджмент отражает процессы, происходящие на разных уровнях управленческой иерархии - от предприятия до национальной экономики в целом. В зависимости от сферы применения и функциональной направленности широкое распространение получили специальные формы менеджмента. Такие, в частности, как финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, инвестиционный менеджмент. Но независимо от уровня, формы и области применения менеджмент имеет общие, фундаментальные основы, которые необходимо знать. Именно этому - характеристике общих основ менеджмента и посвящен настоящий учебник.

Авторский коллектив в качестве основной цели поставил перед собой формирование современных систематизированных и глубоких знаний о процессах менеджмента. Это предопределило структуру учебника и логику изложения материала. Прежде всего рассматриваются методологические основы менеджмента, связанные с выяснением природы данного явления и закономерностей его развития. На этой основе в дальнейшем дается развернутый анализ основных функций менеджмента. Поскольку менеджмент всегда персонифицирован, связан с деятельностью конкретных людей- менеджеров, то в качестве отдельного раздела учебника рассматриваются вопросы об основных аспектах работы менеджера. Поскольку в каждой стране менеджмент имеет свою специфику, то возникает необходимость в анализе его национальных особенностей. Данный аспект также нашел отражение.

В настоящее время имеется достаточно большое количество учебной литературы по менеджменту. В отличие от других изданий учебник имеет следующие особенности. Во-первых, он включает в себя, наряду с теоретическими и практическими материалами, задания для проведения активных форм занятий в виде тестов, кроссвордов, деловых игр, кейсов. Во-вторых, в учебнике особое внимание уделяется внешнеэкономическим аспектам развития менеджмента. В-третьих, - стиль изложения. Авторы стремились к тому, чтобы современные, достаточно сложные, проблемы менеджмента были изложены просто и доходчиво.

Учебник предназначен прежде всего для студентов высших учебных заведений, изучающих проблемы экономики и управления. Он может быть полезен для преподавателей и аспирантов, а также для практиков-руководителей и бизнесменов. По содержанию учебник построен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности “менеджмент организаций”.

Издание подготовлено авторским коллективом Всероссийской академии внешней торговли. Проблемы менеджмента, рассматриваемые в учебнике на протяжении ряда лет, излагались студентам и слушателям Академии по соответствующим программам. Надеемся, что предлагаемый учебник окажется полезным пособием для читателя.

 

Заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Всероссийской академии внешней торговли, доктор экономических наук, профессор В.И.Королев

 

 


Раздел I. Методологические основы менеджмента

Глава 1. Содержание менеджмента и его особенности

Менеджмент и управление

Приступая к рассмотрению вопросов менеджмента следует в первую очередь остановиться на понятийном аппарате. Что такое менеджмент, можно ли говорить, что менеджмент и управление - одно и тоже или это не тождественные понятия, какие категории менеджмента используются в теории и в практической деятельности – вот те вопросы, ответ на которые необходимо получить прежде всего.

Понятие “менеджмент” выражает различные социально-экономические процессы. Можно говорить о таких его аспектах, как о системе производственных отношений, об области научных исследований, социальном положении и ранге и многих других. Многогранность находит свое выражение и в различных формах проявления данного процесса. Выделяют, в частности, такие функциональные виды менеджмента, как стратегический менеджмент, производственный менеджмент, инвестиционный менеджмент, финансовый менеджмент. Но какой бы не была особая форма, они имеют общую основу, выражаемую понятием “менеджмент”. В свое время в классической научной литературеобращалось внимание на то, что исследователь, который берется за решение частных вопросов, не рассмотрев предварительно общих вопросов, будет на каждом шагу сталкиваться с этими общими вопросами. Именно об этой общей основе, применительно к нашему предмету исследования, и будет идти речь в дальнейшем.

В современной учебной и научной литературе по менеджменту нет единого, общепринятого определения данного понятия. Тем не менее основные признаки, на которые обращается внимание, как правило, являются общими. Таким признаком является прежде всего управление (не случайно английская интерпретация “meneqenent” означает управление, заведование, организация). Но этого недостаточно. Дело в том, что менеджмент не существует вообще, абстрактно. Он всегда связан с организацией в широком смысле этого слова: предприятием, корпорацией, учреждением и т.п. Следует принимать во внимание и еще одно условие. Ни одна организация не существует бесцельно. Когда мы говорим о менеджменте применительно к организации, то необходимо учитывать такой фактор, как целенаправленность. Исходя из указанных основных признаков можно дать следующее определение. Менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.

Если объектом менеджмента является организация, то к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры могут выполнять различные функции. В зависимости от обязанностей можно говорить о таких специальностях, как менеджер по производству, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по работе с персоналом и т.п. Но какими бы ни были менеджеры, все они решают общую задачу. Такой задачей является получение максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Будучи объединенными общностью стратегических целей и задач, менеджеры вносят различный вклад в их достижение в зависимости от занимаемой должности и степени ответственности. В организациях обычно выделяют три уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена. Необходимо принимать во внимание также то, что обязанности менеджера и, соответственно, мера ответственности зависят от особенностей деятельности. Есть менеджеры, которые отвечают за общие результаты работы организации и её стратегическое развитие. Выделяют также так называемых линейных менеджеров, управляющие определенными видами ресурсов. В том случае, когда менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой деятельности, говорят о функциональных менеджерах.

Говоря о менеджменте, необходимо обратить внимание на его соотношение с управлением. Это связано с разными подходами к данным понятиям. В одних случаях их считают идентичными, ссылаясь при этом на английскую транскрипцию понятия “manaqement”. В других, напротив, считают, что эти явления необходимо различать. Конечно, с практической точки зрения данный вопрос не является принципиальным. Но если мы стремимся подходить к менеджменту со строго научных позиций, то понятийный аппарат нельзя рассматривать как несущественный момент.

Что собой представляет управление как таковое? Это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры и достижение целей. В более узком смысле, применительно к хозяйственной сфере, управление рассматривается прежде всего как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых является субъектом управления, а второй – объектом управления. Субъект управления на основе информации о внешней среде и имеющихся ресурсов оказывает воздействие на объект управления. Связь имеет не только прямой, но и обратный характер (Рис.1.1).

 

 


Рис.1.1.Взаимосвязь субъекта и объекта управления


В процессе взаимодействия субъект и объект управления могут совпадать. Например, на предприятии генеральный директор выступает в качестве субъекта управления по отношению к руководителям структурных подразделений. Но если рассматривать руководителей служб по их взаимоотношениям с персоналом данных подразделений, то они уже будут не как объект, а как субъект управления.

Менеджмент и управление – взаимосвязанные понятия. В чем это выражается? Прежде всего управление - это основа, на которой возник менеджмент. Управление имеет многовековую историю. На определенном этапе, а именно, в конце XIX- начале XX столетия, развитие управления привело к появлению менеджмента. В этот период времени стали возникать и быстро распространяться в США и в других странах акционерные компании. В данных предприятиях происходило расщепление капитала на капитал – собственность и капитал – функцию. Собственники компаний все чаще нанимали особых работников – управленцев, которые явились прообразом будущих менеджеров

Единство менеджмента и управления состоит также в многогранности этих понятий. В менеджменте как системе можно выделить три грани:

- менеджмент – это отношения между людьми в процессе их совместной деятельности;

- менеджмент – это воздействие субъекта на объект управления;

- менеджмент – это механизм достижения целей.

Если рассматривать управление, то в нем также можно выделить целый ряд аспектов, граней, во многом близких или совпадающих с менеджментом. К ним относятся следующие:

- управление - один из видов человеческой деятельности;

- управление как искусство – способность эффективно применять накопленный опыт на практике;

- управление как функция- выделение деятельности по управлению в особую трудовую функцию;

- управление как процесс – создание специального аппарата (органа) по воздействию на исполнителей для достижения намеченных целей.

Нельзя не сказать и о таком аспекте взаимодействия менеджмента и управления, как наличие ряда общих принципов. В частности, к их числу относятся координация, системность, целенаправленность. Да и сам объект в менеджменте и в управлении является общим, в качестве которого выступает организация, представляющая собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие.

В то же время менеджмент имеет ряд особенностей, которые не позволяют однозначно говорить о его единстве с управлением. Выделим наиболее важные из особенностей.

Управление – более широкое понятие, чем менеджмент. Термин “менеджмент” обычно употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как управление охватывает различные сферы общественной деятельности. Например, государственное управление, общественное управление, управление войсками. Не делать различий между менеджментом и управлением в широком смысле слова некорректно.

Необходимо учитывать также исторические и социально- политические особенности. Менеджмент, как об этом уже говорилось, возникает на определенном этапе развития управления. В нашей стране после 1917 года до начала 90-х годов широко использовались различные формы хозяйственного управления, но не было менеджмента как такового. Менеджмент рассматривался как один из инструментов усиления эксплуатации трудящихся масс и обогащения господствующих классов. Поскольку социализм как общественный строй был несовместим с эксплуатацией человека человеком, то менеджмент как таковой отвергался. Это, конечно, не означало, что не изучался западный опыт управления. Он не только изучался, но и использовался. Достаточно назвать хотя бы широкое применение “тейлоризма” в промышленности в начале 20-х годов или привлечение американских специалистов в годы индустриализации. Однако в целом менеджмент критиковался и отвергался. Была и другая причина невозможности менеджмента. Директивная система хозяйствования ограничивалась самостоятельность предприятий, которые должны были выполнять планы спущенные сверху. Тогда как менеджмент основывается на инициативе и самостоятельности.

Менеджмент по-особому подходит к развитию организации. В обычном управлении основная задача руководителя сводится к тому, чтобы соединить факторы производства в едином процессе. Здесь наблюдается в определенной мере механический подход. Разумеется, обращается внимание на то, чтобы средства производства и работники соответствовали друг другу (например, квалификация персонала и уровень технологии). Но общий технократический подход остается. В менеджменте, особенно после появления школы “человеческих отношений”, организация рассматривается прежде всего как социальная система, то есть система отношений между людьми. В связи с этим возникают новые задачи. Такие, в частности, как выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимого условия мобилизации коллективных усилий, создание формальных и неформальных коллективов.

Особенности менеджмента связаны со спецификой задач и проблем, которые приходится решать. Назовем в качестве примера две из проблем. Первая связана с необходимостью построения системы. Имеется в виду задача наведения порядка из хаоса или создание нового порядка, качественно превосходящего прежний порядок. На важность руководителя в координации действий подчиненных обращалось внимание уже давно. К примеру, у непопулярных ныне классиков марксизма-ленинизма можно встретить немало иллюстраций на сей счет. У К.Маркса в одной из работ приводится следующий эпизод. На неприятельскую крепость наступают два эскадрона всадников по 100 человек в каждом. В одном из них есть командир, другой эскадрон наступает сам по себе. И хотя численность кавалеристов в обоих случаях одна и та же, сила удара эскадрона, имеющего командира, будет несравненно выше, поскольку действия всех согласовываются и координируются.

Другая проблема связана с необходимостью оптимального сочетания текущих и перспективных задач. Суть ее в том, чтобы повседневные задачи и интересы, в которых заинтересован персонал предприятия, не приходили в противоречие с долговременными задачами.

С проблемой гармонизации текущих и перспективных задач приходится сталкиваться многим предприятиям. Особую остроту ей придавал начальный период переход к рыночной экономике, проводимой в нашей стране в 90-е годы. В конце 80 – х - начале 90-х годов у нас стала быстро распространяться новая для того периода времени форма хозяйствования предприятий – аренда. Одно из таких предприятий – станкоинструментальный завод “Заолит” начал использовать аренду с 1990г. Работники механического цеха взяли в аренду оборудование и помещение, заключив соответствующий договор с администрацией. По условиям договора коллектив был обязан платить арендную плату, ряд других платежей, а остальные средства оставались в собственном распоряжении. Через несколько лет работы к 1994г. образовался весьма значительный фонд накопления. Руководитель цеха на общем собрании предложил обсудить вопрос о том, куда направить имеющиеся средства. Было предложено два варианта: 1)основную часть средств направить на рост заработной платы, которая должна была возрасти в 3-4 раза; 2) основную часть средств направить на приобретение новой импортной технологии взамен изношенного оборудования, а оставшиеся средства – на заработную плату. Расчеты показывали, что при втором варианте ожидаемый рост прибыли позволял бы ежегодно осуществлять рост заработной платы. Тем не менее большинство членов коллектива считали, что следует пойти по первому варианту, объясняя это ростом цен. От руководителя потребовалось немало времени, чтобы доказать преимущества второго пути.

К числу особенностей менеджмента следует отнести и то, что менеджер не обязательно руководитель. Он может выполнять свои функциональные обязанности самостоятельно (например, менеджер по рекламе), не имея подчиненных.

Таким образом, менеджмент следует рассматривать как особую форму управления, имеющую целый ряд специфических особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.