Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические предпосылки зарождения науки




Кроссворд

Ответы на тесты

 

1.г

2. г

3. в

4. а – организация; б – контроль; в – планирование;

г – мотивация; д – координация.

5. г

По горизонтали

1. Конкуренция.

3. Субъект.

7. Коммерция.

8. Элемент.

9. Работник.

10. Метод.

По вертикали

2. Объект.

4. Коммивояжер.

5. Принцип.

6.Механизм.

 


Глава 2. Возникновение и развитие науки управления

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:

· оборонительной - защита от диких зверей и врагов;

· политической - установление и поддержание порядка в группе;

· экономической - производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., свидетельствуют не только о высочайшей культуре древних египтян, но и о управленческом искусстве. Достаточно сказать, что в строительстве такого сооружения было занято свыше 100 тысяч человек и оно длилось 20 и более лет.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 до н. э.) создал свод законов управле­ния государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридиче­ские нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответствен­ности.

Ассирийский царь Навуходоносор II (604—562 до н. э.) разработал и внедрил сис­тему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохрани­лищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались еже­дневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить сроки их нахожде­ния в производстве или на хранении.

В 500 г. до н. э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

Платон (427-347 до н. э.) одним из пер­вых высказал научные идеи о разделении труда. Он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Каменщик не должен затачивать сам свой инструмент. В управлении обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он выделил два вида надзора: тиранический, основанный на силе, и политический, мягкий.

Сократ (469—399 до н. э.), анализируя обязанности промыш­ленника, торговца, военачальника, показал, что они у всех одинако­вы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний.

Таким образом, он рассматривает управление как особую сферу человеческой деятельности и формулирует идею об универсальном характере управления.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Поэтому в 284 г. до н. э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою очередь, в 4 географических региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

Также интересны идеи в области управления, выдвинутые на Древнем Востоке. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра», опубликованного в IV-III в. до н. э., видно, что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой».

Все эти примеры из прошлого свидетельствуют о том, что организации существуют уже на протяжении многих тысячелетий, и столько же времени существует менедж­мент. Вместе с тем, только в последние нескольких веков, и в особенности в XX веке, начали проводиться систематические исследования проблем менеджмента, он офор­мился как отрасль знаний и стал формально изучаемой научной дисциплиной. Важнейшими стимулами для дальнейшего изучения проблем управления особую роль сыграли два зна­чительных исторических события.

Первым событием стало издание в 1776 году Ада­мом Смитом классического экономиче­ского труда «Богатство наций», в котором он описал экономические преимущества, ко­торые организации и общество получат в результате разделения труда. На примере промышленного производства булавок А. Смит описал, что 10 работников, из которых каждый выполняет свою конкретную задачу, могут выпускать около 48 тысяч булавок в день. При этом, если бы каждый человек работал отдельно и должен был бы сам вытягивать проволоку, сгибать и обрезать ее, заострять булавку, спаи­вать и закреплять, он ежедневно сделал бы 10 булавок.

На этом основании исследователь сделал вывод, что разделение труда повышает его производительность, развивает навыки и повышает ловкость каждого рабочего, экономит время, которое обычно теряется при переключении с одной операции на другую, и способствует созданию нового оборудования и внедрению новаторских идей для экономии затрат на материалы и рабочую силу.

Вторым и, возможно, более важным событием, повлиявшим на развитие теории и практики менеджмента в XX веке, стала промышленная революция.

Начавшись в XVIII столетии в Великобритании, революция вскоре пересекла Ат­лантику и к концу Гражданской войны достигла берегов Америки. Ее основным достижением стала замена ручного труда машинным, что, в свою очередь, сделало экономически выгодным производство товаров не отдельными семьями, а в фабричных условиях. А управление крупными производственными предприятиями, на которых использовалось сложное оборудова­ние, требовало определенных управленческих навыков. Менеджеры были необходимы, чтобы предсказывать изменения спроса, обеспечивать наличие достаточ­ного количества сырья и других вводимых ресурсов для выпуска продукции, распре­делять рабочие задания, руководить ежедневной деятельностью, координировать вы­полнение разных операций, обеспечивать надлежащее состояние машин и механиз­мов и выполнение рабочих стандартов, находить рынки сбыта для готовых товаров и т.д. Когда на владельца фабрики работали сотни работников, регулярно получающих зарплату, стало важно обеспечивать их постоянную занятость. Таким образом, плани­рование, организация, руководство и контроль стали совершенно необходимыми.

Зарождению и развитию крупных корпораций способствовало также появление мощных машин, возникновение массового производства, сокращение затрат на транспортировку, быстрое расширение сети железных дорог и практически полное от­сутствие государственного регулирования.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, власть которого над рабочими была по существу неограниченной - от определения производственных заданий до приема, перемещения и увольнения работников. Задача индустриального управления состояла в том, чтобы добиться высокой отдачи от труда рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

В 1813 г. английский ученый Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфакту­рами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внима­ния «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам».

В 1800-1828 гг. Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик, провел широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходи­мости по доступным ценам.

На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начи­ная с которого дети могли привлекаться к труду, в рабочих поселках открыты школы.

При этом Оуэном руководило не только стремление к благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет повысить таким способом про­изводительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы мораль­ного стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные — у лучших рабочих, зеленые — у средних, а желтые — у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не при­бегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были крас­ные ленты, т. е. нормы перевыполнялись всеми работниками.

На практике Оуэн опробовал идею социального парт­нерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столе­тия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретате­лем первой вычислительной машины Ч. Бэббиджем. Он родился в 1792 г. в семье банкира и в 1828 г. стал профессором математики в Кембридже. Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и соста­вил перечень положительных моментов специализации. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж помес­тил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой в мире публикацией в области научного управления.

Англичанин Р. Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного произ­водства и ввел иерархический принцип его организации. В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индуст­риальным управлением или, говоря современным языком, организацией произ­водства.

Одновременно он сформулировал «Дисциплинарный кодекс» в виде совокуп­ности штрафных санкций (в основном вычетов из заработной платы) за различные нарушения, фиксируемые в специальной книге.

Джон Д. Рокфеллер (нефтедобывающая промышленность), Эндрю Карнеги (сталелитейная промышленность) и другие предприниматели создали огромные кор­порации, которые требовали формальных методов управления. Появилась потреб­ность в официальной теории, на основе которой можно было бы готовить менеджеров к управлению организациями. Однако первый серьезный шаг к разработке такой тео­рии был сделан только в начале 1900-х годов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.