![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ внутренней среды
Организация как сложная, целостная, социально-экономическая система, имеющая выход (результаты деятельности), вход (связь с внешней средой), представляет собой совокупность элементов (подсистем), которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде материального потока (сырья и материалов, людей, оборудования, капитала), энергии и информации, которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты деятельности, которые затем передаются во внешнюю среду, например, в форме товара, рис.6.1: Внешняя среда косвенного и прямого воздействия
![]() поток энергия результат
Рис.6.1. Организация как система
Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой организации и процессов её функционирования. И внешняя и внутренняя среда находятся в постоянной динамике; в окружении всегда происходит что-то новое, на что надо реагировать. Рынок – постоянно меняющаяся внешняя среда: колебания цен, курсов валют, процентных ставок, объёмов продаж. Внутренняя среда является не менее динамичной – меняется техника и технологии, товарные и финансовые потоки, движение кадров и др. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создаёт для неё благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создаёт дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно действовать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на её пути в будущем в виде внешних ограничений и внутренних слабостей, и то, какие новые возможности могут открыться для неё, опираясь на внутренний потенциал. Для устойчивого управления организацией руководство должно иметь достоверное, глубокое представление о внутренней среде организации. Анализ служит отправной точкой выявления факторов и причин, их обусловивших. Анализ, analisis, греч. - способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на: - мыслимом или реальном разложении изучаемого объекта на составные части, элементы, присущие этому объекту, - их исследовании, изучении во всем многообразии связей и зависимостей. Цель анализа - получение параметров, дающих объективную и точную картину (характеристику) всей финансово-хозяйственной и др. деятельности организации, познать её элементный состав. Результаты анализа составляют информационную базу построения эффективной системы последующего управления, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, разработки коммерческой, производственной и финансовой стратегии организации и поиска путей их достижения. На основании результатов анализа осуществляются все последующие функции управления организации - прогнозирование, принятие решения, планирование. Перечень задач анализа определяется исходя из задач функционирования организации: · оценка соответствия деятельности организации учредительным документам; · определение законности, целесообразности и эффективности проводимых коммерческих, финансово - хозяйственных операций, выполнения бизнес-планов и бизнес-процессов, в соответствии с целями, стратегией, утвержденными нормами, нормативами и сметами; · выявление основных, наиболее значимых объективных и субъективных факторов, влияющих на результаты деятельности, вызвавших изменения в экономическом положении (факторный анализ): определение «узких» мест производства, продаж, снабжения и др.; измерение степени (силы) их воздействия; · выявление взаимосвязей факторов влияния и результатов, выявление закономерностей, динамики и тенденций развития организации на исследуемый период (факторное объяснение); · выявление и измерение внутренних текущих и перспективных резервов на всех стадиях производственного процесса, жизненного цикла организации, в различных сферах деятельности; повышения эффективности всей деятельности; обобщение передового опыта и выработка предложений по его использованию в практике данной организации. Анализ внутренней среды организации – это, по сути её самодиагностика, проводимая самими менеджерами (иногда с помощью консультантов). Процесс осуществления комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, её сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем,диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием (анализом). Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации. Такая «самодиагностика» должна охватывать все основные направления ее деятельности и проводиться с определенной периодичностью. В обследование входят такие функции, как маркетинг, производство, финансы и бухгалтерский учет, человеческие ресурсы, культура и образ организации, процессы управления. Широкое распространение для анализа внутренней среды организации получили следующие методы и методики: 1. Метод «пяти М» декларирует, что внутреннее пространство организации может разбиваться на множество элементов. Но фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками», ключевыми компетенциями. У каждой организации есть свой комплекс критических точек. Он зависит от величины организации, характера её деятельности, выбранных ею целей и т.д. Вариант разбиения на 5 элементов,рис.6.2.
Рис.6.2. Краеугольные «камни» фирмы (5М) 2. Модель McKinsey «7 S». Организация рассматривается как структура, как единое целое, состоящая из 7 элементов, названия которых в английском языке начинаются с буквы "S": "стратегия", "структура", "система управления", "персонал", "квалификация сотрудников" и "организационные ценности", рис.6.3.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Рис. 6.3. Модель (концепция) организации "7-S" 3. Модель шести ячеек - концептуальная схема организационной диагностики управленческой, административной, научной или консультационной деятельности. 4. Модель «5Р» маркетингового комплекса (маркетинг-микс) – это набор маркетинговых инструментов, которые используются организацией для решения маркетинговых задач на целевом рынке. Предполагает рассматривать систему управления маркетинга по элементам: товар—цена—покупатель—продажи—реклама как интегральное действие, обеспечивающее возможность получения синергетического эффекта от использования маркетинга, рис.6.4.
рынок товар цена продвижение товара place product price promotion Рис.6.4. Модель «5Р» маркетинга 5. Метод SWOT анализа - систематический комплексный анализ факторов внешней и внутренней среды, диагностики их влияния на положение и результаты деятельности организации. Разновидность экспертного метода управленческого обследования, основанного на дихотомической процедуре разбиение множества рассматриваемых факторов на два непересекающихся класса, две взаимоисключающие части - на благоприятные и неблагоприятные: угрозы и возможности внешней среды и сильные и слабые стороны организации. Совместное изучение внешней и внутренней среды, установление связей между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями внешней среды: - снижает неопределённость (энтропию) системы «организация - внешняя среда» за счёт описания ситуации крупным мазком. - позволяет получить структурированное информационное поле, - помогает стратегически ориентироваться и принимать решение. 6. Метод SNW – анализа предполагает разбиение анализируемой области на 3 категории: S – сильную сторону, N – нейтральную позицию, N eutral, (среднерыночное состояние), W – слабую сторону. 7. Метод анти-SWOT заключается в том, что проводится анализ последствий не выполнения намеченных направлений действий, указанных в сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах. Шаги и технология остаются прежними, но меняются вопросы, которые необходимо задать при формулировании мероприятий на пересечении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами. Например, как усиление угроз снизит сильную сторону или не позволят использовать сильные стороны, усилят слабые стороны организации. Проведение анализа в рамках анти-SWOT позволит сформировать план мер по антикризисному управлению организации. 8. Матричные методы Бостонской консалтинговой группы (БКГ), группы McKinsey, матрицы И. Ансоффа, товарно-рыночных комбинаций (ТРК) по модели «товар/рынок». Применяются и другие, достаточно конструктивные методы и методики. 9. Методы экономического анализа: расчёт абсолютных и относительных величин, статистических показателей, группировок, факторный, функционально-стоимостной анализ. Графические (графо-аналитические), сетевые методы (СПУ, IDEF, МКП, ПЕРТ, сети Петри и их модификации).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |