Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции (направления деятельности) органов прокуратуры 2 страница




а) в Генеральной прокуратуре РФ — начальников глав­ных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по осо­бым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и проку­роров главных управлений, управлений и отделов и их по­мощников.

Назначение работников на иные должности может про­изводиться заместителями Генерального прокурора РФ;

б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. На должности прокуроров субъектов РФ, при­равненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следовате­лем не менее пяти лет;

в) заместителей прокуроров субъектов РФ и приравнен­ных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров. На должности прокурора города, района, при­равненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следовате­лем не менее трех лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним про­куроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководя­щих должностях в органах государственной власти;

д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуро­ры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, стар­ших помощников и помощников прокуроров.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним про­куроры назначают на должность и освобождают от долж­ности работников, не занимающих должности прокуроров (ст. 40.5 Закона о прокуратуре).

Для определения соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работ­ников, укрепления служебной дисциплины проводится их аттестация.

Аттестации подлежат прокурорские работники, име­ющие классные чины либо занимающие должности, по ко­торым предусмотрено присвоение классных чинов.

Порядок и сроки проведения аттестации устанавливают­ся Генеральным прокурором РФ.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Гене­ральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

Порядок присвоения классных чинов определяется По­ложением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ (ст. 41 Закона о прокура­туре).

Прокурорским работникам выдается служебное удо­стоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность, а также его право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специ­альных средств, иные права и полномочия, предоставлен­ные прокурорам Законом о прокуратуре (ст. 41.1 Закона о прокуратуре).

На каждого прокурорского работника заводится личное дело, которое содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях про­куратуры, повышении квалификации.

Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором РФ (ст. 41.2 За­кона о прокуратуре).

Для прокурорских работников предусматривается ноше­ние форменного обмундирования, которым они обеспечи­ваются в порядке и по нормам, установленным Правитель­ством РФ.

В случае участия прокурорского работника в рассмо­трении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирова­ния обязательно.

Закон о прокуратуре устанавливает порядок примене­ния поощрений и наложения взысканий, особый порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр их вещей и используемого ими транс­порта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности дру­гих лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 Закона о прокуратуре).

Статья 48 Закона о прокуратуре регламентирует вопро­сы кадров органов военной прокуратуры. Военными про­курорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, посту­пившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям Закона о прокуратуре.

По решению Генерального прокурора РФ или с его со­гласия на должности военных прокуроров могут быть на­значены гражданские лица.

Военные прокуроры назначаются на должность и осво­бождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ.

Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Гене­ральным прокурором РФ.

Иные прокуроры Главной военной прокуратуры назна­чаются на должность и освобождаются от должности Глав­ным военным прокурором.

Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и ни­жестоящих прокуратурах.

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обя­занности и военной службе» и обладают правами и социаль­ными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре.

На военнослужащих органов военной прокуратуры рас­пространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицин­ское, другие виды обеспечения военнослужащих (ст. 49 За­кона о прокуратуре).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Определите место прокуратуры в системе ветвей государ­ственной власти.

2. Назовите характерные признаки, выделяющие прокуратуру из системы органов контроля и надзора.

3. Раскройте систему органов прокуратуры.

4. Рассмотрите территориальные и специализированные орга­ны прокуратуры, нарисуйте схему.

5. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

6. Назовите и охарактеризуйте функции (основные направле­ния деятельности) прокуратуры.

7. Охарактеризуйте полномочия руководителей прокурорских органов при назначении ими на должность прокурорских работни­ков.

 

Рекомендуемая литература

1. Бессарабов, В. Г. Прокуратура и контрольные органы зару­бежных стран. — М., 2000.

2. Бессарабов, В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Катаев. — М.: Городец, 2007.

3. Буянский, С. Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. — М., 2006.

4. Гошуляк, В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в консти­туционном праве России. — М., 2005.

5. Додонов, В. Н. Прокуратуры зарубежных стран. — М., 2006.

6. Додонов, В. Н. Прокуратура в России и за рубежом / В. Н. До­донов, В. Е. Крутских. — М., 2001.

7. Коршунова, Н. М. Защита прокурором в гражданском судо­производстве прав граждан при реализации национальных про­ектов. - М., 2010.

8. Рохлин, В. И. Прокурорский надзор и государственный кон­троль. - СПб., 2003.

9. Тетюев, С. В. Законодательство о прокуратуре и направле­ниях ее деятельности. — М.: Юрлитинформ, 2010.

10. Щерба, С. П. Прокуратура в странах СНГ. Правовой статус, функции, полномочия / С. П. Щерба, Т. А. Решетникова, О. А. Зай­цев. - М., 2007.

 

ГЛАВА 13 ОРГАНЫ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятель­ности, круг органов, ее осуществляющих, виды оперативно-розыскных мероприятий; формы предварительного расследования преступлений; круг органов дознания и их компетенцию; круг органов предварительного следствия и их компетенцию;

уметь: оперировать юридическими категориями: «оперативно-розыск­ная деятельность», «оперативно-розыскные мероприятия», «предваритель­ное расследование преступлений», «подследственность», «предварительное следствие», «дознание», «следственные действия», «следователь», «до­знаватель», «обвинительное заключение», «обвинительный акт»; показать общие черты и различая между дознанием и предварительным следствием; анализировать и толковать правовые нормы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного след­ствия; решать задачи по данной теме курса;

владеть: юридической терминологией, принятой для характеристи­ки оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия; навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предва­рительного следствия; навыками анализа правоприменительной и право­охранительной практики, касающейся оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия; навыками разрешения правовых проблем и коллизий в сфере осуществления оперативно-розыскной дея­тельности, дознания и предварительного следствия.

 

13.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их виды и задачи

С принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее в этой главе — Закон об ОРД) оперативно-розыскная деятельность была при­знана самостоятельной функцией уголовной юстиции и элементом уголовной политики государства при решении правоохранительных задач.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятель­ности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномочен­ных на то указанным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных меро­приятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения без­опасности общества и государства от преступных посяга­тельств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголов­ного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, воен­ной, экономической или экологической безопасности Рос­сийской Федерации;

— установление имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 Закона об ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а так­же на принципах конспирации, сочетания гласных и не­гласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД). ;

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, Закон об ОРД, другие феде­ральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государ­ственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-ро­зыскную деятельность, издают в пределах своих полномо­чий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведе­ния оперативно-розыскных мероприятий.

Органы (должностные лица), осуществляющие опера­тивно-розыскную деятельность, при проведении оператив­но-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблю­дение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновен­ность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыск­ной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельно­сти проводятся следующие оперативно-розыскные меро­приятия:

— опрос;

— наведение справок;

— сбор образцов для сравнительного исследования;

— проверочная закупка;

— исследование предметов и документов;

— наблюдение;

— отождествление личности;

— обследование помещений, зданий, сооружений, участ­ков местности и транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи;

— оперативное внедрение;

— контролируемая поставка;

— оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных меро­приятий может быть изменен или дополнен только феде­ральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудио­запись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с кон­тролем почтовых отправлений, телеграфных и иных со­общений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собствен­ности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с техни­ческих каналов связи, проводятся с использованием опе­ративно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ в порядке, определяемом межведомствен­ными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность1.

Должностные лица органов, осуществляющих оператив­но-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граж­дан с их согласия на гласной и негласной основе.

Законом об ОРД предусмотрены условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. В частности, про­слушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В соответствии со ст. 23 Конституции РФ, предусмо­тревшей ограничение тайны переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только на основании судебного решения, Законом об ОРД уста­новлены основания и порядок судебного рассмотрения ма­териалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты оперативно-розыскной деятельности мо­гут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оператив­но-розыскных мероприятий по выявлению, предупрежде­нию, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывших­ся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имуще­ства, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претенду­ющим на должность судьи, предусмотренных федеральны­ми законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголов-

1 Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядоче­нии организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с ис­пользованием технических средств».

 

ного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессу­ального законодательства РФ, регламентирующими соби­рание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД (ст. 11 Закона об ОРД).

Статьей 13 Закона об ОРД определены органы, осущест­вляющие оперативно-розыскную деятельность. Так, на тер­ритории РФ право осуществлять оперативно-розыскную де­ятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) службы внешней разведки РФ;

6) ФСИН России;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Минобороны России проводит оперативно-розыскные ме­роприятия только в целях обеспечения безопасности ука­занного органа внешней разведки и в случае, если прове­дение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-ро­зыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установлен­ных соответствующими законодательными актами РФ.

Законные требования должностных лиц органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, обя­зательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осу­ществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными за­конами и федеральными законами, а прокурорский надзор осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномочен­ные им прокуроры.

 

13.2. Органы дознания, их виды, задачи, полномочия

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномо­ченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Согласно ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (от­делы, отделения) полиции, органы по контролю за оборо­том наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру меж­районные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ России, ФТС России, ФСКН России и т.д.);

2) органы ФССП России;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора феде­ральной противопожарной службы.

К полномочиям органов дознания отнесено:

1) осуществление предварительного расследования пре­ступлений в форме дознания по делам о преступлениях не­большой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает пяти лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела проводятся преду­смотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целях раскрытия преступления и установления лица, со­вершившего преступление.

Срок проведения — 30 суток со дня возбуждения уго­ловного дела, но он может быть продлен прокурором до 30 суток, а в случаях, предусмотренных ст. 223 УПК РФ, до 6 месяцев или до 12 месяцев.

По окончании расследования составляется обвинитель­ный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы рас­следования передаются прокурором в суд;

2) выполнение неотложных следственных действий по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководите­лю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и опера­тивно-розыскные мероприятия только по поручению следо­вателя.

По поручению следователя органами дознания произво­дятся отдельные следственные действия, ими исполняются его постановления о задержании, приводе, об аресте, о про­изводстве иных процессуальных действий.

Органы дознания обязаны оказывать следователю со­действие при осуществлении различных процессуальных действий.

Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:

— капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по делам о преступлениях, совер­шенных на этих судах;

— руководители геологоразведочных партий и зимо­вок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по делам о преступлениях, совершенных в местах нахожде­ния этих партий и зимовок;

— главы дипломатических представительств и кон­сульских учреждений РФ — по делам о преступлениях, со­вершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений.

Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлитель­но при появлении для этого реальной возможности.

Руководство дознанием осуществляет начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусмотрел также такую процессуальную фигуру, как начальник под­разделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное рассле­дование в форме дознания), а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Начальник подразделения дознания по от­ношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство до­знания по уголовному делу; изымать уголовное дело у до­знавателя и передавать его другому дознавателю с обяза­тельным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостанов­лении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необо­снованных постановлений дознавателя об отказе в возбуж­дении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему произ­водству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник под­разделения дознания вправе: проверять материалы уго­ловного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных дей­ствий, об избрании в отношении подозреваемого меры пре­сечения, о квалификации преступления и об объеме обви­нения.

Указания начальника подразделения дознания по уго­ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дозна­ния или прокурору материалы уголовного дела и письмен­ные возражения на указания начальника подразделения до­знания (ст. 40.1 УПК РФ).

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавате­ля начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведе­нию дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные меро­приятия.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и прини­мать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дозна­ния, согласие прокурора и (или) судебное решение; осу­ществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, дан­ные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознава­теля. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания про­курора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

 

13.3. Органы предварительного следствия: задачи и полномочия

Предварительное следствие представляет собой форму проводимого следователем расследования, состоящую в де­тальном, всестороннем и исчерпывающем исследовании фактических обстоятельств дела с последующей передачей уголовного дела в суд для наказания виновных лиц.

В форме предварительного следствия расследуются уго­ловные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета РФ:

— по делам о наиболее тяжких преступлениях (напри­мер, убийство, причинение смерти по неосторожности, до­ведение до самоубийства, похищение человека, изнасило­вания, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, террори­стический акт, бандитизм, должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности че­ловечества), а также дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депу­татами и специальными субъектами, указанными в ст. 447 УПК РФ;

— о преступлениях, совершенных должностными ли­цами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, таможенных органов, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнени­ем ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизо­на, за исключением определенных законом случаев, а так­же о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

— по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несо­вершеннолетних;

2) следователями Федеральной службы безопасности — по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (например, террористи­ческий акт, организация незаконных вооруженных форми­рований или участие в них, государственная измена, шпио­наж, разглашение государственной тайны);

3) следователями органов внутренних дел — по делам о преступлениях против здоровья граждан, половой непри­косновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и обществен­ной нравственности и ряд других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, развратные действия, кража, мошенни­чество, грабеж, разбой, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов или сборов, организация пре­ступного сообщества, дача и получение взяток);

4) следователями ФСКН России — по делам о престу­плениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В соответствии с п. 41 ст. 5 и ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в преде­лах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равным объемом процес­суальных полномочий: возбуждать уголовное дело, прини­мать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход рас­следования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные пору­чения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об ис­полнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также по­лучать содействие при их осуществлении; обжаловать с со­гласия руководителя следственного органа решение проку­рора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для про­изводства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с требова­ниями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письмен­ные возражения руководителю следственного органа, кото­рый информирует об этом прокурора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.