Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели развития масложирового подкомплекса РФ 1 страница




Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2004 г.
Сельское хозяйство      
Площадь посевов масличных культур,        
тыс. га        
В том числе подсолнечника        
Урожайность, ц/га:        
масличных культур 8,9 7,9 8,8 9,8
подсолнечника 9,0 7,8 9,7 10,2
Валовой сбор семян масличных куль­ 4,5 3,2 4,3 5,7
тур, млн т        
В том числе подсолнечника 3,9 2,7 3,7 4,8
Масложировая промышленность    
Произведено, тыс. т:        
масла растительного        
маргариновой продукции        

 

Важнейшее условие эффективного функционирования под­комплекса — своевременная и качественная переработка семян подсолнечника, так как на долю подсолнечного масла в общем объеме производства приходится более 80 %.

Масло из семян извлекают двумя способами: механическим, в основе которого лежит прессование измельченного сырья, и хи­мическим (экстракционным), при котором специально подготов­ленное масличное сырье обрабатывают органическими раствори­телями. Выход растительного масла из семян подсолнечника при механическом способе — около 39 %, при экстракции — более 44%.

Производят растительное масло как на масложировых заводах, так и в цехах сельскохозяйственных предприятий. Производствен­ные мощности отечественных маслозаводов позволяют ежегодно выпускать 1,8 млн т растительного масла, т. е. не только обеспечи­вать потребность страны в растительном масле (1,5 млн т), но и даже экспортировать его из России. Проблема состоит в обеспече­нии маслозаводов сырьем, так как производственные мощности используются лишь на 70—75 %. За период с 2001 по 2004 г. про­изводство масла растительного возросло с 1281 тыс. до 1895 тыс. т, или на 47,9 %. В цехах сельскохозяйственных предприятий было произведено 63 тыс. т растительного масла.

7.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОДУКТОВЫХ ПОДКОМПЛЕКСАХ

Доведение сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя обеспечивается взаимодействием нескольких хозяй­ственно обособленных звеньев — сельского хозяйства, сфер заго­товки, хранения и переработки, оптовой и розничной торговли. Единство этих звеньев и целостность производственного процес­са реализуются через экономические отношения, в которые всту­пают предприятия, выполняющие те или иные функции на ста­дии движения продукта. Эти отношения строятся на основе до­говоров.

Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установле­нии, изменении или прекращении гражданских прав и обязаннос­тей. Он обозначает двухстороннюю (многостороннюю) гражданс­ко-правовую сделку, которая является юридическим фактом и по­рождает правовые и хозяйственные связи между участниками соглашения, в нем закрепляется согласие сторон на определенное взаимодействие. С его помощью предприятия и организации про­дуктовых подкомплексов регулируют взаимные поставки матери­альных средств и объемы оказываемых услуг, цены, расценки и тарифы на продукцию и услуги, определяют санкции за невыпол­нение условий договора.


В договоре регламентируются права, обязанности и ответствен­ность сторон за конкретные результаты. В нем содержатся следую­щие разделы.

1. Предмет договора.

2. Права и обязанности сторон.

3. Порядок оплаты и расчетов.

4. Ответственность сторон.

5. Срок действия договора.

6. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон. Такая структура договора обеспечивает реализацию принципов

и функций организации экономических взаимоотношений парт­неров.

Основные принципы, на которых построена договорная система: обязанность: любая сторона должна исполнять заключенный договор;

свобода договоренности: свободное определение сторонами со­держания договора;

целенаправленность: договор является средством реализации определенных производственных целей предприятий;

эффективность: договор должен содействовать повышению эф­фективности производственной деятельности предприятий;

равноправие: сотрудничество на равноправных началах, ис­ключение диктата условий договора одной стороны по отноше­нию к другой стороне;

эквивалентность: весь товарооборот совершенствуется на воз­мездных началах по экономически обоснованным ценам;

ответственность: в срок и качественно выполнить договорные обязательства. Имущественная ответственность является сред­ством стимулирования исполнения договора.

В продовольственных подкомплексах используют разнообраз­ные виды договоров, в том числе контрактации, купли-продажи, поставки (разновидность купли-продажи), аренды, подряда, кре­дитный, имущественного страхования и т. д.

Перспективная форма договорных отношений — прямые связи сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающей про­мышленностью и торговлей, приемка сельскохозяйственной про­дукции на месте ее производства. Отлаженный механизм таких связей позволит не только улучшить качество продукции, но и из­бежать значительных количественных потерь, существенно сни­зить издержки реализации и повысить эффективность производ­ства в отраслях агропромышленного комплекса.

В условиях дефицита денежных средств и неплатежеспособ­ности многие товаропроизводители переходят на давальческую модель взаимоотношений. Суть этой модели состоит в смене собственника конечной продукции (сахара, подсолнечного мас­ла). Если в условиях так называемой контрактной системы пере­рабатывающее предприятие закупало сельскохозяйственное сы­
рье, перерабатывало его и становилось владельцем продукта пе­реработки, то в условиях давальческой модели оно оказывает ус­луги сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывая сырье и возвращая им продукцию. Оплата услуг по переработке сырья осуществляется частью конечной продукции. Например, сахар­ные заводы за переработку свеклы оставляют себе 35 % сахара, а 65 % произведенной продукции возвращают сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям; при переработке семян подсолнеч­ника соотношение по распределению подсолнечного масла со­ставляет 1:3.

В сложившихся условиях давальческая модель взаиморасчетов в указанных подкомплексах является наиболее приемлемой фор­мой экономических отношений, она обеспечивает рентабельность как сельскохозяйственных предприятий, так и перерабатывающей промышленности.

Переход на рыночные условия сельскохозяйственных отраслей и перерабатывающей промышленности сопровождался коренным измененем взаимоотношений предприятий. Межотраслевые связи и экономические отношения между отраслями продуктовых под­комплексов АПК в последние годы значительно ухудшились. Приватизация перерабатывающих предприятий не способствовала укреплению производственно-экономических связей, демонопо­лизации этих предприятий, а наоборот, усилила их монопольное положение. Более 75 % перерабатывающих предприятий пошли по такому пути акционирования, при котором контрольный пакет акций остался у трудовых коллективов, а остальная часть акций была распределена между поставщиками сельскохозяйственного сырья.

Акции, имеющиеся у сельскохозяйственных товаропроизводи­телей, не накладывают на них обязательств по поставке продук­ции на конкретные перерабатывающие предприятия. Они могут поставлять сырье на другие предприятия на более выгодных усло­виях. Таким образом, владение акциями не способствует росту за­интересованности собственников в развитии производства.

Интерес собственника заключается в получении максимальных дивидендов на акции. Однако кризис платежей не позволяет зача­стую покрывать даже издержки производства. Поэтому полагать, что дивиденды могут восстановить производственные связи, не­возможно, так как, если они и имеются в отдельных продуктовых подкомплексах, то размер их невелик.

7.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРОДУКТОВЫХ ПОДКОМПЛЕКСОВ

 

Важное значение в развитии продуктовых подкомплексов име­ет экономический механизм, который определяет поведение това­ропроизводителей в условиях рыночных отношений.

II И. А. Минаков

Экономический механизм — это совокупность методов и рычагов экономического воздействия на товаропроизводителей с целью усиления мотивации их производственной и инвестиционной дея­тельности. Основу функционирования экономического механиз­ма составляет взаимосвязь ценовых и финансово-кредитных отно­шений. Соответственно главными его элементами являются цена, налоги, кредит, страхование.

Экономический механизм функционирования агропромыш­ленного комплекса должен обеспечить эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. Отсутствие таких усло­вий — одна из основных причин кризисной ситуации в агропро­мышленном комплексе.

Обоснованная система ценообразования — залог эффективности агропромышленного производства, поскольку цена устанавлива­ется е соответствии не только с рыночным равновесием, но с рав­новесием между издержками производства продукции и экономи­ческими возможностями каждого товаропроизводителя.

Для товаропроизводителя важно, чтобы цены реализации по­зволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизвод­ство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной про­дукции и продовольствия действуют цены, которые не всегда обеспечивают должный уровень рентабельности агропромыш­ленного производства, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют оплатить вложенный труд и возместить материальные затраты.

В последние годы крайне неблагоприятно складывалось соот­ношение цен на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства. Так, если цены реализации основных видов продук­ции сельского хозяйства за период с 1990 по 2002 г. возросли в

3.4 раза, то цены на промышленную продукцию и услуги, потреб­ляемые в сельском хозяйстве, — в 17,5 раза. Таким образом обра­зовался и углубился так называемый диспаритет цен.

Диспаритет цен привел к изменению натурального показателя обмена. Если в 1991 г. для приобретения зерноуборочного ком­байна СК-5М «Нива» требовалось продать 48 т зерна (пшеницы), то в 2002 г. уже 540 т, для приобретения трактора МТЗ-80 — со­ответственно 26 и 270 т, 1 т минеральных удобрений — 0,45 и

3.5 т зерна.

Важнейшей причиной усугубления диспаритета цен в агропро­мышленном производстве является неразвитость рынка средств производства. Практически отсутствует конкуренция среди отече­ственных производителей сельскохозяйственной техники. Созда­ваемая ими продукция недостаточна по объему и номенклатуре, неудовлетворительна по качеству и недоступна для аграрников по цене. Производство тракторов, комбайнов и сельскохозяйствен­
ных машин в последние годы снизилось до 6—8 % от уровня 1991 г.

Одно из направлений преодоления диктата цен — улучшение условий межотраслевого обмена сельского хозяйства с перераба­тывающими, а также хранящими и реализующими его продукцию отраслями. Монополизм последних ограничивает возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации про­дукции по ценам, обеспечивающим рентабельное производство.

Диспаритет цен принял такие размеры, при которых восста­новление ранее сложившихся соотношений цен на сельскохозяй­ственную и промышленную продукцию без вмешательства госу­дарства невозможно даже в течение продолжительного времени. Поэтому должна возрасти роль государства в регулировании цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей АПК.

Налоговая система несовершенна, не стимулирует развитие аг­ропромышленного производства, повышение его экономической эффективности. Предприятия АПК уплачивают до 15 видов нало­гов и платежей во внебюджетные фонды. Основными видами на­логов являются налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество, на землю, отчисления в дорожные фонды, акцизы, ре­гиональные и местные налоги (на нужды образовательных учреж­дений, транспортный, на содержание жилищного фонда, мили­ции и др.). Кроме налогов предприятия агропромышленного ком­плекса вносят крупные суммы во внебюджетные социальные фонды (Пенсионный, занятости, социального и медицинского страхования).

Налог на прибыль от несельскохозяйственной деятельности упла­чивается по перечню, определенному органами власти субъектов РФ. Товаропроизводители любых организационно-правовых форм хозяйствования освобождены от налога на прибыль по произве­денной сельскохозяйственной продукции с учетом полученных дотаций из бюджета на продукцию животноводства, сырье льна и конопли, приобретение комбикормов и сумм компенсаций затрат на энергоресурсы, покупку минеральных удобрений, относимых на результат хозяйственной деятельности, и переработанной соб­ственной сельскохозяйственной продукции, кроме организаций индустриального типа (птицефабрик, животноводческих комп­лексов, зверосовхозов, тепличных комбинатов).

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавае­мой на всех стадиях производства. Он определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и сто­имостью материальных затрат, отнесенных на издержки произ­водства и обращения.

п*
 

НДС выступает косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене то­вара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребите­лем. Взимание налога осуществляется методом частичных плате­
жей. На каждом этапе технической цепочки производства и обра­щения товара налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется госу­дарству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фак­тическим оборотом материальных ценностей, вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.

Земельный налог — основной для сельскохозяйственных пред­приятий, он определяется с учетом качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйствен­ного назначения), зон градостроительной ценности, социально- культурного потенциала территорий (по несельскохозяйственным землям).

От уплаты земельного налога полностью освобождены: науч­ные организации, опытные, экспериментальные и учебные заве­дения сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого про­филя (за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испы­тания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных куль­тур); организации Российской академии сельскохозяйственных наук; крестьянские (фермерские) хозяйства (в течение пяти лет с момента предоставления им участков).

Основные цели введения платы за землю — стимулирование рационального использования земель, выравнивание социально- экономических условий хозяйствования на землях разного каче­ства, формирование специальных фондов финансирования ме­роприятий по освоению и охране земель.

Налог на землю учитывается в доходной и расходной частях федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюд­жетов отдельной строкой и используется на следующие цели:

финансирование по соответствующим нормативам землеуст­ройства, ведение мониторинга и земельного кадастра, охрану зе­мель и повышение их качества, освоение новых земель;

компенсацию собственных затрат землепользователей, земле­владельцев, собственников земли;

погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, вып­лату процентов за них;

инженерно-социальное обустройство территории; фиксированные выплаты пользователям, владельцам и соб­ственникам, ведущим сельскохозяйственное производство на зем­лях с низким плодородием почвы.

Средства от земельного налога и арендной платы расходуются исключительно на указанные цели, их остатки на конец года не изымаются и направляются по целевому назначению для исполь­зования в следующем году.

Налог с доходов физических лиц взимается с работников пред­приятий различных организационно-правовых форм. Организа­ция выступает в качестве неплательщика налога, а его сборщика у работающих. Не подлежат налогообложению доходы членов крес­тьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от сельскохозяй­ственной деятельности, в течение пяти лет начиная с года его об­разования.

Не облагаются налогом: доходы физических лиц, получаемые от продажи выращенных в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы (в живом и продуктов их убоя — в сыром и переработанном виде), продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, разведения диких животных и птиц, растениевод­ства и цветоводства в натуральном и переработанном виде.

Общая тяжесть налогообложения, исчисляемая как отношение налогов и отчислений во внебюджетные фонды к сумме выручки от реализации продукции, работ и услуг, за последние годы резко возросла.

При существующей налоговой системе крайне усложнен меха­низм их начисления. Одни из них относятся на себестоимость продукции (земельный, транспортный), другие уплачиваются из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы), третьи — из прибыли (налог на прибыль).

Важнейшим условием обоснованной системы налогообложе­ния для сельского хозяйства должна стать ликвидация множе­ственности видов налогов и платежей, сохранение их стабильнос­ти с учетом особенностей воспроизводства в этой отрасли.

Основным налогом должен быть налог на землю как на основ­ное средство производства. Пока земельный налог не является действенным стимулом улучшения использования земли и весо­мым источником средств для повышения почвенного плодородия, на его долю приходится менее 5 % общей суммы налогов, уплачи­ваемых сельскохозяйственными предприятиями. Ставку земель­ного налога целесообразно устанавливать в твердых процентах от цены земли, определенной на основе дифференциальной ренты. Земельный налог, по мнению многих научных и практических ра­ботников, должен составлять не менее 70 % суммы всех налогов и платежей.

Единый сельскохозяйственный налог веден с 1 января 2004 г. В со­ответствии с изменениями в Налоговом кодексе сельскохозяй­ственные товаропроизводители могут добровольно перейти на уп­лату этого налога взамен уплаты налога на прибыль, налога на до­бавленную стоимость, налога на имущество и единого социального налога. Но организации, перешедшие на уплату единого сельско­хозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обяза­тельное пенсионное страхование. Иные налоги и сборы уплачива­ются в соответствии с общим режимом налогообложения. При уп­лате единого сельскохозяйственного налога налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на вели­чину расходов. При этом учитываются доходы от реализации това­ров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные до­хода.

Совершенствование современной налоговой системы должно обеспечить заинтересованность товаропроизводителей в проведе­нии структурной перестройки агропромышленного производства, внедрении научно-технического прогресса.

Кредитование в последние годы приобретает все большее зна­чение. Это связано с необходимостью, во-первых, преодолеть противоречия между постоянным образованием денежных резер­вов, оседающих в процессе оборота у предприятий различных форм собственности, в бюджете, у населения, и полным использо­ванием их для нужд производства; во-вторых, обеспечить непре­рывный процесс воспроизводства; в-третьих, добиться эффектив­ной работы предприятий и отраслей.

На развитие кредитной системы в АПК влияет резко выражен­ная сезонность производства и зависимость конечных результатов от природных и биоклиматических факторов. Для сельскохозяй­ственных товаропроизводителей и предприятий перерабатываю­щих отраслей АПК основной формой становится кредитование под залог (земли, другого имущества, готовой продукции и т. д.).

В условиях рыночной экономики определяющими принципа­ми кредитования становятся экономичность, целенаправлен­ность, срочность и материальная обеспеченность кредита. Креди­тование предприятий АПК осуществляется в двух видах: кредито­вание текущих затрат (краткосрочные кредиты) и кредитование капитальных затрат (долгосрочные кредиты).

Сегодня фактический объем всех видов кредита, предоставля­емого АПК, не превышает 30—35 % минимальной потребности. Причем полностью нарушены сложившиеся в отраслях АПК пропорции в формировании и использовании долгосрочных и краткосрочных кредитов, что привело не только к хронической сезонной нехватке оборотных средств, но и к постоянной дегра­дации основных средств предприятий, их ресурсного потенциала в целом.

В дореформенный период кредит был дешевым и доступным: годовая ставка составляла от 1 до 5 % по краткосрочным и от 0,75 до 2 % по долгосрочным ссудам. Льготные кредиты, выдававшиеся по октябрь 1993 г., не всегда использовались по назначению, часть средств вкладывалась не в сельскохозяйственное производство. После отмены льготных кредитов сельским товаропроизводите­лям стали их предоставлять на общих условиях. При невозврате ссуд, инфляции, убыточности хозяйств банки отказались кредито­вать большинство сельскохозяйственных предприятий, так как и отсрочка, и списание задолженностей по кредитам невыгодны для них. Товаропроизводители также не имеют особого желания брать заемные средства под непосильные для них проценты. Фактичес­кая невозможность получить кредиты привела к тому, что с 1995 г. стали использовать товарный кредит.

Товарный кредит является разновидностью коммерческого кредита, в котором предоставление и возвращение ссуженных средств происходит в форме товарных стоимостей (товаром). Ре­гиональные продовольственные корпорации выделяли денежные средства и материальные ресурсы (семена, ТСМ, запчасти и др.) сельскохозяйственным товаропроизводителям в начале года, а после уборки урожая возвращали кредит сельскохозяйственной продукцией (зерном, сахарной свеклой, подсолнечником и т. д.).

Опыт показал, что этот вид заемных средств не был таким де­шевым, как первоначально предполагалось, и тоже не оправдал себя. Товарный кредит не смог удовлетворить потребности сельс­ких производителей в сезонном недостатке оборотных средств. В отличие от банковской ссуды товарный кредит не обеспечивает регулярного поступления ресурсов для производственной деятель­ности. Имея соответствующую сумму средств, можно намного де­шевле приобрести топливо, смазочные материалы, семена, мине­ральные удобрения и другие средства производства. В то же время товарный кредит дешевле прямых банковских ссуд.

Страхование — важная составляющая экономического меха­низма. Одной из причин сокращения объемов производства про­дукции можно считать также разрушение действующей системы обязательного, централизованного страхования аграрного сектора.

Начиная с 1991 г. сфера сельскохозяйственного страхования стала подвергаться коренным изменениям. К ним прежде всего следует отнести отказ от государственной монополии на проведе­ние страховой деятельности. В последние годы наблюдается тен­денция создания специализированных сельскохозяйственных страховых компаний, для которых характерны: наличие большого уставного капитала; разветвленная сеть региональных филиа­лов; включение в состав учредителей крупных организаций, за­нятых агропромышленным производством или его обслужива­нием. К числу таких компаний можно отнести Национальную аг­ропромышленную страховую компанию «Агрострах», страховую компанию «Поддержка».

Данное обстоятельство можно оценить положительно, по­скольку конкуренция на рынке аграрного страхования уже приве­ла к расширению видов страховых услуг, к снижению страховых тарифов, к созданию гибкого механизма сбора страховых плате­жей и т. д. Вместе с тем сегодня имеются все основания для того, чтобы говорить о глубоком кризисе сферы сельскохозяйственного страхования. Причин такого положения несколько. Рассмотрим наиболее серьезные из них.

Первая причина — крайне неблагоприятное финансовое положе­ние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вторая причина, мешающая нормальному развитию сельскохо­зяйственного страхования, — инфляция. Как показал опыт после­дних лет, получение страховых возмещений за погибший скот или сгоревшее строение при высокой инфляции покрывает не более половины реальных потерь. Введение же поправочных коэффици­ентов на размер страхового возмещения в зависимости от времени выплат приводит к резкому росту страховых тарифов, что суще­ственно ограничивает спрос на рынке сельскохозяйственного страхования.

Третья причина, сдерживающая развитие сельскохозяйственно­го страхования, — отсутствие гарантий своевременной выплаты страховых возмещений ввиду недостатка средств у страховых ком­паний. Дело в том, что сельскохозяйственное страхование, прежде всего страхование урожаев, имеет ряд особенностей. Например, неурожаи, вызванные засухой или другими неблагоприятными погодными явлениями, обычно поражают целые регионы.

Таким образом, непременным условием успешного развития агропромышленного производства является совершенствование всего экономического механизма. Он в значительной степени за­висит от государственной аграрной политики.

7.4. АГРАРНЫЙ РЫНОК — ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

В функционировании агропромышленного комплекса важную роль играет рынок. Он позволяет выявить все реально существую­щие в обществе потребности и ориентирует товаропроизводите­лей на удовлетворение этих потребностей. Рынок является наибо­лее демократической экономической формой налаживания обрат­ной связи (от потребителя к производителю), той связи, которая предопределяет эффективность функционирования продуктовых подкомплексов.

Рынок — это совокупность социально-экономических отноше­ний в сфере обмена, посредством которых осуществляется реали­зация товаров и окончательное признание обществом воплощен­ного в них труда. Он оказывает огромное воздействие на все сто­роны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Основные функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая и санирующая.

Информационная функция заключается в том, что через постоян­но меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об обще­ственно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех то­варов и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производ­ство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция выражается в том, что экономически обособленные производители в условиях общественного разделе­ния труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно опреде­лить, насколько взаимовыгодной является та или иная техничес­кая и экономическая связь между конкретными участниками об­щественного производства. В условиях рыночной экономики по­требитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая функция рынка — одна из основных. На рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но зак­лючающие в себе неодинаковое количество материальных и тру­довых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходи­мые затраты, только их согласен оплатить покупатель, таким об­разом формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимо­стью и ценой, четко реагирующая на изменение в производстве, в потребностях и т. п.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимате­лей приводят к установлению более или менее оптимальных эко­номических пропорций. В странах с развитой рыночной экономи­кой важную роль в сбалансированности народного хозяйства иг­рает также государственное регулирование.

Санирующая функция выражается в том, что рыночной системе присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более пред­приимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно по­вышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Развитие рыночных отношений в агропромышленном комп­лексе в значительной степени определяет структура рынка, под которой понимают внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Структура определяется многими факторами, среди кото­рых важнейшими являются формы собственности и хозяйствова­ния, количество товаропроизводителей и покупателей, типы про­изводимой продукции, степень контроля над ценами, барьеры входа в отрасль и выхода из нее, уровень развития экономических отношений, государственная политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.