Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые средства редактирования письменной речи, основанные на применении информационных технологий




В настоящее время существует множество компьютерных программ - текстовых редакторов. Все они обладают рядом общих функций, которые можно было бы весьма условно свести к четырем главным: создание, редактирование, сохранение и распечатывание текста. Этими функциями обладают практически все современные текстовые редакторы, включая даже такие простые как «Блокнот» (Notepad), который входит в стандартный набор программ операционных систем «Microsoft® Windows» различных версий. Однако на современном этапе наиболее распространенным редактором, безусловно, является «Microsoft® Word[2]», поэтому функциональные возможности новых средств редактирования письменной речи удобно рассмотреть на примере именно этой программы. Ее наиболее полное описание можно найти в специальных руководствах. Мы же проанализируем основные функции данного текстового редактора, обращая особое внимание на те преимущества, которые компьютер предоставляет взрослому автору.

Создание текста

На взгляд новичка, написание текста на компьютере напоминает работу с пишущей машинкой, поскольку в обоих случаях используется клавиатура. Но со временем пользователи понимают, что компьютер обладает иными возможностями и преимуществами. Уделив в самом начале работы некоторое внимание оформлению текста, автор может в дальнейшем освободиться от тех рутинных операций, которые были обязательными спутниками пишущей машинки, и сосредоточить внимание на решении только содержательных задач. «Word» обеспечивает автоматический перенос слов, вследствие чего пишущему не надо следить за тем, не кончилась ли строка, не «заехал» ли он на поля из-за того, что вовремя не перенес часть слова на новую строку. Понадобится совсем немного времени, чтобы установить удобный для глаз размер шрифта на экране, цвет фона, ограничить пространство создаваемого текста, задав параметры полей (сверху, снизу, справа, слева), указать размеры автоматических отступов в начале абзацев красных строк, определить необходимые интервалы между строками.

Редактирование

После того, как первоначальный вариант текста создан, автор может отредактировать его на экране компьютера - исправить погрешности любого характера внутри текста, не оставляя от них следа. Так, можно отредактировать текст по смыслу, убрав ненужные и добавив необходимые фрагменты; уточнить его структуру, переместив части текста на соответствующее место, вставив недостающие и убрав лишние элементы; избавиться от досадных опечаток, а также допущенных ошибок. Текстовый редактор предоставляет автору возможность легко производить манипуляции, необходимые для редактирования целостного текста в любом выбранном аспекте, а именно: удалять, заменять, вставлять, перемещать, копировать разные его фрагменты. Поскольку редактирование осуществляется внутри текста, пишущий получает возможность все время видеть новый его вариант и анализировать, насколько он улучшился благодаря внесенным изменениям.

Важно подчеркнуть, что, пользуясь текстовым редактором, пишущий может совершенствовать все необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом: и улучшать, и менять композицию, осуществлять поиск и отбор слов, синтаксических структур предложений, совершенствовать связность предложений в тексте, уточнять контекст.

Компьютер позволяет многократно редактировать текст, не переписывая его, и, что не менее ценно, совершенствовать его поэтапно, самостоятельно определяя порядок действий.

Открывается возможность неограниченно экспериментировать с языковым материалом: словом, предложением, их взаимодействием и связями в тексте. При этом можно пробовать, не опасаясь ошибиться, поскольку неудачный вариант легко и бесследно устраняется и на его место может быть вставлен следующий. Если и он окажется не совсем удачным, можно продолжить подбор нужных слов и конструкций до тех пор, пока не будет найден тот вариант, который точно отражает авторский замысел.

Заметим, что наиболее совершенные текстовые редакторы (в первую очередь, «Word») можно настроить так, чтобы они привлекали внимание автора к допущенным в тексте погрешностям. Например, программа «Word» может подчеркнуть красной волнистой чертой на экране все «незнакомые» ей слова, что в подавляющем большинстве случаев означает наличие орфографических ошибок (либо опечаток). Зеленым цветом программа готова выделить фрагменты текста, не соответствующие нормам грамотной письменной речи. Заложенный в компьютерную программу орфографический словарь является открытым, т.е. в него могут быть добавлены необходимые пользователю слова и выражения, чтобы в следующий раз в процессе проверки текста компьютер оценивал их как «знакомые».

Остановимся на возможностях проверки текста в редакторе «Word». В зависимости от произведенных настроек проверка осуществляется автоматически (сигнал об ошибке – подчеркивание слова или фрагмента текста) либо вручную (нажатие на определенную клавишу или экранную кнопку - сигнал об ошибке – появление «незнакомого» слова в специальном окне на экране). В первом случае текст проверяется по ходу его написания, во втором – как правило, после завершения набора. Автор свободен в выборе наиболее удобного для него способа проверки текста; он может применять одновременно и оба способа.

При использовании автоматической проверки компьютер не исправляет ошибок, а только привлекает к ним внимание. Он выступает в роли некого невидимого субъекта, который компетентно наблюдает за создаваемым текстом и, в случае нарушения законов языка, выражает свое отношение к допущенным промахам, вступая в своеобразный диалог с автором. Он указывает фрагмент текста, который следует усовершенствовать, и маркирует при помощи цвета аспект редактирования. Увидев на экране характерное подчеркивание, автор должен суметь распознать, что именно в тексте может вызывать сомнение, и принять решение: изменить выделенный фрагмент или оставить его без внимания. Таким образом, компьютер не подменяет автора и не редактирует текст вместо него. [3]

Текстовый редактор готов предоставить затрудняющемуся в редактировании автору особую услугу: предложить варианты подходящих слов или конструкций, но только в том случае, если пишущий осознает свои трудности и делает соответствующий запрос о помощи. Так, если он не знает правильного буквенного состава слова и просит о помощи, компьютер покажет имеющиеся в словаре слова, близкие по написанию к искомому, среди которых, как правило, содержится и правильно написанное слово. Если же автор, по мнению компьютера, нарушил правила построения предложения, он не только увидит подчеркнутый зеленой волнистой линией фрагмент текста, но и сможет воспользоваться пояснениями. В последних версиях редактора «Word» (например, Microsoft® Word 2002) при ручном режиме проверки грамматики выводятся пояснения, типа «Лишняя запятая», «Возможно, лишняя запятая», и даже даются советы по исправлению неловкой конструкции предложения. При желании пользователь может попросить показать ему фрагмент грамматического справочника, уже предусмотрительно открытого компьютером на нужной странице.

Если пишущий замечает, что слишком часто употребляет в тексте одно и то же слово вместо того, чтобы заменить его синонимом, компьютер может предоставить ему ряд синонимов на выбор. Отметим, что и эта операция автоматически не делается, а производится только по запросу.

Таким образом, редакторы типа «Word» предоставляют взрослому автору весьма существенные преимущества в процессе редактирования текста по сравнению с другими средствами.

Сохранение и печать

Отредактировав текст на экране компьютера, автор может распечатать его на принтере. Компьютерная технология обеспечивает быстрое воспроизведение текста в любом количестве экземпляров, заданном автором. Современные принтеры (лазерные и струйные) позволяют распечатывать значительные по объему тексты в течение короткого времени, буквально нескольких минут. При подготовке текста к печати по желанию устанавливается нумерация страниц и осуществляется предварительный его просмотр на экране в том виде, в котором текст будет распечатан. В случае необходимости его расположение на страницах легко корректируется.

Созданное с помощью текстового редактора произведение может храниться не только на бумаге, но и в долговременной памяти компьютера. Если через какое-то время понадобится вернуться к нему, его будет несложно найти, поскольку каждому созданному тексту (файлу) присваивается оригинальное имя.

Если автор забыл или неточно знает, какие действия следует предпринять для той или иной операции, он в любой момент может обратиться к справочной информации, содержащейся в самой программе. Например, современные версии текстового редактора «Word» в этом случае предусматривают не только вывод на экран словесных разъяснений, но и появление на экране умудренного «Помощника», который вступает в диалог с автором, дает ему советы, ориентируясь на его запросы.

Итак, компьютер как средство для написания и редактирования текста обладает целым рядом весьма существенных преимуществ по сравнению с ранее использовавшимися средствами. Перечислим их:

· исключается необходимость переписывания;

· бесследно исправляются ошибки любого характера;

· редактирование осуществляется внутри текста, вследствие чего пишущий все время имеет возможность анализировать, насколько текст улучшился под влиянием каждого внесенного изменения;

· обеспечивается возможность неограниченного экспериментирования с языковым материалом в процессе построения текста;

· редактирования текста может быть многократным, разноаспектным, и при этом последовательным; порядок совершенствования текста определяет автор;

· привлекается внимание автора к тем погрешностям в тексте, которые он сам не смог обнаружить;

· по просьбе автора предоставляется краткое разъяснение сути допущенных в тексте погрешностей, предлагаются варианты их исправления;

· текст может храниться в памяти компьютера сколь угодно долго и к нему всегда можно вернуться;

· текст может быть распечатан в любом количестве экземпляров.

Итак, главное отличие созданной компьютерной технологии от других средств состоит в том, что она соответствует характеру и структуре деятельности по построению текста, облегчает ее, дает возможность пишущему совершенствовать составляющие эту деятельность действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом, беспрепятственно экспериментировать с языковым материалом. Именно поэтому текстовые редакторы так стремительно вытесняют ранее созданные средства построения текста и становятся основным орудием этой деятельности для взрослых. Возникает закономерный вопрос: является ли текстовый редактор тем средством создания и редактирования текстов, в котором могут нуждаться дети младшего школьного возраста, испытывающие выраженные и специфические трудности на пути освоения самостоятельной письменной речи? Для того, чтобы ответить на него, необходимо сопоставить потребности детей с возможностями данной компьютерной технологии. Такой анализ поможет понять, актуально ли раннее обучение школьников умению создавать и редактировать доступные им тексты при помощи компьютера.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.