Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настоящий друг 2 страница




Детям, которые испытывают наряду с общими специфические трудности в совладении письменной речью, особенно важно иметь в своем распоряжении те средства редактирования текста, которые не отягощают эту деятельность, не разрушают ее структуры, не отбивают желания совершенствовать свою речь.

На современном этапе развития общества предпочтительным для взрослых средством создания и редактирования текста являются компьютерные программы под общим названием текстовые редакторы. Их преимущества в сравнении с ранее использовавшимися средствами, состоят в следующем:

- впервые предоставляется возможность избежать рутинного процесса переписывания текста в целях редактирования его первоначального варианта;

- бесследно исправляются ошибки любого характера;

- редактируется целостный текст;

- редактирование текста может быть многократным и разноаспектным, но последовательность редактирования является свободной;

- не ограничивается экспериментирование с языковым материалом в процессе построения текста;

- встроенные автоматизированные средства проверки помогают автору найти те орфографические, синтаксические и стилистические погрешности в тексте, которые он не может обнаружить самостоятельно;

- автору могут быть предложены варианты исправления допущенных погрешностей;

- текст может храниться в памяти компьютера сколь угодно долго и к нему всегда можно вернуться;

- созданный текст может быть распечатан в любом количестве экземпляров.

Данная компьютерная технология выгодно отличается от других средств редактирования текста тем, что полностью соответствует характеру и структуре этой деятельности, облегчает ее, дает возможность пишущему совершенствовать составляющие эту деятельность операции, подчиняя их смысловой работе над текстом. Закономерно поэтому, что текстовые редакторы стремительно вытесняют предшествующие средства построения текста и становятся для взрослого основным орудием этой деятельности.

Овладение ребенком принятыми в культуре и предпочтительными на данном этапе развития общества средствами деятельности является неотъемлемой задачей его культурного развития и социализации. Освоение умения создавать и редактировать текст на компьютере является общей для всех детей образовательной потребностью. Укоренившаяся традиция отечественной коррекционной педагогики состоит в том, что создаваемые в мире технические средства анализируются с точки зрения возможности их использования для развития ребенка и коррекции вторичных нарушений в процессе специального обучения. В соответствии с данной традицией анализировалось, насколько удовлетворяет текстовый редактор Microsoft Word требованиям к средствам построения текста, в которых нуждаются дети с особыми образовательными потребностями. Функциональные возможности текстового редактора были соотнесены с общими и особыми образовательными потребностями детей в области освоения письменной речи. В качестве модельной была выбрана группа детей с нарушениями слуха, испытывающих наиболее выраженные и специфичные по своему характеру трудности на пути овладения всеми формами речи. Проведенный анализ позволил прийти к следующим заключениям:

· обучение текстовому редактору и последующее использование сформированного умения в процессе развития письменной речи может предоставить взрослым реальную возможность вызывать, развивать и поддерживать мотивацию ребенка к совершенствованию своей письменной речи за счет исключения рутинного процесса переписывания и бесследного исправления любого количества ошибок;

· новое средство построения текста помогает стимулировать произвольную деятельность ребенка по анализу собственной речи и предоставлять ему индивидуализированную помощь за счет подчеркивания некорректных фрагментов текста, которые не были выявлены им самим в ходе проверки (анализа) текста;

· благодаря компьютерной технологии появляется возможность сосредоточить силы ребенка младшего школьного возраста на осмысленном редактировании своих сочинений в тот период обучения, когда другими средствами сделать это чрезвычайно трудно;

· только при помощи компьютерной технологии ребенок может редактировать целостный текст и все время анализировать, как он меняется (улучшается или ухудшается) под влиянием каждого внесенного изменения;

· компьютерная технология открывает возможность совершенствовать все необходимые для построения текста действия и операции, не изолированно, а подчиняя их смысловой работе над текстом;

· впервые ребенок получает возможность неограниченно экспериментировать с языковым материалом в процессе построения текста (поиск и отбор необходимых слов; синтаксических структур предложений; обеспечение контекстности высказывания и связности предложений в тексте);

· компьютерная технология позволяет приучать детей редактировать текст многократно, последовательно и при этом выбирать порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика.

Результаты проведенного анализа являются основанием для утверждения о том, что переход к использованию текстового редактора в качестве основного (но не единственного) средства построения текста поможет создать благоприятные условия для развития письменной формы речи и коррекции ее специфичных недостатков у младших школьников. Исходя из этого, был разработан иной, нежели в общей педагогике, подход к обучению текстовому редактору детей с отклонениями в развитии.

Задача формирования умения создавать и редактировать доступные тексты на компьютере переносится на этап начального школьного обучения, вводится в компетенцию учителя начальных классов и решается на уроках языкового цикла, направленных на интенсивное речевое развитие детей и коррекцию его нарушений. Оптимальным для освоения текстового редактора является второй год школьного обучения.

Текстовый редактор не является отдельным предметом изучения для детей младшего школьного возраста, он вводится сразу как инструмент редактирования интересных и доступных им текстов.

При обучении текстовому редактору ставятся задачи, выходящие за пределы формирования конкретных пользовательских умений и лежащие в области общего развития ребенка. По отношению к развитию речи ставится задача закрепления ранее освоенныхумений ребенка в сфере текстовой деятельности, развития вербальной коммуникации, освоения новых фраз разговорной речи, обслуживающих общение ребенка с окружающими в процессе освоения новых способов действий. По отношению к обучению текстовому редактору ставится задача формирования умения создавать, редактировать и распечатывать доступные тексты. По отношению к формированию учебной деятельности - вызывание рефлексии на непригодность известного способа действий и необходимость освоения новых способов действий, основанных на применении информационных технологий; формирование умения оценивать процесс и результат своего труда. По отношению к эмоциональному развитию – обучение ребенка умению вступать в коммуникацию, предметом которой являются эмоциональные оценки процесса и результата обучения; формирование у детей понимания того, что люди по-разному относятся к своим достижениям и промахам, и по-разному выражают свои чувства.

Набор осваиваемых операций текстового редактора ограничивается с учетом реальных возможностей и потребностей учеников данного класса в построении и редактировании текстов.

Последовательность освоения отобранных операций текстового редактора определяется по принципу поэтапного усложнения алгоритма действий.

Предложенный подход реализуется в методике обучения, которая была разработан на примере детей с нарушениями слуха, чье речевое развитие не удалось нормализовать на ранних этапах онтогенеза. Выбор этой группы детей в качестве модельной для разработки специальной методики обучения текстовому редактору объясняется тем, что они испытывают наиболее ярко выраженные и специфические по своему характеру трудности в освоении всех форм речи, которые должны быть учтены в обучении.

В соответствии с разработанной методикой обучения текстовому редактору у детей, прежде всего, вызывается потребность в освоении нового способа действий. Учитель специально создает проблему в освоенной деятельности, предлагая выполнить знакомое и легкое задание, но не в тетради, а на компьютере, благодаря чему в контексте смысловой работы с текстом у ребенка возникает потребность в освоении нового способа действий - определенной операции текстового редактора.

Коммуникация с учителем является единственно возможным средством узнавания нового способа действий. В процессе учебного взаимодействия учитель стимулирует ребенка к речевому оформлению возникшей рефлексии на невозможность применить известный способ действий; направляет маленького ученика на поиск компетентного собеседника; помогает ему перейти от описания возникшего затруднения к просьбе показать новый способ действий; вводит в ситуации коммуникации необходимые образцы фраз. Педагог использует благодатную для развития коммуникации и словесной речи деятельность – практическое освоение компьютерной технологии работы с текстом.

Для освоения каждой операции текстового редактора разрабатывается серия заданий, выполняя которые ребенок сможет накопить достаточный опыт применения осваиваемой операции в процессе редактирования доступных и интересных ему текстов. Серия включает три группы однотипных упражнений: вводные, основные и контрольные. Предлагаемые упражнения должны быть традиционными для уроков языкового цикла, знакомыми по форме, интересными и доступными по содержанию. Единственная трудность, с которой встречается ребенок при выполнении этих заданий - новый способ действий.

Текстовый материал к заданиям разрабатывается с учетом уровня актуального речевого учеников класса. Общие требования к подбору текстов: тема и сюжет рассказа должны быть близки жизненному опыту ребенка; при описании сюжета используется освоенная лексика, конструкции предложений и типы их связей в тексте; выбирается такой тип текста, понимание которого требует от ребенка использования элементарных и надежно освоенных приемов смыслового анализа текста

Урок включает, как правило, три основных этапа. На исходном этапе у детей вызывается потребность в освоении нового способа действий, разворачивается коммуникация на предмет разрешения возникшей в деятельности проблемы. Используется групповая форма деятельности. Педагог показывает необходимую операцию, один из выбранных им учеников выполняет ее самостоятельно на глазах одноклассников, после чего каждый выполняет ту же операцию на своем компьютере. На этом этапе предлагаются вводные задания из запланированной серии упражнений. На следующем этапе урока дети учатся применять новый способ действий в контексте смысловой работы с текстом, выполняя основные задания. На заключительном этапе им предъявляются контрольные упражнения, позволяющие выявить, насколько надежно освоена каждым учеником класса данная операция текстового редактора. Дальнейшее обучение строится с учетом результатов выполнения контрольных заданий.

На уроке вводится не более одной новой операции текстового редактора. Переход к освоению следующей операции осуществляется одновременно всеми детьми класса тогда, когда каждый ученик класса самостоятельно и безошибочно справляется с предшествующей операцией.

Темп освоения операций текстового редактора детьми одного класса, как правило, различен. Особенно заметны эти расхождения при обучении способам редактирования, предусматривающим цепочку последовательно выполняемых действий. В ситуации расхождения темпа освоения детьми одной и той же операции применяется дифференцированный подход – дальнейшее обучение строится с учетом достигнутого каждым ребенком уровня освоения операции. С теми, кто осваивает операцию медленнее, следует продолжать выполнять задания, построенные по принципу «доступная по содержанию деятельность – новый способ действий». Тем детям, кто уже легко и безошибочно справляется с выполнением введенной операции и не испытывает трудностей в работе с компьютером, предлагаются задания, построенные по обратному принципу «освоенный способ действий – усложненная по содержанию деятельность».

Наряду с текущими контрольными заданиями, которые направлены на выявление степени усвоения отдельных операций текстового редактора, методика предусматривает итоговый контрольный срез, который проводится по окончании цикла уроков языкового цикла, посвященных освоению текстового редактора. Форма и содержание итоговой контрольной работы определяются, исходя из цели и задач обучения текстовому редактору. Итоговая контрольная работа составляется таким образом, чтобы дети применили все те операции, которые последовательно осваивали на уроках развития речи в компьютерном классе. Одним из возможных вариантов итоговой контрольной работы, предъявляемой в конце цикла обучения младших школьников текстовому редактору, является сочинение письма родителям о том, чему они научились за год в компьютерном классе.

Разработанный подход и базовые методические принципы обучения младших школьников текстовому редактору являются общими для детей с различными отклонениями в развитии, программы специального обучения которых предусматривают задачу развития письменной формы речи. Однако, содержание заданий и методические приемы работы должны конкретизироваться и уточняться с учетом групповых и индивидуальных особенностей психо-речевого развития детей.

Переход к работе с текстом на компьютере в младшей школе, конечно, не может рассматриваться как всемогущее средство развития письменной речи детей. Однако в силу своих особенностей компьютерная технология, несомненно, помогает мотивировать ребенка к трудной для него работе над построением текста, перенести акцент в работе с рутинных процессов переписывания собственных сочинений на их осмысленное редактирование, сделать собственную речь предметом анализа, обеспечить значительно больший, нежели в традиционном обучении, опыт экспериментирования с языковым материалом. В этом состоит уникальность текстового редактора как средства развития письменной речи детей младшего школьного возраста и смысл его применения в специальном обучении.


Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство.,1986.

2. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. - М.: Работник просвещения, 1930.

3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: АПН, 1963.

4. Боскис Р.М, Фингерман Л.Е. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. М.: Просвещение, 1978.

5. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов.М.,1989

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН, 1956.

8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

10. Гольдберг А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников. – М.,1966

11. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов // Известия АПН РСФСР. Вып.78. М., АПН, 1956.

12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.Academia 2000

13. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977.

14. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М.: АПН, 1961.

15. Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М.: Академия, 2002.

16. Книга для учителя школы слабослышащих – Обучение русскому языку, чтению, произношению / Под ред. Коровина К.Г. М.: Просвещение, 1995.

17. Кордун З.М. Набор заданий для обучения учащихся младших классов с нарушениями слуха текстовому редактору «Word». М.: ИКП РАО, 2000.

18. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: Программа курса.- М.: Изд-во УРАО,2003

19. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании. // Вестник Образования. – М.,2003

20. Кукушкина О. И. Как и зачем учить текстовому редактору детей с нарушениями слуха.- М.,1994

21. Кукушкина О.И. События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи 1-4.- М. 2003

22. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка. М.: Полиграф сервис, 2003.

23. Кукушкина О. И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. – М.,Полиграф-сервис, 2004

24. Лукина Н.А. Набор заданий для обучения «Текстовому редактору» учащихся младших классов с речевыми нарушениями. М.2000.

25. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: МПА, 1994.

26. Малхасьян Е.А. Особенности письменной речи глухих учащихся вечерних школ // Совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения. М.,1986

27. Морозова Н.Г. О самостоятельной письменной речи глухонемого школьника. Ученые записки дефектологического факультета МГПИ им В.И..Ленина, т. XLIX, вып. 3, - М.,1947

28. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: пер. с англ. – М., 1989

29. Соболева Е.М. Компьютерная программа «Текстовый редактор» в школе для глухих: новый подход к известному средству // Дефектология. 1995. № 3. С. 68-75.

30. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят // Педагогические сочинения. М.; Л.: АПН, 1948.

31. Шиф Ж.И Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968.

32. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. Давыдова В.В., Нежновой Т.А. М.: ИНТОР, 1998.

 

 


[1] В дальнейшем термин «описательно-повествовательная речь» был заменен в сурдопедагогической литературе термином «связная речь»

[2] В дальнейшем тексте мы будем применять общеупотребительное сокращенное название «Word» или пользоваться обобщенным определением «текстовый редактор». Кроме того, говоря о текстовом редакторе, в данной книге мы будем иногда употреблять термин «компьютер», подразумевая компьютерную программу, также как и отходить иной раз от строгой специальной терминологии, чтобы сделать текст понятным даже начинающим пользователям компьютера.

[3] Справедливости ради стоит отметить, что «Word» содержит функцию автоматического редактирования текста, причем чаще всего пользователи даже не подозревают, что она включена. Если по непонятной причине на вашем компьютере первая буква в слове «среда» автоматически меняется на прописную, тот же эффект проявляется в любом слове после точки или самопроизвольно изменяется написание только что введенного слова необходимо перейти в меню «Автозамена» и снять галочки с таких опасных опций, как «Делать первые буквы предложений прописными», «Писать названия дней с прописной буквы» и, самое неприятное, «Автоматически исправлять орфографические ошибки».

[4] В этой главе речь пойдет о детях младшего школьного возраста с нарушенным слухом, нарушениями речи, задержкой психического развития, а также тех учащихся массовых школ, которые не имеют первичных отклонений в развитии, но в силу иных причин отстают от своих сверстников в овладении письменной речью как особой формой речевой деятельности.

[5] В приложении представлен примерный набор заданий для обучения второклассников умению создавать и редактировать доступные им тексты. Специальная графа с комментарием технического характера к каждому упражнению поможет соблюдать необходимые требования к оформлению заданий.

[6] Чтобы не отвлекать ребенка в процессе ввода текста, следует отключить функцию автоматизированной проверки.

[7] Уточним, что действие этой полезной функции зависит от разных обстоятельств. Во многих случаях компьютер предложит не один, а несколько вариантов близких по написанию слов. Подсказки в виде правильного искомого слова не последует, если, к примеру, в этом слове будет сделано больше одной ошибки или оно будет отсутствовать в словаре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.