Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные средства редактирования письменной речи, предлагаемые в процессе обучения




Основным средством редактирования первоначального варианта сочинения является, как правило, либо его переписывание (после обсуждения допущенных погрешностей), либо работа над выявленными ошибками. Отметим сразу, что в последнем случае из целостного текста «вырываются» фрагменты, нуждающиеся в исправлении, а потому совершенствуется уже не текст в целом, а входящие в него слова, словосочетания и предложения. При этом основания для правки могут быть весьма разнообразными. Одно предложение необходимо поправить потому, что допущены ошибки при написании слов, другое – потому, что пострадала его структура, оказался пропущенным глагол либо служебная часть речи, нарушился порядок и связь слов, вследствие чего предложение перестало быть понятным. В иных случаях ребенок не смог правильно выбрать слово, обозначающее действие или качество, либо многократно употребил в тексте одно и то же слово, хотя уже знаком с его синонимами и др.

В процессе работы над ошибками совершенствуются отдельные действия и операции, которые изымаются из структуры письменной речи, вследствие чего они совершенствуются, но скорее как самоценные действия, вне отношений с теми мотивами, которые побуждают и направляют процесс создания связного текста. Даже если работа над ошибками проведена успешно, ребенок не имеет возможности увидеть новый вариант целостного текста и понять, каким образом внесенные исправления повлияли на его «произведение», сумел ли он достичь соответствия между замыслом и его воплощением. Подмена редактирования текста исправлением входящих в него слов, словосочетаний и предложений объясняется, как нам кажется, не столько непониманием взрослыми сути происходящего, сколько отсутствием средств редактирования, позволяющих исправлять ошибки внутри целостного текста, видеть новый его вариант и анализировать, насколько он улучшился, благодаря каждой внесенной поправке.

Но, может быть, так обстоит дело только с работой над ошибками, а переписывание текста является, хотя и утомительным, но вполне подходящим средством его совершенствования? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, прежде всего, каким образом переписывание влияет на мотивацию ребенка к написанию и редактированию сочинений – той продуктивной деятельности, которая столь необходима для развития самостоятельной письменной речи.

Для многих детей младшего школьного возраста, накопивших «богатый» опыт переписывания текстов из-за необходимости исправления нескончаемых и разнообразных ошибок, работа эта становится нежеланной, неприятной, а иногда даже ненавистной. Очень скоро дети начинают понимать, что их ожидает, когда взрослые предлагают им ту или иную самостоятельную письменную работу. Многие уже изначально уверены в том, что написанный рассказ будет многократно исправлен красной ручкой учителя, и в таком неприглядном виде предстанет перед огорченными родителями. Затем придется его переписывать или делать достаточно большую по объему работу над ошибками, которая, кстати, никак не повлияет на поставленную ранее отметку. Даже если ребенок не говорит о своем эмоциональном отношении к работе, мы видим, как портится у него настроение, как неохотно он берет в руки тетрадь, буквально заставляя себя писать, или пытается придумать любые - мыслимые или немыслимые - причины, чтобы увильнуть от этого задания. Чем труднее ребенку писать сочинения, тем больше он в этом нуждается, но тем меньше этого хочет, поскольку редактирование текста путем переписывания, несомненно, отбивает охоту к этому занятию. Ситуация напоминает заколдованный круг. Учителю требуются долгие годы для развития несовершенной и при этом изобилующей специфическими ошибками письменной речи ребенка, а тот уже не испытывает желания выполнять необходимую работу.

Эта ситуация непростая даже для учителя, но если задуматься о родителях маленького ученика, то мы поймем, что их положение гораздо сложнее. Дома они вынуждены просить, убеждать сына или дочь выполнить домашнее задание по развитию речи, а ребенок, уже не сдерживаемый авторитетом учителя и школьной обстановкой, капризничает, отказывается, сердится, иногда даже плачет и обвиняет родителей в том, что они не хотят понять его трудностей и пожалеть. Желая добра своему ребенку и зная, как необходимо обеспечить развитие его речи, родители вынуждены заставлять его переписывать рассказы и исправлять ошибки. Прекратить эту работу они не могут, но не могут и изменить отношение к ней ребенка. Уговоры и увещевания тут, как правило, не помогают, так как маленький ученик прекрасно понимает, что взрослый не избавит его от переписывания, а каждый следующий рассказ вновь будет изобиловать ошибками, которые придется исправлять, и, в конце концов, работа превратится в очередное «поле боя».

Если мы поставим себя на место ребенка, то поймем, что в условиях традиционного обучения он оказывается в еще более сложной, нежели взрослые, ситуации, которая граничит с нелепостью: чем больше ошибок он сможет найти в своем тексте, тем хуже будет выглядеть его работа, тем более явной и видимой станет его несостоятельность. И если взрослый (педагог или родитель) способен порадоваться тому, что маленький ученик нашел и исправил ошибки, то у него самого это вызывает иные чувства, ведь все его старания снова приводят к «испорченной» работе.

Таким образом, переписывание как средство редактирования текста не совсем пригодно для любого ребенка младшего школьного возраста уже потому, что отрицательно влияет на мотивацию к совершенствованию своей речи.

Детям, испытывающим наряду с общими специфические трудности на пути освоения письменной речи, значительно сложнее строить текст. Их сочинения, как правило, нуждаются в улучшении смысловой организации, композиционной структуры, упорядочивании логики изложения мыслей, обеспечении должной целостности и связности. Следовательно, им необходимо такое средство редактирования, которое позволило бы относительно легко менять части текста местами, «сворачивать» и «разворачивать» их, достигая нужного соответствия, вставлять недостающие структурные элементы, пропущенные «связки», и, наконец, выстраивать смысловую последовательность, анализируя цельность текста после каждого внесенного изменения. В процессе работы над смысловой организацией и структурой текста таким детям, несомненно, требуется экспериментирование и достаточная степень свободы этой деятельности. К сожалению, переписывание не дает такой возможности, поскольку лишь переписав текст целиком, ребенок может увидеть новый его вариант и понять, насколько можно им удовлетвориться. Если проба не вполне удалась, т. е. логика изложения и смысл текста продолжают страдать, ученику предстоит повторное переписывание, которое также не гарантирует успеха в сложной для него деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в процессе переписывания дети нередко допускают новые ошибки, не встречавшиеся в предыдущем варианте сочинения. Бесконечно переписывать, чтобы привести в порядок логику изложения, маленький школьник просто не захочет. Бессмысленно заставлять его делать это, поскольку при недостаточной мотивации к совершенствованию речи, слабом осознании допущенных погрешностей в структуре текста и способов их устранения, а также несоответствии имеющегося у него средства характеру требуемой деятельности результат оказывается не тем, на который рассчитывал взрослый.

Редактирование предполагает экспериментирование со словом, предложением и, главное, связями предложений внутри целостного текста. Детям, испытывающим по тем или иным причинам специфические трудности в овладении речью, труднее, чем их нормально развивающимся сверстникам, отбирать нужные слова, синтаксические конструкции предложений, обеспечивать необходимые связи фрагментов текста, не выходя за пределы контекста. Из этого следует, что им особенно важно иметь неограниченную возможность пробовать, ошибаться и пробовать вновь до тех пор, пока не будут найдены (с помощью взрослого или самостоятельно) подходящие способы выражения каждой мысли и не установлены связи между ними в целостном тексте. Переписывание не обеспечивает возможности неограниченного и непосредственного экспериментирования со словом, предложением и их связями внутри целостного текста.

Чем более несовершенным является первоначальный вариант текста, тем более длительным и разноаспектным оказывается его редактирование. Следовательно, ребенку нужно такое средство, которое позволит ему возвращаться к тексту и продолжать его редактирование на протяжении, возможно, нескольких занятий, работая над ним настолько долго, насколько это необходимо. При этом требуется последовательное редактирование текста (по смыслу, по структуре, по лексико-грамматическому оформлению и др.), поскольку в соответствии с общеизвестными правилами специальной дидактики перед детьми с отклонениями в развитии нельзя одновременно ставить две трудные задачи. Переписывание же требует от ребенка осмысления и устранения разнородных ошибок в том порядке, в каком они были допущены в тексте, что приводит к вынужденному нарушению последовательности редактирования текста, необходимой для продуктивного обучения.

Итак, работа над ошибками и переписывание текста оказываются не совсем пригодными для ребенка средствами редактирования своей речи, поскольку не только не облегчают, но отягощают и без того сложную для него деятельность. Их первый существенный недостаток заключается в том, что они не способствуют (если не препятствуют) формированию, развитию и поддержанию мотивации маленького школьника к освоению столь трудной для него письменной формы речи. Используя эти средства, ребенок лишается необходимой возможности редактировать целостный текст, постоянно анализируя, насколько он улучшается под влиянием каждого внесенного изменения. Накладываются ограничения на редактирование текста по смыслу и по структуре, в то время как в большинстве случаев, как отмечалось, страдает именно смысловая организация и композиционная структура текста. Исключается возможность неограниченно экспериментировать со словом, предложением и их связями, тогда как это необходимо детям в силу выраженных трудностей в языковом оформлении смыслового содержания. Иначе говоря, имеющиеся у ребенка средства редактирования не вполне соответствует характеру и структуре требуемой от него деятельности.

На наш взгляд, работа над ошибками и переписывание используются в обучении не потому, что взрослые считают их идеальными для ребенка средствами редактирования письменной речи. Причина, скорее, заключается в том, что педагоги и родители не могут предложить детям других, более адекватных этой деятельности средств. Точнее, не могли предложить до начала 90-х гг., поскольку в конце ХХ века появилась возможность создавать и редактировать текст на компьютере. Сталкиваясь с необходимостью построения текста, взрослые теперь используют средства нового поколения – компьютерные программы, имеющие общее название «Текстовые редакторы». В чем же состоят преимущества средств построения текста, основанных на информационных технологиях?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.