Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто это. Кто это.




Это девочка. Это мальчик.

Она учится вместе с тобой. Сейчас он учится в твоем классе.

У нее голубые глаза Раньше он учился в другой школе.

и длинная коса. Он очень добрый.

Она очень хорошо рисует. В классе он дружит с Алешей.

Это þ Это þ

 

Предлагая прочитать описание и написать угаданное имя на экране компьютера, мы ставим ученика перед проблемой: он знает, как написать прописную букву в тетради, но не знает, как это сделать при помощи клавиатуры. Известный ребенку способ действий исключается. Так педагог специально создает проблему при выполнении хорошо знакомой и интересной деятельности, вводя ребенка в ситуацию поиска нового способа действий. Подчеркнем, что учитель не рассказывает маленькому школьнику о том, как написать прописную букву на экране компьютера и не пытается стимулировать к запоминанию формальной операции. Он предлагает такое задание, при выполнении которого у ребенка неизбежно возникает потребность освоить эту операцию.

Важно, чтобы дети без труда определяли, о ком идет речь, испытывали радость оттого, что угадали персонаж, и стремились, как можно быстрее, написать его имя на экране компьютера. Представим себе, что в тексте идет речь об однокласснице по имени Лена. Чтобы написать это имя, ребенку нужно набрать на клавиатуре четыре буквы, первая из которых должна быть прописной. Она видна на клавиатуре, и ребенок без особого труда находит и нажимает соответствующую клавишу, но к своему удивлению видит на экране букву обычного размера, которая не устраивает его, поскольку он уже твердо знает, что имена людей пишутся с прописной буквы. Ребенок сталкивается с проблемой: он знает, как написать прописную букву «Л» в тетради, но не знает, как это сделать на экране компьютера. Незнание сдерживает его деятельность, не дает возможности написать так легко угаданное имя персонажа. Возникает конфликт между желанием ребенка выполнить понятное задание и невозможностью сделать это известным ему способом, что и рождает потребность узнать новый способ действий и овладеть им. Приведенный пример показывает, каким образом при выполнении традиционного для уроков развития речи, знакомого по форме и простого по содержанию задания у ребенка вызывается потребность освоить операцию текстового редактора, связанную с написанием прописной буквы.

Приведем еще один пример, чтобы проиллюстрировать предложенный методический принцип. Рассмотрим знакомство детей с другой операцией: удаление предложений. Основную трудность ребенка на этапе обучения текстовому редактору должен представлять новый способ действий при решении понятной ему задачи. В предыдущем примере это был новый для ребенка способ установления прописной буквы, в данном случае речь пойдет о новом способе удаления предложений. Если в тетради ненужные слова или предложения зачеркиваются, то на экране компьютера их можно просто стереть, бесследно удалить из текста.

Вызвать у ребенка потребность освоить эту операцию можно, предложив ему отредактировать портрет одноклассника по смыслу путем удаления несоответствующих характеристик. При составлении такого портрета педагог руководствуется тем же правилом: сводит к минимуму возможные трудности ребенка на пути понимания описания. В него включаются явно неподходящие характеристики и используются освоенные детьми способы их речевого выражения. Для того, чтобы стимулировать ребенка к многократному применению нового способа действий, в портрет включается целый ряд характеристик одноклассника, подлежащих удалению по причине их несоответствия.

Катя

Катя - моя одноклассница.

Катя учится в другом классе.

Катя очень любит рисовать.

Катя не любит рисовать.

Катя умеет играть в шахматы.

Катя не умеет играть в шахматы.

Катя учится плавать.

Катя умеет плавать.

Каждую неделю Катя ходит в бассейн..

Катя дружит с Леной..

Катя дружит с Алешей..

Катя дружит с Таней..

Ребенку необходимо узнать, как удалить предложение на экране компьютера для того, чтобы отредактировать описание. Новая операция осваивается в контексте смысловой работы с текстом. Поскольку портрет составлен таким образом, что нетрудно понять, какие характеристики следует удалить, возникает конфликт между желанием быстро выполнить задание и незнанием способа действий. Так вызывается стремление ребенка скорее узнать его. В контексте знакомой, интересной и понятной деятельности он начинает осваивать новую операцию текстового редактора. Заметим, что, удаляя неподходящие характеристики, дети видят, как некорректное описание постепенно превращается на их глазах в правдоподобный портрет.

Научить ребенка удалять предложения в тексте, можно предложив ему и иные виды работ, например: редактирование несложного сюжетного рассказа путем удаления лишних по смыслу предложений. Принципы его построения остаются прежними. Выбираются тема и сюжет, близкие жизненному опыту детей. При описании сюжета используются надежно освоенные лексика и конструкции предложений, типы взаимосвязей их в тексте. Предпочтителен тот тип текста, понимание которого требует применения элементарного и уже освоенного ребенком приема смыслового анализа его содержания. Например, требуется выделить в тексте неправдоподобные сведения о герое и удалить их. Наличие в рассказе целого ряда сообщений, не вписывающихся в контекст, побуждает ребенка многократно применять новый способ удаления лишних фрагментов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.