Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письменная речь – особая форма речи




Изучая природу письменной речи, Л.С.Выготский пришел к выводу о том, что с психологической точки зрения она существенно отличается от устной. Специфика письменной речи состоит в том, что она функционирует в отсутствии собеседника, порождается иными мотивами, более абстрагирована от ситуации и обладает большей произвольностью и осознанностью.

Понятое и описанное Л.С.Выготским психологическое своеобразие письменной речи способствовало изучению процесса ее формирования у детей не как «привычки руки и пальцев, но как действительного нового и сложного вида речи» [8.с. 92].

Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин экспериментально доказал, что письменную речь нельзя считать простым переводом устной речи в письменные знаки, и попытки объяснить различия между ними только техникой - заблуждение [32. с.6].

В своем развитии письменная речь не повторяет стадий становления устной речи. На всем протяжении дошкольного возраста «...устная речь ребенка <…> развивается в непосредственном общении с собеседником и по своей структуре является речью диалогической. Лишь в редких случаях, когда ребенок рассказывает о каком-нибудь происшествии или явлении, он переходит в монолог, но и тогда он говорит в непосредственном присутствии собеседника, направляет свое высказывание на определенное известное ему лицо, в отношении которого у него имеется достаточный опыт общения» [32. с. 6-7]. Таким образом, первое отличие письменной речи от устной заключается в том, что «...она совершается в отсутствие собеседника, но это не устраняет необходимости представить себе того (тех), к кому направлено письменное высказывание» [32. с. 7].

Второе ее отличие состоит в том, что «...устная речь – звучащая, она всегда полна интонаций, жестов, акцентов.... <…> Подчеркивая интонационно то или иное слово, ставя на нем ударение, мы тем самым заставляем слушателя обратить внимание именно на ту сторону нашего высказывания, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. В диалоге интонационный строй речи проявляется еще больше: смысл предложения всецело зависит от того, с какой интонацией оно было произнесено. Это, в свою очередь, зависит от того контекста, в котором данное слово находится в связи со смыслом всего диалога в целом. Можно сказать, что устная речь, как внутри диалога, так и в монологе, гораздо более непосредственно мотивирована, чем письменная. И эта особенность находит свое выражение в интонационном богатстве. Совсем не то в письменной речи. Мотив, движущий письменным высказыванием, дан в гораздо более абстрактной форме. Он не определяется репликами слушателей или реакцией аудитории, остается неизменным на протяжении всего речевого процесса» [32. с. 7].

Третья особенность письменной речи, вытекающая из двух предыдущих, - ее большая произвольность (осознанность). В процессе создания текста автор «…должен проанализировать свою собственную мысль, отделить одну мысль от другой, выделить из общего клубка мыслей каждую из них и оформить связи между ними. Синтаксис письменной речи совершенно не походит на синтаксис речи устной: письменная речь есть речь произвольного синтаксиса, т.е. такого, в системе которого пишущему приходится каждую свою мысль предварительно отделять от всех остальных и находить наиболее адекватные формы ее выражения» [32. с. 8].

Лингвисты, изучавшие структуру письменного текста, пришли к выводу о том, что существо этого вопроса точно описывается понятием «семантика синтаксиса», поскольку текст являет собой не отдельные предложения, а группы предложений, объединенных единством замысла и определенными структурными связями.

Устная и письменная речь в зрелой форме представляют собой два различных психологических образования, однако в начальный период обучения грамоте письменная речь оказывается для ребенка вариантом устной. На этой стадии развития знаковой деятельности ребенок совершает открытие: переходит от «рисования вещей к рисованию речи» [8. С. 87]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его письменные высказывания обладают характеристиками устной речи. В этот период ребенок при помощи письменной речи воспроизводит устную, как бы копируя ее.

Хотя на первых порах письменная речь представляется ребенку способом фиксации устной, т.е. является для него, по словам Л.С.Выготского «…символизмом второго порядка, по мере автоматизации навыков письма и чтения, письменная речь … становится символизмом первого порядка. <…> Промежуточное звено в виде устной речи выпадает. <…> Происходит постепенная эмансипация письменной речи от устной, и она приобретает свойственные ей качества» [8. C. 88].

На основе генетической психологии А.Валлона [6] французский психолог Ж.Симон провел сравнительный анализ развития письменной и устной речи учащихся начальных классов с точки зрения ее фразовой организации и также пришел к выводу о том, что письменная речь возникает и развивается как новая для ребенка деятельность и функционирует по собственным законам. Важнейшими условиями ее развития он считал автоматизацию навыков письма, способность структурировать время, считаться с отсутствием собеседника и умение встать на его позицию.

Эффективный подход к развитию письменной речи у детей может быть построен только на основе психологического знания о структуре, функциях и этапах развития этой формы речи в онтогенезе, поскольку «письменная речь как продукт развития культуры человечества предъявляет ребенку новые запросы, требует от него нового типа операций, до сих пор не имевших место в его психической деятельности» [32. с. 6].

Таким образом, постановка программной задачи развития письменной речи предполагает освоение детьми новой формы речи, хотя и связанной определенным образом с устной, но существенно отличающейся от нее по функционированию и внутреннему строению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.