Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия, цели и задачи 1 страница




БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

Для изучения «Бизнес – планирования» необходимо определить основные понятия этого предмета.

Бизнес – вид конкретной экономической деятельности, организованной в рамках определенной структуры, целью которой является получение прибыли.

Предпринимательство – самостоятельная, стремящаяся к нововведениям, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, организованная в рамках определенной структуры, целью которой является получение прибыли.

План – заранее намеченная последовательность осуществления какой – либо программы или работы.

Планирование – основной метод осуществления хозяйственно – организаторской функции, направленный на развитие производительных сил общества, создание материальных и духовных благ, получение прибыли и охватывающий разработку плана, организацию его осуществления и контроль за выполнением.

Бизнес – план - конфиденциальный документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы на конкретном рынке с учетом собственных и заемных источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков.

Бизнес – планирование – дисциплина, включающая в себя научную разработку бизнес – плана, практическую его реализацию и контроль за выполнением.

Бизнес – планы (бизнес – проекты) могут классифицироваться по следующим шести основаниям:

1. Тип – по сферам деятельности: экономический, социальный, организационный, научный, …, смешанный.

2. Класс – по составу и структуре: монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный, состоящий из ряда монопроектов и требующий общего управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований).

3. Масштаб – по размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и внутреннюю среду: мелкие, средние, крупные, очень крупные.

4. Длительность – по продолжительности осуществления: краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

5. Сложность – по степени технической, финансовой, организационной и других видов сложности: простые, сложные, очень сложные.

6. Вид – по характеру предметной области: учебный, строительный, энергетический, …, смешанный.

Большинство бизнес – проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций зависит от всех перечисленных оснований, но прежде всего от масштабов, длительности и сложности проекта.

Целью бизнес – планирования, как процесса разработки бизнес – плана, может быть:

1. получение кредита;

2. привлечение инвестиций;

3. определение стратегического и тактических направлений и ориентиров фирмы в мире бизнеса для получения максимальной прибыли.

Исходя из вышеизложенных целей, формулируются следующие основные задачи бизнес – планирования:

1. Проведение маркетинговых исследований в сфере разрабатываемого продукта (товара или услуги).

2. Оценка материальных, финансовых, кадровых возможностей и предполагаемых рисков.

3. Разработка управленческих мероприятий.

4. Организация производственного процесса.

5. Разработка финансового плана и стратегии финансирования.

6. Практическая реализация бизнес – проекта.

7. Контроль за выполнением бизнес – проекта.

Сформулированные основные задачи дают возможность создать структуру бизнес – плана предприятия.

Блок – схема бизнес – плана предприятия.

 

Бизнес план

БББББББ

 

 


финансы
производство
управлениее
маркетинг

 


 


 

 

резюме

 


 

 

Для разработки основных разделов бизнес – плана необходимо провести стратегическое планирование, которое представляет собой процесс выбора целей организации и направлений действий их осуществления.

Цикл стратегического планирования выглядит следующим образом:

 

миссия
цели
параметры внешн. и внутр. среды


 

 


контроль

 

реализация стратегии
Выбор стратегии стратегии
СВОТ - анализ

 

 


Миссия – четко выраженная общая цель, отвечающая на основные вопросы:

· для чего существует организация;

· какую потребность она удовлетворяет;

· каковы основные принципы ее деятельности.

Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во времени и взаимно поддерживающими.

Параметры внешней и внутренней среды определяются на основе анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия.

К внешним факторам относятся: экономические, политические, правовые, социальные, культурные, технологические, географические, институционально – организационные, свидетельствующие о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления деловых связей.

К внутренним факторам относятся следующие параметры: наличие необходимого капитала, правильный выбор организационно – правовой формы предприятия, выбор предмета деятельности, подбор кадров и управление персоналом, характеристики используемых технологий и оборудования, знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований, подбор команды партнеров, механизм сохранения предпринимательской тайны.

СВОТ – анализ представляет собой анализ сильных и слабых сторон предпринимательской идеи, возможностей и угроз.

После формулирования миссии, постановки целей, определения параметров внешней и внутренней среды, а так же тщательно проведенного СВОТ – анализа производится выбор стратегии.

По отношению к любому виду экономической деятельности можно применить лишь две возможные стратегии – рост и сокращение или их разновидности: бурный, медленный рост, простое воспроизводство, постепенное сокращение, отсечение лишнего, переориентация, немедленная ликвидация. Затем выбранная стратегия реализуется на практике с осуществлением контроля за ее выполнением.

Контроль представляет собой совокупность действий, которые направлены не на констатацию факта невыполнения решения, а на недопущение срыва решения, т.е. на достижение цели в намеченные сроки.

Для обоснования плановых решений используются так называемые «традиционные» и «экономико-математические» методы.

К традиционным методам относятся: сравнение, группировка, нормативный, расчетно-аналитический, балансовый.

К экономико-математическим методам относятся: экономический, инженерный, статистический, математический, методы моделирования и программирования, метод экспертных оценок.

Основой составления бизнес-плана являются информационное и правовое обеспечение экономической идеи. Информационное обеспечение включает в себя исследование рыночной конъюнктуры, анализ возможностей и рисков, выбор предмета деятельности. Правовое обеспечение включает в себя правильный выбор организационно-правовой формы предприятия, правовое обеспечение сделок, правовое обеспечение взаимоотношений с государственными органами.

Представление (презентация) бизнес-плана потенциальным инвесторам является не менее важной и ответственной задачей, чем его разработка. При этом предлагается придерживаться следующих принципов:

· не перегружать текст (документ должен быть не более 30 страниц);

· показать свою обязательность и компетентность в процессе презентации;

· указать основные показатели эффективности проекта;

· обозначить проблемы и факторы риска и пояснить пути их решения;

· ознакомить инвесторов с перечнем лиц, представляющих проект;

· ознакомить инвесторов с условиями предоставления капитала и долей продаваемого проекта;

· конфиденциальная информация может быть опущена представлена, в случае необходимости, дополнительным документом.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС – ПЛАНА.

При разработке бизнес – плана в нем рекомендуется предусмотреть следующие разделы.

 

Раздел 1. Резюме.

 

Этот раздел представляет собой общую характеристику фирмы, в котором, кроме реквизитов фирмы, изложеныосновные положения всех последующих разделов бизнес – плана.

В резюме должны быть представлены:

· данные о создании и регистрации фирмы, юридический адрес, контактные телефоны руководителей предприятия;

· миссия и краткий СВОТ-анализ;

· основные цели и стратегия фирмы;

· состав конкретных мероприятий, который необходим для реализации выбранной стратегии;

· характерные условия работы предприятия.

 

В данном разделе необходимо дать ответы на следующие вопросы:

· Чем будет заниматься фирма в планируемый период?

· Чем предлагаемые фирмой товары (услуги) отличаются от рыночных аналогов?

· Каковы прогнозируемые объемы продаж, планируемые затраты, ожидаемая выручка, годовая норма чистой прибыли, уровень прибыльности инвестиций, период окупаемости вложенных средств, уровень рисков?

Резюме фактически является рекламой бизнес – плана, поэтому особенно тщательно надо подходить к его составлению.

На титульном листе бизнес – плана необходимо указать, что приведенная в данном бизнес – плане информация носит конфиденциальный характер и представляет собой предпринимательскую тайну.

 

Основные формулы к разделу 1.

1.1 Валовая прибыль определяется по формуле:

b = D1 – D

b – валовая прибыль (руб.)

D1 – выручка от продаж (руб.)

D – авансированный капитал (издержки производства) (руб.)

 

1.2 Чистая прибыль определяется по формуле:

q = b – налоги, проценты за кредит, арендная плата и другие выплаты

q – чистая прибыль (руб.)

 

1.3 Формула определения нормы чистой прибыли (рентабельности):

p = q × 100%: D

p – норма чистой прибыли (рентабельность) (%).

 

1.4 Формула вычисления годовой нормы чистой прибыли:

P = p × ω

P – годовая норма чистой прибыли (%: год),

ω – частота оборота полного капитала в год.

 

1.5 Авансированный капитал (D) можно представить в виде:

D = Зс + Зv или D = Зс + k × V

Зс – постоянные затраты, условно независящие от объема производства

Зv – переменные затраты (руб.)

V – объем производства товара (шт., м3, т и др.)

k – коэффициент пропорциональности (руб.: ед. объема производства).

 

1.6 Переменные затраты пропорциональны объему производства:

Зv = k × V

 

1.7 Выручка от продаж рассчитывается по формуле:

D1 = Ц × V

Ц – цена единицы товара (руб.: ед. измерения).

 

Раздел 2. Характеристика товаров (услуг).

В этом разделе дается описание всех товаров (услуг), которые фирма предлагает покупателю. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:

· Какие товары (услуги) будут предлагаться? (наименование товаров, их описание, характеристики, наглядное изображение образцов).

· Какие потребности призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?

· Насколько предлагаемые товары (услуги) отвечают требованиям стандартизации и сертификации?

· Дорогие ли эти товары (услуги), и как часто они пользуются спросом потребителей?

· Как долго эти товары будут продаваться на рынке?

· На каких рынках и каким образом они будут продаваться?

· Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров (услуг), а в чем их недостатки?

· Учитывается ли мнение потребителей при разработке новых товаров (услуг) или при усовершенствовании старых?

· Как будет организовано послепродажное обслуживание данных товаров (услуг)?

 

Основные формулы к разделу 2.

2.1 Основное уравнение измерений:

Q = Х × [Q]

Q – значение величины,

Х – численное значение измеряемой величины в принятой единице,

[Q] – выбранная единица измерения.

 

2.2 Вычисление абсолютной погрешности измерения:

∆ Хn = │ ‌ ‌‌Хn – Х0

∆ Хn – абсолютная погрешность n-го измерения измеряемой величины (ед.

измерения измеряемой величины),

Хn – показания n-го измерения измеряемой величины,

Х0 – истинное значение измеряемой величины.

 

2.3 Вычисление относительной погрешности измерения:

δn = ∆ Хn × 100%: Х0

δn – относительная погрешность n-го измерения измеряемой величины (%).

 

2.4 Выборочная средняя измеряемой величины:

Хв = (Х1 + Х2 + … Хn): n

Хв – среднее арифметическое значение (выборочная средняя) измеряемой

величины,

Х1 , Х2, … Хn – показания n – измерений измеряемой величины,

n – количество измерений.

2.5 Выборочная дисперсия измеряемой величины (Dв):

n

Dв = ∑ (Хi - Хв)2: n

i = 1

 

2.6 Выборочное среднее квадратическое отклонение (стандарт) измеряемой величины рассчитывается по формуле:

σв = √ Dв

2.6 Расчет генеральной доли дефектных изделий:

q0 = d: N

q0 – генеральная доля дефектных изделий (доли ед.),

d – число дефектных изделий в партии объемом N изделий.

Раздел 3. Рынок сбыта товаров (услуг).

 

В бизнес – плане кратко описываются:

· емкость отраслевого рынка сбыта;

· уровень монополизма;

· тенденция его изменения (вероятность появления и исчезновения потребителей);

· вероятность появления и исчезновения конкурентов;

· любые отраслевые тенденции.

В этом разделе исследования рынка предполагается решение следующих основных задач:

1. Следует определить данные, которые позволяют установить условия производства и реализации товаров (услуг), а так же потенциал будущих конкурентов. При решении этой задачи целесообразно определить ценовые и неценовые факторы воздействия на спрос и предложение данного товара (услуги) и сопряженные товары.

2. Следует определить источники получения информации, которыми могут быть:

а) собственные исследования (возможно создание информационного

центра в самой фирме);

б) местные (региональные, территориальные) торговые палаты

(ассоциации предпринимателей) отраслевых и торговых ассоциаций.

3. Необходимо провести анализ следующих данных:

а) кто, по какой причине, в каком количестве и когда будет покупать

товар (услугу) в ближайшей и долгосрочной перспективе?

б) каков примерный уровень розничной цены предлагаемого товара

(услуги) в условиях конкуренции?

4. Следует разработать мероприятия, реализация которых позволит удерживать данную нишу рыночного пространства. Поиск и нахождение ниш неразрывно связаны с сегментацией рынка, те есть выявлением группы потребителей, специфические запросы которых не удовлетворяются предлагаемыми на рынке товарами (услугами). При этом необходимо представить:

а) оценку потенциальной емкости рынка;

б) оценку потенциального объема продаж.

Одной из важных проблем сбыта является то, насколько хорошо известны клиентам характеристики предлагаемого товара, которые определяют его конкурентоспособность на рынке.

Ни в коем случае нельзя рассматривать проблему сбыта исключительно с точки зрения минимизации издержек, связанных с доставкой товара к клиентам. Задача должна сводиться к тому, чтобы облегчить клиенту процесс совершения покупки.

Основные формулы к разделу 3.

3.1 Кривые спроса и предложения

 

Ц D S

 

 

E

Цр _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 


О

Vр V

(рис. 1)

 

Ц – цена за единицу товара (руб.)

V – объем востребованного (для кривой спроса D) или предлагаемого (для

кривой предложения S) товара на рынке (ед. измерения объема товара),

Е – точка равновесия,

Цр – равновесная рыночная цена,

Vр – объем производства товара, при котором достигается равновесие спроса

и предложения.

 

3.2 Неценовые факторы воздействия на спрос:

- изменение вкусов потребителей

- изменение числа покупателей

- изменение доходов потребителей

- изменение цен на сопряженные товары

- изменения в ожиданиях потребителей

- степень удовлетворения потребителей.

 

Если Т1 и Т2 – взаимозаменяемые товары, то имеется прямо – пропорциональная связь между ценой на один товар Ц(Т1) и спросом на другой D(Т2):

Ц(Т1) ~ D(Т2)

 

Если Т1 и Т2 – взаимодополняемые товары, то имеется обратно - пропорциональная связь между ценой на один товар и спросом на другой:

 

Ц(Т1) ~ 1: D(Т2)

 

3.3 Неценовые факторы воздействия на предложение:

- изменение цен на ресурсы

- изменение технологий

- изменение налогов и субсидий

- изменение цен на другие товары

- изменение числа производителей.

 

3.4 Негативные последствия государственного регулирования цен.

а) от установления верхней границы цен:

- нарушение рыночного саморегулирования

- устойчивый дефицит товаров

- государство нормирует товары

- рост бюрократического аппарата

- карточное распределение, черные рынки.

 

б) от установления нижней границы цен:

- нарушение рыночного саморегулирования

- устойчивый избыток товаров

- государство или ограничивает производство или выкупает излишки

продукции

- проблема хранения, использования или уничтожения излишков.

 

3.5 Ценовая эластичность спроса ЕD – показатель, характеризующий восприимчивость объема совокупного спроса к изменениям цены на товар (услугу).

ЕD= (V2 – V1) Ц1 (доли ед.)

2- Ц1) V1

 

При ЕD > 1 спрос эластичный

ЕD < 1 спрос неэластичный

 

Перекрестная эластичность – это ценовая эластичность спроса на сопряженные товары. Она показывает, как реагирует спрос на один из таких товаров в ответ на изменение цен у других сопряженных товаров.

 

3.6 Ценовая эластичность предложения – показатель, характеризующий восприимчивость совокупного предложения к изменениям цены на товар (услугу).

 

ES = (V2 – V1) Ц1 (доли ед.)

2- Ц1) V1

 

При ЕS > 1 предложение эластичное

ЕS < 1 предложение неэластичное

 

3.7 Эластичность спроса по доходу - показатель, характеризующий восприимчивость совокупного спроса к изменениям доходов (d) потребителей.

Ed = (V2 – V1) d1 (доли ед.)

(d2- d1) V1

 

При Ed > 1 спрос по доходу эластичный

Ed < 1 спрос по доходу неэластичный

 

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.

Существуют два типа конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и рыночной цене.

Межотраслевая конкуренция приводит к уравнению годовых норм чистой прибыли во всех отраслях производства.

Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе Гражданского Кодекса РФ, а также Федеральных законов РФ: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О защите прав потребителей».

Основными средствами конкурентной борьбы являются: качество, технико-экономические показатели, цена, затраты потребителя на обслуживание в процессе потребления, сервисное обслуживание, ассортимент изделий, условия поставок и платежей, реклама, соблюдение прав потребителей.

Для оценки собственных сравнительных преимуществ можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющей систематизировать информацию по конкурентоспособности фирм. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы.

 

Важнейшие факторы конкурентоспособности предлагаемых товаров.

 

Факторы конкурентоспособности Фирма (оценка 1-5 бал) Главные конкуренты А В …
Товар 1. качество 2. технико-экономические показатели 3. престиж торговой марки 4. упаковка 5. уровень послепродажного обслуживания 6. гарантийный срок 7. уникальность 8. многовариантность использования 9. надежность 10. защищенность патентами Цена 1. продажная 2. процент скидки 3. сроки платежа 4. условия предоставления кредита 5. условия финансирования покупки Каналы сбыта 1. формы сбыта, в том числе: прямая доставка торговые представители оптовые посредники комиссионеры и маклеры дилеры 2. степень охвата рынка 3. размещение складских помещений 4. система транспортировки 5. система контроля запасов Продвижение товаров на рынках 1. реклама 2. индивидуальная продажа 3. продвижение товаров по каналам сбыта 4. телевизионный маркетинг 5. продажа через СМИ        
Итого сумма баллов        

 

При сравнении суммарных баллов по каждой фирме расхождение сумм более чем на 20% свидетельствует о достаточно тяжелом положении фирмы, а при расхождении сумм более чем на 40 % необходимо либо уходить с этого рынка, либо коренным образом менять стратегию.

Однако, необходимо учесть, что приведенные в таблице факторы конкурентоспособности не равнозначны, в то же время, каждый покупатель сам субъективно оценивает значимость каждого фактора.

В этом разделе необходимо также ответить на следующие вопросы:

· Какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж товаров (услуг)?

· Какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в настоящее время?

· С помощью каких средств и методов они обеспечивают реализацию своей стратегии?

· Каковы их сильные и слабые стороны (финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадры)?

· Какие действия можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов и какие ответные шаги могут быть предприняты?

 

Основные формулы к разделу 4.

 

4.1 Конкурентоспособность товара оценивается индексом качество/затраты (I- доли ед.).

I = K/З: Кбб = K/Кб × Зб

 

К, Кб – комплексные показатели качества двух конкурирующих товаров

(данного и базового, с которым ведется сравнение) (1,0 … 5,0 баллов)

З, Зб - затраты на приобретение и использование этих товаров (руб.)

 

З = Ц + Зэ + Зпр + Зр + Зу

Ц – цена товара

Зэ – затраты на эксплуатацию

Зпр – затраты на профилактическое обслуживание

Зр – затраты на ремонт

Зу – затраты на утилизацию

 

При I > 1, данный товар более конкурентоспособный, чем базовый.

При I < 1 – менее конкурентоспособный.

При I = 1 – товары равноценны по конкурентоспособности.

(I – 1) – указывает на степень превосходства товара.

 

4.2 Альтернативные издержки по инвестициям представляют собой доходность по инвестициям в безрисковые ценные бумаги. Альтернативные издержки по инвестициям также называют стоимостью капитала, минимально необходимой нормой прибыли, ставкой дисконтирования или процентной ставкой.

Выбор наиболее конкурентоспособных (прибыльных) инвестиционных проектов рекомендуется проводить по одному из так называемых «показателей эффективности инвестиций».

Чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стоимость) – NPV (руб.). Этот показатель позволяет выбрать из нескольких возможных инвестиционных проектов тот проект, который принесет максимальную выгоду.

Расчет NPV по различным проектам производится по формуле:

 

T Dt - Pt

NPV = ∑ (1 + E)t - K

t = 1

t – шаг расчета, t = 1, 2, 3, … Т

Т – число лет жизни проекта

Dt – доходы от проекта в t – ом году (руб.)

Pt – расходы от проекта в t – ом году (руб.)

Е – альтернативные издержки по инвестициям (ставка дисконтирования)

(доли ед.)

K – сумма дисконтированных капиталовложений (руб.)

 

T Kt

K = ∑ (1 + E)t

t = 1

 

Kt – капиталовложения на шаге расчета t

При этом предпочтение отдается тому проекту, у которого при прочих

равных условиях NPV максимально.

Если NPV > 0, то реализация проекта более выгодна (если NPV < 0, то -

менее выгодна), чем помещение средств в безрисковые ценные бумаги.

При NPV = 0 предприятию безразлично, принять проект или отвергнуть

его.

 

4.3 Эквивалентный годовой денежный поток R (руб.)

Данный показатель позволяет выбрать из нескольких возможных инвестиционных проектов с разными сроками реализации тот проект, который принесет максимальную выгоду.

Расчет R (руб.) по различным проектам производится по формуле:

 

 

R = NPV × E

1 – (1 + E)-T

 

Предпочтение отдается инвестиционному проекту с большим эквивалентным годовым денежным потоком.

 

Задача 1.

Какой из двух инвестиционных проектов является наиболее прибыльным?

1. Проект А (первоначальные затраты К = 1,2 млн. руб.)

2. Проект В (первоначальные затраты К = 1,7 млн. руб.)

 

 

Оценка чистых денежных поступлений (Dt - Pt) приведена в таблице:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.