Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка конкурентоспособности предприятий




В научной литературе широко обсуждаются проблемы сущности конкуренции и конкурентоспособности, поиска и формирования конкурентных преимуществ. Но одним из наиболее важных вопросов является определение конкурентоспособности предприятия. На сегодняшний день можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции достигнуты определенные успехи, т.к. разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Но менее проработанным является вопрос оценки конкурентоспособности предприятий. В то же время потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь, чтобы определить преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности организации является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта.

В частности, оценка конкурентоспособности предприятия необходима в целях:

- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

- выбора контрагентов для совместной деятельности;

- составления программ выхода предприятия на новые рынки сбыта;

- осуществления инвестиционной деятельности;

- осуществления государственного регулирования.

Конкурентоспособность предприятий может быть оценена только в рамках группы организаций, относящихся к одной отрасли, либо выпускающих аналогичные товары. Оценка степени конкурентоспособности фирмы заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, в выборе организации-лидера, которая должна обладать следующими параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяющих с ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует организация.

В большинстве случаев оценка конкурентоспособности предприятия привязывается к определению его конкурентной позиции и выявлению конкурентных преимуществ. В связи с этим можно выделить четыре конкурентных позиции:

- аутсайдер рынка;

- предприятия, имеющие слабую конкурентную позицию;

- организации с сильной конкурентной позицией;

- лидеры рынка.

Во всем многообразии методов оценки конкурентоспособности организации можно выделить следующие:

- структурный;

- матричные;

- основанные на теории эффективной конкуренции;

- основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия.

Структурный метод по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относят экономичность крупномасштабного производства.

Теория международного маркетинга позволила изучить влияние внешних условий на конкурентоспособность организации:

- потенциал рынка (возможная емкость);

- легкость доступа;

- входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);

- однородность рынка;

- структура отрасли или конкурентные позиции фирмы;

- степень вовлечения фирм в данную отрасль;

- возможность технологических нововведений;

- экономия на масштабе;

- диверсификация фирмы.

Матричные методы базируются на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. Основа методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темп роста или сокращение количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля продукции предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те фирмы, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. При наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатками его являются невозможность проведения анализа причин происходящего; сложность выработки управленческих решений; обязательное наличие достоверной маркетинговой информации, что влечет за собой необходимость соответствующих исследований.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, базируются на том, что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованна работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб влияет множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

Суть метода заключается в балльной оценке способностей предприятия обеспечить конкурентоспособность с точки зрения имеющихся ресурсов. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов. При этом состав и структура оцениваемых способностей значительно варьируются в различных методиках: от показателей себестоимости и финансовой устойчивости до способности предприятия адаптироваться к нововведениям. В дальнейшем, в зависимости от метода, с целью оценки конкурентоспособности предприятия, полученные экспертные оценки подвергаются различной математической обработке. Чаще всего показатель конкурентоспособности предприятия находится путем вычисления средневзвешенного значения из полученных экспертных оценок с учетом удельного веса, который отводится каждой из оценочных способностей в достижении конкурентных преимуществ предприятия.

К преимуществу данного метода следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия. В то же время лежащий в основе метода посыл о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ, является недоказанным, поскольку сумма отдельных элементов сложной системы (каковой является любое предприятие), как правило, не дает того же результата, что и вся система в целом. Кроме того, многие современные предприятия фокусируют свою деятельность не на отделах, создаваемых на ресурсной основе, а на бизнес-процессах.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, базируются на рассуждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения «цена-качество».

К несомненному достоинству рассматриваемого метода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. К недостатку – позволяет получить весьма ограниченное представление о сильных и слабых сторонах в работе предприятия, так как конкурентоспособность организации принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты ее деятельности.

Помимо вышеперечисленных, известны также так называемые комплексные методы оценки конкурентоспособности предприятий. Они определены как комплексные в силу того, что оценка конкурентоспособности предприятия в рамках каждого из методов ведется на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности организации. В основе подхода лежит утверждение: конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу.

Текущая и потенциальная конкурентоспособности и их соотношения в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от метода могут варьироваться. Так, в ряде случаев текущая (реальная) конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

К достоинствам подхода следует отнести то, что он учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем.

К недостаткам данной группы методов следует отнести то, что конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности, в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет за собой и их соответствующие недостатки.

Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 14 и в табл. 10.

Пока нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций. Рассмотренные методы широко применяются в отечественной и мировой практике, но имеют следующие недостатки.

1) рассматривают только некоторые факторы обеспечения конкурентоспособности организации;

2) не дают ответа на вопросы, как именно формировать конкурентоспособность организации;

3) не учитывают особенности предприятий, их организационные структуры и возможности;

4) не учитывают изменения показателей в динамике;

5) оценивают только одну функциональную сторону организации, т. е. либо эффективность маркетинга, либо эффективность производства, либо эффективность финансовой деятельности предприятия;

6) не дают оценки конкурентоспособности предприятий с дивизиональной организационной структурой, учитывая их специфику – каждый дивизион обладает своими конкурентами и работает на различных рынках.

 

 

 

Таким образом, возникает необходимость формирования методики оценки конкурентоспособности, отвечающей следующим требованиям:

- показывать слабые и сильные стороны организации в деятельности по обеспечению конкурентоспособности организации;

- определять пути формирования конкурентных преимуществ;

- рассматривать эффективность деятельности всех функциональных областей управления организации.

 

Т а б л и ц а 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.