КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 3 страница
Геополитика – концепция западной политологии и социальной философии, согласно которой внешняя (и во многом – внутренняя) политика государств определяется, прежде всего, природно-географическими факторами, такими как наличие и характер полезных ископаемых, водоемов, рост населения, географическое расположение, ландшафт, климат и др. Основы геополитической теории были разработаны в конце XIX – начале ХХ вв. Среди ее родоначальников – немецкий ученый Ф. Ратцель и шведский – Р. Челен, который и ввел данный термин. Геополитическая идея необходимости борьбы за «жизненное пространство», выдвинутая К. Гаусхофером, активно использовалась нацистами. В 40-80-е гг. в условиях биполярного миропорядка геополитическая идея «извечной» борьбы морских (в ХХ в. это Англия и США) и континентальных держав служила обоснованием создания антисоветских военных блоков, призванных сдерживать имперские устремления СССР. В то же время у геополитики есть вполне реальные основания. На ее основе, например, американский профессор Р. Коллинз в 1980 г. предсказал скорый распад СССР. Сложность сегодняшней геополитической ситуации в мире определяется усилением борьбы за ресурсы и стремлением Запада удержать свое экономическое лидерство в рамках монополярного мира (сложившегося после распада СССР), что создает взрывоопасную обстановку. По мнению президента Римского клуба (международной организации, созданной в 1968 г. для изучения глобальных проблем) А. Печчеи, высказанному еще в 70-е годы, распределение ресурсов и доходов в мире является крайне несправедливым. Поэтому «всемирная социально-политическая революция бедных» стран объективна и неизбежна, а предотвратить ее может лишь установление нового, более справедливого экономического порядка, который за 40 лет (с 1970 по 2010 гг.) должен обеспечить сокращение децильного коэффициента (соотношение доходов 10% самых бедных и богатых слоев) в мире с 1:13 до 1:3 или хотя бы до 1:6. Пока США и другие западные государства слабо прислушиваются к рекомендациям Римского клуба. Сегодня развитые страны, в которых проживает 10% населения Земли, потребляют 80% добываемых ресурсов и неохотно делятся с остальными. Актуальными геополитическими задачами современной России можно считать следующие: борьба за новый мировой экономический порядок и многополярный мир, освоение Севера и Сибири (особенно – Забайкалья, где проживает всего 10 млн. чел.), а также переориентация на постиндустриальный тип развития. Последнее даст возможность в конкуренции с Западом и активно развивающимся Китаем «перегонять, не догоняя», т.е. сосредоточиться на наукоемких технологиях и производстве того, что мы умеем делать лучше других (плюс – того, без чего не обойтись). Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но вполне вероятна. Глобально-цивилизационный подход к истории – см.: цивилизация, постиндустриализм. Глобальные проблемы современности – см.: НТР. Гносеология (греч. gnosis+logos – знание+учение) – теория познания. См. также: сознание. Государственный социализм – см.: социализм государственный. Государство – см.: политика. Гражданское общество – общество с высоким уровнем политической культуры. Состоит из независимых от государства общественных организаций, защищающих интересы социальных групп и отдельных граждан: союзов пред-принимателей, профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, орга-нов информации и др. См.: правовое государство, политика. Гуманизм – (лат. humanus – человеческий, человечный) – человеколюбие, уважение к человеку как к свободной личности. Одно из центральных понятий философии Возрождения. Гумилев Лев Николаевич – советский философ, сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Создал одну из наиболее оригинальных историософских концепций на стыке культурно - исторического и натуралистического подходов к истории с элементами геополитики и космизма. Согласно его теории, любая локальная цивилизация начинается с возникновения (под влиянием космического облучения) очага пассионарности (избытка биохимической энергии), дающей импульс развитию этносов. Концепция Л.Н. Гумилева дает возможность понять, как Русь, одна из наиболее высокоразвитых в культурном и других отношениях держава раннего средневековья, в Новое время оказалась «догоняющей» Западную Европу. По В своем развитии этнос проходит стадии подъема, перегрева (акматическая фаза), надлома, инерции и обскурации. Затем наступает мемориальная фаза и гомеостаз, прекращающий развитие. В целом процесс этногенеза, если он не прерван искусственно, например, путем завоевания, продолжается 1200-1500 лет, а каждая фаза занимает около 250 лет. В России начало фазы подъема приходится на XIV в., а начало надлома - на рубеж ХVIII-ХIХ вв. Следовательно, российский суперэтнос уже, по всей вероятности, пережил наиболее бурный пик своего внутреннего развития, но еще около 50 лет будет проходить стадию пассионарного надлома, чреватую как творческими взлетами, так и кипением страстей. Наиболее опасный период - фазовый переход от надлома к инерции (аналогичный складыванию индустриальной новоевропейской цивилизации на рубеже XVI-XVII вв.). Переход к инерции в то же время означает снижение пассионарного напряжения с максимума до оптимума, ориентацию на повышение качества жизни и технологические успехи. Даосизм – см.: древнекитайская философия. Движение – количественные и качественные изменения; способ существования материи. Дедукция – рассуждение от общего к частному, один из методов рационального познания. Деизм (лат. Deus – Бог) – учение, признающее Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося далее самостоятельно. Возникло в философии Нового времени, в XVII в. (И. Ньютон и др.). Получило развитие в философии Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.). Деизм – альтернатива теизму (признающему связь Бога с миром), пантеизму (растворяющему Бога в природе) и атеизму (отрицающему Бога). Разновидность дуализма. Декарт Рене – французский философ, математик и естествоиспытатель XVII в. Работал в Голландии. Один из родоначальников рационализма, видный представитель философии Нового времени. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – 1) форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни; 2) форма политического режима, при которой осуществляется правление народа или действенный контроль над осуществлением власти со стороны народа. Существует прямая демократия (прямое волеизъявление народа – выборы, референдумы и т.п.) и представительная – через подконтрольные обществу органы власти и участие в них представителей народа. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных и общественных явлений. В диалектике и науке играет большую роль в формулировке законов. Деятельность – целесообразное преобразование окружающего мира. Диалектика – по-гречески означает искусство вести беседу, философский спор. Понятие ввел Сократ для обозначения своего метода рассуждений. Сегодня под диалектикой понимается учение о сложности мира и развитии. Категории диалектики, в которых осмысливаются универсальные связи бытия, как правило, группируются по парам: часть и целое, и т.п. Наиболее важными из них можно считать следующие. Явление – внешние, непосредственно воспринимаемые характеристики объекта. Сущность – в отличие от явления, единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта. Содержание – совокупность, органическая взаимосвязь всех сторон явления. Форма – способ существования и выражения содержания. Она более устойчива, чем содержание. Часть – предмет, входящий в другой предмет. Целое – то, что образовано из частей, но не сводимо к их сумме (например, отдельные части часов не показывают время). Для понимания эффекта целостности служат категории системы и структуры. Система – комплекс взаимосвязанных элементов (неделимых частей). Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, способ связи элементов в системе. Связь – это такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответствующему изменению другого. Устойчивые, повторяющиеся, сущностные связи между явлениями называются законом. Различают законы функционирования и развития. Развитие – вид движения, т.е. изменения, при котором происходят качественные преобразования. Классическую формулировку законов диалектики дал Г. Гегель. См.: закон. Дидро Дени – французский философ-просветитель XVIII в. Диктатура – неограниченная власть, опирающаяся на насилие. Диктатура пролетариата – власть рабочего класса, устанавливаемая в ходе свершения социалистической революции. Диктатура пролетариата и крестьянства – власть рабочего класса и крестьянства, устанавливаемая в ходе свершения социалистической революции в стране с преобладанием крестьянского населения. Доиндустриальное общество (доиндустриальная цивилизация) – см.: цивилизация. Достоевский Федор Михайлович – русский религиозный философ XIX в. Древнегреческая философия начала формироваться в VII в. до н. э. В VI в. существуют уже несколько школ натурфилософии (философии природы – милетская, элейская и др.), занимающиеся вопросами космологии и онтологии, в частности, поисками субстанции. Основоположник милетской школы Фалес считал первоначалом всего сущего воду, вместе с тем он говорил о множестве богов, управляющих миром. Философские идеи представителей милетской школы развивают затем «атомисты» Левкипп и Демокрит. Гераклит из Эфеса говорил об огне как первовеществе, из которого произошли мир в целом, отдельные предметы и души, а также о непрерывном движении и развитии, в процессе которых всякие вещи и всякое свойство переходили в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое — холодным и т. д. Так как все непрерывно изменяется, то «нельзя дважды вступить в одну и ту же реку». Идеи Гераклита и представителя элейской школы Зенона положили начало европейской диалектике. Проблемы бытия обсуждались и с позиций идеализма. Так, Пифагор считал, что в основе всего лежит число. В отличие от большинства своих предшественников великий афинский философ V-IV вв. Сократ сосредоточил внимание не на онтологических, а на антропологических проблемах. Предмет философии, как он считал, есть познание добра и зла. Знание есть добро, невежество — зло. Сократ считал необходимым отыскивать истину сообща, в диалоге с собеседником. Отсюда – понятие «сократического» метода познания, когда «в споре рождается истина». Сократ открывает классический период развития античной философии, который продолжили его ученик Платон и Аристотель, ученик Платона. По Платону (V-IV вв. до н.э.), наряду с конкретными вещами существуют нематериальные сверхчувственные идеи (эйдосы), причем мир вещей есть лишь отражение мира идей. Большое внимание Платон уделял созданию образа идеального государства. Вершиной древнегреческой философии является учение Аристотеля (IV в. до н. э.), объединившее почти весь предшествующий опыт философствования и зачатки научных знаний. Аристотелю принадлежит множество трудов по самым разнообразным отраслям знаний. Наибольшее значение имеет учение о категориях и формах мышления (логика). Древнеиндийская философия – В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед — священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. Индийская философия возникла в VI в. до н.э. В целом для нее характерны идеализм, религиозность, космоцентризм, созерцательность. Базовым направлением индийской философии стала веданта, одним из основателей которой считается Бадараяна. Главная ее цель – логическое (или мистическое) истолкование Вед. Согласно веданте, смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – целой цепи перевоплощений) состояния «мокша» - слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной душой, Абсолютом). Праведная жизнь дает возможность преодолеть закон кармы (воздаяния за грехи) и остановить Сансару (колесо перевоплощений). Этой же цели можно достичь и при жизни. Помогают этому безгрешность и специальная система упражнений, итогом которых становится достижение состояния «самадхи» (сосредоточение). Такая религиозно-философская практика получила название «йога». Ее родоначальником считается Патанджали, живший во II в. н.э. В VI в. до н.э. возникает ряд еретических школ, отрицавших авторитет Вед: буддизм, джайнизм, материалистическое учение чарвака (локаята) и др. Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России). В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой, т. е. «просветленным». Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Для этого надо следовать основным положениями «восьмеричного пути»: праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. В отличие от брахманизма, индуизма (ранняя и более поздняя индийские национальные религии) и веданты буддизм утверждает, что нирваны может достичь не только брахман (жрец, представитель высшей из четырех варн – сословий Древней Индии), но и представитель любой варны: кшатриев (воинов, управленцев), вайшьев (тружеников) или шудр («неприкасае-мых» – людей, не имеющих гражданских прав, чернорабочих). Древнекитайская философия – включает в себя множество религиозно-философских школ. Вместе с тем есть ряд общих понятий. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал — Ян и Инь — светлого и темного, мужского и женского. Важнейшая категория китайской философии — «дао», означающая одновременно закономерность бытия и метод познания. Дао познается только долгим подвижническим жизненным путем. Понятие «дао» лежит в основе учения даосизма, основанного в VI в. до н. э. Лао - Цзы. Согласно этому учению, мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окружающей действительно и вместе с тем гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «Увэй», означающем недеяние: «Мудрец действует недеянием и учит молчанием». Поскольку в даосизме допускается мысль о том, что душа умирает вместе с телом, смыслом существования человека становится максимальное продление жизни (в идеале – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное государство. Однако в условиях развития Китая по пути империи среди правящих слоев большую популярность, начиная с VI в. до н.э. приобретает философия Конфуция (Кун-цзы). В центре учения Конфуция — человек, понимаемый, прежде всего, как член общества; последнее в свою очередь уподоблялось большой семье во главе с отцом- патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмысливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способствовало прочности государственно-имперских традиций в Китае. Древнерусская цивилизация – высокоразвитое сообщество восточнославянских и некоторых других народов в древности и в средние века. Как правило, её формирование связывают с образованием в IX в. единого государства – Киевской Руси. Однако с учётом наличия у славян и их предков (праславян, индоевропейцев) письменности, развитой религии и других элементов культуры, традиций государственности (князья и пр.), градостроительства, многие учёные называют более ранние даты – от достаточно обоснованных и реалистичных (I в. н.э.) до гипотетических (II тыс. до н.э.). Наследницей древнерусской можно считать российскую цивилизацию. Начало её формирования связано со становлением Московского государства. От предшественницы отличается по территории, климату, этническому составу, системе ценностей и др. См.: локальные цивилизации, Гумилев Л.Н., Русская идея Древняя цивилизация – см.: цивилизация. Дуализм (лат. duo – два) – разновидность плюрализма, признающая одновременно материальную и духовную субстанции (т.е. два основания мира). Характерен для философии Р. Декарта, И. Канта и др. Дух – невещественное, нематериальное начало. Душа – невещественное, нематериальное начало. В большинстве определений душа, в отличие от безличного духа, конкретна, персонифицирована (например, душа конкретного человека). Духовная сфера общественной жизни – см.: культура. Ересь – течение, отклоняющееся от официального церков-ного вероучения. Может превратиться в секту – самостоя-тельную религиозную группу, отколовшуюся от церкви. Закон – повторяющаяся, необходимая, существенная (или сущностная) связь явлений. Среди законов, с которыми имеет дело философия, важнейшими являются законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Каждая вещь в природе и обществе «раздвоена» на противоположности, которые взаимно предполагают и одновременно ограничивают друг друга. Такое противоречие между противоположностями может перерасти во внутренний конфликт, который разрешается исчезновением одной или обеих противоположностей, приводящим к изменению качества вещи (или ее уничтожению). Закон перехода количества в качество раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой. Количество – это определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с другими предметами. Качество выражает своеобразие предмета. При накоплении количественных изменений выше определенной меры происходит качественный (революционный) скачок в развитии. Закон отрицания отрицания выражает направленность развития. Действие этого закона распадается на три стадии: тезис, антитезис, синтез. Последняя стадия представляет частичный возврат к тезису, с сохранением ряда качеств, присущих антитезису. Одновременное применение всех трех законов диалектики рождает образ развития по спирали. Это можно проиллюстрировать на примере философии истории Г. Гегеля. Согласно его взглядам, абсолютный дух реализуется в истории через идею свободы: "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны" (Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. в 14 т.Т. 8. Философия истории. М.-Л., 1935. С. 98). Существуют динамические (императивные) законы, где одна причина необходимо порождает единственное следствие (например, законы Ньютона в физике). Наряду с этим есть статистические (вероятностные) законы, в которых одна причина может породить одно из нескольких возможных следствий. Одна из сложных проблем современной философии – сопоставление природных и общественных законов. Если естествоиспытатель, как правило, имеет возможность, искусственно устранив помехи, на многих опытах проверять действие какого-либо закона, то, например, историк лишен такой возможности. Сложность открытия общественных законов приводит некоторых философов к их отрицанию. Однако это ставит под сомнение статус истории, социологии и ряда других гуманитарных дисциплин как наук и лишает их возможности прогнозировать общественное развитие. Примерами динамических законов, действующих в обществе, могут быть закон стоимости или закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Примерами статистических законов – законы исторических ситуаций. В силу их вероятностного характера, они формулируются по принципу обратной связи. Например, если бы закон революционной ситуации был императивным, то его следовало бы сформулировать так: «Революционная ситуация с необходимостью приводит к революции». Однако такая ситуация может разрешиться и иначе (реформами, войной и др.). Поэтому данный закон, как закон статистический, звучит следующим образом: «Для любой революции необходимо наличие революционной ситуации». Западники – представители направления русской философии и общественной мысли (сер. XIX в.). Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Земский собор – в XVI-XVII вв. высший законо-совещательный орган в России. На соборах были представлены практически все сословия, за исключением крепостных. Земства (земские учреждения) – выборные органы самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Упразднены в 1918 г. Знак – предмет, упрощенный образ или сигнал, в процессе общения замещающий другой предмет. Идеализм – философская позиция, признающая первоосновой мира и бытия сознание, дух, идею или Бога. См.: бытие. Идеология – в широком смысле – «верхний», профессиональный, организованный уровень культуры (духовной жизни), включающий науку, религию и другие виды систематизированных мировоззренческих представлений и теоретических знаний, в отличие от социальной психологии, обыденного сознания. В узком смысле – теории (прежде всего политические), выражающие интересы класса или другой большой социальной группы (буржуазная идеология и др.). Индетерминизм – отрицание причинной обусловленности явлений. Индукция – метод познания, рассуждение от единичных фактов к обобщениям. Индустриализация – создание крупного машинного производства в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Индустриальное общество (индустриальная цивилиза-ция) – см.: цивилизация, НТР. Интуиция – способность непосредственного постижения истины, умение «схватывать» сущность вещей без посредства логических рассуждений. Информационное общество (информационная цивилизация) – см.: постиндустриализм, цивилизация. Информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, понятие) – сообщение, сведения. В более узком смысле – сообщение или управленческий сигнал, снимающий (или уменьшающий) неопределенность у получателя. Неопределенность возникает, когда из-за неполноты информации приходится делать выбор из двух или большего числа альтернатив. Информация обладает такими параметрами, как количество, полезность, содержание и др. Иррационализм – отрицание возможности неограниченного рационального познания. Иррациональное познание основано не на логике, а на интуиции или мистическом прозрении. Искусство – форма общественного сознания, возникшая в первобытном обществе и нацеленная на освоение мира в художественных образах. Основные виды искусства: литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, музыка, танец, театр, кино и др. Ислам (араб. – покорность) – третья мировая религия, возникшая у арабов в VII в. н.э. По арабской теологии считается, что Коран был продиктован Мухаммеду архангелом Джебраилом (Гавриилом). Знания от Аллаха и ранее передавались людям через пророков Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), но их не поняли. Мухаммед был пророком, который смог донести истину до людей. Ни христиане, ни иудеи не являются гяурами (неверными). Они просто запутались в вероучении, поэтому культурный контакт с ними возможен. Космология в Коране похожа на библейскую. Аллах создал землю за 6 дней. Место дьявола занял Иблис. Большое внимание в Коране уделялось концу света. На Страшном суде, который начнет спаситель – Махди (Иисус), будут выслушиваться мнения не только двух ангелов, находящихся возле каждого человека, но и Мухаммеда. Наиболее существенным отличием ислама являлся строгий монотеизм. Аллах един и не имеет никаких усложнений в культе в виде троицы, всесилен и неизображаем. Для ислама характерен мотив всеобщего предопределения. Нельзя спорить с Аллахом, нельзя изменить свою судьбу. На практике это приводило к снижению общественной активности, а с другой стороны – к устойчивости общинных традиций. Последнее придает большую популярность исламу сегодня, т.к. создает образ общества социальной справедливости, альтернативный западной буржуазной идеологии и марксистскому социализму, переживающему серьезный кризис. В исламе компромиссно сочетались учение о божественном предопределении и допущение известной свободы действий человека, что создавало благоприятные возможности для развития арабской философии. Основным содержанием философских споров была борьба перипатетиков (поклонников учения Аристотеля) и сторонников различных религиозно-идеалистических учений в духе ислама. Были положены начала рациональной теологии, мистике суфизма — учения о путях слияния человека с Богом в мистической интуиции, развивались идеи пантеизма, деизма, атомарного строения материи и др. Арабские философия и естествознание оказали значительное влияние на мировую культуру. Мы не устаем восхищаться рубаи (философскими стихами) таджикского поэта и математика XI-XII вв. Омара Хайяма. В средневековой Европе пользовались популярностью арабские книги по математике, химии (алхимии) и астрономии (астрологии), а труды среднеазиатского ученого, философа и врача X-XI вв. Ибн Сины (латинизированное Avicenna) переиздавались 30 раз. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Йога – см.: древнеиндийская философия. Кант Иммануил – родоначальник немецкой классической философии. Категории – наиболее фундаментальные понятия философии. Качество – одно из важных, необходимых свойств предмета. См.: закон. Классы – большие, относительно устойчивые социальные группы, имеющие общие экономические, политические, социальные и духовные интересы, ценности и нормы поведения, а также права и обязанности (как правило, закреплённые в законах), отражающие их роль в общественном разделении труда. Марксизм выделяет следующие классы: рабы, рабовладельцы, крестьяне, феодалы, рабочие, капиталисты. В современной западной социологии наряду с этим принято и иное разделение общества на высший (по уровню доходов и социальному положению), средний и низший классы (страты). Классы состоят из профессиональных и иных социальных слоёв (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия). Существуют и самостоятельные социальные слои, например, интеллигенция. Количество – совокупность изменений, которые не меняют качество предмета. См.: закон. Коммунизм – теория построения бесклассового общества, экономика которого основана не на частной, а на общенародной собственности. См.: марксизм, социализм. Кондратьев Николай Дмитриевич – русский и советский экономист. В 1920-е годы пытался разработать научную концепцию регулируемого рынка. Он считал, что при планировании надо учитывать многолетние колебания мировой экономической конъюнктуры. Спады и подъемы изобретательской и предпринимательской, инвестиционной и прочей активности взаимосвязаны, закономерны и носят «волновой» (циклический) характер. Согласно теории «длинных волн» в экономике, цикл состоит из повышательной и понижательной волн и занимает 48-55 лет. Начало циклов приходилось на рубеж 1780/90-х, 1844-51 и 1890‑96 гг. Понижательные волны начинались в 1810-17, 1870-75 и 1914-20 гг. Для последних характерна централизация экономических и других, особенно – государственных структур. Повышательные волны, напротив, способствуют частным и групповым инициативам, плюрализму общественных институтов. Теория «длинных волн» в экономике не была поддержана советским руководством. В 1930 г. Н.Д. Кондратьев был арестован по ложному обвинению, а в 1938 г. - расстрелян. Впоследствии его идеи были развиты и частично реализованы на практике, правда, не в России, а на Западе. Последователями Н.Д. Кондратьева был рассчитан еще один цикл: конец 1930-х - конец 1960‑х гг. (повышательная волна) и конец 1960-х - конец 1980-х гг. С позиций данной теории вполне объяснимы свертывание НЭПа в СССР и усиление госрегулирования во всем мире в 30-е годы, пришедшиеся на конец понижательной волны, для которой характерны централизация экономических, политических и других общественных структур. Перестройка и распад системы госсоциализма во многом обусловлены началом очередной повышательной волны, вызывающей оживление, динамизм и усложнение развития всех сфер жизни. Если в начале XXI в. не произойдет каких-либо катастрофических событий, то у России будет еще в запасе около 15 лет для активных частных и групповых новаций в экономике, после чего необходима переориентация на осуществление крупных государственных проектов и ужесточение госрегулирования.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |