Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 4 страница




Консерватизм (лат. conservo – сохранять) – 1) привер-женность общественного сознания сложившимся установкам и ценностям, неприятие нового; 2) совокупность политических теорий, ориентирующихся на сохранение и поддержание основ исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; 3) общественно-политическое течение, движение; консерватизм выступает альтернативой социализму и либерализму и усиливается в периоды резких социальных изменений, имеющих революционный характер.

Консервативные партии в XIX-XX вв. на Западе, как правило, выражают интересы крупной промышленной и финансовой буржуазии.

Консерватор – приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований или член буржуазной консервативной партии.

Конт Огюст – французский философ ХIХ в., родоначальник позитивизма.

Конфедерация – устойчивое объединение независимых государств.

Конфуцианствосм.: древнекитайская философия.

Концепция – синоним понятия «теория» или шире – определённый способ понимания какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на него.

Кооперация – добровольное объединение для ведения совместной хозяйственной деятельности. Типы кооперации: производственная и непроизводственная (потребительская, кредитная, снабженческо-сбытовая). Виды производственной кооперации: промысловая и сельскохозяйственная.

Космизм – направление в философии, целью которого является выяснение места человека в космосе и их взаимовлияния.

Космополитизм (греч. kosmopolitēs – гражданин мира) – идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.

Космоцентризм – постановка в центр философии Космоса, понимаемого как мир в целом (вселенная) или как Абсолют.

Культ (лат. cultus – почитание) – религиозная практика – богослужение и другие обряды.

Культура (лат. cultura – обработка, возделывание, воспитание, почитание) – в широком смысле слова – всё, что создано человечеством. В более узком смысле – система материальных и духовных ценностей. В наиболее узком смысле – духовная жизнь, духовная сфера общества, в отличие от экономической, политической и социальной сфер. Большинство современных отечественных философов и культурологов трактуют культуру как специфически человеческий способ деятельности (или технологию деятельности), а иные определения (их сегодня насчитывается несколько сот) рассматривают как дополнительные.

Структура культуры. «Вертикальное» деление культуры, как правило, производят на два слоя: идеологию и социальную психологию. Идеологию здесь следует понимать не в узком смысле (политическая идеология), а в самом широком: как систему взглядов и идей, теорий, существующих в обществе. Иначе ее можно обозначить как «верхний», теоретический, организованный уровень общественного сознания. «Нижний», теоретически не оформленный уровень общественного сознания, можно характеризовать такими близкими по значению терминами, как социальная психология, обыденное сознание, ментальность (менталитет). Его содержание составляют устойчивые эмоции, настроения, жизненные установки, привычные модели поведения социальных групп и человека в обществе, правила и закономерности общения. Нормальное функционирование культуры зависит от соответствия идеологии характеру, состоянию психологии людей. Несоответствие, например, устойчивое недовольство масс, приводит к корректировке господствующей идеологии или замене ее другой. По формам общественного сознания культуру можно разделить на философию, науку, религию, мораль (нравственность), искусство, политическое, экономическое и экологическое сознание. При этом, например, мораль на уровне обыденного сознания будет выступать в виде нравственных норм, а на уровне теоретическом – в виде этики (науки о морали). Несколько иное деление, связанное с функциями культуры и видами духовной деятельности, будет выглядеть так: познавательная (рефлекторная, т.е. отражающая действительность) деятельность, аксиологическая (ценностно-ориентационная), реактивная (проективная, т.е. направленная на преобразование действительности) и коммуникативная (по обмену информацией).

Субъектами культуры, т.е. активными элементами, носителями ее являются люди и социальные группы. Человек, получая от природы определенные задатки, чтобы стать субъектом культуры, личностью, должен их развить. Формирование личности происходит под влиянием внешних факторов (условий жизни, политического режима в стране и т.д.), воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, и путем самовоспитания. При этом темперамент превращается в характер, который вместе с мировоззрением создает так называемую направленность личности. Усвоение духовных ценностей и обратное, преобразующее воздействие человека на культуру общества, может осуществляться индивидуально (учитель-ученик, писатель-читатель), но в основном происходит через социальную группу, начиная с семьи и других контактных малых групп и кончая большими (трудовой коллектив, класс, нация и т.д.). Групповая культура может по характеру существенно отличаться в зависимости от численности, сплоченности, социального статуса группы. Люди в процессе деятельности объединяются в различные группы и организации (общественные институты): семья, люди одной профессии и т.п. Поэтому групповую культуру иначе называют институциональной. Развитие культуры происходит за счет разрешения ее внутренних противоречий (между идеологией и социальной психологией и др.). Не меньшим стимулом для изменения в культуре служит ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни. Развитие культуры – процесс сложный и противоречивый. Наиболее сложной его проблемой сегодня является преодоление кризиса современной культуры и цивилизации. Идея прогресса, составляющая одну из важнейших ценностей современной культуры, сориентировала человека на познание и изменение, улучшение окружающего мира. Преобразующая деятельность стала рассматриваться как главное предназначение человека. Сегодня масштабы и скорость преобразований стали такими, что нарушились механизмы адаптации, приспособления личности к этим изменениям. Создавая новую технику, человек невольно стал ее рабом. Серьезные опасения вызывает и дегуманизация массовой культуры, в которой растворяется личность.

Культурная революция (в СССР) – коренные преобразования в духовной сфере в 20-30-е гг. С формационной точки зрения – это процесс перехода от буржуазного типа культуры к социалистическому. С цивилизационной точки зрения – форсированная культурная модернизация, ускоренный переход от традиционной культуры к культуре индустриального общества. В широком смысле слова культурная революция – это коренные изменения в духовной жизни людей.

Культурно-исторический подход к историисм.: локальные цивилизации.

Либерал (лат. liberalis – касающийся свободы, свободный) – последователь и сторонник либерализма или член буржуазной либеральной партии.

Либерализм – общественно-политическое течение, движение, объединяющее сторонников парламентского строя, свобод, предпринимательства. В XIX-XX вв. либеральные партии на Западе, как правило, выражают интересы средней и мелкой буржуазии.

Личность – свободный, самостоятельно мыслящий и действующий человек. См. также: философия Возрождения.

Логика – наука о способах доказательств и опровержений. Ее целью является выработка таких способов рассуждений, которые от истинных суждений -посылок приводят к истинным суждениям-следствиям. Основателем классической логики считается древнегреческий философ Аристотель. Обязательное присутствие логики отличает науку и философию от других форм общественного сознания.

Логос (греч. logos) – в древнегреческой философии первоначально – мысль, понятие, идея, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита – мировой разум, возвышающийся над богами. В поздней античной философии – разум, слово Бога, создавшее мир и управляющее им; посредник между Богом и миром. В христианстве этот посредник персонифицируется в образе Христоса.

Локальные цивилизации (лат. locus – место, localis – местный, региональный) – устойчивые культурно-исторические сообщества, включающие одно крупное или несколько государств: Китай, Западная Европа, Россия и др. Наибольшее развитие понятие локальной цивилизации получило в теории
А. Тойнби, выделявшего в мировой истории 13 основных и ряд других цивилизаций (см. таблицу 3 приложения). Близ-
ки к локально-цивилизационному подходу взгляды
Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л.Н.Гумилева. В конце XIX в. русский ученый Н.Я. Данилевский подверг критике идею европейских просветителей и марксистов о единстве и поэтапном развитии человечества. Он считал, что основной реальной и самостоятельной единицей истории является обособленный культурно-исторический тип, который в своем развитии проходит стадии зарождения, возмужания, расцвета, дряхления и гибели. «Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях», - писал Данилевский в книге «Россия и Европа» (М., 1991. С. 87). Всего в истории получили развитие 12 «одноосновных» культурно-исторических типов (основой которых являлся преимущественно один вид деятельности - религиозный, культурный, политический или социально-экономический): египетский, иранский, индийский, китайский, греческий и др. Наиболее мощным, но уже исчерпавшим свои возможности в конце XIX в., является «двухосновный» романо-германский (западноевропейский) тип, добившийся успехов в экономике и искусстве. Формирующийся славянский тип (с центром в России), по мнению Данилевского, сможет гармонически сочетать все 4 основные виды деятельности. Локально-цивилизационный подход к истории и культуре, характерный для Н.Я. Данилевского, в Европе получил распространение в связи с выходом в 1916 г. книги немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы», в которой утверждалось, что всякая локальная культура в процессе развития вырождается в цивилизацию, теряя свой творческий потенциал и превращаясь в чисто механическую систему с окостеневшим интеллектом, не способным на дальнейшее развитие. Каждая культура существует автономно. Всего Шпенглер их насчитывал 8 (см. таблицу 3 приложения). «Закат» Европы заключается в переходе западной культуры в стадию цивилизации. Этот процесс должен завершиться ее духовной смертью, которую, по прогнозу Шпенглера, следует ожидать около 2000 г. В то же время с ХIХ в. происходит формирование новой, русско-сибирской культуры.

С позиций локального подхода, именно такие устойчивые культурно-исторические типы, а не стадии в развитии человечества целесообразно называть цивилизациями. Слабым местом данной концепции можно считать отсутствие четких критериев разграничения цивилизаций, за исключением религиозного. Поэтому О. Шпенглер выделяет 8 цивилизаций, А. Тойнби – 13, а Н.Я. Данилевский – 14. Локальный подход подчеркивает самобытность цивилизаций, гораздо меньше внимания уделяя их взаимовлиянию. По мнению некоторых сторонников глобального подхода, это отчасти оправдано применительно к древности и средневековью, в меньшей степени - по отношению к Новой истории, а сегодня теряет смысл, т.к. будущее человечество станет единой цивилизацией. Однако, хотя взаимовлияние разных стран действительно усиливается, не стоит переоценивать эту тенденцию. В обозримом будущем, как и сейчас, национальные, религиозные и государственные интересы останутся важнее общемировых. По прогнозам некоторых ученых, в условиях экологического кризиса роль традиционных ценностей даже увеличится, т.к. вновь (как в аграрном обществе) перед человеком стоит вопрос о выживании. Следовательно, локально-цивилизационный подход остается не менее актуальным, чем глобальный.

Мануфактура – капиталистическое предприятие, где использовались ремесленная техника и ручной труд. В странах Западной Европы существовала в XVI-XVIII вв., в России – со второй половины XVII в. до первой половины XIX в.

Маркс Карл – немецкий философ XIX в. Родоначальник марксизма.

Марксизм – философское, экономическое, социально-политическое учение, основоположники которого, К. Маркс и Ф. Энгельс, соединили диалектику Г. Гегеля с материализмом
Л. Фейербаха и применили диалектико-материалистический метод к познанию общественных явлений (материалистическое понимание истории); направление исследований общества, основанное на концепции смены общественно-экономических формаций и выделения в этом процессе классовой борьбы как источника исторического движения. Выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как создателя нового общества, исследование общих закономерностей, путей и форм классовой борьбы привело К.Маркса и Ф. Энгельса к созданию научного социализма (коммунизма) – теории построения бесклассового общества, экономика которого основана не на частной, а на общенародной собственности. В XIX в. «коммунизм» был синонимом понятия «социализм». В раннем марксизме «коммунизм» – идея обобществления, отрицания частной собственности. В зрелом марксизме это – определённый базис (формация), приходящая на смену капиталистическому способу производства. В XX в. марксисты под коммунизмом стали понимать не только способ производства, но и тип общества (включающий базис и надстройку), для которого будут характерны общественное (не государственное) производство, распределение и самоуправление, а также свободное, всестороннее и гармоничное развитие личности.

Принципиальным отличием марксизма от всех предшествующих теорий было материалистическое понимание истории, при котором главной причиной прогресса считается рост материальных потребностей людей. К. Маркс и
Ф. Энгельс считали, что общество развивается не путем постепенной эволюции, а через качественные революционные скачки, обусловленные противоречиями между производительными силами и производственными отношениями. Разные типы производственных отношений (феодальный, капиталистический и др.). К. Маркс объединил заимствованным из геологии термином «формация» (экономическая общественная формация). Формация, или способ производства, по Марксу, является базисом общества, определяющим тип политических и духовных отношений (надстройки). Формационный подход к истории позволил представить ее как смену 6 способов производства: первобытнообщинного, азиатского (или восточного, характерного для Древней Индии, Китая и других государств древности), рабовладельческого (или античного, получившего распространение в Древней Греции и других странах Средиземноморья), феодального (зародившегося в средневековой Европе), капиталистического и предполагаемого коммунистического.

Однако К. Маркс и Ф. Энгельс не сводили все богатство исторического процесса к смене способов производства. Они подчеркивали, что надстройка часто оказывает обратное влияние на базис. Мало того, ведущая роль экономики, по их мнению, явление временное. В ряде последних работ они наметили новый вариант формационного подхода. В нем развитие человечества начинается с «первичной формации» (первобытного общества), где главную роль играет не экономика, а биологическое выживание, продолжение рода. Здесь человек зависит от природы. Во «вторичной формации», включающей все эксплуататорские общества, ведущим фактором становится экономический. Переход к коммунистической формации означает конец «царства необходимости», «предыстории» и начало собственно человеческой истории, в которой общество, сознательно избавившись от эксплуатации, государства и других факторов, сдерживающих прогресс, сможет развиваться свободно. Тем самым логика истории заключается в постепенном преодолении зависимости человека от природы и экономики и установлении господства разума. В таблице 1 приложения показано соотношение основного и более позднего вариантов формационного подхода. Смысл последнего заключается не только в том, чтобы яснее обосновать идею построения общества, основанного на разуме, но и объяснить многовариантность развития человечества. Так, вторичная формация соответствует четырем эксплуататорским способам производства, сменяющим друг друга во всемирной истории. При этом, как считал Маркс, единых для всех стран «правил» прохождения этих ступеней не существует. Если в Греции были рабовладение, феодализм и капитализм, в Германии - феодализм и капитализм, то Россия при благоприятных обстоятельствах сможет на своем пути к коммунизму ограничиться лишь феодализмом. Специфику русской истории Маркс объяснял, в частности, сохранением крестьянской общины.

В целом формационная теория как одна из первых попыток серьезного научного (хотя и не лишенного элементов «домысливания», утопии) анализа закономерностей развития общества заслуживает высокой оценки. Марксу удалось показать большую роль материального производства, дать подробный анализ капитализма, подчеркнуть нравственную ценность труда, коллективизма и стремления к спра­ведливости, а главное – применить к истории диалектический метод. Последний позволяет представить противоречия как источник саморазвития общества. В то же время в марксизме есть много весьма спорных моментов, таких как преувеличение в истории роли экономики, классовой борьбы, политических революций и частной собственности. Увлечение экономическим анализом заслоняет политические и культурные проблемы, которые в марксизме отно­сятся к «надстроечным». Усиленное внимание К. Маркса к политическим революциям принижает значение культурных революций, а также реформ и эволюционных процессов. Частная собственность, действительно, важна для развития капитализма, но в других типах общества она играет гораздо менее заметную роль. А ее ликвидация еще не означает уничтожения эксплуатации и несправедливости, что наглядно показал опыт строительства социализма в СССР и ряде других стран. В советском варианте формационная теория во многом превратилась в жес­ткую схему фатальной смены пяти типов общества: первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Нельзя сказать, что в нашей стране марксизм вообще не развивался – он был дополнен теориями империализма и построения социализма в одной стране, другими новациями. Однако попытка построить общество социальной справедливости, пользуясь такой идеологией, оказалась не слишком удачной, что привело большинство отечественных философов к разочарованию в познавательных возможностях марксизма. Сегодня более предпочтительным считается цивилизационный подход к истории. См. также: социализм, табл. 2 приложения.

Материализм – философское направление, признающее первичность материи перед сознанием.

Материя (лат. materia – вещество) – в домарксистской философии понятие, обозначающее вещество или (реже) субстанцию, отличную от духа. В марксизме – это первооснова бытия, базовое понятие, «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131). В современной научной картине мира различают виды материи: неживая природа, живая природа, общество. Они, в свою очередь, подразделяются на уровни структурной организации. Так, в неживой природе выделяют: поля, вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, тела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, метагалактику. В живой природе выделяют: доклеточные структуры (ДНК, РНК, белки), клетки, организмы, популяции, биоценозы, биосферу. Материя всегда находится в движении (изменение, развитие). Движениеатрибут, способ существования материи. Выделяют следующие формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Движение происходит в пространстве и времени, которые в философии трактуются либо как независимые друг от друга и от материи сущности (субстанциальный подход), либо как отношения между объектами, их состояниями (реляционный подход). Различают такие формы пространства и времени, как: физическое, биологическое, социальное; реальное, перцептуальное (отражение реального времени, по-разному ощущаемое человеком в различных ситуациях), концептуальное (в научных и философских теориях). Важнейшей разновидностью движения является развитие, изучаемое диалектикой.

Мера – см. закон.

Метод (греч. methodos – буквально: путь к цели) – целенаправленная упорядоченная деятельность, способ достижения цели.

Методология – учение о методах.

Механицизм – признание механического движения в качестве единственного объективного основания всех форм бытия.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих отношение к действительности, общее понимание мира, программы действий людей. Различают мировоззрение личности, социальной группы и общества в целом; мировоззрение мифологическое, религиозное, научное и философское.

Мистика – форма прямой (непосредственной) связи человека с Богом или потусторонним миром. Имеет давние корни в знахарской практике. В древних цивилизациях – тайные религиозные культы (например, культ Дионисия в Греции). Мистические направления есть и в мировых религиях: суфизм в исламе, исихазм в православии и т.д.

Многоукладность – наличие в экономике нескольких укладов. Например, в 20-е гг. XX в. в России сосуществовали патриархальный (натуральное хозяйство), мелкотоварный (про-изводство на продажу), частнокапиталистический (с примене-нием наёмного труда), государственно-капиталистический, кооперативный и государственно-социалистический уклады.

Модернизация – обновление. В более узком смысле – «осовременивание» – процесс перехода от традиционного (аграрного) общества (цивилизации) к индустриальному (современному) обществу (цивилизации). В Западной Европе происходила в XVI-XVIII вв. В России модернизация начата Петром I. В отличие от Запада носила форсированный (ускоренный, скачкообразный) характер, осуществлялась под руководством государства. В основном завершена в XX в. См. также: постиндустриализм.

Монизм – принятие за основу мира одного основания, например, материи (в материализме). Противоположен плюрализму.

Монополия – крупное промышленное объединение на основе высокого уровня концентрации производства и капитала.

Монтескье Шарль – французский философ-просветитель XVIII в.

Мораль (лат. mores – нравы) – см.: нравственность.

Мышление – высшая ступень познания мира, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.

Народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции XIX в. Выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путём крестьянской революции. Разновидность крестьянской общинной социалистической утопии. Родоначальники – революционеры-демократы
(А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). В начале XX в. на базе остатков народнических организаций образуется партия эсеров.

Натурализм – изучение природы или выведение закономерностей развития общества из законов природы.

Натуральное хозяйство – самообеспечивающееся хозяйство, производящее продукты для себя, а не на продажу.

Наука – система истинных знаний; особая форма общественного сознания; деятельность, направленная на постижение истины, на основе рационального познания и эксперимента; социальный институт, организующий такую деятельность. Зачатки научного знания имелись уже в древних цивилизациях. В XVII в. происходит первая научная революция, положившая начало современной науке, т.е. науке в собственном смысле слова. Она (в отличие от древней и средневековой науки, точнее, преднауки) опирается не только на теоретические обобщения знаний и логическое обоснование гипотез и теорий, но и на эксперимент (специально поставленный опыт для проверки гипотезы). Формами научного познания являются: факт, проблема (вопрос, «знание о незнании»), гипотеза (научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но вполне вероятна), теория (высшая ступень рационального, научного познания, дающая всестороннее отражение предмета. Характеризуется непротиворечивостью и доказательностью). Существуют общелогические, эмпирические и теоретические методы научного познания. Общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Эмпирические методы: наблюдение, измерение, эксперимент (наблюдение с измерением), описание. Теоретические методы: абстрагирование (создание идеальных обобщенных образов и понятий), формализация (исследование структуры объекта), аксиоматизация (выделение оснований, не требующих доказательств, т.е. аксиом, на основе которых строятся теоремы). В каждой конкретной науке существует своя специфическая система сочетания методов, свой определенный объект исследования и язык. По объекту исследования науки объединяют в 4 группы: естественные, технические, логико-математическме и гуманитарные (общественные). В середине ХХ века, в условиях НТР наука становится непосредственной производительной силой.

Необходимость – категория диалектики – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития объекта.

Немецкая классическая философия развивается в XVIII –XIX вв. Ее родоначальник — И. Кант считал гносеологию важнейшей частью философии и ставил задачу критического ана­лиза познавательных способностей субъекта. Кант резко подчеркнул непреодолимые, по его мне­нию, трудности и противоречия познания. Они выража­лись в антиномиях, т. е. в наличии противоположных и рав­но убедительных суждений по одному и тому же вопросу. Кант провозгласил разрыв между познающим человеком (субъектом) и миром, между познаваемой внешней обо­лочкой вещи (явлением) и трансцендентной (непознаваемой) «вещью в себе» (сущностью). Достоверное теоретическое знание по Канту возможно лишь в математике и естественных науках, т.к. оно основано на априорных, трансцендентальных (существующих до опыта) предпосылках познания, таких как время, пространство, причинность. В познании общества человек должен отдать предпочтение не теоретическому, а практическому разуму, который направлен на нравственное регулирование поведения. Так, хотя мы не можем теоретически постичь трансцендентную суть нравственных норм, но мы знаем, что их несоблюдение разрушительно для общества. Из этой посылки И. Кант выводит категорический императив (общеобязательный нравственный закон): «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Есть и вторая формулировка категорического императива: «Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели» (Цит. по: Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962. С. 475). Кант предлагал развести понятия «культура» и «цивилизация» (в философии Просвещения игравшие роль синонимов разума и прогресса): цивилизация – это лишь внешний (технологический) прогресс, а культура – внутреннее нравственное развитие личности.

Г. Гегель стремился преодолеть противо­речия Канта с позиций объективного иде­ализма. Гегель считал, что философия имеет тот же предмет познания, что и религия – абсолют. Абсолют, т.е. Бог, есть во всем, но лишь в чистом мышлении (мышлении мышления, мышлении как таковом, «абсолютной идее») он выступает в своей истинной форме. Развитие абсолюта проходит три стадии: бытие Бога до сотворения мира; отчуждение (самоотрицание) Бога в природе (материальном мире); возвращение Бога из своего творения (природы) к самому себе в человеческом духе. Человеческий дух проходит также три стадии самореализации: 1. Субъективный дух. 2. Объективный дух, выражающийся в различных формах социальной деятельности – праве, морали, нравственности. В переводе трудов Гегеля два последних понятия не являются синонимами: нравственность здесь выступает как синтез правовых норм и моральных убеждений. 3. Абсолютный дух, самореализующийся в искусстве (через созерцание и чувство), религии (через представление и переживание) и философии (через знание). Таким образом, философия есть абсолютное знание, постижение «чисто­го понятия» («абсолютной идеи»), самопознание Бога в человеке. Главная заслуга Гегеля заключается в том, что он сформулировал основные законы диалектики. Большое влияние на дальнейшее развитие философии и общественной мысли оказали труды Гегеля по философии истории и философии права (см.: закон, общество, марксизм).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.