Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 5 страница




С резкой критикой идеализма и религии выступил
Л. Фейербах, вначале приверженец философии Гегеля, а затем ее решительный противник. Его учение можно охарактеризовать как антропологический материа­лизм. Фейербах преодолел ограниченность предшествовав­шего материализма, сводившего любую реальность к ме­ханическому движению. В центре внимания Фейербаха — живой целостный человек, который, однако, рассматри­вался им скорее как существо биологическое. Критика Гегеля, в т.ч. его диалектики, не позволила
Л. Фейербаху вскрыть механизм саморазвития общества. Этот недостаток в дальнейшем попытался устранить К. Маркс. Учение Фейербаха оказало заметное влияние на развитие гуманистических и социалистических идей в конце XIX в.

Неоконсерватизм – политика консервативных буржуазных партий Запада (Республиканская партия США и др.), противоположная неолиберализму. Идеология и политика неоконсерватизма оформилась в конце 1970-х гг. Направлена на снижение роли государства в экономике путём приватизации, поддержку буржуазии, конфронтацию с профсоюзами и левыми силами, во внешней политике – на возрождение «холодной войны». Основная причина появления неоконсерватизма – но-вый этап НТР (начавшийся в 70-е гг.), в условиях которого нео-либеральное госрегулирование экономики начало давать сбои.

Неолиберализм – политика, направленная на активное государственное регулирование экономики. Впервые применена в 30-е гг. XX в. шведскими социал-демократами и американской буржуазной Демократической партией. После второй мировой войны на Западе неолиберальные (в основном социалистические и социал-демократические) партии периодически сменяют у власти буржуазные консервативные партии. (В 80-е гг. консерваторы превращаются в неоконсерваторов).

Неопозитивизм – см.: философия ХХ века.

Неотомизм – см.: философия ХХ века.

Ницше Фридрих – немецкий философ второй половины XIX в., один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни.

Новое времясм.: философия Нового времени.

Нравственность – одна из форм общественного сознания – нормы поведения и идеалы, связанные с волей и поведением человека в обществе (благо, добро, справедливость, долг и др.). Зарождается в первобытном обществе. В отличие от правовых, выполнение нравственных норм поддерживается не государством (хотя государство может принимать в этом участие), а общественным мнением и традицией.

НТР - научно-техническая революция (в последнее время чаще именуемая научно-информационной революцией), начавшаяся в 50-е гг., дала толчок комплексной механизации, автоматизации и химизации производства, породила биотехнологии, основанные на генной инженерии, наполнила производство и быт компьютерной техникой. Если в XVII-XIX вв. технические и научные революции происходили неодновременно, то сейчас между научным открытием, техническим изобретением и его внедрением проходит минимальный срок. Наука стала не только формой общественного сознания, но и непосредственной производительной силой. Однако интенсивное развитие науки, промышленности и сельского хозяйства резко увеличило антропогенное воздействие на природу и ускорило темп жизни, что привело к появлению глобальных проблем современности. Самая острая из них - проблема войны и мира. Сегодня накоплено такое количество оружия массового поражения, что человечество можно уничтожить десятки раз. Однако если третью мировую войну до сих пор удается предотвратить, то демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая и другие глобальные проблемы - это повседневная реальность.

Глобальные проблемы порождены не только НТР, но и глобализацией противоречий индустриального развития. В индустриальном обществе существуют серьезные противоречия (между трудом и капиталом, личностью и государством, человеком и природой и др.), которые периодически вызывают кризисные ситуации. Ученые, философы, общественные деятели давно предсказывали возможность общего кризиса индустриальной цивилизации и пытались определить пути выхода из этого кризиса. Отражением таких поисков стал ряд социалистических теорий, возникших в ХIХ в. и частично реализовавшихся в ХХ в. Однако большинство социалистических преобразований (в СССР и других странах) были ориентированы на оптимизацию общества в рамках индустриальной цивилизации. Ее развитие в ХХ в., особенно в условиях НТР, породило столь серьезные проблемы, что сегодня можно говорить о глобальном кризисе современной цивилизации и о необходимости перехода к принципиально новому ее типу.

Общественная, философская и научная мысль сегодня пытаются определить возможные пути выхода из этого кризиса. Интересны исследования Римского клуба, неформального объединения ученых 30 стран, созданного в 1968 г. для изучения глобальных проблем современности. С помощью математического моделирования и других методик они пытались «просчитать» возможные варианты развития человечества. Участники исследований поделились на два направления. Дж. Форрестер, Д. Медоус (США) и др. заняли позицию пессимизма по отношению к нынешней цивилизации. А. Тоффлер (США), Э. Пестель (ФРГ) и др. полагали, что можно изменить ситуацию в мире с помощью «оптимизации» развития. В представленном Римскому клубу в 1972 г. докладе группы Дж. Форрестера и Д. Медоуса «Пределы роста» было показано, что относительно высокий уровень благополучия, достигнутый к 70-м годам развитыми странами, – иллюзия, а дальнейшая ориентация на безграничное производство и потребление приведет к глобальной катастрофе. Для ее предотвращения необходим переход от роста к глобальному равновесию, в частности, стабилизация численности населения планеты, сокращение потребления ресурсов и др.

Важная роль в выходе из кризиса цивилизации в разработках Римского клуба отводится культуре. Она заключается в перевоспитании, переориентации людей. Президент клуба А. Печчеи в известной книге «Человеческие качества» (М., 1980) показывает, что человек должен осознать свои возможности и место в мире, сократить потребности до разумного минимума и целью считать не рост своей власти или потребления, а гармоничное развитие, иначе – углубление кризиса и мировая катастрофа. Современный, новый гуманизм, по мнению А. Печчеи, должен означать ориентацию человека и человечества не столько на рост своего могущества и преобразование мира, сколько на сохранение и оптимизацию (улучшение), гармонизацию жизни. Принципами современного гуманизма должны стать: 1) понимание глобальности, 2) стремление к справедливости и 3) отвращение к насилию.

Названные идеи легли в основу разработки концепции общества устойчивого развития, цель которой – создать реалистическую модель общества, стремящегося к снижению остроты социальных противоречий в национальном и мировом масштабе, способного решать глобальные проблемы современности, обеспечивающего достойное существование гражданам любого государства, справедливое распределение материальных и духовных благ и не нарушающего экологическое равновесие. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и в 2002 г. в Иоганнесбурге (ЮАР) прошли конференции ООН по устойчивому развитию. В России и других странах разрабатываются национальные программы устойчивого развития. Существуют и более оптимистические сценарии будущего, например, разрабатываемые в рамках концепции постиндустриализма.

Ньютон Исаак – английский физик XVII-XVIII вв., создатель классической механики, оказавшей большое влияние на философию Нового времени.

Образование – процесс передачи и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых человеку для жизни и профессиональной деятельности. По мере перехода от индустриального к постиндустриальному обществу в системе образования резко возрастает роль самообразования.

Общественное сознаниесм.: сознание.

Общественныеотношения – устойчивые необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, сложная развивающаяся система их деятельности. До XIX в. в понимании природы общества преобладали религиозно-идеалистические представления, согласно которым общество есть продукт божественной воли, и ведущим началом его жизнедеятельности является дух. В современной философии и науках об обществе можно выделить несколько ведущих подходов к данной проблеме. Натуралистические концепции основное внимание уделяют географическому, биологическому и демографичес-кому факторам. Слабое место данных концепций – сведение социальных закономерностей к биологическим. Психологи-ческое направление (фрейдизм и др.) видит основу общественного развития в психофизиологии личности, прежде всего, в инстинктах. В концепции социального действия (М. Вебера и др.) общество представляет собой систему социальных ролей, которые играют люди. В марксизме основное внимание уделяется результатам (продуктам, в первую очередь, материальным) деятельности масс. Здесь человек есть продукт общественных (прежде всего, производственных) отношений.

Структура общества. Хотя общество функционирует как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности, - экономическая, социальная, политическая и духовная. При анализе экономики, как правило, рассматриваются степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления). В социальнойсфере главное внимание уделяется формированию и развитию классов, социальных слоев и других социальных групп, в т.ч. этнических общностей (род, племя, народность, нация и др.), в политике - отношениям между социальными группами, государственными органами, общественными организациями (в т.ч. партиями) и другими общественными институтами по поводу завоевания государственной власти и участия в управлении обществом, в духовной сфере - эволюции различных форм общественного сознания: нравственного, религиозного, эстетического, философского, политического, научного, экономического и экологического (как на уровне социальной психологии, так и систематизированных знаний, или идеологии).

Вопросы развития общества – область философии истории. Люди давно пытались понять смысл своего существования и логику развития общества. В древности и средние века, когда история еще не была наукой и в основном сводилась к составлению хроник «по царям», господствовали мифологические или религиозные представления о том, что все происходит по воле богов, а мир движется по кругу (циклу) от рождения к гибели и новому рождению. Цикл стал первым паттерном (от англ. pattern - эталон, образец, модель) истории. В Новое время, особенно в эпоху европейского Просвещения (ХVII-ХVIII вв.), когда история начинает приобретать черты логически обоснованной теории, утверждается идея о том, что не только Бог, но и человек может творить историю и при этом прогрессивно развиваться. Прогресс заключается в том, что общество становится все более разумным, справедливым и технически сильным. В XVIII в. Г. Гегель объединил обе названные модели исторического процесса - циклическую и прогрессивную, т.е. «прямолинейную». В итоге появился образ развития общества «по спирали». Именно с этим открытием Г. Гегеля принято связывать появление историософии (философии истории) и исторической науки (в узком смысле слова). Названные паттерны сегодня используются в различных социально-философских теориях. Например, идея замкнутого цикла применяется в теории локальных цивилизаций, идея прогресса – в теории модернизации, а образ развития по спирали – в марксизме. Существуют также постмодернистский и иные образы исторического процесса. Они лежат в основе определения закономерностей истории, например, социальных ритмов, из которых на сегодня наиболее исследованными считаются 11-летние циклы, описанные А.Л. Чижевским и 48-55-летние экономические циклы, открытые Н.Д. Кондратьевым. Одним из наиболее дискуссионных в современной философии истории является вопрос о наличии и, главное, о возможности исследования законов истории.

Общество устойчивого развитиясм.: НТР.

Объект – то, на что направлена деятельность субъекта.

Объективный – независимый от сознания.

Онтология – теория бытия. Один из основных разделов философии.

Основной вопрос философии – вопрос о первичности материи или сознания (в применении к обществу – общественного бытия или общественного сознания). Это понятие введено в XIX в. Л. Фейербахом, а затем детально разработано Ф. Энгельсом для разграничения материализма и идеализма. Есть и вторая сторона данного вопроса: познаваем ли мир (и насколько). В ХХ в., в связи с антропологическим поворотом в мировой философии, на первое место выходит вопрос не об оппозиции материи и сознания, а об отношении человека к миру.

Отчуждение – понятие, описывающее ситуации и процессы, в которых человек становится чужд собственной деятельности (ее условиям, средствам, результатам) или самому себе.

Пантеизм – отождествление Бога с природой, миром в целом.

Парадигма – модель, паттерн, образец решения исследовательских задач, базовая концепция, теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяю-щая развитие науки в конкретный исторический период.

Партия – политическая организация, создаваемая для борьбы за власть, выражающая интересы определённых классов и социальных слоёв общества.

Паттерн (англ. pattern - эталон, образец, модель) – обобщенный образ какого-либо сложного явления.

Патанджали – древнеиндийский философ II в. н.э., основатель йоги.

Патриархальные отношения – характерны для первобытного общества и периода перехода к цивилизации (варварства, военной демократии). Отношения в экономике выражаются в натуральном хозяйстве и родовой общине. В общественном сознании – в уважении к семье и общине.

Перестройка – термин для обозначения реформ советского общества (официально вводится в политический лексикон с 1987 г.), которые затронули фундаментальные основы функционирования государства в целом. Теоретическая неопределённость, организационная слабость политики нового советского руководства приводят к резкому сокращению экономического потенциала, разрушению социальной сферы и ликвидации СССР в декабре 1991 г. К более или менее позитивным последствиям перестройки можно отнести переход к многоукладной экономике и утверждение относительной свободы слова и мысли.

Переходные типы общества – в глобально-цивилизационных концепциях (например, в теории постиндустриализма) этапы становления первобытного общества, перехода от первобытного общества к традиционному, от традиционного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному. См.: цивилизация.

Платон – древнегреческий философ V-IV вв. до н.э., родоначальник объективного идеализма.

Плюрализм – в отличие от монизма, позиция, исходящая из признания не одного, а нескольких начал, составляющих фундаментальную основу мира и бытия (например, Бог и природа и т.п.) или познания (признание права на существование нескольких или многих теоретических подходов к познанию мира).

Позитивизм – ранний позитивизм, или позитивизм «первой волны», возник в 30—40-е гг. XIX в. во Франции как реакция на противоречие между классической идеалистической философией и бурно развивавшейся наукой. Его родоначальник О. Конт заявил о разрыве с пре­жней философией: «Наука сама себе философия», она не нуждается в философии. Мировоззренческие (онтологические) про­блемы традиционной философии не могут быть решены научным путем и должны быть отброшены. Философия по О. Конту – это гносеология. Задачей новой философии является приращение позитивного (положительного) знания, что сводит­ся к обобщению данных частных наук. О. Конт стал родоначальником социологии, целью которой является научное изучение общества (в этом позитивизм схож с марксизмом; см. подробнее табл. в разделе «Методические рекомендации по подготовке контрольной работы»). По мнению О. Конта, в основе смены стадий общественного развития (военной, переходной и индустриальной) лежит смена форм мышления (теологической, метафизической и позитивной). Общественный идеал – реформированное и рационально организованное индустриальное (буржуазное) общество. В философии ХХ века позитивизм получил развитие в форме эмпириокритицизма и неопозитивизма.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие существенные признаки предметов.

Познание – процесс и результат постижения истины. Формами чувственного познания являются: ощущение (отдельных частей, состояний и свойств предмета), восприятие (целостного образа познаваемого объекта), представление (сохранение в памяти обобщенного образа объекта). Рациональное познание, или абстрактное, логическое мышление осуществляется с помощью системы символов, т.е. языка. Формами рационального познания являются: понятие (форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов), суждение (утверждение или отрицание в форме предложения) и умозаключение (два или более взаимосвязанных суждения, из которых выводится новое суждение). В философии Нового времени, начиная с XVII в., ведется спор о том, какое познание (чувственное или рациональное) является основным или более достоверным. В реальной познавательной деятельности оба вида являются взаимодополняющими. В то же время оба вида познания не всегда способны адекватно удовлетворить практические и теоретические запросы человека и общества. На практике это связано с необходимостью принятия быстрых и точных решений (например, в бизнесе или на войне). В теоретической деятельности – со сложностью получения полной и достоверной исходной информации (а также со сложностью ее формализации) для образования точных понятий и построения суждений и выводов в таких областях, как космология, религия, психика, история и др. Здесь на помощь приходит иррациональное познание в форме мистического прозрения или интуитивных догадок. Вплоть до Нового времени философия, наука (а иногда, например, в медицине – и практика) были неразрывно связаны. В современном обществе философская теория познания является методологической базой для развития науки.

Политика – система управления, в более узком смысле слова - борьба за государственную власть и её осуществление. Субъектами политики выступают личности, государственные органы и общественные организации – партии, профсоюзы и др. При анализе государства особое внимание уделяется причинам его возникновения и сущности. Можно выделить пять основных точек зрения на эту проблему: 1) теократическая (государство возникло по воле Бога); 2) патриархальная (государство – большая семья); 3) договорная (согласно теории общественного договора, государство возникает по добровольному соглашению людей, объединяющихся для совместной жизни и деятельности); 4) психологическая (государство создают люди, склонные к управлению); 5) социально-экономическая (в марксизме государство – это аппарат защиты интересов господствующего класса и эксплуатации). Любое государство обладает определенными признаками (наличие территории, аппарата управления, законов и др.) и функциями (правоохранительная, хозяйственная и др.) Государства различают по форме государственного устройства (унитарная, федеративная, конфедеративная), правления (абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика) и политическому режиму (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Относительно самостоятельной подсистемой в политической сфере является право, которое включает в себя правосознание, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений. В более узком юридическом смысле право есть система общеобязательных принципов и норм, устанавливаемых государством и обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Оптимизация политических отношений в современном обществе связана с взаимодействием правового государства и гражданского общества, развитием политико-правового сознания. На идеологическом уровне эта форма общественного сознания включает политические и правовые идеи и теории, политические программы и юридические кодексы; на социально-психологическом уровне – несистематизированные политические взгляды, чувства, настроения, мнения о законах, прежде всего, об их справедливости или несправедливости. В большинстве постиндустриалистских теорий перспектива развития политики видится в дебюрократизации и дальнейшей демократизации. Но есть и иные точки зрения: 1) повышение роли бюрократии, 2) переход власти в руки интеллектуально-информационной элиты, 3) в России – переориентация с западной модели демократии на соборную или земскую.

Политико-правовое сознание – см.: политика.

Политическая сферасм.: политика.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов.

Постиндустриализм – группа теорий (Д. Белла,
А. Тоффлера, Й. Масуды и др.), согласно которым человечество в своём глобальном развитии (всемирной истории) проходит четыре стадии: первобытного общества, традиционного (аграрного, доиндустриального, космогенного) общества, индустриального (современного, прогрессивного, промышлен-ного, техногенного) общества и постиндустриального (информационного, антропогенного) общества. Три типа общества, следующие за первобытным, также называют глобальными цивилизациями (традиционная цивилизация, современная цивилизация, информационная цивилизация).

Появление постиндустриалистских теорий вызвано стремлением разрешить противоречия индустриального общества и глобальные проблемы современности, а также анализом социальных последствий НТР. Они оказались столь масштабными, что, вероятно, способны качественно изменить характер развития общества и стать основой нового типа глобальной цивилизации. Сам термин «постиндустриальное общество» в философский оборот ввел в 60-е гг. Д. Белл. Весьма основательную проработку этой идеи в 70-80-е гг. предложил американский футуролог (специалист по прогнозированию), автор теории «Третьей Волны» А. Тоффлер. По его мнению, в истории было три технологических волны. Первая связана с аграрной революцией, появлением сельского хозяйства. Вторая – с индустриальным производством. Они определили не только характер экономики, но и культуру общества, его ценности. Для индустриальной цивилизации характерны централизм, гигантизм, бюрократизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. НТР - это начало «Третьей Волны». Новейшие технологии, прежде всего, информационные, стимулируют переход к супериндустриаль-ному обществу (цивилизации Третьей Волны). Для него будут характерны: наукоемкие технологии, автоматизированное и роботизированное, экологически чистое производство. Труд станет более творческим. Высока вероятность того, что гигантские бюрократизированные корпорации уступят место небольшим внедренческим фирмам. Централизованные административные управленческие структуры будет вытеснять адхократия – мобильные творческие группы для решения конкретных задач. Большинство населения будет занято не в сельском хозяйстве (как в традиционном обществе) и не в промышленности (как при индустриализме), а в сфере услуг, науке, образовании и искусстве. Это будет очень динамичное общество, следовательно, неизбежна перестройка всей системы воспитания. Духовная сфера в новом мире станет главной.

Возможно, концепция американского футуролога слишком оптимистична. Многие философы считают, что развитие общества трудно прогнозировать и, тем более, планировать. Оно, как и природа, напоминает живой организм с неизвестными законами, а человечество будет не столько развиваться, сколько пытаться выжить, вернувшись к неторопливому ритму и ценностям доиндустриального общества (некоторые из них присутствуют в концепции
А. Тоффлера), но ясно одно: сегодня складывается новый, глобальный тип цивилизации и культуры, и от того, какие ценности станут в ней главными, будут зависеть характер и особенности развития как локальных цивилизаций, так и всего человечества. Если в первобытном обществе в центре системы ценностей были выживание и гармония с природой, в традиционном – Бог, земля и власть, в индустриальном – прогресс, деньги и технология, то в постиндустриальном, вероятно, на первое место выйдут информация и человеческая личность. Поэтому постиндустриальное общество часто называют информационным или антропогенным. Аксиологический смысл постиндустриальной эпохи известный польский философ А. Шафф видит в формировании человека типа Ноmо Universalis (человек универсальный, всесторонне развитый) и Homo Ludens (человек играющий). По его мнению, с ростом социального богатства в высокоиндустриализованных странах наступит отход от образцов потребительского общества, сложившихся под влиянием страха голода и бедности. Ценностными приоритетами нового мировосприятия станут альтруизм, филантропия, эгалитаризм (ориентация на социальное равенство), творческий и интеллектуальный труд, свобода, особенно свобода мысли, стремление к коллективным формам общежития и сопереживания, религиозность.

Концепция постиндустриализма открывает новый взгляд на всемирную историю, отличный от буржуазных и социалистических теорий XIX-XX вв. (см. таблицу 2 приложения). Сегодня страны Запада вступили в период перехода от современного к информационному обществу. Большинство стран (в т.ч. и Россия) находятся на различных стадиях модернизации. В то же время постиндустриальная перспектива создает новый тип цивилизационного развития, при котором страна, не закончившая модернизацию, может переориентироваться на форсированный переход к информационному обществу. Опыт Японии свидетельствует, что, используя современные технологии и традиционные ценности (коллективизм, религиозность и др.), можно попытаться войти в информационную цивилизацию своим путем. Как отмечает А. Тоффлер, в 70-е годы японские деловые, политические и научные круги всерьез обратились к идее «информационной эры» и благодаря этому добились блестящих успехов в области компьютеризации и интеллектуальных технологий. При этом им удалось существенно потеснить американских конкурентов, которые в то время не оценили должным образом идеи о «конце индустриализма» и переходе к новому типу цивилизации.

Потребности – нужда в чем-либо, объективно необходимом для жизнедеятельности организма, человека, социальной группы, общества; внутренний побудитель активности. Потребности человека делятся на витальные (биологические), социальные и идеальные (в познании и др.). По мере удовлетворения более простых возникают более сложные потребности.

Правосм.: политика.

Правовое государство – идея ведёт начало от римского права. Получила реальное наполнение с выдвижением в XVIII в. принципа разделения властей (Ш. Монтескье). Концепция правового государства разрабатывалась многими философами, начиная с И. Канта. Наиболее полный опыт практической реализации осуществлён в США. Принципы правового государства: разделение государства и общества, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, социальная защищённость. Необходимое условие – правовая и политическая культура в обществе, развитое гражданское общество (система общественных организаций). Правовое государство предполагает приоритет прав личности перед всеми правами государства или отдельных ветвей его власти.

Праксиология — учение о совершенствовании практической де­ятельности.

Практика – целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности.

Приказы – органы исполнительной власти, управления различными сторонами жизни (стрелецкий, посольский и др.). Введены Иваном Грозным. При Петре I заменены коллегиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.