Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 8 страница




Названных недостатков можно избежать, если рассматривать понятие «модернизация» не в узком смысле слова (как «осовременивание»), а в более широком, как принципиальное обновление всех сфер дея­тельности человека, приводящее к появлению качественно нового типа общества. С 1960-х гг. на Западе стали появляться теории (Д. Белла и др.), согласно которым НТР (научно-техническая революция) является началом перехода от современной к постиндустриальной цивилизации. Так, согласно теории «Третьей Волны» американского футуролога А. Тоффлера, разработанной в 1970-80 гг., первая в истории человечества технологическая волна привела к появлению сельского хозяйства и аграрного общества, вторая (промышленная) – к становлению индустриального общества, третья, проходящая в настоящее время (НТР), должна сформировать сверхиндустриальную цивилизацию (цивилизацию Третьей Волны). Последняя будет характеризоваться развитием сферы услуг, образования, науки, коммуникации, повышением роли личности, поэтому ее сегодня также называют информационной или антропогенной цивилизацией. Концепция постиндустриализма позволяет сопоставить глобально-цивилизационный и формационный подходы к истории. Как видно из таблицы 2 приложения (см. ниже), восточное, рабовладельческое и феодальное общества могут выступать в качестве моделей (вариантов развития) традиционной цивилизации, а капитализм и социализм - инду­стриальной.

Глобально-цивилизационный подход, как и формационный, является одной из попыток объяснения мировых процессов. Даже в его рамках существуют разные модели развития. В реальной жизни их гораздо больше. Путь каждого народа и государства по-своему уникален. Поэтому в современной социальной философии глобально-исторические теории дополняет концепция локальных цивилизаций.

Циолковский Константин Эдуардович – русский и советский философ и естествоиспытатель, представитель русского космизма. См.: русская религиозная философия.

Часть – предмет, входящий в другой предмет (в целое).

Человек – один из основных объектовсубъект) философского познания. Антропологическая проблематика обозначилась уже в древней философии, особенно, в буддизме и у Сократа. В философии ХХ века она становится ведущей. Сегодня исследователи, склонные к постановке основного вопроса философии, чаще всего усматривают его не в отношении сознания к материи, а в отношении человека к миру. Ответ на этот вопрос зависит от понимания сущности человека. С точки зрения религиозной философии, человек – это реализация замысла Бога. У Гегеля – это форма саморазвития абсолютного духа. У Маркса он – личность, но, с другой стороны – «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 42. С. 265). В самом общем виде можно обозначить три подхода к пониманию сущности человека. Человек это существо: био-социальное, био-социо-духовное, био-социо-духовно-космическое (микрокосм). Общим во всех этих подходах является признание наличия у человека сознания. Для обозначения различных характеристик человека применяются разные термины: homo sapiens (человек разумный – биологический вид), человек (человеческий род, в отличие от биологического вида), индивид (биологическая особь и отдельный представитель человеческого рода), индивидуальность (неповторимое сочетание индивидуальных психофизиологических, социальных и духовных особенностей конкретного индивида), личность (самостоятельно мыслящий субъект познания и деятельности). Только развитая индивидуальность превращается в личность. Непременным условием этого является самосознание. Развитое самосознание позволяет вырабатывать волю, которая в соединении с природным темпераментом формирует характер. Если к последнему добавить воспитание и самовоспитание, получится направленность личности, определяющая поведение человека. Одной из традиционных и наиболее важных тем в антропологии является проблема смысла человеческого бытия. Религия видит его в подготовке к потусторонней жизни или к слиянию с Абсолютом. Марксизм усматривает этот смысл в раскрытии сущностных сил человека, прежде всего, способности к творческому труду. Гуманистический поход нацеливает на самореализацию личности. Специально этой проблемой занимается новый раздел философии, возникший на рубеже XIX/XX веков – аксиология.

Чижевский Александр Леонидович– русский и советский философ и естествоиспытатель, представитель русского космизма, основатель космобиологии. По теории А.Л. Чижевского, эпидемии, в т.ч. и социальные (войны, революции и другие конфликты), в значительной степени стимулируются периодическим (в среднем период составляет 11,1 года) возрастанием солнечной активности: усиленное влияние электромагнитной энергии Солнца порождает изменения в геомагнитном поле и атмосфере Земли, что, в свою очередь, воздействует на протекание химических реакций и психических процессов в организме человека и дает толчок к неожиданным реакциям в социальной психологии и поведении людей. Чтобы проиллюстрировать эту идею, напомним даты некоторых периодов максимума солнечной активности: 1917-1918, 1937-1938, 1989-1990, 2001-2002 гг.

Чувственное познание – начальная ступень познания (ощущение, восприятие, представление).

Шопенгауэр Артур – немецкий философ XIX в., представитель философии жизни.

Эзотерика – тайные религиозно-философские концепции, часто связанные с мистикой.

Экзистенциализм – одно из основных антропологических направлений философии ХХ века.

Экология (греч. oikos+logos – дом, жилище, местопребывание+учение) – наука об отношениях животных и растительных организмов и их сообществ (популяции, виды, сообщества, экосистемы, биосфера) между собой и с окружающей средой. Взаимодействие человека с окружающей средой изучает экология человека.

Экономика (греч. oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства) – сфера хозяйственной жизни, материального производства. При ее анализе, как правило, рассматриваются степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления). К основным функциям экономики можно отнести: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-огранизаторскую функцию, прогностическую, воспитательную и др. Интегральными показателями развития современной экономики считаются: ВВП (валовой внутренний продукт), темпы его роста и его среднее распределение на душу населения. Последний параметр лежит в основе определения уровня жизни и качества жизни.

Сегодня перед отечественными экономистами и политиками стоит очень сложная проблема выбора оптимальной модели экономического развития. Хозяйственная практика ХХ в. показала, что наиболее продуктивными моделями пока являются неолиберальная и неоконсервативная. Нынешнее руководство России ориентируется преимущественно на последнюю. Однако ряд ведущих экономистов полагает, что в российских условиях предпочтительнее неолиберальный вариант госрегулирования экономики и критикует правитель-ство за преувеличение роли частной собственности в форми-ровании рынка и самого рынка в жизни общества. Как считает академик Л.И. Абалкин, главное – не форма собственности, а экономический механизм, в котором рынок играет роль обратной связи. Гарантия его эффективности – не в частной собственности, а в конкуренции.

Не менее важным является определение стратегической перспективы. Если видеть ее в переориентации с индустриального на постиндустриальное общество, то теоретически у России пока есть шанс на вхождение в число ведущих постиндустриальных стран. По мнению известного экономиста Г.Х. Попова, подобно тому, как Англия «сделала карьеру» на текстиле, США – на моторах и автомобилях, а Япония – на полупроводниках, Россия должна развивать спутниковую связь, лесоразработки (для химической промышленности и энергетики), производство экологически чистой сельхозпродукции, и т.д. Однако подобная переориентация – вопрос уже не экономики, а идеологии и геополитики.

Экономическое сознание – экономические и технологические идеи и теории, (на идеологическом уровне); несистематизированные экономические взгляды, представления, стереотипы и установки, а также профессионально-производственные и технологические знания (на социально-психологическом уровне).

Эксперимент – специально поставленный опыт для проверки гипотезы.

Элемент – неделимая часть целого.

Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. То же, что сенсуализм.

Эпистемология – то же, что гносеология, т.е. теория познания.

Энгельс Фридрих – немецкий философ XIX в. Вместе с
К. Марксом стал родоначальником философии марксизма.

Эстетика (греч. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – философская дисциплина, изучающая художественную деятельность, искусство и эстетические ценности (нормы и идеалы, нацеливающие человека на познание красоты и гармонии). Как самостоятельная наука оформилась в XVIII в.

Эстетическое сознание – чувства, представления и ценности, связанные с познанием красоты и гармонии и искусством.

Этика – теория морали, наука о нравственности; совокупность профессиональных или институциональных правил поведения (врачебная, протестантская управленческая этика).

Этнос – народ. Как правило, в истории выделяют следующие формы этносов: род, племя, союз племён, народ-ность, нация. Для первых двух характерна кровнородственная связь, для третьего – то же, плюс политическая и культурная общность. Для народности основой является единство террито-рии, языка и культурно-психологического склада, для нации – то же, плюс экономическая связь. В концепции Л.Н. Гумилёва введено понятие суперэтноса – объединения (как правило, государственного) нескольких этносов; соответственно в истории нашей страны выделяются славянский и русский (российский) суперэтносы (последний включает татар, башкир и другие народы).

Юнг Карл – швейцарский философ, психолог и психиатр, последователь психоанализа З. Фрейда, представитель психологического направления в философии ХХ века.

Явление – в отличие от сущности, внешние, непосредственно воспринимаемые характеристики объекта.

Языксистема знаков, имеющих определенное значение. Основными функциями языка являются: аккумуляция информации и коммуникация.

Ясперс Карл – немецкий философ- экзистенциалист.

 

* * *

 

приложение

 

Таблица 1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.