КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 7 страница
Субъект – в отличие от объекта, активный элемент взаимодействия или системы; личность, социальная группа или общество в целом, осуществляющие духовную или практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. Сущность – в отличие от явления, единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта. Сферы общественной жизни – относительно самостоятельные, но взаимосвязанные области жизнедеятельности общества. Как правило, выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Иногда в качестве самостоятельной рассматривается внешнеполитическая или геополитическая сфера. Сценарии будущего – см.: социализм, марксизм, НТР, постиндустриализм, геополитика. Тейярдизм – учение Пьера Тейяра де Шардена, одного из видных представителей религиозной философии ХХ века. Теократия – власть церкви. Теология – богословие, теоретическая (в отличие от культа) часть религии, включающая священные книги и религиозно-философские комментарии к ним. Теория – высшая ступень рационального, научного познания, дающая всестороннее отражение предмета. Характеризуется непротиворечивостью и доказательностью. Теория общественного договора – см.: философия Просвещения. Теория отражения – концепция, предложенная Теософия – «божественная мудрость». Данным термином часто обозначают эзотерические, т.е. тайные религиозно-философские учения. Его же использовала Е.П. Блаватская для наименования своей «тайной доктрины». Теоцентризм – позиция, согласно которой в центре бытия и познания находится Бог. Тоталитаризм (лат. totus – весь, целый) – подчинение государству развития общества и культуры; подавление прав и свобод человека и гражданина насильственными методами. Тоталитарный политический режим: 1) режим личной власти; 2) режим социальной группы. Отличается игнорированием гражданского общества, политизацией всех сфер общественной жизни, полным отчуждением и подчинением личности государству. Тоффлер Олвин (Алвин) – современный американский философ, социолог и футуролог, автор теории Третьей Волны, разновидности концепции постиндустриализма. Традиционное общество (традиционная цивилизация) – см.: цивилизация. Трансцендентный (лат. transcendere – переступать) – выходящий за пределы разума, чувственного опыта, непознаваемый, потусторонний. См.: Кант., аксиология. Трансцендентальное – в средневековой схоластике то, что возвышается над всеми категориями. Обычно выделялось шесть трансценденталий: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. В философии И. Канта данным термином обозначаются предпосылки опытного познания: время, причинность и т.п. Удел – на Руси – отдельное княжество. Удельным называют период феодальной раздробленности XII-XV вв. Умозаключение – два или более взаимосвязанных суждения, из которых выводится новое суждение. Унитарное государство – единое государство, не разделенное на самоуправляющиеся территории (республики, штаты и т.п.). В его рамках может допускаться национальная или территориальная автономия отдельных областей. Федерация – добровольное объединение независимых государств, отдающих значительную часть своих управленческих функций центральной (федеральной) власти. Федоров Николай Федорович – русский религиозный философ XIX в., родоначальник русского космизма. Фейербах Людвиг – представитель немецкой классической философии XIX в. Философия – система знаний о наиболее общих принципах развития природы, общества, познания и отношения человека к миру. Форма общественного сознания, сформировавшаяся в трех древних цивилизациях (индийской, китайской и греческой) в VII-VI вв. до н.э. От предыдущих форм (морали, искусства и религии) отличается нацеленностью на познание сущности явлений и мира в целом с помощью логики. Впервые термин, «философия» употребил Пифагор. В буквальном смысле слова «философия» означает «любовь к мудрости». Предмет (т.е. система методов и категорий) философии периодически изменялся, но объект оставался более или менее неизменным. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы мировоззрения, т.е. отношения человека к миру. Отсюда вытекает внутренняя дифференциация философского знания. В любой философской системе в том или ином виде представлены: онтология, или метафизика, – учение о бытии (о мире), антропология – учение о человеке, гносеология (эпистемология) – теория познания (мира) и социальная философия – теория познания и изменения общества. Функциями философии являются мировоззрен-ческая, гносеологическая (познавательная), аксиологическая (ценностно-ориентационная), праксиологическая и методологическая. По отношению к различным наукам философия выступает в роли методологии (учения о методах). Философия Возрождения –охватывает период конца XIV – начала XVI вв. Кризис средневековой культуры, интенсивное развитие городов, промышленности, торговли и искусства приводят к появлению идеи о необходимости воспитания «нового человека»: образованного и самостоятельного. В качестве образца было возрождено античное отношение к человеку. Отсюда и понятие «Возрождение» (Ренессанс). Итальянские поэты (Данте, Петрарка) и художники (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти) заложили основы светского искусства, обращенного к человеку. Друг и продолжатель идей Петрарки, Салютати, вводит понятие «humanitas» – воспитанная способность совершать добродетельные поступки. От него происходит понятие «гуманизм» (лат. humanus – человеческий, человечный) – уважение к свободе личности. Ранее понятие личности (личного Бога) относилось к Богу. Теперь оно было перенесено на сознательно и самостоятельно действующего человека. Искусство и философия переориентируются с теоцентризма на антропоцентризм – в центре их внимания оказывается не Бог, а человек. Развитие техники, медицины и естествознания в трудахН. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея и других ученых заложило основы для появления науки. Появляются первые социалисты -утописты – Т. Мор, Философия XX в. – характеризуется, с одной стороны, развитием рационалистических, тесно связанных с наукой направлений, появившихся в середине XIX в. – марксизма и позитивизма, а с другой стороны – решительным поворотом к проблемам человека. Последнее характерно для аксиологии и таких по преимуществу иррационалистических направлений, как экзистенциализм, персонализм, философская антропология, фрейдизм и др. Позитивизм в начале ХХ в. превращается в эмпириокритицизм, или махизм (по имени основателя – Наиболее мощным антропологическим направлением в философии ХХ в. можно считать экзистенциализм (А. Камю и др.) В центре его внимания находятся проблемы сущности и свободы личности. Сущность человека – экзистенция (от лат. existentia – существование) рационально необъяснима, ее можно лишь интуитивно почувствовать в пограничной ситуации, т. е. на грани жизни и смерти. Ж.-П. Сартр отрицал прогрессивное развитие культуры. Он считал, что современное общество ведет к утрате человеком свободы и достоинства. Любая культура ведет к разрушению человека, т. к. главный тезис экзистенциализма «человек – это свобода» предполагает выбор своей жизни, своей судьбы, чему мешают культурные нормы. Мир абсурден, враждебен, человек сознательно делает свой выбор, и потому он свободен. Однако для того чтобы обрести свою сущность, человек должен бороться, быть ответственным за все. Экзистенциализм уделял внимание и проблемам общества в целом. Так, К. Ясперс считал, что относительно хаотическое движение истории привело к появлению «осевого времени» (VIII – II вв. до н.э.), когда в ряде стран появились философия и мощные религиозные системы, приступившие к решению онтологических и смысложизненных проблем. История приобрела определенный смысл. (В пользу этой гипотезы может свидетельствовать синхронность появления философии в Индии, Китае и Греции). Решение глобальных проблем, возникших после «осевого времени», К. Ясперс связывает с возможностью появления второго «осевого времени». Представители персонализма (Н.А. Бердяев, Ж. Лакруа) признают личность первичной творческой реальностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога. Главным способом самоутверждения личности считается внутреннее самоусовершенствование. При этом не отрицается необходимость и возможность реформирования общества, как правило, в духе религиозного социализма. Философская антропология (А. Гелен, М. Шелер) обладает широкой, хотя и недостаточно оформленной программой исследования. В ней обращается внимание на необходимость целостного исследования человека, на его специфику как предмета исследования (открытость миру и Космосу, незавершенность и др.). Антропологические исследования, например, у М. Шелера тесно связаны с развитием аксиологии. Другой разновидностью антропологического иррациона-лизма, причем не игнорирующей достижения науки, а, напротив, учитывающей растущие потребности гуманитарных наук, выступает фрейдизм. Австрийский философ и психиатр 3. Фрейд, разработавший теорию и практику психоанализа, все психические состояния и действия человека (а также и все общественные явления) истолковывает как проявление бессознательного, прежде всего, сексуальных влечений. Последователи З. Фрейда, сохраняя абсолютизацию бессознательного, трактовали его более широко. К.Г. Юнг ввел термин «коллективного бессознательного», которое является базой человеческой психики и передается по наследству. Содержанием «коллективного бессознательного» являются архетипы – общечеловеческие прообразы, символы, аккумулирующие опыт человечества: «мать-земля», «мудрый старец», «чудовище», «герой» и т.д. Архетипы выражаются в сказках и мифах и являются базой для развития культуры. Развивающееся сознание вступает в противоречие с бессозна-тельным и вызывает дискомфорт психики. Архетипы как природные и изначальные прорываются в кризисные моменты общества, что ведет к массовым беспорядкам, психозам, пророчествам. Выражается это в скоплениях людей, речах ораторов, широком использовании символики. Неофрейдизм (Э. Фромм и др.) рассматривает бессознательное как связующее звено между социальными и психологическими структурами. Для религиозной философии ХХ века также характерен антропологический поворот. Так, неотомизм, берущий начало в учении выдающегося философа Средневековья Фомы Аквинского и являющийся официальной философией современной католической церкви обращается, прежде всего, к общечеловеческим нравственным ценностям, имеющимся в религии. В нем, как и в большинстве современных философско-религиозных систем, не отрицается роль науки. Напротив, научные открытия используются для модернизации религиозных идей. Неотомизм остается верен принципу гармонии веры и разума, обоснованному Фомой: наука, философия и религия являются союзницами в познании истины, но поскольку высшая истина есть Бог, то приоритет остается за религией. В то же время метко критикуются отрицательные последствия НТР. Причина глобальных проблем современности усматривается в отходе от нравственных принципов христианства. Модернизированный вариант религиозно-философского мировоззрения представлен в тейярдизме, или христианском эволюционизме – учении Пьера Тейяра де Шардена, одном из современных вариантов пантеизма. Согласно ему, Бог имеется в каждой частичке материи в виде духовной энергии, которая и является двигателем эволюции – «христогенеза». Шарден отрицает сотворение человека, считая его закономерным итогом естественной эволюции духа. Образ Христа должен помочь людям добиться любви и единодушия в решении сложных современных проблем совершенствования мира. Мотивы модернизации традиционных религий присутствуют в дзен-буддизме, персонализме и других философско-религиозных концепциях ХХ века, в т.ч. и в русской религиозной философии. Философия жизни – возникла в конце XIX в. как реакция на кризис европейской буржуазной рационально-потребительской культуры и рациональной философии. Главной ее чертой становится иррационализм. А. Шопенгауэр, много внимания уделявший изучению буддизма и других восточных религиозно-философских систем, абсолютизировал роль воли, якобы лежащей в основе мироздания, и в противовес Г. Лейбницу, считавшему наш мир лучшим из возможных миров, полагал, что «наш мир является наихудшим из всех возможных миров». Ф. Ницше говорил о том, что европейская цивилизация, культура, нравственность и религия выродились. Главным в жизни является воля к власти. Наука завела нас в тупик, надо отдаться иррациональным решениям вопросов. Изменить этот мир может свободный «сверхчеловек», у которого желания и воля к власти стоят выше морали. Относительно позитивным в философии Ф. Ницше был призыв к переосмыслению ценностей европейской культуры. Некоторые положения философии жизни в ХХ веке нашли развитие в экзистенциализме, персонализме и философской антропологии. Философия Нового времени –возникает в XVII в. и развивается до сего дня. В ее развитии, помимо начального периода, выделяют философию Просвещения XVIII в., классическую философию XIX в. и неклассическую философию ХХ в. Толчком для ее становление послужили первые буржуазные революции и появление деизма, но главное – развитие техники и естествознания. В XVII в. происходит первая научная революция, положившая начало современной науке, которая (в отличие от древней и средневековой науки, точнее, преднауки) опирается не только на теоретические обобщения знаний и логическое обоснование гипотез и теорий, но и на эксперимент (специально поставленный опыт). Благодаря трудам И. Ньютона и других ученых и философов, складывается механистическая картина мира, т. е. его объяснение с позиций механики, которая тогда была наиболее развитой наукой. В центре философии оказываются проблемы не онтологии, а обоснования научного знания, методов познания. Ф. Бэкон ставит задачу обращения научного знания на пользу человеку («Знание — сила») и поиска открытий не в книгах, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим положениям), при этом считая единственным источником знаний ощущение, опыт. Такой подход получил название эмпиризма (сенсуализма). Р. Декарт в качестве основных методов познания предлагает дедукцию (рассуждения от общего к частному) и анализ, требующие строгой последовательности в познании по образцу математики. Особую роль Р. Декарт отводил самосознанию («мыслю, следовательно, существую»). Такой подход получил название рационализма (от лат. ratio – разум, рассудок). Сторонники рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) превозносили роль разума и принижали значение ощущений, чувственного познания. Вместе с тем оба эти направления имели и общую черту: они признавали познаваемость мира. Философия Просвещения – появилась в начале XVIII в. Просветители (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, и др.) считали знание основным рычагом общественного переустройства. Для них характерно также представление о «естественном» (свободном) состоянии человека и о необходимости его здорового воспитания. Просветители вводят в активный философский оборот понятия культуры, цивилизации и прогресса (целенаправленного улучшения жизни). Вольтер предлагает идею создания «философии истории» с целью выработки светского (не религиозного) взгляда на исторический процесс. Руссо и ряд других мыслителей разрабатывают теорию общественного договора, согласно которой государство возникло не по воле Бога, а в результате соглашения свободных людей (в XVIII в. еще не было научных представлений о первобытном обществе и истоках государственности). Основываясь на этих взглядах, просветители боролись против феодализма и церкви, за коренные изменения общественных отношений. Философия Средневековья – в Европе распадается на два периода: патристики (V-XI вв.) и схоластики (XI-XV вв.). В период патристики (учения «патеров» – «отцов церкви») главной задачей философии становится обоснование христианских ценностей (Веры, Надежды, Любви), исходя из Священного писания (Библии) и учения античных философов (прежде всего Платона). Патристике был присущ теоцентризм и, в известной степени, творческий подход, но ей не хватало системности. Главный труд Августина Блаженного «О граде Божием» содержит предпосылки зарождения философии истории. История в нем становится не цикличной (идущей по кругу), а целенаправленной – от «града земного» (государства вообще и Римской Империи в частности) к «граду Божиему», т.е. христианской общине, церкви и будущему справедливому тысячелетнему (вечному) царству Божиему, которое установится после второго пришествия Иисуса Христа. Для периода схоластики характерно почитание трудов отцов церкви и стремление к систематическому освещению вопросов. Этим и объясняется ее название (от греч. scholastikos – школьный, ученый). Основное содержание философских трудов составляли комментарии к логическим трудам Аристотеля. Диалектика понималась как искусство спора (диспута), ориентирующегося, однако, на признанные авторитеты. Особое развитие диспуты получили в появившихся в XII в. университетах. Для средневековой философии очень важной была полемика между реализмом и номинализмом по вопросу о природе общих понятий (универсалий). Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают не только единичные предметы, но и общие понятия (эйдосы Платона). Согласно же номинализму, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей. В наиболее развитой и приемлемой для церкви форме реализм был представлен в сочинениях Фомы Аквинского. Фома старался обосновать принципы христианской теологии, опираясь на философию Аристотеля. Он выдвинул принцип гармонии веры и разума. Согласно этому принципу, разум (философия, наука) – не противник, а союзник веры, способный дать логическое обоснование и подтверждение религиозных истин. Флоренский Павел Александрович – представитель русской религиозной философии. Фома Аквинский – виднейший представитель философииСредневековья. Форма – способ существования и выражения содержания того или иного явления. Формация – определённый способ производства, тип экономики, производственных отношений, экономический базис общества. См.: марксизм. Формы общественного сознания – см.: сознание. Фрейд Зигмунд – родоначальник психологического направления в философии ХХ века. Футурология – совокупность философских и социологических представлений о будущем человечества. Христианство – вторая после буддизма по времени возникновения мировая религия. Ее появление стало одним из важнейших поворотных моментов в мировой истории. Центральная идея христианства – спасение мира и человека путем нравственного очищения. Иисус Христос – Сын Божий – пришел в мир, дабы своей мученической жертвенной смертью искупить грехи всех людей и дать им шанс на спасение души. Отсюда – три главных ценности (идеала) христианства: Вера (в Бога), Надежда (на спасение души) и Любовь. Особенно важна последняя. Не отвергая нравственных принципов, изложенных в 10 заповедях Ветхого Завета (почитание Бога, родителей, «не убий», «не укради» и др.), Иисус дополнил их двумя принципиально новыми (новыми не только для иудаизма, но и для других религий) заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея. Гл. 22. Стихи 37, 39). Еще более непривычной для религиозного мировоззрения выглядела христианская проповедь свободы. Речь идет не о политической или экономической, а, прежде всего, о внутренней духовной свободе человека и свободе нравственного выбора между добром и злом. Такая идея ориентирует христиан не на покорность судьбе и формальное выполнение религиозных обрядов ради личного спасения или благополучия, а на постоянный духовный труд, направленный на нравственное самосовершенствование. При этом оно не может не сочетаться с помощью другим людям. Апостол Павел в «Послании к Галатам» так поясняет эту мысль: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (Гл. 5. Стих 13). Несмотря на свою новизну и необычность (а также сопротивление жрецов языческих культов, жестокие преследования христиан при императоре Нероне в I в. н.э., и т.д.), новое вероучение стало довольно быстро распространяться в Палестине и далее – по всей Римской Империи. В IV в. н.э. император Константин провозгласил его государственной религией. Трудно переоценить влияние христианства не только на мировую культуру в целом, но и на философию, особенно – европейскую. См. подробнее: философия Средневековья, ислам, философия Возрождения, философия ХХ века, русская религиозная философия. Целое – категория диалектики, обозначающая то, что образовано из частей, но не сводимое к их сумме (например, отдельные части часов не показывают время). Для понимания эффекта целостности служат категории системы и структуры. Ценности – идеи и предметы, ценимые человеком (больше других), существуют в виде идеалов, норм и значимостей. Есть личные, групповые (т.е. разделяемые, признаваемые всеми или большинством членов группы) и общечеловеческие ценности, высшими из которых традиционно считаются добро, истина и красота. См.: аксиология. Цивилизация (лат civilis – гражданский, государственный, общественный) – тип высокоразвитого общества, характерными признаками которого являются наличие письменности, государства, городов и др. Понятие цивилизации является одним из ключевых в современном обществоведении, а цивилизационный подход к истории – наиболее популярным в социальной философии. От формационного подхода его отличает более комплексный характер. Если в марксизме эволюция общества связывается в первую очередь с развитием производительных сил, то при цивилизационном анализе учитывается взаимовлияние всех сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной и духовной. Наибольшая сложность и основной недостаток цивилизационного подхода заключается в наличии нескольких десятков, часто прямо противоположных друг другу, определений понятия «цивилизация». Однако при всем их многообразии можно выделить два основных варианта названного подхода – глобально-цивилизационный (общеземной, всемирный, общечеловеческий) и локально-цивилизационный. Глобально-цивилизационный подход основан на идее единообразия в прогрессивном развитии всех народов. В европейскую общественную мысль понятие «цивилизация» ввел в ХVIII в. французский экономист В. Мирабо. Поначалу оно было синонимом «культуры». Просветители этого времени цивилизованным, культурным называли разумно организованное, развитое общество. Шотландский философ ХVIII в. А. Фергюсон предложил всю историю человечества разделить на три этапа: дикость, характеризующуюся совместным трудом и потреблением; варварство, при котором возникает общественное неравенство, и цивилизацию, отличительными признаками которой являются общественное разделение труда, классы и государство. В отечественной литературе такое деление истории больше известно по работам Ф. Энгельса и американского ученого XIX в. Л Моргана. Важнейшим критерием завершения варварства Л. Морган считал возникновение письменности, а цивилизацию подразделял на античную (древнюю) и современную. Под современной циви-лизацией в ХIХ в. чаще всего подразумевался капитализм. В конце XIX в. складывается новый вариант (модель) современной (индустриальной) цивилизации – империализм (монополистический капитализм). ХХ век увеличивает число моделей индустриального общества. К ним можно отнести нэповскую модель социализма (в СССР 20-х гг.), государственно - социалистическую (в СССР, Китае и других странах), фашистскую и неолиберальную. В отличие от совре-менной, древнюю и средневековую цивилизацию сегодня обыч-но именуют традиционной, доиндустриальной или аграрной. Три основных типа общества (первобытное, традиционное и индустриальное) следует дополнить рядом переходных. Биологический вид homo sapiens («человек разумный») сформировался 40-35 тыс. лет назад. Согласно современным представлениям, этому предшествовала длительная эволюция, ступенями которой теоретически могут считаться предлюди, архантропы (питекантропы и др.), жившие 1,5-1 млн. лет назад и неандертальцы, появившиеся 300-200 тыс. лет назад. Следующий переходный тип общества связан с аграрной революцией (иначе эта стадия называется периодом варварства или военной демократии), которая началась около 11 тыс. лет назад или ранее, сопровождалась формированием сельскохозяйственных общин, союзов племен, другими новациями и в конце IV тысячелетия до н. э. привела к появлению очагов традиционной цивилизации в Египте и Передней Азии. Вопрос о времени вступления восточных славян в стадию цивилизации до сих пор не решен. Обычно его связывают с образованием Киевской Руси в IX в. н.э., но некоторые исследователи склонны относить его к гораздо более ранним векам и даже тысячелетиям. Переход от традиционного к индустриальному обществу в Западной Европе произошел в ХVI-ХVIII вв. В остальных странах (за исключением США, Канады и Австралии) он до сих пор не завершен. Теории, описывающие и объясняющие этот процесс, часто объединяют понятием «концепция модернизации». Базовая идея данной концепции была высказана в XIX в. родоначальником позитивизма О. Контом: в истории происходит последовательная смена трех типов общества – военного, переходного и индустриального. В концепции модернизации, получившей развитие во второй половине ХХ в., военное общество получило название традиционного. Рассматривая переход от традиционного к индустриальному обществу, сторонники этой концепции, в отличие от марксистов, уделяют гораздо больше внимания религиозным, национальным и другим неэкономическим, особенно культурным, факторам. Однако у концепции модернизации есть ряд недостатков. В ней практически не рассматривается первобытное общество. Мало внимания уделяется проблеме перспектив развития человечества. Нередко исторический аспект уступает место идеологическому и даже пропагандистскому, когда современное западное общество представляется в качестве образца для подражания, единственно возможной перспективы и цели развития всех народов. При этом ценности, характерные для западной цивилизации (частная собственность, индивидуализм, материальный успех и др.), объявляются общечеловеческими. В свете данной концепции Россия является страной «догоняющей модернизации», начало которой связывают с преобразованиями Александра II (реже – Петра I), а вероятное завершение – с нынешними реформами. При этом часто игнорируется специфика исторического развития незападных стран.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |