Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип активности




Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей яв­ляется установление контакта между ними. Отсутствие кон­такта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установле­нию контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в пози­ции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и пси­хологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли воз­можен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе простран­ственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение бо­лее осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруд­нения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иног­да посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие

В проекте дошкольного учреждения должна быть заложе­на возможность формирования активности у детей и прояв­ления активности взрослыми.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развива­ющей, провоцирующей возникновение и развитие познава­тельных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку воз­можность менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - совету­ем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешает­ся писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентиро­ванных на познавательное и эмоциональное развитие дош­кольников.

Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цвето­вой фон, интенсивность освещения - «цвето-световой ди­зайн».

В дошкольном учреждении желательно иметь записи ше­леста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым есте­ственным образом развивает познавательные, интеллекту­альные, эмоциональные и волевые способности ребенка.

В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инстру­ментов учить детей элементарным трудовым действиям; ин­струменты для уборки помещений, улицы, обработки огоро­да, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.

3. Принцип стабильности - динамичности.

Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «пере­растает» ее, постоянно меняется, становится другим в каж­дую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте сре­ды детского сада должна быть заложена возможность ее из­менения.

В цветовом и объемно-пространственном построении ин­терьера при сохранении общей смысловой целостности дол­жны выделяться определенные многофункциональные, лег­ко трансформируемые формы. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных эле­ментов, их количество и размещение должно быть рациональ­но определено (например, кубические и треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодева­ния площадью 1x1 м, из которых можно построить «дом»). Другой пример: днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы, из которых вы­катывается нижний ряд кроваток. Однако во время сна детей, в разложенном виде кроватки-ящики за счет постельного бе­лья делают «спальную зону» спокойно-белой. В собранном виде такая «спальная зона» создает дополнительное интерес­ное пространство с приподнятой платформой, лесенками, расширяя общее игровое пространство групповой ячейки.

Можно менять «фоны» и изменить обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», находится спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсиан­ские» и т. п.), и подвешенные трапеции-качели и т. д. Все эти элементы комплекса рассчитаны также на взрослого, и могут преобразовываться разными способами. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т. д.

Полную безопасность и своеобразный строительный ма­териал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т. п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пе­щеры, корабли и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.