КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Частные методы решения алгебраических уравнений
6.1. Метод разложения левой части уравнения f(x) = 0 на множители
Этот метод решения основан на теореме: Если функции определены на некотором множестве M, то на этом множестве уравнение равносильно совокупности уравнений:
Пример 1. Решить уравнение на множестве действительных чисел .
Решение
Нетрудно заметить, что после замены 3x = x + 2x, уравнение примет вид:
. Полученное уравнение равносильно совокупности уравнений:
Ответ: .
Пример 2. .
Решение
Это уравнение также нетрудно решить. Достаточно лишь представить в виде суммы , тогда левую часть уравнения легко разложить на множители:
Получим совокупность уравнений: .
Ответ: x = 1.
Пример 3. .
Решение
В отличие от предыдущих уравнений, здесь труднее усмотреть способ разложения на множители (хотя он и существует). Воспользуемся уже известным приёмом. 1. Находим делители свободного члена: . 2. Пробуем среди них найти корень уравнения. Сразу понятно, что положительное число не может быть корнем, ибо все коэффициенты уравнения положительны, а сумма положительных чисел не может дать в результате нуль. Пробуем отрицательные. При x = -1 получаем: -1 + 4 - 6 + 4 =1, , значит, x = -1 не является корнем. При x = -2 получаем: , значит, x = -2 является корнем уравнения, а значит, его левая часть, делится на x + 2. Разделим, используя схему Горнера:
В частном получим: . Уравнение примет вид: . Оно равносильно совокупности: , т. е. уравнение имеет один корень.
Ответ: x = -2.
Для решения некоторых других примеров нам потребуется теорема.
Теорема. Если - несократимая дробь, является корнем уравнения с целыми коэффициентами, то p - делитель , а q - делитель .
Пример 4. Решите уравнение .
Решение
1. Найдем делители свободного члена и делители первого коэффициента. Составим всевозможные дроби вида , где p - делители свободного члена, а q - делители первого коэффициента. Для свободного члена - 1 имеем два делителя: . Для первого коэффициента делители: . Составим всевозможные дроби: . Сразу ясно, что -1 и 1 не являются корнями уравнения. Проверим другие дроби. При получим: , значит, - корень уравнения. Следовательно, левая часть уравнения делится на . Применим схему Горнера:
В частном получим: . Уравнение примет вид: . Оно равносильно совокупности уравнений: .
Ответ: .
Задание 3
Решите уравнения. 1. . 2. . 3. .
Пример 5. Решите уравнение .
Решение
Представим в виде суммы и перенесём в левую часть уравнения. Уравнение примет вид: . Разложим каждое из выражений в скобках на множители, как разности квадратов двух выражений. Дальнейшие преобразования очевидны:
, , . Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений: .
Ответ: x = -1.
Пример 6. Решите уравнение .
Решение
Рассмотрим левую часть уравнения как сумму кубов двух выражений , а правую часть уравнения, как сумму кубов . В результате получим: , , , . Это уравнение равносильно совокупности:
Ответ: .
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |