Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Современные концепции государства




И в теории, и на практике государственное управление - деятельность, опирающаяся на определенные ценности. Эти ценности, как правило, разрабатываются и обосновываются в рамках соответствующих философских и идеологических систем. Каждая идеология опирается на разработанную совокупность научных знаний; выбор ценностных ориентиров - это одновременно выбор соответствующих процедур, критериев и результатов. С другой стороны, любая идеология воплощает интересы определенных социальных групп. Выбор идеологии - это и выбор того, чьи интересы государство будет соблюдать, прежде всего. В силу объективных причин мы не будем останавливаться на характеристике основных идеологических «семей» современности, обратим внимание лишь на концепции государства, которые в какой-то степени можно рассматривать как «идеологический продукт». Во второй половине ХХ в. сосуществовали различные концепции государства. Среди них:

а) государство благосостояния, предоставляющее обществу широкий спектр услуг; при этом приоритет отдается государственному производству услуг и государственному регулированию процессов решения общественных проблем;

б) малозатратное государство (прообраз - «государство - ночной сторож» или минималистское государство у классических либералов), исходящее из примата решения общественных проблем частным сектором; при этом роль государства ограничена выполнением своих основных задач;

в) государство – партнер по переговорам, выполняющее роль посредника и партнера по диалогу с бизнесом и обществом.

г) Попыткой синтеза перечисленных подходов стала концепция «активизирующего государства», которая легла в основу философии реформ государственного управления по модели нового государственного управления (государственного менеджеризма). Эта концепция по-новому определяет отношения между государством и гражданами (переход от опеки к партнерским отношениям): задачи государства определяются в ходе общественной дискуссии; развивается сотрудничество и разделяется ответственность.

Государство инициирует процессы решения общественных проблем и выступает в роли посредника; устанавливает рамки ответственности граждан в этих рамках. Таким образом, важнейшими функциями государства становятся инициирование, активизация и стимулирование. Таким образом, концепция «активизирующего государства» переопределяет отношения между государством как субъектом управления и гражданами, обществом как объектом: от опеки к партнерским отношениям. Т.е. государство из всеохватного Левиафана (вспомните гоббсовское властное государство) предстает поставщиком услуг, начинает доминировать сервисный подход. В то же время, большая часть принципов Веберовской концепции остаются в силе (формализованность, прозрачность, подотчетность, устойчивость, четкость).

 

Можно заключить, что эволюция взглядов на государство отражает изменения практики, с одной стороны, предопределяет и практическое изменение государства, его функций, организацию государственного управления, с другой. К середине ХХ века ситуация сложилась таким образом, что традиционный теоретический (как результат и практический) подход к государственному управлению уже себя не оправдывал. Возникла потребность в теоретическом обосновании новой модели государства, государственного управления, на что уже обращалось внимание. Как представляется, «удовлетворить» эту потребность и была призвана ТГУ, предложив «оптимальные» (с точки зрения их представителей) модели государства и системы государственного управления.

Вопрос 4. Предметная область Теории государственного управления.

Концепция, положенная в основу настоящей дисциплины, исходит из взаимосвязи политики, права, управления и власти. Она противоположна либеральной парадигме «политико-административной дихотомии»[4], бытовавшей в западной политической мысли вплоть до 70-80 годов XX столетия. Отрыв политики от управления, противопоставление государственного управления политике (дихотомическая модель Вебера – Вильсона) породили двоякий подход в теории: а) государственное управление суть отрасль науки администрирования; б) государственное управление - это политическая наука. В первом случае под государственным управлением понимается лишь исполнительно- распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и административного аппарата законодательной и судебной властей («узкая трактовка»). Во втором случае государственное управление - политико- административное управление (т.е. включает все три ветви власти). Акцент делается на том, что политическая и административная власть в государстве существуют только в единстве и могут быть дифференцированы лишь функционально, но никак не организационно. Последняя («широкая») трактовка государственного управления на сегодняшний день является доминирующей.

Раскрывая специфику ТГУ как науки, следует обратить внимание на следующее:

Деятельность государства в области социального управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Отсюда юридический аспект ТГУ. В этом смысле она может быть охарактеризована как политико- юридическая отрасль знания. В то же время определение ТГУ как науки политической или политико-юридической будет неполным, если не учесть ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие государства на общество в целом, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы. Соответственно ТГУ - политико- правовая и социальная наука, что воплощается, в частности, в основополагающей категории «государство». Последнее представляет собой не только институт публичной (политической) власти, но также и обозначает общественный институт, а конкретнее, высшую форму организации современного общества.

В тоже время ТГУ «интегрирует в себя» элементы знания и подходы политических, экономических, социологических, юридических наук, теории социального управления, кибернетики и синергетики; используются данные информатики, экономической географии, демографии, выводы ряда прикладных наук, что позволяет говорить о ТГУ как науке комплексной. Основная черта ТГУ - ее принципиальная междисциплинарность, что дает некоторым авторам основания говорить о ней как о метадисциплине, подчиняющей себе и объединяющей все социальные науки. Вместе с тем, в отличие от более традиционных дисциплин, для нее характерна ярко выраженная прагматическая направленность: даже сугубо теоретические проблемы рассматриваются здесь, прежде всего, если не исключительно, с точки зрения их практического решения.

Традиционными составляющими любой самостоятельной дисциплины считаются три основные характеристики: собственный объект и предмет исследования, совокупность определенных методов и подходов, организационная обособленность.

Как отрасль знаний ТГУ изучает институты, органы, явления, способы, процессы государственного управления, анализирует их достоинства и недостатки, вскрывает тенденции и перспективы развития, разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления. Таким образом, главное, что составляет содержание ТГУ как научной дисциплины, — это изучение важнейшей функции государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики как ядра и системообразующего элемента управления. Функциональный анализ государства как политико-правового института управления обществом, деятельности его органов и складывающихся при этом политико-правовых и социальных отношений — таков предмет ТГУ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.