КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Предпосылки новой институциональной теории (НИТ)Тема 4. Новая институциональная теория государственного управления. План лекции:
Одним из наиболее перспективных теоретических направлений в исследовании государственного управления и политики наряду с менеджериальной (теория нового государственного управления или новый менеджеризм), синергетической и сетевой теориями выступает новая институциональная теория. Она ведет свое происхождение от двух дисциплин – прародительниц: неоклассической экономики и традиционного институционализма. Обратим внимание на неоклассическую экономику. Неоклассический подход трактует нерегулируемые взаимодействия субъектов на политическом поле аналогично рыночным, а нормы и правила (от конституционных основ до внутриорганизационного распорядка) – как продукт рационального выбора индивидов[5]. Так, например, трактовка феномена власти основывается на факте добровольной рациональной передачи части прав от подчиненного – Агента руководителю или Принципалу. «Главным стимулом отказа Агента от своей автономии служит либо вера в то, что под руководством Принципала он быстрее достигнет собственных целей (случай согласованных властных отношений), либо надежда на получение от Принципала материальной компенсации за подчинение его командам «случай рассогласованных властных отношений». Однако неоклассический анализ рынков (в том числе и политического) испытывает следующие существенные теоретические ограничения: 1) структура рынка должна быть близка к совершенной конкуренции (т.е. оптимальна по Парето); 2) информация доступна каждому из участников рыночных обменов, т.е. она должна свободно циркулировать на рынке; 3) все участники рынка являются «рациональными эгоистами», их поведение направлено на максимизацию личной выгоды и целерационально (в веберовском смысле). Очевидно, что полностью данные условия на практике не соблюдаются почти никогда, особенно в отношении внеэкономических взаимодействий. Нельзя не отметить и то, что любые нормы предполагают существование высокой степени согласия между участниками взаимодействия и их желание в полной мере нести издержки по реализации норм. На практике это не всегда так, что, в частности, отмечается и теоретиками (например, теорема Здесь встает целый ряд проблем, подробно описанных в работах невозможности Эрроу; проблема безбилетника и пр.). Кроме того, следует отметить и упрощение самого процесса взаимодействия неоклассиками, который у них практически сводится к простому подсчету акторами своих издержек и выгод. Что касается второго теоретического направления – институционализма, то институционализм или институциональный подход получил широкое распространение не только в экономике, но и в других гуманитарных дисциплинах. Представители этого методологического направления отстаивают в своих работах точку зрения противоположную неоклассическому подходу. Резкой критике подвергается центральная для неоклассического подхода модель индивида как рационального оптимизатора собственной выгоды. По мнению основоположника институционального подхода американского социолога Т.Веблена, человек не является «калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль», его поведение предопределено целями индивида и, самое главное, институтами, детерминирующими конкретные методы достижения этих индивидуальных целей. Т. Веблен дает и общее определение понятия «институт». По его мнению, это – «привычный образ мышления, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго». Поскольку понятие «институт» сложно, то, вполне естественно, разнообразие и многообразие его трактовок. Так, в частности, под институтом понимается: - сознательно сконструированные правила или законы; - нормы, т.е. как коллективно установленные неформальные правила, поддерживаемые санкциями со стороны группы; - сами собой разумеющиеся смыслы; - правило построения социального взаимодействия и пр. Не смотря на разность подходов, между ними можно выделить общее: 1. Общим для них является вопрос: как конструируются локальные социальные порядки, которые могут быть названы «полями», «аренами» или «играми»[6]. 2. Все они рассматривают социальные институты как результат социального взаимодействия между субъектами. 3. Предписанные ими правила взаимодействия и распределения ресурсов действуют и как источники власти, а в сочетании с моделью субъектов выступают в качестве фундамента, на котором происходит конструирование и воспроизводство институтов. 4. Появившись «на свет», институты ограничивают поведение субъектов, с одной стороны, и открывают им новые возможности, с другой. Те, кто занимает доминирующие положение, могут использовать институты и для своего воспроизводства. Те, кто не обладает ресурсами, чаще других сталкивается с институциональными ограничениями. Хотя при определенных условиях и они могут использовать существующие правила не вполне предсказуемым образом и создавать новые институты. Анализ различных подходов к определению + общие темы позволяют сделать вывод, что институционалисты с самого начала актуализировали значение не только формальных институтов (тех, что прописаны и являются обязательными; например, прописанные кодексы, правила, законы и пр.), но и неформальных (привычки, традиции, ритуалы), оказывающих подчас гораздо более сильное влияние на поведение индивида, нежели статьи законов (т.е. формальных правил). Например, в жизни мы говорим: привычка – вторая натура; влияние групповых норм на поведение и пр. Что касается институционализации, то это - процесс, посредством которого правила из абстракций превращаются в конституирующие (определяющие) элементы повторяющихся моделей взаимодействия в пространстве полей. Т.е. чем более наше поведение, взаимодействия институционализированы (т.е. подчиняются правилам, нормам, традициям и пр.), тем более они предсказуемы (а, как результат, управляемы). Почему же субъекты заинтересованы в выработке стабильных моделей? Процесс построения института происходит в контексте, когда власть имущие субъекты пытаются производить правила взаимодействия, направленные на стабилизацию их положения в условиях противостояния другим субъектам, обладающим большим или меньшим объемом власти. Поля работают таким образом, чтобы способствовать воспроизводству привилегированной позиции господствующей группы, а также определить позицию тех, кто пытается изменить статус кво. Законы могут (преднамеренно или нет) создавать новые поля. Практики могут заимствоваться из других полей. Вроде бы все логично. Однако институционализм впал в другую крайность[7]: поведение индивидов оказалось полностью предопределено институциональными рамками, теми социальными структурами, в которые был вписан данный конкретный индивид, практически не оставив ему свободы для принятия самостоятельных решений. Т.е. неоэкономисты делали акцент на поведение человека рационального = экономического (homo economicus), основная задача которого максимизировать выгоды и минимизировать затраты; институционалисты наоборот - человека социального (homo sociologicus), поведение которого определяется социальным окружением, социальными нормами, правилами, традициями. Новый институциональный подход или новый институционализм попытался отыскать золотую середину между двумя крайностями: неоклассикой и старым институционализмом, синтезировав основные положения этих подходов. Впервые термин «новая институциональная концепция» был применен О. Уильямсоном в работе «Рынки и иерархии» и достаточно быстро вошел в научный оборот. Более того, широкий интерес к концепции и многочисленные интерпретации породили серьезную проблему: в различных социальных науках существуют и развиваются собственные версии неоинституционализма, имеющие самостоятельные методологические основания, более близкие той или иной дисциплине. При этом неоднократно предпринимались попытки по преодолению этих различий и созданию комплексной неоинституциональной теории, но большинство исследователей так и остались в границах своих дисциплин и соответствующих им направлений институционального анализа. Можно выделить лишь несколько работ, представляющих собой удачный пример комплексного неоинституционального подхода. Это работы П. Ди Маджио, У. Пауэлла, П. Холла и Р. Тэйлора. Один из ведущих теоретиков комплексного подхода Ди Маджио различает три основных направления, существующих и развивающихся сегодня в неоинституционализме: это подход, основанный на теории рационального выбора, подход, базирующийся на социальном конструктивизме и, наконец, неоинституциональный подход, актуализирующий функцию институтов как посредников в разрешении конфликтов. Все они различаются по следующим основаниям: актуализация формальных или неформальных норм и правил, представление об акторе (субъекте) и причины институциональных изменений. Неоинституциональный подход, базирующийся на предпосылках теории рационального выбора, актуализирует, прежде всего, способ организации рационального действия, т.е. рассматривают институты как правила игры, преимущественно обращая внимание на формальные законодательные акты, описывающие эти правила (последнее вовсе не исключает обращения и к неписаным правилам). Акторы при этом рассматриваются как устойчивые и экзогенные. Институциональные изменения в данном подходе понимаются чаще всего как последствия или эффекты рациональных решений индивидов или особого механизма отбора. Неоинституциональный подход, базирующийся на предпосылках социального конструктивизма, напротив, доказывает, что все элементы модели рационального выбора: акторы, интересы, предпочтения являются социально «сконструированными» и поэтому носят эндогенный характер. Интерес исследователей в рамках данного подхода сфокусирован преимущественно на неформальных институтах, таких как система воззрений (традиций, привычек), предписанных сценариев поведения и т.д. Институциональные изменения рассматриваются в данном случае как процесс распространения (диффузии) через механизмы институционализации и легитимации поведенческих сценариев, возникающих в процессах обучения и социальной практики. Неоинституциональный подход, актуализирующий роль институтов как посредников в конфликторазрешении, фокусирует внимание на том, как государство и другие институты структурируют конфликты между группами с противоположными интересами, и выполняют посреднические функции в их разрешении. Таким образом, они исследуют институты и институциональные изменения как результат институционального посредничества в разрешении конфликтов. Сравнение этих трех подходов, проведенное по четырем ключевым параметрам: доминирующему виду действия, доминирующему типу институтов, интересам агентов и механизмам институциональных изменений представлено в таблице.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |