Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность качества




ВВЕДЕНИЕ

Управление качеством продукции

Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

Нижний Новгород - 2006

ББК – 80*65.9(2)

О 66

 

 

Орлов Е.В. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2006. – 73 с.

ISBN 5-87941-418-3

 

 

Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

Предназначено для студентов заочной формы обучения специальности 080507 «Менеджмент организации».

 

ББК – 80*65.9(2)

 

ISBN 5-87941-418-3

© Орлов Е.В., 2006

© ННГАСУ, 2006

 


 

Управление качеством является научной дисциплиной, выделившейся в 20-е годы из теории управления. Вместе с тем – это ключевая функция менеджмента, обеспечивающая конкурентоспособность любого предприятия или компании.

Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет ее потребительскую стоимость. Повышение конкурентоспособности обычно следует за повышением качества продукции. При этом повышение качества часто достигается меньшими затратами, чем увеличение объема выпуска продукции. При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, то есть максимальная эффективность для компании.

Качество продукции обеспечивается на всех стадиях производства товара и услуг, от закупки, найма персонала до производства, хранения и доставки. Каждая стадия оперирует своими методами и инструментарием достижения качества, однако все вместе они сливаются в единую систему, объединенную с персоналом фирмы, и составляют Всеобщее Управление Качеством – Total Quality Management (TQM) – современное направление в управлении качеством.

Управление качеством начинается с маркетинга – определения потребностей потребителя в том или ином товаре, в тех или иных его свойствах. Кроме маркетинга управление качеством тесно связано с такими дисциплинами менеджмента, как управление организацией, управление проектами, персоналом, производством; инвестиционным, финансовым, экологическим менеджментом; с психологией труда.

 

Предметом изучения настоящей дисциплины является управление как процесс подчинения обстоятельств менеджеру, направленный на изменение качества продукта. Но без понимания такой категории как «качество» невозможно дальнейшее исследование вопроса.

Философский взгляд на категорию «качество» выделяет два основных положения, характеризующих его сущность. Во-первых, качество понимается как объективная определенность какого-либо объекта, его видовое отличие. Например, стул и кресло – два вида предметов, качественно отличающихся друг от друга. Во-вторых, качество есть совокупность свойств данного конкретного объекта, благодаря которым он отличается от других объектов или схож с ними. Тот же стул отличается от кресла отсутствием подлокотников, но схож с ним наличием других свойств.

Кроме того, качество имеет трактовку с субъективной стороны, согласно которой мы определяем, насколько «хороша» вещь. Существует достаточно утилитарный подход, в котором качество рассматривается как пригодность для использования – насколько вещь соответствует своему назначению.

Выделяют различные типы качества в зависимости от классификационных признаков. Например, можно выделить типы качества по природе носителей.

 
 

 

 


Рис.1. Типы качества по природе носителей

 

В зависимости от подхода к исследованию выделяют функциональное и системное качество. Основой функционального типа является принцип назначения. Окружающие нас вещи мы воспринимаем прежде всего по их функциональному назначению. Стул мы рассматриваем как предмет, на котором можно сидеть за столом, на который можно встать, чтобы дотянуться до другого, высоко стоящего предмета, который можно использовать как подставку под цветы. Кресло имеет меньше функций – там мы, прежде всего, можем удобно расположиться, оперевшись на подлокотники.

Системный тип качества значим для рассмотрения явлений природного, социального, духовного характера. Например, принимаемый на работу специалист интересует нас не только как носитель профессиональных умений (функциональный взгляд на специалиста), но и как человек, имеющий определенные ценностные ориентации, ведущий тот или иной образ жизни, имеющий определенную эрудицию и т.д.

Качество продукции

В менеджменте наибольшее значение приобретает качество продукции и определяется оно, прежде всего, как «решение потребителя». Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, именно с этих позиций кратко определяет качество как пригодность к использованию.

Немецкое общество качества считает, что качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Определение качества, основанное на взаимодействии потребителя с товаром, становится общеупотребимым в настоящее время. В международных стандартах ISO 9000:1994 качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Определение категории «качество» с помощью понятий, связанных с запросом потребителей, закономерно для современного состояния общества, называемого обществом потребления. Потребителями могут быть отдельные личности, социальные группы, общество в целом. Характерные черты общества потребления предъявляют определенные требования и к управлению качеством. К этим чертам относятся:

развитие свободной торговли, международного рынка товаров и услуг, ведущее к резкому обострению конкуренции производителей, необходимости повышения качества продукции;

развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию, что ведет к необходимости предоставлять потребителю систему доказательств качества товаров еще до приобретения товара;

достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в целях его повышения.

Данное понимание проблемы позволяет рассматривать качество не только по отношению к продукции и услугам, но и к различным социальным процессам и явлениям, таким как качество образования, качество трудовой жизни. Отсюда управление качеством рассматривается как совокупность трех направлений, что отражает современный уровень понимания проблемы качества.

 
 


Рис. 2. Структура управления качеством

 

Системное понимание качества продукции заставляет обращаться к ряду его составляющих, образующих так называемую «петлю качества». Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товара или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается, начиная с исследования потребностей и возможностей рынка, то есть, с маркетинга, и заканчивая утилизацией отслужившей продукции и отходов (рис. 3.).

 

 
 


Рис. 3. Петля качества

 

Повышение качества продукции в условиях рыночной экономики для всех отраслей материального производства является закономерным процессом.

Эта проблема обусловлена различными обстоятельствами. Прежде всего, в качестве продукции как в фокусе концентрируется степень технического совершенства производства: техники, технологий, применяемого сырья и материалов, уровень квалификации и общей культуры работников, их профессиональное мастерство; состояние развития и стабильность производственных отношений; способность трудовых коллективов к инновациям.

Не случайно практикой доказана простая истина, что высокий уровень качества продукции (работ, услуг) является самым объективным критерием научно-технического прогресса.

Кроме того, высокий уровень качества продукции является необходимой и достаточной характеристикой высокой конкурентоспособности предприятий, открывает путь к внешнему рынку.

Низкий уровень качества продукции, дефекты и бpaк в производстве – это не только потери в конкуренции между партнерами, а прямая растрата всех ресурсов, которыми распо­лагает каждое предприятие. Выпуск низкокаче­ственной продукции ведет к разорению и краху всей предпринимательской деятельности.

Конкурентоспособность предприятия зависит и от таких понятий, напрямую связанных с качеством, как надежность, цена и стоимость. Рассмотрим соотношение этих понятий и их влияние на качество продукции.

Надежность, долговечность – это качество, простирающееся во времени. Под надежностью понимают свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Надежность как объективное свойство изделия поддается измерению. С этой целью вводятся понятия – «отказ», «вероятность безотказной работы», «интенсивность отказов» и др. Отказ – это полная или частичная утрата изделием работоспособности. Под безотказностью понимают свойство изделий сохранять работоспособность в течение определенного интервала времени. Вероятность безотказной работы – вероятность того, что в данном интервале времени или в пределах заданной наработки не произойдет отказа изделия.

Время безотказной эксплуатации товара потребителем подразумевает время, в течение которого товар с гарантией производителя сохраняет свои параметры качества, ожидаемые потребителем. Такое время обычно называют гарантированным сроком службы продукта. Гарантированный производителем срок службы товара, как правило, всегда меньше его действительного срока службы. При этом вероятность безотказной работы в течение срока гарантии много выше, чем в остальной период срока службы. Действительный срок службы характеризует долговечность товара. В свою очередь долговечность зависит от возможностей ремонта, после которого параметры качества продукта могут быть восстановлены, то есть от ремонтопригодности. Именно долговечность характеризует реальный срок службы товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.