Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение и повышение квалификации




Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемых в области управления качеством.

Критериями профессиональной пригодности являются:

- степень соответствия работников требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Требования описаны в специальных справочниках;

- характер личности. Он должен соответствовать характеру работы. Принимаются во внимание темперамент, тип личности по организации времени (см. курс «Организационное поведение»), склонность к лидерству, содержание ценностных ориентаций, характер коммуникационного поведения и др. Для оценки соответствия для конкретного рабочего места вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работников к данному виду деятельности.

Для подготовки кадров компании предусмотрены следующие виды обучения:

- первоначальное профессиональное обучение рабочих, ранее не имевших профессию;

- переподготовка рабочих на другую профессию;

- повышение квалификации рабочих;

- повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Концепции и программы обучения формируются в соответствии с поставленными задачами. При этом, крупные компании обычно формируют собственные концепции и программы обучения. Кроме того, они способны проводить курсы собственными силами, хотя нередко дополняют их курсами, которые проводят внешние специализированные организации.

Если компания ставит своей целью сертификацию системы менеджмента качества, то она обращается к организациям, непосредственно связанным с сертифицирующей компанией. Кроме того, привлекаются преподаватели соответствующих вузов.

Система ИСО-9000 требует наличия методологических инструкций по выявлению потребностей в обучении навыкам, оказывающим влияние на качество, а также по проведению обучения и его документированию. Практика показывает, что среднему предприятию целесообразно иметь двух-трех специалистов, прошедших курс инструктора по обучению менеджеров по качеству, и трех специалистов, обученных по курсу аудитора.

Методы обучения зависят от цели, стоящей перед программой обучения, от способностей и уровня развития обучающихся и от характера материала, которому обучаются работники.

Обучение без отрыва от производства характеризуется экономичностью. При этом методе обучение происходит на рабочем месте и осуществляют его инструктора – кадровые рабочие и супервизоры. Источником повышения квалификации при таком обучении является чаще всего практический опыт.

Для того чтобы обучать новичков производства, не рискуя рабочим местом, в ряде организаций используют метод «Обучение в вестибюле». Для этого создаются в специально отведенных местах имитации рабочих мест. При этом обучение проводят специально подготовленные инструктора на оборудовании, идентичном тому, что стоит на рабочем месте.

Наставничество осуществляется в специально оборудованных классах и на рабочих местах под руководством специалистов высокого уровня. Период пребывания в качестве «подмастерьев» может длиться до 4-6 лет. При этом руководство заключает договор с обучающимся и выплачивает ему до 50 % заработной платы квалифицированного работника.

Компьютеризированное обучение, называемое иногда тренингом, основано на использовании компьютера и специальных обучающих программ. Учащиеся взаимодействуют с материалом с помощью компьютера, который автоматически анализирует, оценивает их решения. Степень сложности вопросов и заданий постепенно возрастает и зависит от правильности предыдущего ответа. К сфере этого метода относится и обучение компьютерной грамоте, и совершенствование навыков работы на компьютере, и совершенствование профессиональных навыков в имитации профессиональных ситуаций.

Ротация персонала – популярный метод обучения менеджеров. Он заключается в том, что менеджеры последовательно работают в разных должностях и в разных отделах, что дает им возможность познакомиться со всеми аспектами деятельности организации. Ротацию часто используют для обучения новичков, только начинающих профессиональную карьеру. Ротация помогает выяснить, где именно их знания и способности окажутся наиболее полезными.

Изучение реальных производственных ситуаций используется для обучения управленцев. Суть его заключается в том, что учащихся заранее знакомят с какой-либо сложной проблемой из числа тех, с которыми менеджеры ежедневно сталкиваются на работе и которую они затем должны будут решать на «общем собрании». Учащиеся предварительно знакомятся с информацией, ищут дополнительный материал и, затем, излагают свое решение проблемы. Ситуацию разбирают, обсуждая различные варианты решений и определяя наиболее оптимальный.

Деловые игры – это имитация сложных производственных ситуаций. Их цель – формирование навыков, необходимых для принятия решений. Обычно данная методика реализуется в форме командного обучения. В каждой команде может работать инструктор, оценивающий действия обучающихся.

Ролевые игры основаны на том, что обучающиеся исполняют определенную роль и соответственно ведут себя в предлагаемой ситуации. Ролевые игры могут записываться на видео и затем анализироваться специалистами. Данный метод помогает учащимся понять позиции подчиненных и сослуживцев, знакомит их с теми действиями, которые ждут от них подчиненные.

Упражнение «Папка руководителя» используется как метод обучения менеджеров. Каждому учащемуся вручается набор документов,, содержащих изложение типичных проблем, решение которых входит в обязанности менеджера. Их решения анализируются наставниками.

Тренинг самоконтроля проводится под руководством специалистов-психологов. Это обучение человека навыкам, необходимым для того, чтобы контролировать свое собственное поведение, планировать свои действия, добиваться поставленной цели, работать в группе и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.