Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система стандартов ИСО семейства 9000




Сущность и содержание сертификации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Система мотивации

Расширение полномочий на рабочем месте, контроль за производственным процессом самого работника с вытекающими последствиями для мотивации и управления персоналом – главная отличительная черта современной экономики.

Мотивация понимается как воздействие на работников компании с целью направить и интенсифицировать их действие в интересах организации.

У руководителя компании имеются три способа воздействия на работника:

- заставить (принудить);

- договориться (сделка по купле-продаже квалифицированного труда);

- создать условия для самомотивации работника.

В системе TQM чаще всего используется самомотивация, которая понимается как выработка внутренних стремлений и желаний к определенным действиям. Факторы мотивации делятся на три больших группы. Первая – это внешние факторы по отношению к компании (семья, реализация своих потребностей и нужд, развлечения и удовольствия. Руководство компании постоянно ищет баланс между интересами предприятия и личными интересами сотрудника.

Вторая группа – факторы внутреннего характера, которые учитывают, что работа является частью жизни, связанная с эмоциями и чувствами работников. К этим факторам относятся:

- получение удовольствия и радости от работы и ее результатов;

- отношение руководства, коллег и товарищей по работе;

- признание заслуг и достоинств работника;

- самовыражение.

Третья группа – социально-страховые факторы. Эти факторы связаны с отдыхом и восстановлением здоровья работника, с возникновением внешних обстоятельств, влияющих на жизнь или условия жизни.

Построение системы мотивации включает несколько этапов.

Первый этап – разработка и внедрение методики материального стимулирования. Здесь предусматривается ориентация на внешнефирменные факторы – базисную заработную плату, надбавки и премии.

На втором этапе разрабатывают систему мотивации проектирования и постановки новой продукции. Целью ее является улучшение системы разработки и постановки на предприятии конкурентной новой продукции.

Третий этап – создание общей системы мотивации, базирующейся на принятой философии качества и включающей глубокие изменения в понимании качества, согласно основных положений TQM.

 

 

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того, чтобы убедиться в том, что продукт сделан верно, надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверное доказательство этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификат соответствия.

ИСО, предлагая термин «соответствие», указывает, что это есть процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это может быть:

- заявление поставщика о соответствии, т.е. его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Заявление может быть напечатано в каталоге, руководстве об эксплуатации, накладной или другом сообщении, относящемся к конкретной продукции (ярлык, этикетка);

- сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция соответствует заданным требованиям.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия – независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определенной процедуры.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства качества продукции.

Процедуры, правила, испытания и другие действия по сертификации зависят от законодательства по стандартизации, особенности объекта сертификации, т.е. проводятся по той или иной системе сертификации. Эта система описана в международном документе ИСО/МЭК и касается как процедуры, так и управления сертификацией.

Систему сертификации составляют:

- центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам;

- правила и порядок проведения сертификации;

- нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

- процедуры сертификации (в схемах);

- порядок инспекционного контроля.

Различают национальный, региональный и международный уровень систем сертификации. Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают контроль, который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта.

В оценке соответствия наиболее достоверными считаются результаты испытаний третьей стороны. Третья сторона – это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика, ни от покупателя.

Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам.

Лаборатория, проводящая испытания, должна иметь аккредитацию – официальное признание права испытательной лаборатории осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Аккредитации предшествует аттестация – проверка испытательной лаборатории с целью установления ее соответствия критериям аккредитации.

Любая система сертификации использует стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способами информирования заинтересованных сторон.

Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту.

Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, показывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и обеспечивает доказательство соответствия товаров требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. В России обязательная сертификация введена Законом «О защите прав потребителей». Для осуществления обязательной сертификации созданы системы обязательной сертификации.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается добровольная сертификация и в системах обязательной сертификации.

Сущность сертификации состоит в гарантировании выполнения центральными правительственными органами членов ЕС следующих положений:

- принимать такие процедуры оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков как по самой процедуре, так и по оплате за эту услугу;

- поставщик должен иметь возможность проводить оценку соответствия на месте изготовления с получением знака системы;

- процедура оценки не должна быть более строгой, чем это необходимо для удостоверения соответствия товара стандарту;

- соблюдение конфиденциальности информации об испытуемом товаре необходимо для защиты законных коммерческих интересов;

- если продукция, которая призвана соответствовать стандарту, модифицирована, то следует процедуру ее оценки ограничить;

- в качестве нормативной основы для процедуры оценки соответствия необходимо применять международные стандарты. Невозможность их полного или частичного использования должна быть четко обоснована. Основные причины расхождений обычно относятся к требованиям национальной безопасности.

 

Международная организация по сертификации (ISO – International organization for Standartization) является неправительственной организацией, объединяющей 110 национальных органов по стандартизации. В состав ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95 % мирового промышленного производства.

Основная задача ИСО – содействовать разработке повсеместно признаваемых стандартов, правил и других аналогичных документов в целях облегчения международного обмена товарами и услугами.

В основу международных стандартов ИСО 9001:2000 положены восемь принципов менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- роль руководства;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- системный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанных на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Для разработки и обеспечения функционирования системы менеджмента качества необходимы:

- твердое желание высшего руководства, ясное понимание им целей и проявление воли;

- мотивация и квалификация персонала;

- квалифицированные менеджеры по качеству;

- стремление высшего руководства к развитию бизнеса на международном уровне.

Серией стандартов ИСО 9000:1987 и 1994 гг. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система качества:

1) система качества полного производственного цикла – от проектирования новых видов изделий до технического обслуживания готовой продукции.

2) система качества для производственного цикла, не включающего проектирование, т.е. для выпуска традиционной продукции.

3) система качества для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции (для торговых организаций и представительств).

Важно четко разделить два понятия – управление качеством и сертификацию систем качества. Управление качеством – одна из функций управления предприятием, позволяющая реально обеспечить высокий уровень продукции и услуг. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами предприятия. Стандарты ИСО 9000 предлагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована. Сертификация системы качества показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует. Сертификацию проводят специализированные сертификационные органы или регистры.

Наличие сертификата ИСО 9000 свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру. Стандарты семейства ИСО 9000 задают методологию функционирования систем качества, которая должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием.

ИСО 9000 – это схема проведения бизнес-процессов, обеспечивающая возможность наивысшего качества работы компании. Схема эта охватывает все этапы выпуска продукции и предоставления услуг: закупку сырья или комплектующих, анализ контракта, контроль качества, проектирование, создание, обработку, доставку, обучение персонала, а также обслуживание и поддержку клиентов.

В настоящее время общим термином ISO 9000 обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО / ТК 176 – независимой организацией ИСО. В эту группу входят руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000-1, 9000-2, 9000-4, 9004-2, 9004-3, 9004-4), стандарты на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9004), руководящие указания по проверке систем качества (стандарты ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-4), руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10014), а также словарь терминов (ИСО 8402).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.