Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика стресса в производственных ситуациях на примере работы в культурно-развлекательном комплексе «Олимп»




Культурно-спортивный комплекс «Олимп» располагается в городе Екатеринбурге и отвечает за спортивно-развлекательную часть жизнь общества в микрорайоне Компрессорный и его окрестностях. Комплекс «Олимп» включает в себя современный кинозал, спортзал, ряд тренажёрных залов. Основная деятельность заключается в презентации кинофильмов, проведении праздничных и спортивных мероприятий, организация спортивных и досуговых секций и кружков.

Таким образом, являясь работником комплекса «Олимп», автор курсовой работы представляет сферу услуг напрямую связанную со всеми возможными стрессами, так как постоянная работа с людьми наиболее восприимчива к стрессовым ситуациям.

Необходимо рассмотреть специфику профилактики стресса исходя из опыта, полученного в рабочих ситуациях на примере культурно-спортивного комплекса «Олимп» и разработать необходимые рекомендации для успешного преодоления стрессовых ситуаций.

Как и на большинстве предприятий, так и в СКК «Олимп», значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, по­рожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководи­тель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые со­трудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения кон­фликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководи­телям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не слу­жить стрессодателями для других.

Для эффективной профилактики стресса руководителям необходимо применять «антистрессовое руководство»[30].Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

1. Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склон­ностей ваших работников. Соответствие этим качествам объ­ема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилак­тики стрессов среди подчиненных.

2. Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функ­ций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

3. Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного зада­ния, лучше обсудите с ним основательность отказа.

4. Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчи­ненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).

5. Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной произ­водственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

6. При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятель­ства, в которых действовал человек, а не его личные ка­чества.

7. Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными ком­промиссы, уступки, извинения.

8. Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

9. Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

10. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Одновременно, в тех же целях, навстречу на­чальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

1. Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организаци­онные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, на­сколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

2. Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

3. Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим ру­ководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разо­браться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обрат­ной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.

4. Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превы­шает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Поза­ботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых.

5. Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

7. Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведо­мая противоречивость предъявляемых требований, не дово­дите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

8. При напряженной работе ищите возможность для кратковремен­ного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

9. Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фа­тальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с ка­натоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

10. Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общест­венно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении нахо­дить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количе­стве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физиче­скую нагрузку - лучше такую, где надо по чему - нибудь бить (фут­бол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).

11. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формули­руемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представле­ниями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник нахо­дит утешение и поддержку.

Но данное утверждение нельзя брать за аксиому. Американские иссле­дователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из круп­ных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт под­тверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным акти­вом, как большая заработная плата или высокая должность[31].

1. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников ока­зывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководства, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабо­чих группах поневоле носят достаточно общих характер, встречаемый в СКК «Олимп». Конкретная стрес­совая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь опре­деляется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпе­раментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприим­чивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизнен­ного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрес­совых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. По­этому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и не­приятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессио­нальными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.