Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика преодоления стресса для спортивно-культурного комплекса «Олимп»




 

Для более эффективной работы по преодолению стресса в СКК «Олимп» автор курсовой работы, рассмотрев ряд наиболее прогрессивных и разнообразных методик, предлагает на рассмотрение свой вариант конкретных упражнений.

Любому работнику СКК «Олимп» ежедневно приходится сталкиваться с различного рода стрессовыми ситуациями, все это, так или иначе, сказывается на психологическом и физическом здоровье. Воздействие на стресс может быть абсолютно различным: может быть вызвано как физическими нагрузками, так и психологическими, как в общении с клиентами при разрешении спорных вопросов и улаживании микро конфликтов, так и при не разрешении ряда вопросов с руководством или с подчинёнными и прочее.

Но существуют способы, которые помогут защититься от неблагоприятного влияния стресса или даже «подготовится» к нему. В данном эксперименте принимало участие 5 сотрудников КСК «Олимп», входящих в отдел сферы обслуживания секции и кружков и руководства среднего звена (два руководителя-работника спортивных секции, два руководителя творческих кружков и заместитель директора по административно-хозяйственной части).

Для предотвращения или для преодоления стресса необходимо было применять обширный ряд упражнений, наиболее подробно расписанный во многих специализированных пособиях. Рассмотрим наиболее подходящие из этих упражнений, которые автор курсовой работы применил на испытуемых и рекомендует к применению в рабочее время, исходя из собственного опыта.

 

 

Упражнение 1. В позе кучера.

Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а потом расслабить все мышцы. Не стоит слишком сильно наклонятся вперед. Глаза полу прикрыты. Голова опущена на грудь, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены – словом, характерная поза извозчика, дремлющего в ожидании седока.

Упражнение 2. Пассивная поза.

В пассивной позе спина и затылок опираются о спинку кресла или валик для головы, руки расслаблено лежат на подлокотниках. В остальном пассивная поза совпадает с активной: ноги слегка расставлены, носки немного врозь. Руки слегка согнуты в локтях и не касаются ног.

Если позу кучера можно принять на работе, к примеру, в рабочий перерыв, то другие упражнения требуют не только специального места, но и дополнительного времени на их тренировку.

Упражнение 3. Релаксационные упражнения на «тяжесть и тепло».

Это – упражнение на попеременное напряжение или расслабление одного органа, которые ведут к переносу этого состояния на другие. Так, расслабление правой руки автоматически ведет к расслаблению левой. Расслабление ног, стимулирует расслабление ног, что в свою очередь ведет к общему мышечному расслаблению.

Овладение этими упражнениями помимо устранения многих функциональных расстройств ведет и к нормализации работы сердца. Ощущение тепла в левой руке рефлекторно переходит на всю левую половину грудной клетки и расширяет коронарные сосуды сердца, которые получают дополнительный приток крови, а с ней и кислород. Частого этого воздействия упражнений с тяжестью и теплом оказывается достаточно, чтобы снять неврологические боли в сердце, отрегулировать ритм и силу его пульсации.

«Моя правая / левая рука тяжелая…»

Формула «тяжести» позволяет быстро расслаблять мышцы.

Ее нужно представить себе со всей наглядностью: вот расслабляются мышцы рук – пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой. Но это приятная слабость: пусть это будет состояние, которое испытывают после долгой и приятной прогулке на свежем воздухе в лесу, после купания в реке, занятия спортом.

«Моя правая / левая рука теплая…»

Формула «тепла» расширяет сосуды.

Для того чтобы ее выполнить, необходимо мысленно представить себе легкое пуховое одеяло, которое обволакивает кисть руки, или струю теплого июльского воздуха, который согревает пальцы рук…

Нужно заметить, что в первом и во втором случае, левши начнут отработку этих упражнений с левой руки, поскольку она в большей степени подвластна внушению.

После каждого упражнения необходимо использовать формулу выхода из состояния погружения:

- Руки напряжены

- Глубокое дыхание

- Открываю глаза

- Расслабляю руки.

Упражнение на «тяжесть» и «тепло» рекомендуется отводит хотя бы несколько минут в день, постоянно увеличивая их по продолжительности.

Все выше перечисленные повышают концентрацию внимания, особенно если в систему упражнений вводить формулу цели, являющуюся основой аутогенного менеджмента:

- Работа доставляет радость.

- Мне легко работается.

- Я справляюсь с работой.

- Все получается хорошо.

- Я внимателен (на), мысли сосредоточены.

Ход мыслей устойчив. Всё закрепляется и самовнушается с помошью аутогенной тренировки.

Эти формулы снимают внутреннее напряжение, повышают мотивацию и являются своего рода антидепрессантами.

Формулы намеренья (цели) могут помочь и при бессоннице:

- Голова свободна от мыслей.

- Я равнодушен (а) к заботам и впечатлениям дня.

- Чувствую душевное успокоение.

- Хочется отдохнуть.

- Наступает сон.

Занятие психофизической релаксацией и аутотренингом будут более эффективны при дополнительном использовании так называемых «бессознательных» методов борьбы со стрессом, к которым относятся цвето- и ароматотерапия.

Суть «цветотерапии» сводится к следующему. Психологами, исследующими влияние цвета на восприятие человека, было установлено, что цвет, вернее физическая волна, от него исходящая, определенным образом влияет на самочувствие человека и даже оказывает целебное действие. Так, красный цвет повышает внутреннюю энергию, сексуальность, нормализует кровообращение и обмен веществ. Оранжевый – помогает снять усталость, хандру, депрессию, неуверенность и страх. Этот цвет помогает вызвать прилив жизненных сил. Не случайно древние считали его цветом здоровья и жизненного благополучия. Желтый – повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Зеленый – способствует ритмичной работе сердца, отходу глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Голубой– успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Синий– помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый– развивает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях. Следовательно, выбирая тот или иной цвет, можно не только поднять себе настроение, но и скорректировать свое физическое состояние.

Ароматотерапия на протяжении многих веков пользуется у ряда народов особым положением. С древности метод лечения «ароматами» было одним из основных методов борьбы с недугами. Еще до появления медикаментов, человек научился использовать целебные свойства растений в лечении различного рода заболеваний. Не утратили они свою актуальность и в наши дни. Даже наоборот, после определенного периода забвения, фито- и ароматотерапия вновь получили свое второе дыхание. И стали активно и с успехом использоваться не только в медицине, но и психотерапии. Особенно в работе с клиентами находящимися в стадии «глубокого» стресса.

Установлено, что лавандовое эфирное масло снижает возбудимость центральной нервной системы, способствует нормализации функции вегетативной нервной системы, действуя как фитовегеторегулятр.

Эфирные масла сосны, ели и базилика используются при нервном истощении, бессоницах, нервных перегрузках.

Эфирные масла, «создающие настроение», - апельсин, грейпфрут, мандарин, сирень.

Эфирное масло жасмина обладает антистрессовым и расслабляющим действием.

Эфирное масло шалфея укрепляет нервную систему.

В ходе занятий удалось нормализовать стресс у испытуемых, значительно поднять настроение и прилив новых сил для работы. Испытуемые высказались позитивно по внедрению данных упражнении в рабочий процесс, так как обоюдному мнению, данные упражнения:

1. Способствуют физической концентрации отдельных мышц тела с целью расслабления и регулирования человеческого организма в целом.

2. Способствует душевному успокоению.

3. Придаёт приток новых сил для дальнейшей работы

4. Успокаивает организм способстуя улучшению мыслительного процесса.

5. Способствует повышению тонуса, Даёт положительный заряд энергии на длительное время.

Следуя данному комплексу упражнений, существует огромная вероятность снизить риск возникновения стресса, своевременно выявить и предотвратить психологическое и функциональное расстройство организма. Данная профилактика является рекомендацией автора курсовой и рассчитана не на каждого человека, так как для более доскональной помощи отдельно взятому человеку требуется и отдельно взятая наработанная методика, с учётом отдельно взятых специфических свойств индивида.

 

Заключение.

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Как было выявлено, стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие или внутреннее переживание. Стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться следующими методами по его управлению.

Это психологические методы, которые содержат в себе следующие элементы:

- изменение окружения, в котором существует стресс;

- изменение познавательной оценки окружения;

- изменение поведения для изменения окружения.

В ходе исследования было выявлено, что стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Также не маловажную роль играет организация в управлении стрессом. Здесь и оздоровительные программы для сотрудников и, изменение рабочего окружения, проведение тренингов по стресс - менеджменту.

В данной курсовой работе было наиболее подробно это рассмотрено, в первых двух главах был произведён основательный разбор представления о стрессе. Подробный разбор литературы о стрессе, позволил прийти к выводу, что изучение стресса становится основополагающей ролью для развития менеджмента. Предпосылки создания наиболее эффективной системы борьбы со стрессом позволят значительно улучшить работоспособность человека, как в среде трудящегося, так и в среде управленца. Многими исследователи рассматривают причины и предпосылки возникновения, особенности развития и становления стресса, выявляются общие характеристики и разнообразия в своих представлениях о стрессе.

В третьей главе, наиболее основательно разбирается аутогенный менеджмент, его развитие и связь с управлением стресса в целом. Было выявлено, что аутогенный менеджмент изучает влияние стресса на организм человека внутри организации и основной его задачей является борьба со стрессами. Под борьбой со стрессами подразумевается как сама борьба со стрессами, так и методы профилактики стрессов.

Автором работы предложен свой ряд упражнений, наиболее эффективный для практического применения с целью предотвращения стрессового напряжения.

Ряд упражнений позволяет проводить профилактику стресса. Ну а если все очень плохо и самому справиться невозможно, то здесь не обойтись без помощи профессионалов. Ведь преодолеть стрессовую ситуацию и увидеть в ней свой ресурс можно только благодаря комплексному психологическому подходу к решению этой не простой проблемы. В этом может помочь только профессионал.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной курсовой работы была достигнута.

 

 

Список используемой литературы.

1. Большой энциклопедический словарь. – Москва: Советская энциклопедия, 1991 г.

2. Бородин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Москва, 1989 г.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.

4. Емельянов Ю. В. Как помочь самому себе. – Москва, 1993 г.

5. Джини Грехем Скотт. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1991 г.

6. Жириков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу - М.: Изд. МЦФЭР, 2002 г.

7. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов – М.: Экономика, 1990 г.

8. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова - М.: Изд. ЮНИТИ – Дана, 2002 г.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы Менеджмента» - М.: Изд. Дело, 1998 г.

10. Менеджмент / под ред. М.М. Максимцова - М.: Изд. Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998 г.

11. Менеджмент / под ред. Ф.М. Русинова - М.: Изд. ФБК – ПРЕСС, 1998 г.

12. Модели и методы управления персоналом / под ред. Моргунова. М., 2000.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995г.

14. Попова Л. М., Соколов И. В. Стресс жизни. Сборник. – Санкт-Петербург: ТОО Лейла, 1994 г.

15. Розанова В.А. Психология управления / Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и дополн. - М.: ЗАО Бизнес - школа «Интел - синтез», 2000 г.

16. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.

17. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.

18. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995 г.

19. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988

20. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова - М.: Изд. ИНФРА-М, 1998 г.

 

 

 


[1] Емельянов Ю. В. Как помочь самому себе. – Москва, 1993 г. С. 4.

 

[2] Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. С. 267.

[3] Там же. С. 277.

[4] Там же. С. 280-287.

[5] Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. С. 15.

[6] Там же. С. 35.

[7] Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. С. 103-188.

[8] Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. С. 202.

[9] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры;

2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995 г. С 289.

[10] Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. С. 12-18.

 

[11] Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – Москва: Экономика, 1990 г. С. 25.

 

[12] Там же. С. 26.

[13] Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988. С. 28.

[14] Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – Москва: Экономика, 1990 г. С. 196.

[15] Джини Грехем Скотт. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1991 г. С. 51.

[16] Емельянов Ю. В. Как помочь самому себе. – Москва, 1993 г. С. 22.

 

[17] Зигерт В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» – М.: Изд. «Эклномика», 1990 г. – С. 238-239.

 

[18] Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. С. 59-61.

[19] Емельянов Ю. В. Как помочь самому себе. – Москва, 1993 г. С. 51.

[20] Там же. С. 53

[21] «Управление персоналом организации» / под ред. А.Я. Кибанова - М.: Изд. ИНФРА-М, 1998. С.7.

[22] Емельянов Ю. В. Как помочь самому себе. – Москва, 1993 г. С. 60.

[23] Там же. С. 61.

[24] Мескон М., Альберг М., Хедоури. Основы менеджмента. – Москва: Дело ЛТД, 1994 г. С. 5

[25] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995г. С. 47.

 

[26] Богатова Л., Бондаренко И. Стресс-менеджмент.\\Управление персоналом. №20. М.,2005. С. 13.

 

[27] Богатова Л., Бондаренко И. Стресс-менеджмент.\\Управление персоналом. №20. М.,2005. С. 14.

[28] Закаблуцкая Е. Стресс-менеджмент как часть менеджмента управления. //«Справочник по управлению персоналом» № 2 М., 2009. С. 7.

 

[29] Там же. С. 8.

[30] Розанова В.А. «Психология управления» Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и дополн. - М.: ЗАО Бизнес - школа «Интел - синтез», 2000 г. С. 112.

 

[31] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Изд. Дело, 1998. – С. 350.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.