Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные системы и таможенные инструменты регулирования мировой торговли 1 страница




2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Развитие международной торговли конца XX — начала XXI в. про­исходит на фоне глобализации мирохозяйственных связей. Накоплен­ный мировым сообществом опыт позволяет выделить ряд тенденций, появляющихся в современных международных экономических отно­шениях:

1. Усиление роли международной торговли и изменение ее объемов, что обусловлено:

• ростом мощи транснациональных корпораций (ТНК). К нача­
лу нового тысячелетия примерно одна треть мировой торговли
приходится на глобальные производственные сети;

• становлением экспортноориентированных азиатских и латино-­
американских новых индустриальных стран (НИС), изменени­
ем географии международной торговли;


 

 

Глава 2. Современные системы и таможенные инструменты...

• развитием международной торгово-экономической интеграции
посредством создания зон свободной торговли и таможенных
союзов, что упрощает трансграничное обращение товаров вну­-
три этих объединений;

заинтересованностью крупнейших торговых держав в либерали­-
зации торговли, что упрощает проникновение их конкурентной
продукции в другие страны.

2. Качественные изменения международной торговли, что обуслов­лено:

• углублением международного разделения труда, технологиче­-
ской и отраслевой специализацией;

• изменением в технологии, спросе и структуре экономики. Про­-
исходят углубление дифференциации товарных позиций, а так­
же увеличение доли международных услуг. Только за последние
годы мировой экспорт услуг вырос более чем на 25 %;

• международным трансфертом прав интеллектуальной собствен­-
ности;

• развитием интернет-коммерции, что принципиально ускоряет
и удешевляет процесс, делая торговлю все более виртуальной.

Сложившаяся к настоящему времени модель взаимодействия Рос­
сии с глобальным мировым рынком не соответствует ни ее потенци­
альным конкурентным возможностям, ни долгосрочным экономиче­
ским интересам. Всвязисэтим принципиальное значение приобретает
стремление ведущих операторов мирового рынка к созданию стабиль­-
ного, функционирующего по известным всем правилам товарообмена
между странами.

2.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Создание международной торговой организации вписывалось в об­щую концепцию послевоенной стабилизации мировой экономики. Наряду с Международным валютным фондом и Всемирным банком ла организация должна была способствовать формированию пред­сказуемой конкуренции на мировых рынках.

В 1946 г. под эгидой Экономического и Социального советов ООН начинается подготовка проекта устава МТО, принятого затем в 1948 г.


Глава 2. Современные системы и таможенные инструменты...

36 Ра:к)ел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы

в Гаване (Гаванская хартия) и охватывающего основные принципы торговой политики, проблемы занятости, экономического развития и регулирования международной торговли сырьевыми товарами. Ге­неральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) являлось толь­ко частью проекта МТО. Но условия послевоенного восстановления Европы и наличие уже сложившейся системы преференций в рамках стран Британского содружества не способствовали широкой поддерж­ке либеральной доктрины США. В результате этого Соглашение об учреждении МТО не стали выносить на ратификацию Сената.

Почти 50 лет страны пытались найти торговые компромиссы в рам­ках ГАТТ, проведя восемь раундов переговоров (см. приложение 2.1).

Историческим по продолжительности переговоров (почти восемь лет) и числу участников (125 стран) стал Уругвайский раунд, начавший свою работу в сентябре 1986 г. В ходе острых и длительных перегово­ров было заключено ряд соглашений о сокращении числа барьеров и торговле услугами, инвестициях и интеллектуальной собственности. В результате компромисса между спорящими сторонами было подпи­сано Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) в г. Маракеш (Марокко), поэтому соглашение часто называют Марра-кешским (рис. 2.1).

В отличие от ГАТТ:

• пакет правовых документов ВТО значительно расширен, глав­ным образом, за счет переработки ГАТТ-47 в ГАТТ-94, а также новых документов: Генерального соглашения по торговле услу­гами и Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуаль­ной собственности;

• страны — члены ВТО обязаны принимать весь пакет правовых
документов без исключений (введение принципа «все или ниче­-
го»), что существенно ужесточило ранее действующий льготный
режим для экономически слабых стран;

• страны — члены ВТО должны привести национальное законо­-
дательство в полное соответствие с требованиями ВТО;

• стало сложнее добиваться временного освобождения от какого-
либо обязательства, взятого на себя членом ВТО;

• ВТО имеет более развитую организационную структуру.
Особенностью ВТО является отсутствие устава, так как участни­-
ки Уругвайского раунда не смогли создать полноценную в правовом
плане организацию. ВТО представляет собой институциональную
структуру для организации многосторонних соглашений и договорен­-
ностей, содержащихся в приложениях, а также выполняет функции


 

 

 

 

Рис. 2.1. Организационная структура ВТО

организатора торговых переговоров. Основные решения в ВТО при­нимаются на основе консенсуса и голосование, как правило, не про-иодится. Это позволяет странам, находящимся в меньшинстве, влиять ни принятие решений. Процедура голосования квалифицированным большинством используется редко, но если оно и осуществляется, то но принципу одна страна — один голос. Все члены ВТО равны — дей­ствует безусловный принцип недискриминации.

Членом ВТО может стать любое суверенное государство или тамо­женная территория при согласовании со всеми членами ВТО условий сноего присоединения.

Правовая основа ВТО (см. приложение 2.2), созданная по результа­там Уругвайского раунда, включает Соглашение об учреждении ВТО, четыре приложения, Заявление и решения на уровне министров, До­говоренность об обязательствах в области финансовых услуг.


38 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы

Официально целями создания ВТО являлись обеспечение макси­мально возможной устойчивости и свободы конкуренции в междуна­родной торговле, которые должны способствовать оптимальному ис­пользованию ресурсов и повышению жизненного уровня населения, особенно в наименее развитых странах.

В соответствии со ст. 3 Соглашения о ВТО данная организация вы­полняет следующие функции:

• контроль выполнения торговых соглашений, заключенных меж­-
ду странами ВТО;

• организация и обеспечение торговых переговоров среди членов
ВТО;

• разрешение торговых споров между странами — членами ВТО;

• обеспечение функционирования механизма обзора торговой
политики членов ВТО;

• сотрудничество с другими международными организациями
(прежде всего с Международным валютным фондом и Между­
народным банком реконструкции и развития).

Деятельность Всемирной торговой организации (Женева) потребо­вала создания Всемирной таможенной организации (Брюссель) в ка­честве экологического, социального, экономического, технологиче­ского и технического фильтра для достижения целей безопасности.

Таможенное регулирование и таможенный контроль в России осу­ществляется с учетом ее участия во Всемирной таможенной органи­зации (ВТО, Брюссель), в которую недавно был переименован Совет таможенного сотрудничества (СТС, Совет), и подписанных в рамках Совета международных конвенций по таможенным вопросам.

Верховный Совет СССР принял Постановление от 9 октября 1990 г. № 1712 «О присоединении Правительства СССР к Конвенции о созда­нии Совета таможенного сотрудничества». Конвенция вступила в силу для СССР 8 июля 1991 г. Россия подтвердила свое участие в СТС.

В настоящее время в ВТО (СТС) входят все страны, подписавшие Конвенцию о создании Совета. Конвенция о создании Совета тамо­женного сотрудничества была подписана 15 декабря 1950 г. уполно­моченными представителями нескольких западноевропейских стран. Конвенция вступила в силу в ноябре 1952 г., а первая сессия Совета со­стоялась в Брюсселе (Бельгия) в 1953 г. Через 30 лет этот день был избран в качестве ежегодного праздника — Международного дня таможенника.

Совет подготавливает проекты конвенций и поправки к конвенци­ям, разрабатывает рекомендации по их единообразному толкованию и применению и примирительные рекомендации для разрешения спо-


 

 

Оиша 2. Современные системы и таможенные инструменты...

рои, сотрудничаете другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

Постоянно действующим исполнительным органом ВТО (СТС) яв­ляется секретариат со штаб-квартирой в Брюсселе, возглавляемый Ге­неральным секретарем, который является депозитарием международ­ных конвенций в области таможенного дела. В рамках ВТО действует порядка 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международ-пых норм по отдельным таможенным вопросам.

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации возрас­тает роль и значение таможенного регулирования как элемента го­сударственного регулирования внешнеторговой деятельности. Боль­шинство стран мира давно осознали, что развитие взаимной торговли Гшаго для всех, а единые стандарты таможенного регулирования меж­дународной торговли — это необходимость. На сегодняшний день рос­сийское законодательство не всегда учитывает основные положения международного таможенного права по соответствующим вопросам и содержит в ряде случаев нормы, регулирующие таможенные отно­шения иначе, чем это предусмотрено международными конвенциями. Одним из направлений совершенствования таможенного регулирова­ния является приведение российского таможенного законодательства П соответствие с общепринятыми стандартами международного тамо­женного права.

2.3. ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ

КОНВЕНЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Действенный механизм регулирования внешнеэкономических свя­зей традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Взаимовыгодные связи с зарубежными странами позво-инют оптимизировать структуру экономики, способствуют устойчиво­сти С)1шкоиеко-финансовой системы, облегчают решение многих со-1ШНЛМ1ЫХ проблем, позволяют максимизировать выгоды от внешней (пришли.

()лии из основных рычагов, с помощью которого государство влия­ет мн внешнюю торговлю, — это эффективная работа таможенной 1'лужПы. Рациональное таможенное регулирование позволяет открыть для российских производителей рынки сбыта и сырьевые рынки иных


Г.кши 2. Современные системы и таможенные инструменты...

40 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы

 

государств-участников, увеличить товарооборот, привлечь зарубеж­ные товары и инвестиции. Тем самым российская экономика должна получить дополнительный импульс к развитию.

Сегодня вопросы административно-правового регулирования в та­моженной области в межгосударственных объединениях рассматрива­ются в контексте более общих проблем интеграции. Интеграционные процессы разнообразны, как глобальные, так и региональные, и раз­виваются очень активно. Международные принципы и стандарты таможенного регулирования сконцентрированы в Генеральном со­глашении по тарифам и торговле, а также в пересмотренной редак­ции Международной конвенции об упрощении и гармонизации тамо­женных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в 1999 г. (далее — Киотская конвенция). Поэтому совершенствование таможенного законодательства должно проходить в виде присоедине­ния к ряду международных документов, в первую очередь к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации.

Конвенция — это договор или соглашение, которые устанавливают права и обязанности каждого из государств, которые ратифицировали конкретную конвенцию.

Конвенциальный подход почти всегда имеет приоритет перед авто­номным, который устанавливается отдельным государством в одно­стороннем порядке.

В настоящее время существует огромное количество конвенций — по транспорту, торговле, безопасности движения и многим другим про­цессам человеческой жизни. Конвенции характеризуют необходимость единых правил человеческого существования на основе мировых согла­шений и договоров, сглаживающих неравномерность экономического и культурного развития, разность в понимании происходящих процессов и уровне информированности, что облегчает процесс принятия пра­вильного решения.

ВТО (Брюссель) проводит с момента своего создания разработку кон­венций, которые позволяют получить наибольшую пользу для каждого отдельного государства и всей всемирной торговли. Конвенции ВТО (Брюссель) позволяют значительно снизить удельные издержки при огромных масштабах обменных процессов.

В этой связи, в целях приведения таможенных механизмов в соот­
ветствие с требованиями международной торговли Всемирная тамо­
женная организация провела работу по обновлению действовавшей
с 1974 г. Международной конвенции об упрощении и гармонизации
таможенных процедур.


41

Совет Всемирной таможенной организации принял в июне 1999 г. новую редакцию указанной Конвенции в целях модернизации тамо­женных процедур для их эффективного использования международ­ной торговлей в XXI в. Обновленная Киотская конвенция в отличие о г прежней редакции, содержащей положения рекомендательного ха­рактера, поддерживает следующий принцип — условием присоедине­ния к конвенции является обязательное принятие всех положений и стандартных правил.

В процессе пересмотра названной Конвенции были соединены иажные современные концепции и подходы в отношении таможенно-ю регулирования. Они включают применение новых технологий, вне­дрение современных форм таможенного контроля, готовность и жела­ние к партнерству коммерческого сектора с таможенными органами на взаимовыгодных условиях.

Главным среди новых принципов Киотской конвенции является обязательство таможенных администраций обеспечить прозрачность, предсказуемость и стабильность осуществляемых таможенных фор­мальностей и процедур во всех аспектах международной торговли.

Кроме того, таможенным органам надлежит вводить в использова­ние технологии риск-менеджмента, чтобы, взаимодействуя с другими органами власти, торговым сообществом, внедрить в практику между­народные стандарты Киотской конвенции.

Измененная конвенция предписывает следующие принципы, кото­рые таможенная администрация обязана применять:

• стандартизация и упрощение таможенных процедур;

• непрерывное развитие и совершенствование технологий тамо­
женного контроля;.....

• максимальное использование информационных технологий;

• сближение норм таможенного регулирования и интересов ми­
ровой торговли.

Л также в ней отмечены ключевые элементы, которыми должны ру­ководствоваться таможенные администрации:

• максимальное использование автоматизированных систем;

• использование предварительной информации о прибытии гру­
зов для внедрения программ выборочного контроля;

• использование электронной передачи данных;

• создание легкодоступной для кого-либо информации о законах
в сфере таможенного регулирования, таможенных требованиях
и правилах;


42 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы

• применение технологии риск-менеджмента (включая оценку
рисков и выборочный контроль);

• технология управления рисками на основе сотрудничества с со-
ответствующими организациями и торговыми сообществами;

• обеспечение системы обжалований при осуществлении тамо­
женных формальностей.

Названная конвенция будет способствовать облегчению торговли посредством последовательного применения:

• юридических положений Генерального приложения;

• специальных приложений и глав Конвенции.

Стандарты таможенных процедур, которые содержатся в приложени­ях Киотской конвенции, охватывают практически весь спектр вопро­сов таможенного регулирования, которые существуют на данном этапе научно-технического развития и состояния международной торговли.

В России законопроект о присоединении к этой Конвенции в объ­еме Генерального приложения проходит согласование. Некоторые во­просы есть у отдельных министерств и ведомств, но в основном все воспринимают процесс положительно. На сегодняшний день принят такой план действий: Россия присоединится к самой Конвенции и ее Генеральному приложению. Так сделали европейские страны, в том числе основные партнеры России. Сама Конвенция предусматривает определенный отрезок времени, от 3 до 5 лет, в течение которого стра­на должна привести свое законодательство в соответствие с требова­ниями Конвенции. Существует еще десять Специальных приложений Конвенции, к которым пока присоединяться Россия не будет. ФТС России работает над этим совместно с различными министерствами и ведомствами: Министерством промышленности и торговли, Мини­стерством финансов, Федеральной службой безопасности, Федераль­ным агентством по обустройству государственной границы, а также другими заинтересованными в решении данного вопроса органами исполнительной власти. Содержание Специальных приложений ана­лизируется и затем делается прогноз, к каким из них присоединиться. Конечно, уже сегодня можно было бы присоединиться к ряду Специ­альных приложений, поскольку в российское законодательство введе­ны отдельные необходимые институты, регулирующие таможенную деятельность, но здесь, прежде всего, стоит вопрос о необходимости гармонизации таможенного законодательства на постсоветском про­странстве в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза. Поэтому нужно сопоставлять «наши шаги» по присоединению к Киотской кон­венции, к отдельным ее приложениям с аналогичными шагами зару-


Глава 2. Современные системы и таможенные инструменты... 43

Нежных государств, чтобы был приблизительно одинаковый уровень развития таможенного законодательства.

Гармоничным продолжением и развитием норм новой редакции Ки­отской конвенции являются Рамочные стандарты безопасности и об­легчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной органи-шцией.

Необходимо отметить, что по многим позициям, таким как электрон­ный документооборот, таможенный контроль, спецстандарты взаимо­действия с бизнес-сообществом и другим, положения Киотской конвен­ции перекликаются с Рамочными стандартами безопасности.

Поэтому работа по присоединению России к Конвенции об упро­щении и гармонизации таможенных процедур, являющейся базовой международной конвенцией по таможенному делу, неразрывно свя-шна с реализацией Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.

2.4. РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

23 июня 2005 г. кардинально новый уровень безопасности миро-
иой торговли стал реальностью благодаря принятию руководителя­
ми национальных таможенных администраций, представляющих 166
стран — членов ВТО, Рамочных стандартов безопасности и облегче­
нии мировой торговли на ежегодно проводимой сессии Совета в штаб-
киартире ВТО в Брюсселе. Рамочные стандарты безопасности — это
уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы
(к (опасной международной торговли, знаменует собой начало прин­
ципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия тамо­
женных администраций и деловых кругов.

Рамочные стандарты имеют целью:

• установление стандартов, обеспечивающих повышение безо­
пасности и облегчающих функционирование международной
цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достиже­
ния большей определенности и предсказуемости;

• обеспечение комплексного управления международной цепью
поставок товаров для всех видов транспорта;

• укрепление роли, функций и возможностей таможенных служб
в свете вызовов и возможностей XXI в.;


44 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы


Глава 2. Современные системы и таможенные инструменты...



 


укрепление сотрудничества между таможенными администра­
циями с целью расширения их возможностей по обнаружению
отправок повышенного риска;

- • укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом;

• содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной
международной цепи поставок товаров.

Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основных элементов. Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в от­ношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках. Во-вторых, все стра­ны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обя­зательство последовательно подходить к вопросам управления риска­ми с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания ри­сков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, же­лательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.

Рамочные стандарты ВТО, основанные на четырех описанных выше элементах, стоят на двух «опорах»: системе соглашений между тамо­женными администрациями и партнерских отношениях между тамо­женными службами и предпринимательским сообществом (приложе­ние 2.3). Такая стратегия двух «опор» имеет множество преимуществ, втом числе:

• наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом,
чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное приме­-
нение на международном уровне;

• учет существующих в ВТО мер по обеспечению безопасности и
облегчению торговли, а также программ, разработанных адми­
нистрациями-членами.

Рамочные стандарты предполагают совместную работу таможенных
органов с уполномоченными экономическими операторами для обе­-
спечения максимальной безопасности и облегчения функционирова­
ния международной цепи поставок товаров, начинающейся на ее та­
моженной территории или проходящей через нее.


Реализация этого документа идет по двум главным направлени­ям: совершенствование сотрудничества между таможенными адми­нистрациями мира и развитие взаимодействия между таможенными органами и бизнес-сообществом. В частности, Рамочные стандарты предписывают стыковку деятельности национальных таможенных администраций по самым разным вопросам, включая использова­ние внедряемой системы анализа и управления рисками, и предусма­тривают унификацию норм и правил таможенного дела, в том числе предварительного информирования, электронного декларирования, упрощения процедур таможенного оформления, пост-аудита и выбо­рочного таможенного контроля.

В то же время Рамочные стандарты безопасности содержат основные принципы взаимодействия между таможенными органами и предпри­нимательскими кругами, в числе которых принцип законности (право таможенных органов требовать необходимые для таможенных фор­мальностей документы), право участников внешнеэкономической деятельности обжаловать решения таможенных органов в судебном порядке, защита прав интеллектуальной собственности. Принятый Несмирной таможенной организацией документ выгоден как тамо­женным органам, так и участникам ВЭД, так как нацелен на сокраще­ние времени, отведенного на прохождение таможенных процедур, ми­нимизацию связанных с ними издержек, повышение эффективности торговли и уменьшение платежей за перевозки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1

ТОРГОВЫЕ РАУНДЫ В РАМКАХ ГАТТ

 

Номер |шун- № Международные многосторонние торговые переговоры Год Место проведений Число стран-участниц
1 ■1'1 1, / N Женевский раунд Конфер. в Аннсси Коифер. в Торки Женевская конфер. Диллон-раунд Кеннеди-раунд Токийский раунд Уругвайский раунд 1947 1949 1950 1956 1960-1961 1964-1967 1973-1979 1986-1994 Женена (Швейцария) Аннеси (Франция) Троки (Великобрит.) Женева Женева Женева Токио и Женева Пунто-дель-Эсте (Уругвай) 23 13 38 26 26 62102 125

 

 

 

 
 

 

 


 

 

Раздел 1. Интеграция *~ «^ьные мировые экономические процессы


 

ГЛАВА

 


ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

3.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

В раскрытии понятия государственного управления важное значе­ние принадлежит толкованию обеих его составных — «государствен­ное» и «управление».

Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, техни­ческие средства, технологические процессы, социальные ценности и другое, но сторонами в управлении могут быть только люди. Исклю­чительно важным представляется и тот момент, что управление как пиление детерминируется иерархической структурой общества и по­рождаемой ею властью.

Управление можно подразделить на виды по различным основани-мм — в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, струк-


50 Раздел 1. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы


Глава 3. Таможенное дело в системе институтов государственного...



 


туры общественных отношений, объекта управления и др. Поэтому вопрос о видах управления и их соотношении с государственным имеет принципиальное значение, поскольку только их обоснованное выделение позволяет выстраивать работающую и эффективную иерар­хию и систему управляющих взаимодействий с объектами управления. Если управление есть воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного фактора, власти, то классифицировать виды управления следует по субъектам управления, которые и формируют, реализуют управляющие воздействия, и отвечают за их последствия. По субъекту управления можно выделить несколько видов управления (местное самоуправление, менеджмент, общественное управление и др.), но особое место занимает государственное управление.

Определяющее влияние на характер целенаправленных, организу­ющих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект — государство. Государство отли­чается от иных общественных структур тем, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализа­ции — силу государственного аппарата, обладающего средствами при­нуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.