КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема интеграции России в глобальные мировые экономические процессы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ГЛОБАЛЬНЫЕ МИРОВЫЕ
■ ■'; >■ ■
1.1. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ МЕТОДАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ В современных условиях и в долговременной стратегической перспективе глобализация всех жизненно важных процессов в обществе — самоочевидная тенденция. Центростремительные факторы напрямую затрагивают все сферы и направления государственного устройства: политику, оборону, экономику, культуру, науку, информационную среду и экологию. Все это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближении экономик, в устранении национальных перегородок, укреплении региональных и международных структур. Фундаментальные изменения здесь все в меньшей степени зависят от локальных, внутригосударственных целей и задач. Практика показывает, что ни одна страна в мире не может нормально развиваться без активного ее участия в международном разделении труда. Достаточно отметить, что даже такая супердержава, как США, Глава I. Проблема интеграции России в глобальные мировые... 9 производящая свыше 20 % объема мировой продукции, вынуждена за счет импорта удовлетворять свои внутренние потребности встали примерно на 20 %, в одежде — почти на 30 %, в видеотехнике — на 100 %. Опора отдельных стран на «собственные силы» ограничивает развитие национальных экономик, ведет к низкому уровню жизни населения. Имея выгодное географическое положение и благоприятные природные условия, такие страны находятся в конце списка государств мира по уровню экономического развития. Примером здесь могут служить Северная Корея и Куба.1 В мире насчитывается более 100 интеграционных объединений, что свидетельствует о высокой степени взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости стран-участниц. Подтверждением данного факта стал мировой финансовый кризис 2008 г., который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли.2 Наиболее распространенные цели международной экономической интеграции представлены в табл. 1.1.3 В экономической сфере наиболее явное направление глобальной унификации — устранение административных, торговых, финансовых, таможенных и прочих барьеров на пути свободного передвижения транспортных средств, товаров, услуг, капитала, интеллектуальной собственности и рабочей силы. Либерализация международной экономической жизни — главная цель Всемирной торговой организации (ВТО). Основные предпосылки развития международной экономической интеграции (общего характера, обусловливающие становление и развитие МЭИ, и частного характера, обусловливающие практическую необходимость и целесообразность МЭИ) представлены в табл. 1.2. Глобальная интеграция — глобализация является процессом, значимость и последствия которого для каждого государства и всего мирового сообщества только еще осознаются.4 Оценивая уже достигнутые ' Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов и др. — М.: ТК Велби, 2003. 2 Годовой отчет 2009 «Преодоление глобального кризиса». Международный валютный фонд, 2009. |Электрон. р-с|. Режим доступа: \\Ъг1с1 №1с1с \\еЬ. Ь1КЬ: п(1р:/,Ллчу\\итГ.огб. 1 Бачинскаи М. 10. Интегрированный методический подход к формированию и группированию критериев (показателей) эффективности деятельности Таможенного союза // Теория и практика управления таможенным делом. — М.: Изд-во РТА, 2010. С. 46-73. 4 Лозбенко Л. А. Возрастающее влияние Всемирной таможенной организации на баланс стратегии ВЭД в условиях глобализации // НАВИ ГУТ. Приложение к журналу «Безопасность ЕнроАзин». — 2003. — № 6 (16). 10 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы Глава 1. Проблема интеграции России в глобальные мировые...
на этом пути результаты, можно с большой степенью вероятности предположить, что, с точки зрения повышения эффекта от общечеловеческих производительных сил, этот процесс может дать положительный эффект. Однако перед каждым конкретным государством, по сути, стоит вопрос о том, какую часть внутреннего рынка (в том числе и потребительского) страна готова отдать своим внешним конкурентам за право беспрепятственного доступа на их рынки или рынки других государств. В ведущих странах Западной Европы этот показатель колеблется в пределах от 20 до 25 %, а это означает, что покупательная способность собственного внутреннего рынка остается для них главным фактором экономического роста. Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Ниже приведена классическая классификация стадий (этапов) международной экономической интеграции, принятая различными международными экономическими организациями (см. табл. 1.3). Международная экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия. Каждый последующий этап основывается на достижениях предыдущего. На практике пройти все этапы МЭИ пока не удалось ни одной группировке, однако Европейский союз близок к этому: им уже пройдены 4 этапа и решаются вопросы перехода к полной экономической и политической интеграции. Реализация интеграционных планов может повлечь за собой как экономические преимущества, так и издержки для стран — членов группировки (см. табл. 1.4). На постсоветском пространстве мировые интеграционные тенденции также получили свое развитие. С 1991 г. функционирует Содружество независимых государств (СНГ) в качестве зоны свободной торговли. В 2000 г. запущен новый проект экономического сближения стран: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). За 8 лет работы товарооборот между его государствами-членами увеличился с 29 млрд долл. США (2000 г.) до 123 млрд долл. США (2008 г.), или в 4,1 раза.1 Общее отношение к процессу интернационализации экономики неоднозначно. Признавая его отдельные позитивные стороны, наиболее вероятно предположить, что достижение значимого эффекта от ' Презентация ЕврАзЭС и Таможенного союза в Брюсселе. Официальный сайт Евразийского экономического сообшества. |Электрон. р-с). Режим доступа: \Уог1<1 \Мс1с \МеЬ. интеграции в мировое экономическое хозяйство возможно лишь при решении следующих основных задач: • создание действенного механизма управления процессами меж- • концентрация национального экономического потенциала и • выбор ключевых направлений экономического роста и привле- • защита национальной экономики. Последнее можно рассматривать и в качестве одного из наиболее продуктивных механизмов гармонизации экономических процессов, и в качестве защитной меры переходного периода. В частности, из нынешних лидеров общемирового процесса либерализации и глобализации «никто не миновал некоего периода умеренного, а иногда даже и достаточно жесткого протекционизма».1 Рассматриваемая проблема имеет сегодня, «несомненно, самое прямое отношение к российской внешней политике и внешнеэкономической деятельности, которые, как представляется, пока лишь приспосабливаются к новой расстановке сил в мире и к новым, значительно более ограниченным возможностям страны, определяющим реальную ее роль в мировых делах после окончания «холодной войны» и долгих десятилетий международной изоляции».2 Кроме того, для ее решения у России имеются свои конкурентные преимущества. В числе базовых — обеспеченность природными ресурсами, наличие технологий мирового уровня в атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники, достижения военно-промышленного комплекса, а также высокий научный потенциал. Если России удастся максимально использовать указанные факторы, оптимально сочетая импортозамещающую и экспортоориенти-рованную стратегии, то у страны есть перспектива занять достойное место в мировом хозяйстве. Очевидно и другое: в складывающихся условиях требуется системное осмысление процесса интеграции, анализ его последствий, определение способов и базовых инструментов качественного и эффек- 1 Экономическая составляющая во внешней политике России. Доклад директора Ин 2 Там же . 12 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы Глава I. Проблема интеграции России в глобальные мировые...
тивного решения возникающих проблем, а также разработка системы контроля качества принимаемых решений. В целом же необходимо эффективно управлять процессами интеграции как на международном, так и на государственном уровнях. Особенно такая проблема актуальна для России, находящейся на переходном этапе государственного строительства, в процессе поиска гибких механизмов регулирования экономики и внешнеэкономической деятельности страны, на этапе формирования рациональной архитектуры процессов интеграции в мировое экономическое пространство. В широком смысле на государственном уровне проблема формулируется в следующем виде: для эффективного разрешения динамично развивающейся проблемной ситуации вхождения России в глобальные мировые экономические процессы целесообразно формирование адекватной системы действенных сбалансированных регуляторов во внутри- и во внешнеэкономической деятельности. Такая система призвана обеспечить активное включение всех звеньев национальной экономики (субъектов собственности) в международное разделение труда и гарантировать безопасность базовых национальных интересов страны. Система должна своевременно фиксировать глобальные и значимые локальные изменения в мировых экономических процессах, оценивать и по возможности контролировать влияние различных вызовов, возникающих или действующих в мировой экономике, направлять их и обеспечивать безопасность страны в условиях негативных, разрушительных воздействий. Одним из наиболее действенных и эффективных регуляторов международной экономической интеграции, способных комплексно решить многие базовые задачи в рамках масштабной проблемы интеграции, остается таможенный регулятор. Институционально и инструментально в современных условиях он представлен в виде таможенных администраций или таможенных служб. Именно эти институты, воздействуя на мировую экономическую систему, на мировой рынок товаров и услуг (рис. 1.1), являются коррелятором либо катализатором международных экономических отношений1 и национальных экономик, при условии принадлежности 1 Все экономические системы находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, в значительной степени реализуемой через международную торговлю. Международные экономические отношения (МЭО) — это такие отношения между государствами, в процессе которых страны совместно на взаимовыгодной основе решают вопросы экономического сотрудничества, а также осуществляют обмен товарами и услугами. К числу важнейших форм международных экономических отношений относятся следующие:
Рис. 1.1. Таможенное регулирование в сфере ВЭД к такому процессу, в противном случае тормозят его. Кроме того, они Современный таможенный регулятор формируется на следующих На международном уровне проводится активная работа по унификации принципов и методов регулирования внешней торговли, по организации деятельности таможенных служб в рамках деятельности ведущих международных организаций, таких как ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию. Основное содержание их функционирования — своевременное предоставление эффективной помощи правительствам в их работе по осуществлению устойчивых стратегических и организационно-правовых форм внешнеторговой и таможенной политик. Среди главных направлений деятельности: • содействие в разработке экономической политики, в формировании организационно-правовых структур для поддержки ма- международная торговля товарами и услугами, мировой технологический обмен, миграция капитала, международная валютно-финансовая система, миграция рабочей силы, международная экономическая интеграция. Последняя является высшей формой МЭО, свидетельствующей о переплетении, взаимопроникновении и сращивании воспроизводственных процессов объединяющихся государств. (См.: Международные экономические отношения: Учебник/А. И. Евдокимов и др. — М.:ТК Велби, 2003.) 1 Лочбенко Л. А. Конвенциалыюе регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. - М.: РИО РТА, 2000. - С. 21-22. 14 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы кроэкономических целей правительств, в частности таможенных органов; • разработка и финансирование программ модернизации и разви- • предоставление стратегических рекомендаций по системе сбора- • консультации по разработке и реализации реформ внешней Многие комплексные программы осуществляются с участием ООН, Мирового банка и Европейского союза. Важным условием эффективности этих программ является унификация принципов и методов таможенного регулирования ВЭД. На региональном уровне таможенный регулятор создается в условиях формирования и взаимодействия различных экономических и таможенных союзов. Соглашения о свободной торговле и таможенные союзы получают все более широкое распространение в мире. В рамках международной экономической системы страны стремятся укрепить свое экономическое положение, заключая соглашения, способствующие свободному перемещению товаров и услуг между ними.1 Наиболее значительными из региональных союзов являются:2 Европейский союз, или Евросоюз (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), МЕРКО-СУР — объединение таких стран, как Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), АНЗЕРТА — объединение Австралии и Новой Зеландии. Для всех видов интеграции характерно взаимодействие ограниченного числа субъектов и наличие определенных элементов «дискриминации» стран, не участвующих в механизмах интеграции. Соглашения о международной интеграции представляют собой контракты, ограни- ' Лозбенко Л. А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. - М.: РИО РТА, 2000. - С. 21-22. 2 Достенко Е. А. Европейская интеграция: процессы углубления и расширения: Монография. - РИО РТА, 1999. - С. 3-6, 42-45, 56-65.
Глава 1. Проблема интеграции России в глобальные мировые... чивающие возможности правительства определять торговую и таможенную политику в одностороннем порядке. В целом деятельность международных и региональных торговых и таможенных организаций направлена на формирование общих принципов и технологий, определяющих торговую и таможенную политику государств, вовлеченных в мирохозяйственные отношения, создание общего информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающего дальнейшее развитие мировой торговли в глобальном масштабе. Естественно, что эти принципы выражают в основном интересы государств, занимающих лидирующее положение на мировом рынке. Региональные же объединения государств можно рассматривать как противовес этому давлению в торговой и таможенной политике. В рамках таких объединений более гонко учитываются ситуационные факторы, пренебрежение которыми может нанести серьезный ущерб региональным и национальным интересам. Взаимодействие международных, региональных, национальных структур и должно формировать необходимый баланс сил, обеспечивающих предсказуемость в сфере международной торговли и стабильность внешнеэкономических отношений, регулировать процессы международной интеграции. 1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ На современном этапе эволюции общемировых экономических процессов, глобальных изменений в сфере торговой и таможенной политики актуализируется комплекс взаимосвязанных проблем, требующих своего решения. В составе проблем, наиболее значимых в практическом плане, следующие: • проблема глобализации как проблема развивающегося дисба- • проблема международной экономической интеграции как про- • проблема регулирования внешнеэкономической деятельности
16 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы фективности внешнеэкономической деятельности государств в изменяющихся условиях конкуренции в сфере мировой экономики. Другими словами, в условиях глобализации значительно усиливается роль проблемы сбалансированной интеграции общечеловеческих производительных ресурсов на всемирном, региональном и национальном уровнях (проблема международной экономической интеграции) и непосредственно связанная с ней проблема согласованного регулирования экономических процессов в мировом масштабе (проблема согласованного регулирования внешнеэкономической деятельности). Решение таких проблем носит многоаспектный характер. Анализ международного опыта показывает, что одним из наиболее эффективных подходов к их решению является так называемый институциональный подход.1 Целостность решения на основе такого подхода достигается путем создания институтов, способных адекватно идентифицировать и решать все перечисленные проблемы в их взаимосвязи. В идеале речь идет о формировании некоего международного института (например, всемирного института экономической интеграции) и об обеспечении его эффективного функционирования. Предполагается при этом, что его регулирующее воздействие на экономические процессы на различных уровнях управления (всемирном, региональном и национально-государственном) позволит в конечном итоге получить максимальный социально-экономический эффект как для отдельного государства-субъекта, так и для всего мирового экономического сообщества. В современных условиях всемирный институт экономической интеграции строится в рамках различных политических объединений, экономических союзов, общественных и других, втом числе и таможенных, организаций. Достаточно очевидно, что такой институт в ближайшей и в долгосрочной перспективе не будет представлять собой единую структуру. Его основу составляет некая саморазвивающаяся и самоорганизующаяся совокупность общественных объединений и союзов, не связанных едиными целями, стратегиями и задачами. Такой институт определяет только условия, принципы, договорные ограничения, вырабатывает рекомендации, рамочные стандарты и осуществляет их контроль в сфере международной интеграции внешнеэкономических процессов. Другими словами, по выражению Л. А. Лозбенко, этот ин-
экономика/Под рук. акад. Д. С.Львова. — М.: ИНФРА-М, 2001. Глава 1. Проблема интеграции России в глобальные мировые... ститут в большей мере выполняет функцию конвенциального регулирования внешнеэкономической деятельности. В практическом плане опору, основное ядро, инструментально-технологическую базу и организационную структуру такого института составляет таможенная служба, которая в свою очередь имеет собственные уровни интегрирования и управления: • международный уровень, формируемый ведущими международ- • региональный уровень, формируемый с учетом специфики ре- • национальный уровень, представляемый институтами таможен- Такой институт является развивающимся, что позволяет использовать его возможности для комплексного решения проблем международной интеграции внешнеэкономической деятельности, для ее регулирования. Для существования в подобном качестве он должен обеспечивать мониторинг экономических процессов на мировом уровне и одновременно осуществлять эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности. Общая схема институционального подхода к системному решению проблем международной интеграции и регулирования внешнеэкономической деятельности таможенными методами и инструментами приведена на рис. 1.2. 1 Лозбенко Л. А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: 2 Среди основных международных конвенций в области таможенного дела следующие: Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы Глава I. Проблема интеграции России в глобальные мировые... 19 тах безопасности и облегчения мировой торговли, или так называемых
Наиболее результативно решению такого комплекса проблем в мировом масштабе способствует Всемирная таможенная организация.1 ВТО обобщает положительный и отрицательный опыт в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности и, на основе анализа ситуационных, коммуникационных моделей экономических и таможенных процессов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию таможенного администрирования. За последние годы Всемирная таможенная организация во взаимодействии с другими ведущими международными организациями и странами — участницами ВТО разработала и приняла ряд соглашений, конвенций и стандартов, обеспечивающих более эффективную деятельность национальных таможенных служб и способствующих дальнейшему развитию мировой торговли в XXI в. Наиболее современная модель совершенствования таможенного дела в международном масштабе содержится в разработанных ВТО стандар- 1 Лозбенко Л. А. Возрастающее влияние Всемирной таможенной организации на баланс стратегии ВЭД в условиях глобализации//НАВИ ГУТ. Приложение к журналу «Безопасность ЕвроАзии». - 2003. — № 6(16). - С. 5. 1.3. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИИ. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Участие России в процессе международной экономической интеграции является необходимым условием ускорения рыночных преобразований и эффективного развития национальной экономики. Недостаточное участие страны в этих процессах оказывает существенное отрицательное влияние на уровень конкурентоспособности отечественной продукции и служит серьезным препятствием для допуска на перспективные мировые рынки (табл. 1.1 -1.4). Россия на сегодняшний день состоит членом в таких крупных организациях, как Форум АТЭС, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Черноморского экономического сотрудничества. В ближайшей перспективе Россия вступит во Всемирную торговую организацию, после чего с Европейским союзом23 планирует создать зону свободной торговли. Участие 1 Путинцев А. Стандарты для мировой торговли: единство и гибкость // Таможня. — 2 Европейский союз является крупнейшим торговым партнером России, на долю которого 1 Головенкин Д. Е. Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Европейским Союзом // Российский внешнеэкономический вестник. — 2008. - № 10 (октябрь). - С. 30-34. 20 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы в данных организациях направлено на либерализацию взаимной торговли стран-участниц, ликвидацию таможенных и административных барьеров, количественных и иных ограничений, а также на привлечение инвестиций и обеспечение экономической безопасности. Для Российской Федерации одним из важнейших направлений меж- В табл. 1.5 приведены основные интеграционные группировки с участием России на постсоветском пространстве. Анализируя приведенные данные, четко прослеживается неэффективность большинства интеграционных группировок, что обусловлено объективными причинами: различным уровнем экономического развития стран, низким взаимодействием экономик стран и множеством противоречий между ними (политических, правовых, экономических). Несмотря на многообразие природных ресурсов, многочисленность населения, единую транспортную сеть, общую инфраструктуру, общее историческое прошлое, культурные связи и возможность создать емкий рынок с набором производств с полным циклом на постсоветском пространстве за 19 лет не удалось создать интеграционные блоки, отвечающие общим и национальным интересам стран-участниц. В свете неутешительных тенденций выделяется деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и работа с 01.01.2010 г. в его рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров подчеркнул, что именно ЕврАзЭС в настоящее время «реально определяет интеграционный вектор развития постсоветского пространства в XXI веке».1 Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС), договор о создании которого подписан президентами трех стран 6 ноября 2007 г., формируется в рамках Ев-рАзЭС и в соответствии с общепризнанными международными нормами: единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией, 1 Презентация ЕврАзЭС и Таможенного союза в Брюсселе. Официальный сайт Евра
Глава 1. Проблема интеграции России в глобальные мировые... составляемой из территории трех стран, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Цели создания таможенного союза: обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции стран-участниц.1 Эксперты выделяют и такие цели: обеспечение социально-экономического прогресса путем устранения препятствий для свободного взаимодействия; создание условий для добросовестной конкуренции и товарообмена; формирование общего экономического пространства и выхода на внешний рынок.2 Задачи Таможенного союза: • снятие внутренних таможенных границ между странами-чле • перенос таможенного контроля на внешний периметр союза; • устранение таможенных процедур во взаимной торговле товара • введение общей для стран-членов системы тарифного и нета- • создание общей системы преференций; • согласование форм и методов предоставления льгот участникам • унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики. • в условиях кризиса появилась необходимость гарантированного • геополитические и геоэкономические интересы стран — членов • интерес Белоруссии в возможности свободного доступа своих 1 Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (подписан в г. Душанбе 06.10.2007 г.). Вступил в силу 10.10.2008 г. 1 Склянченкова А. Этапы большого пути // Московская промышленная газета. — 2009. — № 15-16(478-479). 1 Яшин И. О. Перспективы создания и функционирования Таможенного союза с участи 22 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы Глава I. Проблема интеграции России в глобальные мировые...
• интерес Казахстана в возможности выхода на российский рынок, транспортировки грузов по российским дорогам и трубопроводам по внутрироссийским ценам; • интерес России в сохранении Белоруссии и Казахстана в ка- возможность создать рублевую зону и финансовый центр, независящий от доллара США; • кооперационные связи в различных сферах и отраслях; • единая энергетическая, транспортная и коммуникационная си- • низкий уровень конкурентоспособности продукции стран — • географическая близость и единый язык общения. 1. Предварительный этап: до 1 января 2010 г. — включает введе- 2. Первый этап: до 1 июля 2010 г. — включает тестирование и вве- женных пошлин и акцизов, введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и перенос таможенного контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации, отмену таможенного оформления на границе с Казахстаном товаров, происходящих из трех стран-членов. 3. Второй этап: до 1 июля 2011 г. — включает перенос таможенного ' В этой связи были приняты или готовятся к принятию нормативно-правовые документы, составляющие правовую основу интеграционного объединения трех стран2 (табл. 1.6). В целом, система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе выглядит следующим образом (рис. 1.3). 1 Черкасов Н. А. Теоретические основы концепции глубокой евразийской интеграции 2009. - № 1 (25). - С. 34-48. 2 Решения Высшего органа Таможенного союза ЕврАзЭС // Международная экономика. — 2010. -№3. Следует отметить, что документы, принимаемые Комиссией Таможенного союза, не носят статуса закона, так как нет соответствующих полномочий по изданию властных или организационно-распорядительных документов такого уровня. Все документы, которые сейчас принимаются, носят статус международных договоров и международных соглашений. Несмотря на то, что Таможенный кодекс называется кодексом и, соответственно, определяется как закон, на самом деле это международный договор, подлежащий в соответствии с действующим общим порядком ратификации и имплементации в действующее законодательство.
Рис. 1.3. Система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе Что касается применения национальных кодексов стран — членов ТС, то ими регулируются только технические и административные вопросы в части, не противоречащей нормам Таможенного кодекса ТС. Система принятия решений в области таможенного регулирования в Таможенном союзе включает следующие уровни (рис. 1.4). Координационный совет руководителей таможенных служб таможенного союза создан для обсуждения и выработки взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей таможенных служб стран — членов Таможенного союза. При принятии решений России отведены 57 % голосов, Казахстану и Белоруссии — 21,5 и 21,5 %. Принят механизм распределения таможенных пошлин. Нормативы рассчитаны исходя из объемов импорта из третьих стран, зафиксиро-нанных в статистических выкладках «Комтрейд ООН». Таможенные пошлины, уплаченные третьими странами при импорте, будут поступать на единый расчетный счет Казначейства, где ежедневная выручка 24 Раздел I. Интеграция России в г/юбальпые мировые экономические процессы Глава I. Проблема интеграции России в глобальные мировые...
Рис. 1.4. Система принятия решений в области таможенного регулирования в Таможенном союзе будет перераспределяться между странами в отношении: Российская Федерация — 87,97 %, Казахстан — 7,33 %, Белоруссия — 4,70 %. Таким образом, создание Таможенного союза обеспечивает следующие преимущества: • беспрепятственное перемещение товаров по единой таможен • сокращение административных барьеров в торговле; а • установление единого механизма таможенного контроля на ■: • сокращение технических барьеров, что существенно ускоряет оборот товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фи-тосанитарному контролю. Таблица 1.1 Цели международной экономической интеграции
Таблица 1.2 Основные предпосылки международной экономической интеграции
26 Раздел I. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы Глава I. Проблема интеграции России в глобальные мировые...
№
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |