Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество в русской философии и культуре




Идея качества была органически присуща русской философии и культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского народа была постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии. Русские философы, писатели и общественные дея­тели уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную значимость, системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывал ось с духов­ностью [2].

Владимир Мономах - один из самых талантливых и образованных князей домонгольской поры. Его княжение - это время усиления Руси и эпоха расцвета древнерусской литературы. В последние годы жизни, решив подвести ее итог, он пишет мудрое наставление потомкам - «Поучение». В этот труд он сумел вложить содержание, охватывающее общественные, государственные и глубоко личные проблемы (говоря языком современности - проблемы качества жизни). «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Лжи остерегайтесь, и пьян­ства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держа­ли путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни сво­им, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более всего чтите гостя, откуда бы он ни пришел. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, доброе слово ему молвите» [2, с. 219-223].

Идеи качества, близкие к его современному пониманию, получили развитие в трудах русских философов в конце XIX в. Так, В.С.Соловь­ев - центральная фигура русской философской мысли конца столе­тия - широко использует понятие качественной определенности при анализе нравственно-философских проблем. В работе «О добродете­лях» он отмечает, что добродетель как качество есть должное отноше­ние человека ко всему многообразию мира. При этом отношение ка­чественно, оно имеет свои качественные различия. Не будет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему [21].

Русский философ Л.П. Карсавин считал, что бескачественный субъект (бескачественное «я») просто не существует и как такового себя никогда не осознает. Л.П. Карсавин тем самым подчеркивает много­гранность качества. Полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство [12].

Русские философы отмечали важную роль духовных, психологиче­ских факторов в экономическом поведении, в обеспечении хозяйствен­ного подъема. Так, П.Б. Струве писал: «Более система не есть нечто мер­твое, лишенное духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность - есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самооблада­ния, добросовестности, расчетливости. Прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности как основе и мериле всех общественных отношений» [2, с. 24-25]. Качество нового («экономического») человека автор обозначает термином «годность», что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализирован­ная годность - это главная движущая часть экономического развития, ключевая характеристика работника.

В то же время М. Горький в статье «Полвека для книги» отмечал, что «... русский человек в огромном большинстве - плохой работник. Ему неведом восторг строительства жизни, и процесс труда не достав­ляет ему радости, он хотел бы, как в сказках, строить хоромы и дворцы в три дня и вообще любит делать все сразу, а если сразу не удалось - он бросает дело. Однако я уверен, что у русского человека и нет возможности быть хорошим работником - условия нашего политического и социального бытия не могли и не могут воспитать его таковым. Кто и когда учил его, что труд - основа культуры, что труд - не только обязанность человека, но и наслаждение?..» [2, с. 247].

С более широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошел И.А Ильин. Он по праву считается одним из самых авторитетных философов России. Его творческое наследие огромно - более сорока книг и брошюр, несколько сотен статей. Особенно актуально звучат его идеи о качественном развитии всех сторон российской жизни: хозяйства, политики, культуры, образования, воспитания, профессиональной деятельности. Философская категория качества тем самым наполняется глубоким и конкретным содержанием.

И.А Ильин увязал в одно целое проблемы качества и дальнейшую судьбу России. Предпосылками успешного развития страны, по его мнению, являются природная даровитость и духовная гениальность народа, населяющего нашу необъятную и богатую природными ресурсами Родину[2, с. 25-26]. «Русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца... Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!» [2, с. 10-12].

К проблеме качества обращались в своих работах и другие русские ученые и философы, такие как И.И. Мечников («Наука и нравственность»); В.И. Вернадский («Задачи высшего образования нашего вре­мени», «Философские мысли натуралиста»); Н.А Бердяев («О культу­ре», «Духовное состояние мира»); Л.Н.. Толстой («В чем моя вера»); Ф,М, Достоевский («Дневник писателя»).

 

1.3. Современные подходы к определению содержания категории “качество”

Не смотря на то, что история исследования содержания категории «качество» уже насчитывает не одну сотню лет, до сих пор учеными по этому вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления. Так, американский специа­лист в области управления качеством Дж. Харрингтон выразил свое мнение по этому поводу следующим образом: «Качество - вещь за­бавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об опре­делении качества» [7, с. 44].

В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия «качество»: экономический, социальный, управленческий, личностный и др. Каждый подход по-своему трактует содержание этой категории в зависимости от объекта исследования.

В экономике и управлении термин «качество» прежде всего связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом ис­следования и управления здесь является в первую очередь качество про­дукции и услуг, причем его восприятие каждым человеком во многом зависит от того, какую роль оно играет в их процессе производства и потребления. Авторы книги «Что такое качество?» в 1960-х гг. провели своеобразное исследование. Они проанализировали 232 литературных источника, где так или иначе определяется термин «качество». Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более 100 различ­ных формулировок, определяющих понятие «качество продукции» [1].

Все многообразие существующих современных трактовок катего­рии «качество» можно объединить в шесть групп [26].

1. Качество как абсолютная оценка. В этом распространенном значе­нии качество - синоним превосходства. В 1931 г. У. Шухарт определял качество как добротность, совершенство товара. Качество товара пред­ставляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпро­миссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара. Часто бла­годаря усилиям рекламы создается впечатление, что некоторые товары обладают абсолютным качеством, например автомобили марки «Мер­седес». Однако совершенство - категория абстрактная и субъективная, его восприятие людьми может значительно различаться. Поэтому это определение качества не может быть положено в основу оценки или из­мерения свойств продукции или услуг.

2. Качество как свойство продукции. В этом значении качество слу­жит производной от какого-либо измеримого количественного парамет­ра продукта. Чем больше параметр, тем выше качество. Например, счи­тается, что чем больше у двигателя цилиндров, тем выше его мощность, а значит, и качество. Однако подобное определение слишком узкое, так как оно не отражает полезность продукции для потребителя.

3. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования. Однако недостаток данного подхода может быть продемонстрирован следующим примером. Крупная американская компания по производству бытовой техники заключила контракт на поставку в Японию холодильников, которые пользовались в США спросом и считались техникой высшего качества. Однако в Японии эта компания потерпела полное фиаско, так как холодильники были слишком громоздкими для маленьких японских квартир – они просто не проходили в дверь. Таким образом, продукт, на 100% выполнивший все необходимые функции «дома», оказался негодным для японского потребителя.

4. Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналоговые товары при равной цене. Такой подход ставит перед производителями цель поиска баланса между совершенствованием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.

5. Качество как соответствие стандартам. В рамках данного производственного подхода качество определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, включающим целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг. Например точным прибытием самолета будет считаться прибытие в пределах 15 минут от времени, установленного в расписании, т.е. целевым значением является время, установленное в расписании, а допустимым – 15 минут в ту или иную сторону. В то же время технические стандарты и условия бессмысленны, если они не соответствуют требованиям потребителей.

Таким образом, справедливость и возможности практического применения каждого из перечисленных определений ограничиваются субъективностью восприятия свойств и полезности вещи каждым отдельным индивидом.

У.Э. Деминг на вопрос, что такое качество, отвечал, что «качество можно определить, только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качестве» [10, с. 81].

Ведущие зарубежные ученые, занимающиеся проблемами управ­ления качеством, дают следующие определения категории «качество».

У. Шухарт понимал под качеством различие между предметами, а также дифференциацию по признаку «хороший - плохой».

К. Исикава рассматривает два аспекта качества:

1) объективные физические характеристики;

2) субъективную сторону - насколько вещь «хороша».

Дж. Джуран в понятии качества выделяет:

а) пригодность для использования (соответственно назначению);

б) субъективную сторону: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).

Согласно А. Фейгенбауму, качество изделия или услуги можно оп­ределить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будет отвечать требованиям потребителя при эксплуатации.

Дж. Харрингтон под качеством понимает удовлетворение ожида­ний потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность, а Г. Тагути - потери, понесенные обще­ством с момента поставки продукта.

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой ка­чества в различных ее аспектах, также многократно обращались и про­должают обращаться к трактовке понятия «качество» применительно к различным объектам исследования. «Качества вообще не бывает, а бывает оно только применительно к конкретным требованиям конк­ретных потребителей и оказывается, как правило, неким компромис­сом между качеством и ценой», - утверждает Ф. Татарский [22, с. 4].

Ряд авторов подчеркивают объективность понятия «качество». Так, Э. Вейцман, полемизируя с Ф. Татарским, предлагает методику коли­чественной оценки качества, с помощью которой можно сравнить, например, качество авторучки и трактора. Он отмечает, что «качество потребительской стоимости - это своего рода уровень научно-технической гармонии, в ней заключенной» [5, с. 37].

Л.А Гоберман и В.А Гоберман предлагают ввести понятие «синте­зированное качество», определяя его как «установленную совокупность потребительских полезностей продукции, возникающую в результате взаимодействия потребителя и производителя и способную удовлет­ворять социально-экономические потребности в течение регламентированного срока действия (службы) и в соответствии с функциональ­ным назначением продукции» [8, с. 44].

Таким образом, в настоящее время большинство ученых связыва­ют понятие «качество» С удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услу­ги. В словаре С.И. Ожегова потребность определяется как необходи­мость, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения [18]. Носителя­ми потребностей могут быть отдельные личности, социальные группы, общество в целом. С точки зрения управления качеством характерис­тики потребностей должны соответствовать характеристикам качества объекта.

6. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей.

Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, является закономерным подходом. С начала ХХ в. стало складываться так называемое «общество потреб­ления», которое окончательно сформировалось к середине столетия. Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) защищаются государством и обществом. Последнее характеризуется следующими чертами:

· развитие свободной торговли, международного рынка товаров и услуг: потребитель может приобретать товар, произведенный в любой стране, следствием чего является резкое обострение конкуренции производителей, усиление их борьбы за повы­шение качества продукции и конкурентные цены, за сниже­ние срока выхода товара на рынок;

· развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги, которые не только позволяют им взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и препятствуют ее появлению на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем, следствием чего является необходи­мость предоставлять потребителю систему доказательств каче­ства товара еще до того, как он его приобрел;

· достаточно высокий уровень самосознания потребителей, ко­ торые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в целях его повышения [16].

Названные факторы обусловили появление нового понимания рас­сматриваемой категории, в соответствии с которым качество - это то,чего ожидают потребители от результатов деятельности организации. Согласно данному подходу организация должна фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований потребителей. Качество оценивается только потребителем и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это означает, что потребитель становится участником процессов, осуществляемых производителем, заинтересован в конечном результате деятельности организации и осуществляет его оценку. Популярность данного подхода резко возросла с выходом в свет Международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. Первая версия этих стандартов, увидевшая свет в 1987 г., содержала Определение, согласно которому качество - совокупность свойств объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При этом под объектом понима­лось все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

В последней версии МС ИСО серии 9000, которая вступила в дей­ствие в 2000 г., дана новая трактовка категории «качество», согласно которой оно характеризуется как степень, с которой совокупность соб­ственных характеристик объекта выполняет требования. Основные понятия, относящиеся к качеству в соответствии с новой версией, пред­ставлены на рис. 1.2 [9].

 
 

 


Рис. 1.2. Понятия, относящиеся к качеству

Таким образом, концепция, на которой базируется содержание стан­дартов, основана на том, что качество любого объекта в организации определяется его потребительскими свойствами. Подобная постановка вопроса представляется естественной, так как для потребителя важно в первую очередь то, насколько объект удовлетворяет его потребности.

Рассмотрение качества с точки зрения удовлетворения запросов и нужд потребителей фактически стало переходным шагом от технокра­тического подхода в исследовании сущности данной категории к со­циально-управленческой парадигме качества и как следствие - пере­ходом от теории, методологии и практики контроля и обеспечения качества к менеджменту качества.

Менеджмент качества в настоящее время - это не ограниченная рам­ками производственного процесса узкая специфическая деятельность, а управление всей организацией, всеми аспектами ее жизнедеятельно­сти. Соответственно и категория «качество» В современном менеджменте носит многоаспектный характер. Она применяется по отношению не только к продукции или услугам, но и ко всем процессам в организации (процессам жизненного цикла продукции, управленческим процессам, процессам управления ресурсами, процессам измерения, анализа и улучшения). Категория «качество» отражает не только потенциал, которым. Обладает организация, но и достигнутые результаты и саму деятельность "по их достижению. Качество в наступившем веке становится стратеги­ей развития любой организации. Стратегия, ориентированная на каче­ство во всех его проявлениях, предполагает выработку и реализацию подходов, нацеленных на достижение баланса интересов производите­лей, потребителей, партнеров, собственников, персонала организации, а также общества в целом. Достижение такого баланса служит опреде­ленной гарантией устойчивого развития и постоянного совершенство­вания деятельности организации в условиях меняющегося конкурент­ного мира.

Таким образом, качество в современном менеджменте представляет собой системную, многоуровневую категорию, отражающую спо­собность организации удовлетворять потребности сторон, заинтере­сованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивое развитие в постоянно меняющихся конкурентных условиях.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите известные вам аспекты категории «качество».

2. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».

3. В каких значениях Аристотель рассматривал категорию «каче­ство»?

4. Поясните различия в понимании содержания категории «ка­чество» в трактовке Г. Гегеля и Ф. Энгельса.

5.Перечислите известные вам типы качества.

6.Какие факторы определяют уровень осознания и понимания сущности категории «качество»? Приведите примеры.

7.Назовите основные аспекты качества, которые рассматривали в своих работах русские ученые.

8.Ознакомьтесь с содержанием статьи И.А Ильина «Спасение в качестве» (прил. 1). Какие проблемы духовной, социальной и экономической жизни российского общества выделял ученый, и какие пути их решения он предлагал?

9.Перечислите известные вам определения сущности категории «качество»> данные зарубежными учеными.

10.Раскройте содержание современных подходов к определению качества, укажите достоинства и недостатки каждого из них.

11.Почему в современных условиях большинство ученых и спе­циалистов связывают понятие «качество» С удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей?

12.Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТР ИСО 9000: 2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия?

13.На основе анализа приведенных определений сущности кате­гории «качество», а также личного опыта попытайтесь сфор­мулировать собственное понимание содержания качества.

Литература

1.Азгальдов г.г. и др. Что такое качество? М.: Экономика, 1968.

2.Антология русского качества / под ред. Б.В. Бойцова. Ю.В. Кря­нева. 3-е изд., доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.

3.Аристотель. Категории / Аристотель. Этика. Политика. Рито­рика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998.

4.Арuстотель. Метафизика. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

5.Вейцман Э.М. Универсальный критерий качества// Стандарты и качество. 2001. № 11.

6.Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М.: Мысль, 1970.

7.Глuчев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

8.Гоберман л.А. Концептуальные и методологические аспекты про­блемы качества / / Качество: теория и практика. 1998. № 1-2.

9.ГОСТ Р ИСО 9000: 2001. Системы менеджмента качества. Ос­новные положения и словарь. М.: Изд-во Госстандарта, 2001.

10.Деминг УЭ. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994.

11. Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ. / К. Исикава. М.: Экономика, 1988.

12. Карсавин л.г. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993.

13. Колесников А.М. Экономика качества продукции: учеб. посо­бие. Саранск: Изд-во Саратовск. ун-та, 1990.

14. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, Б. Юди­на. М.: Политиздат, 1954.

15. Крянев Ю.в. Образ качества / / Стандарты и качество. 1997. № 4.

16. Мазур и.и. Управление качеством: учеб. пособие / под ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003.

17. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000: 2004.М.: Издательство стандартов, 1989.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энцикло­педия, 1975.

19.Салимова ТА. Диверсификация управления качеством. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2002.

20. Салимова ТА. История управления качеством: учеб. пособие.М.: КНОРУС, 2005.

21. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988.

22. Татарский Ф. Стандарты Госстандарта / / Химия и жизнь. 1989. № 10.

23. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.

24. Философия качества по Тагути. М.: НТК «Трек», 1997.

25. Энгельс Ф. Диалектика / / Маркс к., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

26. Evans J.R. Тhе Management and Control of Quality. 4-th ed. South Western College Publishing, 1999.


 

Глава 2. Введение в дисциплину “Управление качеством”




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.