Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегические цели и приоритеты управления качеством на различных уровнях деятельности




Управление качеством различных объектов на различных уровнях деятельности человека не является стихийным процессом, а базирует­ся на основополагающих принципах, рассмотренных в гл. 3. Однако в дополнение к ним можно выделить также такие принципы, как:

· непрерывность;

· интегрированность;

· целенаправленность;

· правовая стабильность.

Принцип непрерывности показывает, что управление качеством на­целено на постоянное совершенствование различных направлений дея­тельности в зависимости от уровня и объектов управления. Его реали­зация включает ряд последовательных действий:
1. анализ и оценку существующего положения с целью определения областей для улучшения;
2. установление целей улучшения;
3. поиск возможных решений для достижения целей;
4. оценку и выбор решений;
5. реализацию решений;
6. измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения;
7. определение достигнутых изменений;
8. анализ и оценку существующего положения на новом витке спи­рали.

Принцип интегрированности заключается в том, что управление ка­чеством считается важнейшей составляющей деятельности на различ­ных уровнях управления. Ц еленаправленность предполагает осуществление деятельности в области управления качеством на основе четко сформулированных це­лей.
Как правило, с точки зрения времени достижения выделяют стра­тегические, тактические и оперативные цели. Они существенно раз­личаются по содержанию. Тактические и оперативные цели более кон­кретны и детализированны, формулируются исходя из стратегических, подчинены им и способствуют их реализации.
Цели управления качеством должны удовлетворять определенным требованиям [5] (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Требования, предъявляемые к целям управления качеством

Цели управления качеством различных объектов на разных уров­нях (от человеческого до глобального) должны быть достижимыми, т.е. реальными. В связи с этим процесс целеполагания требует определе­ния возможностей и ограничений в достижении целей. Они должны быть гибкими, т.е. оставлять возможность для корректировки в соот­ветствии с теми изменениями, которые могут возникнуть. Измери­мость целей означает, что они должны быть сформулированы так, что­бы была возможность оценить степень их достижения. Конкретность целей предполагает, что они должны обладать необходимой специфич­ностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должна осуществляться деятельность в области управления качеством. Совместимость предполагает, что цели управления качеством опреде­ленного уровня (организационного, регионального) соответствуют целям управления качеством на национальном уровне, а также целям социально-экономического развития страны. Цели должны быть при­емлемы для основных субъектов управления качеством, и в первую оче­редь для тех, кому их придется достигать.
Следующим принципом управления качеством является правовая стабильность. Его реализация обеспечивает успешное достижение как тактических, так и стратегических целей управления качеством посред­ством системы не противоречащих друг другу законодательных актов.
Названные принципы управления качеством отражают далеко не полный их перечень, который дополняется и расширяется на каждом уровне в зависимости от управляемого объекта, однако они составля­ют основу успешного управления качеством и едины для всех уров­ней: глобального, национального, регионального, организационного и человеческого. Их реализация должна быть положена в основу раз­работки политики в области качества на различных уровнях управле­ния (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Основные уровни формирования и реализации политики в области качества

Политика в области качества должна являться составной частью социально-экономической политики, должна быть направлена на до­стижение ее целей, в соответствии с чем на каждом из представленных уровней должна иметь свою специфику в зависимости от объектов управления (качество жизни, региональное качество, качество деятель­ности организации и т.д.). В то же время ее можно определить как дея­тельность по формированию стратегических и тактических целей уп­равления качеством, а также механизма их достижения на разных уровнях управления.
Процесс формирования политики в области качества предполагает ряд последовательных этапов.
В основе разработки политики в области качества находится ана­лиз социально-экономического положения страны, региона или орга­низации в зависимости от уровня, для которого она разрабатывается. При этом особый акцент делается на анализ управления качеством, результаты которого подвергаются всесторонней оценке, что позво­ляет определить состояние объектов управления качеством на иссле­дуемом уровне и сформулировать долговременную цель социально-экономического развития, в соответствии с которой устанавливаются цели в области управления качеством исследуемых объектов. Далее с учетом данных целей определяются приоритеты управления качеством, указывающие основные направления их достижения. На основе при­оритетов разрабатываются конкретные мероприятия, которые будут осуществляться в процессе реализации политики в области качества, так как она становится реальной только в том случае, когда определен механизм ее реализации.
При формировании и реализации политики в области качества не­обходим мониторинг ее жизненного цикла (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Последовательность оценки политики в области качества

Оценка должна осуществляться на конкретных этапах жизненного цикла политики. Каждому ее виду отводится соответствующее место [18]. Оценка на основе ожидаемых величин проводится на стадии разра­ботки политики, в ходе доведения ее до заинтересованных лиц или перед началом этапа ее реализации. Главная цель данной оценки - оп­ределить заранее, насколько обоснованны задачи политики, а также можно ли получить запланированные результаты наиболее эффектив­ным методом.
Текущая (или промежуточная) оценка проводится в конкретные пе­риоды реализации политики. Ее цель заключается в проверке того, на­сколько обоснованны выбранные меры и реализуются ли они так, как планировалось.
Оценка по факту предусматривает анализ последствий реализации политики в области качества. Ее результаты служат основой для опре­деления ее эффективности, а также для выработки мер по ее актуали­зации в соответствии с требованиями времени.
Мониторинг - непрерывный процесс, осуществляемый на протя­жении всего жизненного цикла политики в области качества. Он оз­начает постоянное наблюдение и контроль за получением конкретных результатов в ходе разработки и реализации политики. В отличие от мониторинга оценка предполагает более подробный анализ, осуще­ствляемый на конкретном отрезке жизненного цикла политики.
Важнейшей составляющей политики в области управления каче­ством являются ее приоритетные цели. К основным факторам, влия­ющим на выбор приоритетов, относятся:

· объекты управления;

· цели управления качеством, имеющие определенные различия в зависимости от его уровня;

· сферы управления качеством;

· потенциал управления качеством;

· принципы и механизм управления качеством.

В табл. 11.1 представлена матрица взаимосвязи уровней управления качеством и факторов, определяющих выбор приоритетов. В соответ­ствии с данной матрицей содержание каждого из названных факторов меняется в зависимости от уровня управления. На каждом из них осу­ществляется управление качеством определенных объектов, содержа­ние и составляющие которых рассмотрены в гл. 3. Уровень управления оказывает влияние и на содержание основной цели управления каче­ством. В современных условиях такой целью на уровне организации может быть устойчивое развитие на основе постоянного совершенство­вания всех направлений деятельности, а на региональном и националь­ном - повышение качества жизни в регионе и обществе в целом.
Сферы управления качеством также различаются при переходе к следующему уровню управления. В организации в условиях диверсификации на все сферы деятельности -производственную, снабжен­ческо-сбытовую, маркетинговую, научно-исследовательскую, финансовую, управленческую - распространяется управление качеством.
Сферы управления качеством на региональном и национальном уровнях в целом аналогичны и отличаются спецификой объектов уп­равления.
Таблица 11.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.