Содержание концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг
В результате многочисленных дискуссий появился проект «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг». Эта концепция представляет собой систему официальных взглядов:
· на роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;
· цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;
· основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.
Исходя из роли качества продукuии и услуг в реализации национальных интересов России, цель национальной политики в Концепции определена как подъем качества:
· для достижения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития отечественной экономики и ее интеграции в мировую экономику;
· выпуска высокоэффективных и надежных средств производства для развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
· удовлетворения постоянно растущего спроса населения на качественные и безопасные продукцию и услуги, увеличения трудовой занятости, повышения платежеспособного спроса и в конечном счете - повышения качества жизни;
· обеспечения необходимого уровня качества военной техники и вооружений для повышения обороноспособности страны, защиты ее независимости;
· упрочения позиции России как экономически развитой и сильной военной державы и укрепления ее положения в мировом сообществе;
· обеспечения развития современных информационных технологий и индустрии информации;
· решения задач сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности страны. В соответствии с этим подходом выделены основные разделы Концепции, которые рассмотрены ниже. 1. Общие положения. 1.1. Понятие качества продукции и услуг. 1.2. Качество продукции и спрос. 1.3. Качество и конкурентоспособность продукции. 1.4. Качество продукuии и ее безопасность. 2. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции. 2.1. Сфера экономики. 2.2. Социальная сфера. 2.3. Военная сфера. 2.4. Международная сфера. 2.5. Информационная сфера. 2.6. Экологическая сфера. 3. Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. 3.1. Пропаганда идей и стимулирование повышения менеджмента качества продукции и услуг. 3.2. Внедрение на предприятиях эффективных систем менеджмента качества и прогрессивных методов управления качеством. 3.3. Политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему качества продукции и услуг. З:4. Политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики. 4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг. 4.1. Реализация с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие российской экономики. 4.2. Создание координационного совета по реализации Концепции. 4.3. Формирование политики в области качества в федеральных округах и регионах России. 4.4. Необходимость формулировки каждым федеральным органом исполнительной власти своих задач и стратегии действий, вытекающих из Концепции. Прежде чем перейти к анализу содержания рассматриваемой Концепции, необходимо отметить, что она разрабатывалась в соответствии с Конституцией РФ и направлена на реализацию национальных интересов России, которые определены «Концепцией национальной безопасности Российской Федерацию», утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются второй и третий разделы. В разделе 2 «Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции» выделены основные сферы деятельности государства, в которых качество продукции и услуг - один из важнейших факторов реализации национальных интересов (рис. 11.5).
Рис. 11.5. Влияние качества продукции и услуг на основные сферы деятельности государства
Цель Концепции в экономической сфере заключается в подъеме качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и ее интеграции в мировую экономику. Качество продукции и услуг оказывает непосредственное влияние на решение важнейшей задачи в социальной сфере, связанной с обеспечением высокого уровня жизни населения России. В связи с этим в Концепции отмечается, что, «приобретая качественную продукцию, граждане России получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. Однако высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса». К важным факторам обеспечения обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности относятся высокое качество, технический уровень и.надежность военной техники и вооружений. В связи с этим в Концепции определено, что уровень качества отечественных сырья, материалов, изделий и элементной базы, используемых для производства и функционирования военной техники и вооружений, должен обеспечивать потребности военной промышленности и армии, а также гарантировать независимость от зарубежных поставщиков. Одна из сфер деятельности государства, выделенная в Концепции, - международная. Национальная политика в области качества в этой сфере должна быть нацелена:
· на закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран Содружества Независимых Государств (СНГ);
· восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;
· ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;
· расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на них;
· расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка. В соответствии с рассматриваемой Концепцией качество отечественной продукции должно обеспечивать решение задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России в экологической сфере связана с тем, что экологические параметры качества продукции играют важную роль в решении задач охраны природы, оздоровления окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом. Поэтому, согласно Концепции, должны обеспечиваться обязательные экологические требования к продукции. При проектировании новой продукции должны разрабатываться экологические пара метры безопасности ее производства (при этом следует широко применять безотходные технологии) и способы утилизации. Третий раздел исследуемой Концепции содержит основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Данные направления должны базироваться на основополагающих принципах (рис. 11.6). Важнейший среди названных принципов - утверждение о том, что качество продукции и услуг должно стать национальной идеей России. В соответствии с этим принципом необходимо осознание широкими слоями населения, руководителями и специалистами всех уровней роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из национальных интересов страны.
Рис. 11.6. Принципы, положенные в основу реализации национальной политики в области качества продукции и услуг
Принцип всеобщего овладения методами управления качеством исходит из того, что управление качеством относится к специальной отрасли знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности. Согласно данным принципам авторами Концепции разработаны основные направления национальной политики в области предоставления квалифицированных консультаций по качеству продукции и услуг. Одними из важнейших среди них являются пропаганда идеи и стимулирование повышения качества продукции и услуг. Эти направления предполагают воспитание культуры качества начиная со школьной скамьи. В целях популяризации идей качества и поднятия имиджа отечественного производителя необходимо дальнейшее совершенствование условий ежегодного конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества, а также других федеральных, региональных и отраслевых конкурсов. Следующее направление - широкое внедрение на предприятиях эффективных СМК и прогрессивных методов управления им. Как показывает отечественный и мировой опыт, применение данных систем дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающими требованиям законодательства. В Концепции отмечено, что реализации данного направления должна способствовать разработка системы мер в различных сферах деятельности. Проиллюстрируем данное положение с помощью рис. 11.7. Для оказания помощи организациям во внедрении систем качества в 'соответствии с Концепцией необходимо развивать сеть структур, причем государство и регионы должны создать режим наибольшего благоприятствования их деятельности. Следующим направлением государственной политики по внедрению систем качества является политика в области их сертификации, предполагающая дальнейшее развитие такой деятельности и обеспечивающая высокий профессионализм ее участников, доверие к ее результатам, а также признание отечественных сертификатов за рубежом. В рассматриваемом разделе значительное место отведено также политике поддержки внедрения систем качества при размещении заказов на поставку продукции для государственных и региональных нужд. В ней, в частности, определено, что в условиях проведения торгов, конкурсов, аукционов по размещению заказов на поставку продукции для нужд государства должно быть введено требование о допуске к ним только тех предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества. Достаточное место в разделе «Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг» занимает политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему качества продукции и услуг. Основные составляющие этой политики представлены на рис. 11.8.
Деятельность в области стандартизации должна быть направлена на улучшение качества и обеспечение безопасности продукции, работ, услуг и хозяйственных объектов, достижение максимального экономического эффекта за счет решения в государственных стандартах России вопросов унификации, взаимозаменяемости и совместимости, отражения передовых достижений науки и технологий. Дальнейшие развитие и совершенствование Государственной системы обеспечения единства измерений должны быть направлены на достижение достоверности и требуемой точности измерений (контроля, испытаний) качества продукции и услуг. С целью решения проблем качества при реализации «Доктрины информационной безопасности РФ» в части развития инфраструктуры информационных услуг должны быть обеспечены:
Рис. 11.7. Направления государственной политики по внедрению эффективных СМК
Рис. 11.8. Основные составляющие политики создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих повышению качества продукции и услуг
·формирование баз данных о законодательных и иных нормативных требованиях к качеству продукции и услуг в стране и за рубежом;
· доступ к этим базам данных отечественным организациям;
· развитие современных информационных технологий, обеспечивающих возможность применения компьютерных методов проектирования, прогрессивных электронных методов оформления и передачи документации, формирования и передачи информационных ресурсов.
Как видно из рис. 11.10, к еще одной составляющей политики создания условий, способствующих повышению качества, относится защита рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции. В соответствии с Концепцией формирование механизма такой защиты базируется на следующих основных положениях:
· неотвратимости наступления ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла ее порча;
· предотвращении и профилактике попадания на рынок недоброкачественной продукции;
· разрешении на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию;
· разумном балансе между разными механизмами защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции, основными критериями которого должны быть минимизация риска и экономическая целесообразность.
Последней составляющей третьего раздела Концепции является политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики. Эта политика заключается в том, что при выборе предприятий и организаций, которым предполагается оказать государственную поддержку в любой форме, федеральные органы исполнительный власти должны руководствоваться способностью этого предприятия или организации обеспечить за период действия государственной поддержки конкурентоспособное качество или тот его уровень, который необходим для защиты национальных интересов России. Предприятия в свою очередь должны защитить право на использование мер государственной поддержки путем разработки и доказательства реальности, собственных программ повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции, рассчитанных на те сроки, в течение которых действуют специальные меры. Четвертый раздел Концепции включает меры организационного характера, направленные на реализацию национальной политики в области качества продукции и услуг. В частности, планируется создание при Правительстве РФ координационного совета по реализации «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг», который должен осуществлять мониторинг плана работ по реализации Концепции, определять задачи стратегического характера в области качества, готовить ежегодный доклад Президенту РФ и Правительству РФ о ходе реализации национальной политики России в области качества продукции и услуг. Национальная политика России в области качества должна предусматривать достижение в течение пяти - семи лет высокого качества и конкурентоспособности продукции в тех секторах экономики, которые исключительно важны для ее устойчивого развития. В стране уже есть определенные виды продукции, например в авиастроении, производстве космической техники, некоторых средств вооружения и других областях, которые традиционно конкурентоспособны на мировом рынке и пользуются спросом. Это же можно отметить по отношению к определенным видам продукции в атомном и энергетическом машиностроении, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, производстве товаров народного потребления. К числу исключительно важных отраслей следует отнести и те, которые обеспечивают наибольшую занятость населения. Это отрасли с массовым характером производства и широкой сетью поставщиков: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность и др. [6]. Национальная политика в области качества должна предусматривать формирование в государстве и обществе отношения к проблеме повышения качества как не имеющей альтернативы и являющейся ключевым фактором дальнейшего развития России. Однако рассмотренный проект Концепции не затрагивает те глубинные процессы, развитие которых может привести к улучшению качества выпускаемой в стране продукции и оказываемых услуг. Национальная политика России в области качества должна быть ориентирована на повышение качества жизни членов общества и может последовательно включать составляющие, показанные на рис. 11.9. Как видно из рис. 11.9, политика в области качества продукции и услуг должна быть одной из составляющих национальной политики России в области качества. Серьезный пробел проанализированного проекта Концепции - недостаточное внимание к человеку, который в конечном счете является первоосновой качества: (продукции, услуг, процессов, труда и др.). Здесь он рассматривается не более как необходимый ресурс, как фактор производственного процесса, что в современных условиях недопустимо. Без осознания каждым гражданином того, что качество необходимо ему, его организации, стране в целом, каких-либо значительных изменений в повышении качества продукции и услуг не произойдет.
Рис. 11.9. Предлагаемые составляющие национальной политики в области качества
Таким образом, государственная политика России в области качества должна быть ориентирована, прежде всего, на человека с его интересами, потребностями, ценностями. Разработка такой политики - дело чрезвычайно сложное, требующее длительного времени для выработки единой, целостной системы взглядов на проблему управления качеством на различных уровнях управления государством. Исходя из реальной социально-экономической ситуации в стране, необходимо отметить, что разработка «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг» является значительным шагом вперед, благодаря которому должна быть осознана необходимость государственного регулирования в области качества. Ведь впервые в истории нашей страны создан документ, в котором осуществлена попытка сформировать перспективные цели всего общества в области качества. Отмечая достоинства разработанной Концепции, можно назвать наиболее важные из них: 1) формирование положения о том, что всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей России; 2) определение значения качества в различных сферах национальных интересов России; 3) уделение внимания проблеме воспитания культуры качества с детских лет; 4) акцент на пропаганду идей, а также стимулирование качества продукции и услуг; 5) рассмотрение политики в образовательной сфере как неотъемлемой части политики в области качества; 6) определение роли субъектов РФ в реализации основных положений политики.
Роль государства в управлении качеством - наиболее важный момент, особенно в настоящее время, на этапе формирования в России движения за повышение качества. Предприятиям и регионам для наращивания производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешних рынках, должна быть оказана государственная поддержка. При этом объектом воздействия должна стать мотивация поведения людей по поводу качества в сфере экономических отношений. Такая поддержка может предусматривать [6]:
· разумное квотирование импорта товаров по выбранным стратегически важным направлениям;
· целевые инвестиции через федеральные про граммы создания новой техники и высоких технологий;
· содействие при влечению иностранного капитала;
· развитие системы государственных гарантий частным инвесторам, вкладывающим свои средства в стратегически важные сферы деятельности;
· льготное кредитование мероприятий в области качества;
· льготное налогообложение предприятий, имеющих реальные возможности в наиболее короткие сроки реализовать свои цели в повышении качества и конкурентоспособности продукции. Роль государства в управлении качеством может варьироваться в зависимости от складывающейся политической и финансово-экономической ситуации в стране. При этом оно должно играть значительную роль на различных уровнях управления (национальном, региональном, организационном). Остановимся более подробно на рассмотрении регионального уровня, обеспечивающего согласование интересов федерального уровня и уровня конкретного предприятия, с одной стороны, и проводящего самостоятельную социально-экономическую политику - с другой. Важную роль в решении поставленных в Концепции задач должны сыграть регионы страны путем разработки и последующей реализации региональной политики в области качества. Региональная политика представляет собой попытку совершенствования всей системы производственных отношений в обществе. Успешное реформирование экономики России на всех уровнях ее функционирования во многом зависит от создания механизма согласования отраслевых и территориальных производственных отношений с учетом региональных и общенациональных интересов. Поэтому формирование региональной экономической политики является насущной потребностью дальнейшего развития общества, а важнейшей ее составляющей должна стать политика региона в области качества. Новый статус регионов как субъектов РФ, расширение их прав и полномочий в условиях рыночных реформ, с одной стороны, опыт внедрения систем качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000 - с другой, создают возможность реализации комплекса мероприятий по стабилизации экономического и социального развития регионов на основе повышения качества жизни. Такие мероприятия могут осуществляться в рамках региональных программ «Качество», разработка и реализация которых требуют наличия четко сформулированной политики региона в области качества, определяющей основные направления его деятельности и цели региона в этой области. Такой документ должен формироваться исходя из реально складывающейся ситуации в регионе и должен быть согласован с другими направлениями развития. Ряд регионов РФуже сформулировали и реализуют свою политику в области качества. Так, политика в области качества Ярославской области была утверждена постановлением главы администрации еще в августе 1993 г. Реализуется она также в Нижегородской, Томской, Самарской областях, в Краснодарском крае. Основой политики в области качества этих регионов служит решение таких задач, как защита прав потребителей; ориентация производителей в вопросах качества продукции и услуг на рыночный спрос, на конкретные требования потребителей; содействие в повышении конкурентоспособности продукции и услуг, осуществляемом предприятиями путем гармонизации требований к продукции (услугам) и условиям их производства с правилами и нормами ИСО, МЭК и ЕС; содействие предприятиям в сертификации продукции, услуг и СМК [8]. Решение последней задачи необходимо для того, чтобы упрочить доверие потребителей к продукции и услугам, расширить и завоевать новые рынки сбыта, создать благоприятные условия для предприятий региона с целью получения государственных заказов, льготного кредитования и страхования, обеспечения выгодной торговли с зарубежными странами при соблюдении национальных интересов России. В настоящее время в связи с разработкой «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг» С целью преодоления несогласованности и возможной противоречивости региональных политик, на наш взгляд, необходима разработка системы принципов формирования и реализации политики региона в области качества. Основными из них могут стать принципы, представленные на рис. 11.10.
Рис. 11.10. Основные принципы формирования и реализации политики региона в области качества
В соответствии с рис. 11.10 ядром политики региона в области качества должен быть человек. Данный принцип означает, что достижение целей политики невозможно без решения соответствующего комплекса задач по формированию национального самосознания и воспитания в обществе пони мания того, что качество во всех его проявлениях (продукции, услуг, процессов, труда и т.д.) оказывает решающее влияние на жизнеспособность региона и как следствие - на жизнеспособность страны. Необходимо сделать все возможное, чтобы радикально изменить этот подход, поэтому данный принцип и выступает как основополагающий. Принцип целенаправленности заключается в постановке четко сформулированной целевой установки, на достижение которой направлена политика региона в области качества.
Принцип приоритета качества предполагает определение качества как приоритетного направления развития во всех сферах социально-экономической деятельности региона. Адаптивность характеризует необходимость учета появления новых проблем в развитии социально-экономических процессов в целом и в управлении качеством в частности, постоянного развития и совершенствования, гибкого реагирования на про исходящие изменения во внутренней и внешней среде региона Принцип партнерства связан с необходимостью и возможностью вовлечения в процесс разработки и реализации политики представителей органов государственной власти, министерств и ведомств региона, предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности. Принцип ответственности и полномочий отражает необходимость четкого определения ответственных за разработку и реализацию политики, а также за разграничение соответствующих полномочий. Реальность означает необходимость учета социально-экономической ситуации в регионе, перспектив ее развития, имеющихся возможностей и ограничений при разработке и реализации политики. Принцип комплексности тесно связан с принципом партнерства и означает взаимосвязь политики региона в области качества с различными направлениями его социально-экономической политики, а также то, что политика в области качества включает определенные взаимозависимые составляющие. Принцип результативности предполагает возможность определения качественной и количественной оценки тех изменений, которые должны про изойти В ходе реализации политики. Четкость, доступность и понятность политики региона в области качества свидетельствуют о том, что все ее положения изложены четко, на языке, понятном жителям региона. При этом каждый гражданин имеет право и возможность участвовать в ее разработке, должен быть знаком с ее содержанием. Реализация перечисленных принципов будет неполной, с одной стороны, без учета региональной специфики (инвестиционного, инновационного, производственного, духовного и других потенциалов развития), положительного отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством, а с другой - без согласованности региональной политики с национальной политикой России в области качества. Одним из важнейших в числе отраженных на рис. 11.10 принципов.является наличие заинтересованности руководства региона в формировании и реализации политики, так как пренебрежение им сводит всю работу к нулевому результату, делает невозможной реализацию остальных принципов. Обобщает и объединяет все предыдущие принцип, определяющий, что политика региона в области качества должна выступать как неотъемлемая составная часть социально-экономической политики региона. В прил. 11 приведен при мер разработки политики в области качества. Предлагаемый вариант позволяет достаточно четко определить: 1) роль органов государственной власти как лидеров в решении проблем, связанных с качеством; 2) необходимость вовлечения в реализацию политики всех предприятий и организаций региона; 3) ориентацию на человека как личность и как потребителя продукции и услуг, производимых в регионе; 4) необходимость постоянного улучшения во всех сферах деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Обоснуйте необходимость реализации принципов, на основе которых должны разрабатываться стратегические цели и приоритеты управления качеством.
2. Перечислите основные уровни формирования и реализации политики в области качества. Какую роль играет национальная политика в области качества по отношению к другим уровням управления?
3. Дайте характеристику этапов процесса формирования политики в области качества.
4. Раскройте содержание матрицы взаимосвязи уровней управления и факторов, определяющих выбор приоритетов в области качества.
5. Проанализируйте содержание основных приоритетов политики в области качества, приведенных в табл. 11.2. Выделите пять приоритетов, наиболее значимых для вашего региона. Обоснуйте свой выбор.
6. Используя информацию, представленную в главе, а также рекомендуемую литературу, подготовьте сообщение об эволюции отечественных подходов к разработке государственной политики в области качества.
7. В чем заключается необходимость разработки национальной политики России в области качества? Проанализируйте содержание разделов проектов Концепции этой политики.
8. Обоснуйте роль повышения качества продукции и услуг в реализации национальных интересов страны.
9. Проанализируйте направления государственной политики по внедрению эффективных СМК (рис. 11.7). Заполните таблицу, сделайте выводы.
Направление
Возможности реализации
Ограничение реализации
10. На основе изучения дополнительной литературы разработайте свой вариант составляющих национальной политики в области качества. В чем заключаются его преимущества перед существующим вариантом?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление