Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская премия в области качества 3 страница




Премия по качеству Великобритании, учрежденная в 1994г., совме­стима с европейской моделью делового совершенства. Присуждается ежегодно торговым организациям Великобритании в стране и за рубе­жом. Вручается премьер-министром в Лондоне.
Датская премия по качеству, учрежденная в 1993г., основана на ев­ропейской модели всеобщего управления качеством и присуждается ежегодно. Вручается министром промышленности на специальной церемонии во время Всемирного дня качества.
Шведская премия по качеству, учрежденная в 1992г., основана на модели премии М. Болдриджа и присуждается ежегодно. Вручается королем Швеции.
Премия стимулирования Исландской ассоциации по качеству, учреж­денная в 1993г., основана на моделях премий М. Болдриджа и У.Э. Де­минга, Датской и Шведской национальных премий, Европейской пре­мии по качеству. Присуждается ежегодно одному национальному претенденту, выбранному из шести компаний: трех государственных и трех частных, отобранных членами ассоциации. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного дня ка­чества.
Высшая премия Ирландской ассоциации по качеству основана в 1982г. на моделях премий М. Болдриджа и У.Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий, Европейской премии по качеству. Присуждает­ся ежегодно одному из десяти лауреатов региональных премий (восьми промышленных предприятий и двух предприятий сферы услуг). Вруча­ется президентом страны на специальной церемонии в Дублине.
Французская премия по качеству, учрежденная в 1992г., основана на моделях премии М. Болдриджа и Европейской премии по качеству. При­суждается ежегодно малым и средним предприятиям - лауреатам реги­ональных премий. Вручается министром промышленности в Париже.
Бельгийская премия по качеству, учрежденная в 1990г., основана на европейской модели всеобщего управления качеством. Присужда­ется малым, средним и крупным предприятиям с 1994г. ежегодно (до 1994г. - один раз в два года). Вручается министром правительства на каком-либо крупном предприятии.
Голландская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., максималь­но приближена к европейской модели всеобщего управления каче­ством. Ежегодно присуждается одна главная премия компаниям раз­ных категорий. Кроме того, существует номинация «признание ка­чества» для малых компаний. Вручается на специальной церемонии в Амстердаме.
Норвежская премия по качеству, учрежденная в 1992г., основана на моделях премии М. Болдриджа и Европейской премии по качеству и присуждается ежегодно. Вручается на специальной церемонии, кото­рая проводится в мае года, следующего за годом присуждения премии.
Финская премия по качеству, учрежденная в 1991г., основана на модели премии М: Болдриджа. Присуждается ежегодно малым и сред­ним предприятиям. Вручается премьер- министром на специальной церемонии во время Всемирного дня качества.
В основе премии по качеству Словацкой Республики, учрежденной в 1994г., лежат шесть из девяти критериев Европейской премии по ка­честву. Присуждается ежегодно и вручается министром экономики на специальной церемонии во время Всемирного дня качества.
Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выде­лить черты, объединяющие их.
1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций - лидеров, которые могут быть примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного со­вершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки.
2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и ре­гиональные премии - это оценочные системы.
3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организа­ции в области управления качеством и совершенствования деятельно­сти) и результаты использования этих возможностей, причем соотно­шение между группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное.
4. Используемые методы оценки в отличие от оценки СМК при сер­тификации носят более гибкий характер.
5. Примерно одинаковая процедура организации проведения кон­курсов на соискание премий в области качества, включающая: заочную оценку по материалам, представленным на конкурс (самооценку); при­нятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсан­тов на местах; повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; награждение победителей.

Европейская премия по качеству (Ешореап Quality Award - EQA) учреждена Европейским фондом управления качеством (European Foun- dation [ог Quality Management - EFQM) при поддержке Европейской организации качества (Еuroреаn Organisation [ог Quality - EOQ). На­грады присуждаются ежегодно начиная с 1992г. В конкурсе принимают участие компании из многих стран мира. Первая премия была вручена в Мадриде европейскому отделению американской фирмы Хеroх - Rank Хеroх Limited (15].
EFQM основан в 1988 г. президентами 14 крупнейших европейских компаний (Bosch, ВТ; Bull; Cila Geidy, Dussault, Electrolux, Fiat, KLM, Nest1e, Olivetti, Phi1ips, Renault, Sulzer, Volkswagen) при поддержке и со­действии Европейской комиссии. В настоящее время EFQM объединя­ет более 100 компаний. Основным мотивом создания этой организации стала потребность в разработке европейской модели повышения каче­ства на основе использования опыта, накопленного при оценке соис­кателей премий М. Болдриджа в США и У.Э. Деминга в Японии.
Разработанная модель получила название модели делового совер­шенства. Цели и задачи, которые преследовали создатели Европейской премии по качеству, заключаются в следующем:

· стимулировании европейских предприятий и организаций к проведению мероприятий, направленных на достижение де­лового совершенства, т.е. на повышение уровня удовлетво­ренности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых результатов и положи­тельное влияние на общество;

· оказании помощи менеджерам европейских организаций в ускоренном внедрении принципов TQМ как решающего фак­тора в достижении глобальной конкурентоспособности.

Фундаментальными принципами, на которых базируется модель делового совершенства, являются: ориентация на результат; фокус на потребителя; лидерство руководства и постоянство целей; управление процессами и фактами; вовлечение и развитие человеческих ресурсов; непрерывное обучение, улучшения и инновации; развитие партнер­ских отношений; корпоративная общественная ответственность.
EFQM признает право на существование различных подходов к до­стижению устойчивого совершенства в различных аспектах деятельно­сти. Вместе с тем модель EFQM исходит из следующих предпосылок. Уровень совершенства предприятия оценивается деловыми показате­лями, а также полнотой удовлетворенности потребителей, собствен­ных сотрудников и общества в целом, достигается же он за счет пра­вильного управления, основанного на выработанных стратегиях и политике, посредством соответствующего использования персонала, партнеров, ресурсов и процессов. В настоящее время модель делового совершенства EFQM представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству (рис. 12.3). Стрелки на схеме подчеркивают динамичность модели, в которой инновации и обучение способству­ют повышению возможностей предприятия, что в свою очередь ведет к улучшению его деловых результатов. Для краткости используются термины «возможности» и «результаты», которыми обозначены две основные категории модели.
Как видно из рис. 12.3, названная модель содержит девять крите­риев, при этом каждый из них включает определенные составляющие, отраженные на рис. 12.4.

Рис. 12.3. Модель делового совершенства [14]

Модель делового совершенства является базовой в следующих на­правлениях:
1) как структура, которую организации могут использовать для раз­вития их видения и определения целей на будущее материальным и измеримым способом;
2) структура, которую организации могут использовать для иден­тификации и понимания системного характера их бизнеса, его ключе­вых связей, причин и влияния их отношений с заинтересованными сторонами на ключевой результат;
3) основа Европейской премии по качеству, которая позволяет Ев­ропе определять ее самые успешные организации, продвигать их как образцы совершенства для других;
4) база для применения диагностического инструмента оценки теку­щего состояния здоровья организации (самооценки), с помощью кото­рой она способна значительно лучше сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистичные бизнес-планы.
Применение самооценки деятельности организации на основе критериев модели делового совершенства решает следующие задачи:

· определяет прогресс, связанный с моделью делового совер­шенства;

· создает прочную основу для решений стратегического харак­тера и выделяет приоритеты будущей деятельности по улуч­шениям;

· дает сотрудникам и группам в организации энергию быть луч­шими;

· упрочняет связи между усилиями и результатами бизнеса;

· составляет основу для успешного бенчмаркинга.


Рис. 12.4. Составляющие критериев модели делового совершенства

При этом модель может использоваться в трех связанных по возра­станию аспектах:
1) как инструмент анализа - контроль состояния организации на базе самооценки;
2) инструмент планирования - включение модели в процесс биз­нес - планирования;
3) стратегический инструмент - принятие стратегических решений на базе модели.
Основу самооценки по критериям модели составляет подход, по­лучивший название RADAR (Results, Approach, Deployment, Assessment and Review). Он включает четыре элемента: результаты, подход, раз­вертывание, оценка и обзор (рис. 12.5) [5].
В свою очередь в каждый элемент входят определенные характеристики.
1. Элемент «результаты» позволяет оценить достижения органи­зации. В совершенной организации результаты покажут положитель­ные тенденции и (или) стабильное хорошее выполнение, цели будут соответствующими и достигнутыми, выполнение будет хорошо срав­нимо с другими результатами и будет вызвано применением подходов.
2. Элемент «подход» определяет, что организация планирует делать и по каким причинам. В совершенной организации подход будет ра­циональным - с наличием ясного объяснения, четких и развитых про­цессов, с фокусированием на потребностях заинтересованных сторон и интегрированным - с поддержкой политики и стратегии и соответ­ствующими связями с другими подходами.
3. Элемент «развертывание» определяет степень, в которой орга­низация использует подход, и устанавливает, что это дает. В совершен­ной организации подход будет систематически осуществляться в уме­стных областях.
4. Элемент «оценка и обзор» определяет, что организация делает для оценки и обзора подхода и его развертывания. В совершенной орга­низации подход и его развертывание будут предметом регулярного из­мерения, станут осуществляться определение, расстановка приоритетов, планирование и выполнение усовершенствований.
Элементы «подход», «развертывание», «оценка и обзор» использу­ются для оценки составляющих критериев «возможности» В модели, позволяют выявить, насколько совершенны возможности организа­ции. Элемент «результаты» используется для оценки составляющих критериев «результаты» В модели, чтобы оценить, насколько совершен­ны результаты деятельности организации.

Рис. 12.5. Оценочный инструмент RADAR

Таким образом, RADAR - это инструмент, позволяющий оценить организацию в соответствии с моделью, базирующейся на самооцен­ке. Оценка осуществляется на основе распределения баллов, шкала оценки берется из карты RADAR.
Логика применения подхода RADAR базируется на том, что орга­низации необходимо следующее:

· определение результатов, к которым она стремится, как час­ти процесса создания ее политики и стратегии; эти результаты охватывают работу организации материально и оперативно, а также с точки зрения восприятия ее заинтересованными сто­ронами;

· планирование и развитие набора рациональных и интегри­рованных подходов, которыми достигаются требуемые резуль­таты в настоящем и будут достигаться в будущем;

· систематическое развертывание подходов, гарантирующее их полное выполнение;

· оценка и обзор подходов, базирующихся на контроле и анали­зе достигнутых результатов и текущих действиях по изуче­нию ситуации. Основываясь на этом, определяют приорите­ты, планируют и осуществляют усовершенствования там, где это необходимо.

Участвовать в конкурсе на соискание премии имеет право любая эффективно функционирующая европейская организация. Соискатели получают детализированные, независимые оценки своей дея­тельности, помогающие им в их непрерывном продвижении к дело­вому совершенству. Все эксперты, привлекаемые жюри конкурса, ­это действующие высшие руководители организаций или, в некото­рых случаях, преподаватели с многолетним опытом работы. В каче­стве обратной связи они предоставляют соискателям информацию о проделанной работе и ее результатах. На основе объективных сужде­ний членов жюри предприятиям присуждают различные уровни де­лового совершенства.

В конце 2001г. EFQM принял схему признания соответствия орга­низаций действующим европейским стандартам и нормам, установив для них три уровня делового совершенства. Эта схема нацелена на при знание достижений предприятий и организаций независимо от их раз­меров и на поощрение их будущих усилий на пути продвижения к де­ловому совершенству. Для мотивации и поощрения систематического совершенствования организаций существует немало эффективных способов, нацеленных на обучение и переподготовку сотрудников, устанавливающих основные цели, достижение которых позволяет орга­низации продемонстрировать успехи сотрудникам, поставщикам и ПО1ребителям. Схема принята EFQM в ответ на требования общества установить четкий, расписанный по этапам маршрут движения орга­низаций к достижению ими высшего уровня делового совершенства. Она представляет собой пирамиду, каждому из трех ярусов которой соответствуют определенные отличительные признаки, позволяющие отнести любую организацию в целом или ее подразделение к опреде­ленному уровню делового совершенства, который выявляется: на ос­нове модели делового совершенства EFQM и перечисленных выше принципов. Эта схема построена как комплексная иерархическая си­стема оценок, которую каждая организация приспосабливает к соб­ственным задачам, решая, на какой уровень признания она может пре­тендовать в зависимости от достигнутой зрелости в области использо­вания основных критериев делового совершенства.
Цели схемы EFQM заключаются в следующем:

· создание общеевропейской системы признания достижений организаций из числа тех, которые еще не являются общеприз­нанными лидерами в области делового совершенства;

· максимизации числа организаций, применяющих принципы модели делового совершенства EFQM;

· обеспечении организаций практическими знаниями и мето­диками, помогающими им в достижении более высокого уров­ня делового совершенства.

Схема признания EFQ М присуждением различных уровней дело­вого совершенства открыта для любых организаций, в том числе не являющихся членами фонда.
Уровень 1. Европейская премия по качеству. Ее присуждают на основе строгого и требовательного анализа деятельности тех организаций-пре­тендентов или их отдельных подразделений, которые могут рассматри­ваться в качестве образцов для подражания на национальном или евро­пейском уровне и обладают не менее чем пятилетним опытом непрерывного совершенствования. Оценка соискателей проводится на базе модели делового совершенства EFQ М, которая служит основой для мно­гих национальных и региональных премий. Для того чтобы войти в число претендентов на получение EQA в категории средних и малых предпри­ятий, организация должна в соответствии с утвержденным графиком представить подробный документ (объемом до 75 страниц - в зависи­мости от разновидности при меняемой модели), который анализирует­ся и оценивается экспертами EFQM. В число экспертов фонда входят опытные руководители предприятий, ученые и эксперты разных отрас­лей, представляющие различные европейские страны. Обычно числен­ность группы экспертов составляет четыре человека, но может варьиро­ваться 'в зависимости от размеров и сложности оцениваемой органи­зации. Если оценка компании по результатам изучения ее документов превышает некоторый минимальный уровень, установленный жюри премии, то команда экспертов наносит в эту компанию визит, продол­жающийся обычно три дня. Компания-соискатель обязана предоста­вить им открытый доступ ко всем сторонам своей деятельности. Экс­перты должны дать независимую, объективную оценку информации, содержащейся в представлении, проверить точность оценок по всем критериям и представить жюри подробный отчет. Жюри рассматривает его и принимает решение о награждении соискателей.
Существуют три уровня признания: лауреат, призер и финалист [14].
Лауреат премии. Европейскую премию по качеству ежегодно при­суждают организациям, признанным жюри лучшими в своей категории и отвечающими всем ежегодно устанавливаемым требованиям. Ее обладателями становятся только организации, которые могут служить европейскими или мировыми образцами для подражания в части при­меняемых ими подходов и достигнутых результатов. Поскольку тре­бования к обладателю премии очень высоки, независимое жюри дале­ко не всегда выбирает победителей во всех категориях. Это в свою очередь способствует дальнейшему укреплению престижа тех организаций, которые сумели достичь столь высокого уровня. Каждый обла­датель премии получает на год переходящий приз, а в конце года ему вручают его уменьшенную копию. Обладатели премии получают также право воспроизведения логотипа «Обладатель Европейской премии по качеству» на бланках для писем, визитных карточках, в рекламных объявлениях и других документах.
Призер премии. Призером премии ежегодно может стать организа­ция, добившаяся выдающихся результатов в определенных фундамен­тальных аспектах делового совершенства. В 2003 г. в каждой категории присуждалось пять специальных призов в номинациях:

· лидерство и постоянство целей;

· ориентация на потребителя;

· социальная ответственность;

· повышение квалификации персонала и его вовлеченности в дела организации;

· ориентация на достижение конечных результатов.

Введение новых призов позволит фонду выявить и отметить как можно больше организаций, которые смогут стать образцами для под­ражания. Каждая организация может завоевать несколько призов, а если жюри сочтет, что в той или иной номинации существует более одного образца для подражания, то число обладателей каждого приза может возрасти. Призеры получают призы на временное хранение и имеют право использовать логотип «Призер Европейской премии по качеству» на своих бланках для писем, визитных карточках, в реклам­ных объявлениях и т.д.
Финалист премии. Ежегодно финалистами премии в каждой кате­гории могут быть провозглашены несколько компаний, демонстриру­ющих высокий уровень совершенства в менеджменте качества как ос­новном процессе дальнейшего совершенствования. Финалист получает сертификат и право использования логотипа «Финалист Европейской премии по качеству» на бланках писем, визитных карточках, в рек­ламных объявлениях и т.д.
Вручение наград победителям, призерам и финалистам происхо­дит на ежегодных форумах EFQM. Проводятся они в разных городах Европы и собирают менеджеров высшего уровня более чем из 700 ев­ропейских организаций [6].
Любая организация, добившаяся даже статуса финалиста премии, вправе гордиться своим достижением. Она служит примером делово­го совершенства и входит в почетный перечень наиболее уважаемых европейских компаний.
Уровень 2. Организация, признанная совершенной. Этот уровень ус­тановлен фондом для признания заслуг организаций или их подраз­делений, имеющих большой опыт проведения самооценки с исполь­зованием модели делового совершенства EFQM. Для присуждения почетного звания «Совершенная организация» проводится оценка со­искателей на основе всех критериев модели, которая позволяет выявить сильные стороны организации и установить те области ее деятельнос­ти, которые требуют улучшения. Соискатели проходят ту же оценоч­ную процедуру, что и соискатели EQA, но представляют более краткий документ по заранее установленной форме. Они также должны быть готовы принять у себя на срок до трех дней команду опытных экспер­тов в составе двух - пяти человек, которые должны проанализировать представление и составить отчет, содержащий указания на те области деятельности организации, которые требуют дальнейшего совершен­ствования, а также оценки по всем критериям модели. В отличие от конкурса на соискание EQA процесс рассмотрения соискания данно­го почетного звания не имеет строгих временных рамок и может про­исходить в течение всего года [14]. Данному уровню отвечают органи­зации, получившие суммарную оценку, превышающую 400 баллов и свидетельствующую о том, что организация хорошо управляется и стре­мится стать образцовой. Добившиеся этой оценки организации полу­чают соответствующий сертификат и право использования логотипа «Признание делового совершенства» на бланках для писем, визитных карточках и в рекламных объявлениях [6].
Уровень 3. Организация, приверженная принципам делового совершен­ства. Это звание установлено для организаций, только начинающих путь к достижению делового совершенства. Основное внимание при их оценке уделяют оказанию помощи в определении текущего состо­яния и установлении приоритетных направлений совершенствования. Процесс присуждения звания происходит в два этапа. На первом со­искатели проводят самооценку с использованием упрощенного опрос­ного листа, основанного на девяти критериях модели EFQM. Такая оценка дает самое общее представление о том, как организация вы­глядит в сопоставлении с образцовыми компаниями. Результатом са­мооценки должно быть установление областей, в которых деятельность организации требует совершенствования. На втором этапе орга­низация должна продемонстрировать, какие меры по ее совершенство­ванию уже предприняты. При этом она должна представить успешно реализованный план мероприятий, составленный на основе самооцен­ки с использованием модели делового совершенства EFQM. Опытный оценщик, выделенный фондом, в течение однодневного посещения организации должен подтвердить выполнение плана, получив соот­ветствующую информацию путем проведения встреч и дискуссий с сотрудниками и проверки соответствующей документации. Успешное прохождение данной процедуры дает организации право использовать соответствующий знак в коммерческих и рекламных акциях. Все со­искатели данного уровня совершенства бесплатно получают материа­лы, поясняющие применение модели делового совершенства EFQM, и описания подходов, используемых ведущими организациями в этой области [14].
В настоящее время Европейская премия по качеству - самая пре­стижная европейская награда за достижение предприятиями делового совершенства. Ее обладатель одновременно получает признание выс­шего уровня делового совершенства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.