Как видно из рис. 11.4, к важнейшим задачам органов государственного управления относились выработка основных направлений повышения технического уровня и качества важнейших видов продукции, а также создание благоприятных экономических и организационно-технических условий для повышения качества в различных отраслях экономики и на каждом конкретном предприятии. Особая роль в управлении качеством принадлежала (и принадлежит в современных условиях) Госстандарту, который не только разрабатывал технические нормативы качества - ГОСТы, осуществлял надзор за соблюдением требований нормативной документации, но и координировал деятельность министерств и ведомств по улучшению качества всех видов продукции. На отраслевом уровне министерства определяли стратегию обновления продукции отрасли, основные пути повышения технического уровня и качества, а также несли ответственность за реализацию решений в области качества, установленных пятилетним планом. Деятельность предприятий в области управления качеством во многом базировалась на государственных заказах, зависела от результатов государственной аттестации продукции, а позднее государственной приемки. Уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. управление качеством носило и территориальный характер в масштабе республики, области, края, района, города.
Многие страны мирового сообщества, обладая в современных условиях высоким уровнем благосостояния и характеризуясь устойчивым развитием, продолжают последовательно проводить политику в области качества и отстаивать лидирующие позиции на мировом рынке. Комиссия Европейского союза в 1995 г. приняла политику в области качества для всего Евросоюза, инициируя тем самым формирование такой политики в каждой стране. Безусловно, при выработке стратегии развития России государство и общество должны четко определить и сформулировать свое отношение к вопросам качества. Государственное регулирование экономики страны пришло на смену директивному планированию и централизованному распределению всех видов ресурсов. Его содержание и цели, механизм и инструментарий пока только складываются одновременно с выработкой необходимой законодательной базы хозяйствования. Попытки государственного регулирования в области качества предпринимались в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий. Так, период с 1981 по 1985 г. был объявлен пятилеткой качества. Ранее, в 1975 г, было принято партийно-правительственное постановление о внедрении на предприятиях комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). Тысячи хозяйствующих субъектов начали разрабатывать и внедрять эту систему. Создаваемые под давлением, часто формально, КСУКП не оказали существенного влияния на качество производимой в стране продукции. Разработанные отраслевые и региональные системы управления качеством также не принесли ожидаемых результатов. Не были реализованы и принципы Единой системы государственного управления качеством продукции [3]. В то же время предприятия, неформально внедрившие и освоившие КСУКП, создали реально работающие системы, эффективное функционирование которых обеспечило значительный рост качества выпускаемой продукции и улучшение экономических показателей деятельности.
Рис. 11.4. Государственные органы управления качеством в СССР в середине 1980-х гг.
В конце 1990-х гг. вновь начали осуществляться определенные меры государственного воздействия в области управления качеством. Это ежегодно проводимые конкурсы на соискание Премии Правительства РФ в области качества, конкурс «100 лучших товаров России», которые уже имеют популярность не только в стране, но и за ее пределами. В феврале 1998 г. Правительство РФ приняло постановление «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг». В соответствии с ним в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти считается поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (март 1999 г.) подчеркивал ось, что повышение конкурентоспособности российской экономики является основным смыслом развития страны, главной идеей ее вхождения в XXI век. Однако практических действий со стороны руководителей государства в этом направлении не последовало. И, главное, не было осознано, что повышение конкурентоспособности экономики может обеспечить лишь государственная политика, ориентированная на приоритетное решение проблем качества. Академия проблем качества совместно с журналом «Деньги» В 2000 г. провела анкетирование 140 участников программы-конкурса «100 лучших товаров России», задав им два вопроса: «Что вам мешало работать в 1999 г?» и «Что необходимо сделать для роста производства?» [16]. Результаты ответа на первый вопрос представлены в табл. 11.3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление