Премии Правительства РФ в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996г. №1423. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999г. № 206, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002г. №9 установлено, что премии присуждаются по двум категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (до 250 и свыше 250 человек). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по при суждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ, от 13 января 2005г. № 18. Организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ему же постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004г. № 294 поручено проведение конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества. С какой целью организации могут участвовать в данном конкурсе, а, следовательно, проводить самооценку на соответствие заложенным в модели премии критериям? Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности. В основу модели премий, а, следовательно, и самооценки на соответствие ее требованиям, как и в другие конкурсные модели, заложены принципы всеобщего менеджмента качества [18]. Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая представляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей. Рассмотрим основные условия участия в конкурсе: 1. добровольность; 2. возможность участия предприятий и организаций различных отраслей экономики (сфер деятельности); 3. обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом; 4. обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника. Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем. 1. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения. 2. К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве). 3. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии. 4. К рассмотрению принимаются материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса. Организации, участвующие в конкурсе, оплачивают на договорной основе работы, выполняемые техническим секретариатом совета, на основании выставленных счетов при закрытии этапов работ в соответствии с актами и счетами-фактурами в порядке, установленном законодательством РФ. Непоступление средств в указанные сроки считается отказом организации от дальнейшего участия в конкурсе. В этом случае средства, перечисленные за предыдущие этапы работы, не возвращаются. Рассмотрим основные этапы проведения конкурса, которые представлены на рис. 12.6 [18]. Организация, желающая принять участие в конкурсе, направляет в технический секретариат совета следующие документы: заявку на участие в конкурсе; структурную схему организации; копию свидетельства о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц; копию свидетельства о государственной регистрации организации. После получения заявки технический секретариат совета присваивает ей регистрационный номер. По результатам рассмотрения данных, изложенных в заявке, организации-заявителю возвращается заявка с уведомлением о получении статуса конкурсанта и со счетами на оплату работ первого этапа и предоплату работ второго этапа или извещение о недопущении к участию в конкурсе. Жалобы организаций, не получивших статус конкурсанта по результатам анализа заявки, рассматриваются секцией совета по апелляциям. Первый этап предполагает рассмотрение, регистрацию и систематизацию заявок на участие в конкурсе, консультирование по вопросам проведения конкурса. Второй этап заключается в организации экспертизы материалов, представленных на конкурс. По результатам заочного участия (экспертизы материалов) всем конкурсантам подготавливаются и до завершения проведения конкурса направляются заключения с указанием сильных сторон их деятельности, а также областей, где возможны улучшения. Экспертиза материалов конкурсантов и возможное последующее обследование их на местах осуществляются комиссиями экспертов по оценке участников конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества, утверждаемыми советом. Решение по определению конкурсантов, которые будут обследоваться экспертными, комиссиями на местах, принимает президиум совета. Все конкурсанты информируются о данном решении. Этот вид работ осуществляется в рамках третьего этапа. Его основная цель заключается в проверке объективности представленных материалов. Программа обследования составляется с учетом отраслевой специфики претендента. Организация должна обеспечить необходимые условия для работы экспертной комиссии в соответствии с согласованной программой обследования. По его результатам экспертные комиссии представляют в совет заключение с указанием окончательной оценки в баллах.
По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования их на местах совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета. Постановление Правительства РФ о присуждении премий принимается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в СМИ. Ежегодно присуждается не более 12 премии, из которых три - организациям с численностью работающих, не превышающей 250 человек, и не более девяти - организациям с численностью работающих свыше 250 человек. В прил. 12 приведен перечень лауреатов Премии Правительства РФ в области качества за 1997-2005 гг. Лауреаты премии получают диплом Правительства РФ и приз установленного образца. Награды руководителям организаций-лауреатов вручает Председатель Правительства РФ или его заместитель в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ. Принадлежность организаций-лауреатов к различным отраслям промышленности и сфере услуг доказывает то, что любое предприятие, построив работу на требуемых принципах, может добиться успеха в совершенствовании своей деятельности: повысить качество и -конкурентоспособность продукции и услуг, укрепить взаимовыгодное сотрудничество с партнерами, повысить уровень удовлетворенности и социальной защищенности персонала, обеспечить стабильное финансовое положение.
Рис. 12.6. Этапы проведения конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества
Практика проведения конкурсов свидетельствует о том, что критерии отечественной премии восприняты российскими организациями, используются ими для оценки и совершенствования своей работы. Кроме того, подтверждена универсальность критериев и методов оценки: среди дипломантов и лауреатов - промышленные предприятия, организации здравоохранения, средние и высшие учебные заведения и т.п. Необходимо подчеркнуть, что хотя лауреаты премии не являются эталоном по всем критериям, однако у каждой из этих организаций есть свои достижения в области качества, достойные изучениям использования. Что же дают российским предприятиям и организациям участие и победа в конкурсе? Во-первых, премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Во- вторых, реализуется коммерческий интерес. Символика премии, используемая в товаросопроводительной документации, в рекламе, в буклетах, на стендах, о многом говорит потребителю и потенциальному партнеру. В-третьих, участие в национальном конкурсе приносит европейскую известность. Журнал «Еuгореаn Quality », издаваемый Европейской организацией по качеству, в постоянном разделе «Победители национальных премий» ежегодно публикует информацию об итогах конкурсов прошедшего года и их лауреатах, в том числе о лауреатах конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Это создает нашим предприятиям репутацию надежного производителя высококачественной продукции (услуг), содействует повышению их конкурентоспособности на европейском и мировом рынках. В-четвертых, работа по критериям премии на практике знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного развития - методом самооценки. Участие в конкурсе открывает совершенно новые горизонты, позволяет увидеть, что СМК, выстроенная по стандартам ИСО серии 9000, - лишь начальный этап в движении к современному, хорошо организованному предприятию. В-пятых, подготовка отчета по самооценке дает предприятию возможность получить оценку независимых квалифицированных экспертов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации. В отчетах экспертов приводится балльная оценка по всем критериям премии и их составляющим, отражаются сильные стороны деятельности организации и области, где возможны улучшения. Организации, серьезно подошедшие к анализу экспертных заключений и проведенной самооценке, значительно улучшают свои результаты. Однако любая организация, даже не участвуя в конкурсе, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить полную картину своей деятельности, оценить, насколько потребители, персонал, поставщики, общество удовлетворены работой предприятия и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования. Учитывая важность европейского рынка для отечественных предприятий и организаций, критерии российской премии гармонизированы с европейской, что предоставляет заинтересованным организациям возможность ориентироваться на принципы работы зарубежных компаний в области качества. Кроме того, подобная практика облегчает подготовку организаций страны к участию в конкурсе на соискание Европейской премии по качеству. Однако модель российской премии не является точной копией европейской. Она создавалась с учетом реальных условий, в которых работают предприятия России (рис.12.7) [23].
Рис. 12.7. Модель Премии Правительства РФ в области качества
Как видно из рис. 12.7, организации - участницы конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характеризует то, что достигнуто («результаты»). В первую группу входят следующие критерии:
· лидирующая роль руководства (критерий 1);
· политика и стратегия организации в области качества (критерий 2);
· персонал (критерий 3);
· партнерство и ресурсы (критерий 4);
· процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).
Вторая группа включает такие критерии, как:
· удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6);
· удовлетворенность персонала (критерий 7);
· влияние организации на общество (критерий 8);
· результаты работы организации (критерий 9).
При этом каждый из девяти критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки (рис. 12.8).
Рис. 12.8. Структура критериев модели Премии Правительства РФ в области качества (на примере критерия 1)
Составляющие критериев рассматриваемой модели приведены на рис. 12.9. Критерий 1, например, позволяет оценить: как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации. Как видно из рис. 12.9, этот критерий охватывает пять составляющих, по которым должна быть предоставлена информация для оценки. В свою очередь каждая составляющая содержит рекомендуемые области оценки. Так, в рамках составляющей 1a применительно к руководителям всех уровней управления организации оцениваются:
· определение руководителями предназначения (миссии) организации и выработка ее стратегической цели (видение будущего);
· формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей, на основе которых создается культура организации;
· анализ и повышение руководителями результативности своего руководства организацией;
· личное активное участие руководителей в деятельности по совершенствованию;
· стимулирование и поддержка руководителями творчества и инноваций, например, посредством выделения ресурсов для познавательной деятельности и совершенствования, а также путем наделения персонала полномочиями;
· стимулирование и поддержка руководителями познавательной деятельности и принятие мер на основе ее результатов;
· определение руководителями приоритетов в деятельности по совершенствованию;
· стимулирование и поддержка руководителями атмосферы сотрудничества в организации.
Рис. 12.9. Критерии модели Премии Правительства РФв области качества и их составляющие для организаций с численностью свыше 250 человек (модель 2006г.)
Аналогичным образом построена структура и всех остальных критериев, входящих в состав модели, что позволяет оценить деятельность организации достаточно тщательно. Оценка по группе критериев «возможности» проводится по трем элементам: 1. совершенству подхода; 2. полноте подхода; 3. оценке и пересмотру подхода.
При оценке совершенства подхода учитываются следующие характеристики: а) обоснованность:
· насколько подход логически обоснован;
· разработаны ли процессы;
· насколько подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон;
б) интегрированность:
· насколько подход направлен на реализацию политики и стратегии организации;
· в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы;
· насколько подход согласован с другими подходами, используемыми в организации.
При оценке полноты подхода учитываются следующие характеристики: а) внедрение, т.е. насколько широко применяется подход:
· на разных уровнях управления организацией;
· в разных подразделениях и областях деятельности;
· применительно к соответствующим процессам;
· применительно к соответствующим видам продукции и услуг;
б) системность, т.е. насколько структурировано, комплексно применяется подход. При оценке и пересмотре подхода учитываются следующие характеристики: а) измерение, т.е. насколько регулярно проводятся измерения эффективности подхода и его развертывания на разных уровнях управления применительно к соответствующим видам продукции и услуг; б) изучение, т.е. насколько широко определяются и изучаются примеры лучшей практики и возможности для улучшений; в) улучшение, т.е. в какой степени результаты измерений и изучения лучшей практики используются для определения, ранжирования, планирования и внедрения улучшений. Оценка по группе критериев «результаты» проводится по значениям достигнутых показателей, т.е. по достижениям и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации. При оценке достижений учитываются следующие характеристики: а) тенденции: позитивные тенденции и (или) поддерживаемый уровень хорошей работы; б) целевые показатели:
· показатели соответствуют целям организации;
· показатели достигнуты;
в) сравнение с достижениями «статистически средних» организаций в соответствующей отрасли, в регионе и (или) «лучших в классе» организаций; г) причины: результаты обусловлены применяемым подходом. При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается:
· насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации;
· насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждой составляющей критерия;
· насколько представленные показатели характерны для организации.
По результатам оценки каждой из составляющих критериев модели эксперты заполняют оценочный лист (прил. 13, 14) с указанием сильных сторон, областей, где можно ввести улучшения, а также с выставлением оценок. Общая оценка организации определяется путем суммирования баллов по критериям 1-9 модели премии, после чего эксперты заполняют суммарный оценочный лист (прил. 15). Полученный результат позволит определить место, которое занимает организация среди участников конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества. После учреждения в России национальной премии в области качества число региональных конкурсов значительно возросло. Так, по инициативе Центра испытаний и сертификации распоряжениями губернатора Санкт - Петербурга от 7 июля 1997г. № 680-р и губернатора Ленинградской области от 31 июля 1997г. № 265-рг были учреждены премии Санкт- Петербурга и Правительства Ленинградской области по качеству, гармонизированные с российской премией в части модели и критериев оценки. Цель их учреждения заключалась в том, чтобы добиться осознания российским обществом в целом и отдельными коллективами ключевого значения качества для экономических реформ и повышения качества жизни в России, четкого понимания того, что повышение конкурентоспособности и качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности немыслимы без внедрения эффективных методов управления качеством [16]. С 1997г. в Пензенской области проводится ежегодный конкурс «3а лучшие показатели качества». Учредителями конкурса являются правительство области, Пензенский ЦСМ и научный центр Поволжского отделения Академии проблем качества. Цель этого конкурса стимулирование к созданию и внедрению СМК на предприятиях различных форм собственности и различных видов деятельности. Конкурс проводится для двух групп предприятий: «А» и «Б». Предприятия группы «А», имеющие действующую и (или) сертифицированную СМК, а также предприятия, сертифицировавшие свое производство, проводят самооценку деятельности по критериям Премии Правительства РФ в области качества. Предприятия группы «Б», не имеющие документированной системы, осуществляют самооценку по иным критериям. Причем конкурс для этой группы проводится отдельно для трех категорий: 1. производство промышленной продукции; 2. производство пищевой продукции и продукции переработки сельскохозяйственного сырья; 3. услуги. С 1998г. в Нижегородской области проводится ежегодный конкурс по присуждению премии губернатора «3а высокое качество продукции и услуг». Его основная цель - привлечение внимания специалистов и руководителей предприятий и организаций к проблемам качества и конкурентоспособности, повышение авторитета тех предприятий, которые работают над реализацией задач социально-экономического развития региона через решение проблем качества. Конкурс проводится по модели, в которой предусмотрено 10 номинаций [12]: четыре премии для предприятий промышленности, сельского хозяйства и переработки (для крупных, средних, малых предприятий и для частных предпринимателей); три премии для предприятий сферы услуг; три премии для отдельных специалистов. Конкурс по модели правительственной премии проводится с 1998г. и в Саратовской области. Кроме того, там утвержден конкурс для предприятий различных форм собственности на соискание премии по качеству имени Б.А Дубовикова - разработчика первой широко известной в нашей стране саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления. В ноябре 1999г. учреждена премия Президента Чувашской Республики в области качества. Данный конкурс призван подготовить предприятия для участия в национальном конкурсе, поэтому в качестве базовой выбрана модель Премии Правительства РФв области качества. Конкурсы-спутники национальной премии в области качества учреждены также в Астраханской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, в Ставропольском крае и др. Конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества стал основой для учреждения отраслевых конкурсов и соответственно для разработки моделей самооценки деятельности организаций для конкретных отраслей. Так, с 1998г. ежегодно присуждается премия Мининформсвязи России в области качества (в настоящее время премия Министерства информационных технологий и связи РФ в области качества производства средств связи и предоставления услуг связи); с 2000 [проводится конкурс Министерства образования и науки РФ«Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (ныне конкурс Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ«Системы обеспечения качества подготовки специалистов»)].
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные условия участия в конкурсе на соискание премии У.Э. Деминга.
2. Раскройте содержание критериев модели премии У. Э. Деминга.
3. Перечислите основные этапы конкурса на соискание премии У.Э. Деминга. Какой из них, по вашему мнению, наиболее значим для организации - участницы конкурса?
4. Назовите важнейшие цели учреждения национальной премии США в области качества. В чем заключаются условия участия в конкурсе на соискание премии М. Болдриджа?
5. Отразите сущность процедуры оценки претендентов на премию М. Болдриджа.
6. Раскройте содержание модели самооценки на соответствие критериям премии М. Болдриджа.
7. Дайте характеристику содержания модели делового совершенства.
8. Каким образом применяется оценочный инструмент RADAR?
9. Что отражают уровни делового совершенства?
10. Работая в малых группах, обсудите, каким образом критерии премий Деминга и Болдриджа могут быть использованы для самооценки деятельности: а) банка; б) больницы; в) университета.
11. По схеме, представленной в таблице, проведите сравнительный анализ моделей премий в области качества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление