10. Коренное повышение качества продукции - важный фактор ускорения / под ред. А.В. Гличева. М.: Экономика, 1988.
11. Коротков э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.
12. Крянев Ю.В. Региональное качество / / Стандарты и качество. 1999. №2.
13. Лексин В.Н Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / / Рос. экон. журн. 1995. № 1.
14. Лисицын А.и. Региональные формы и методы повышения качества / / Стандарты и качество. 1998. № 2.
15.Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. М.: Исслед. центр, 1995.
16. Одобрен проект концепции политики в области качества // Стандарты и качество. 2000. № 9.
18.Программные документы ЕС в области региональной политики: на примерах государств - членов ЕС /Отдел регионального и городского развития НЭИ. Роттердам, 2000.
19. Субеmmо А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в ХХI веке / / Качество: теория и практика. 1998. № 1-2.
Глава 12. Международные и национальные премии в области качества 12.1. Национальные премии в области качества
Важным механизмом мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствованию своей деятельности являются конкурсы на соискание премий в области качества. Одна из первых и наиболее популярная - премня Деминга. Она была учреждена в 1951г. в Японии в честь большого вклада У.Э. Деминга в развитие подходов к управлению качеством. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался в Комплексное управление качеством в масштабах компании (Company Wide Quality Control- CWQC), базирующееся на статистическом контроле качества (Statistical Qиality Control- SQC). Компании, удостоенные премии Деминга, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только в японской, но и в мировой промышленности, активно применяли статистические методы управления качеством. Премии Деминга удостаивались также отдельные лица или коллективы, внесшие значительный вклад в развитие и популяризацию идей контроля качества. Первоначально премия присуждалась в двух номинациях - предприятиям и организациям за достижения в области качества и отдельным лицам за вклад в развитие теории и практики управления качеством. С 1984 г. утверждены следующие номинации:
· премия для крупных промышленных предприятий;
· премия для малых предприятий;
· премия для подразделений предприятия;
· персональная премия для отдельных лиц и групп;
· премия для зарубежных предприятий.
Таким образом, фактически существуют два вида премии Деминга: за индивидуальные достижения (The Deming Application Prize [ог Individual Person) и для компаний (The Deming Application Prize). Первая вручается людям, которые достигли выдающихся результатов в использовании принципов управления качеством, основанных на статистических методах, в масштабах компании или в изучении и распространении статистических методов, используемых в CWQC. Ежегодно лауреатом премии становится только один человек. Премия Деминга для компаний присуждается предприятиям или филиалам компаний, добившимся значительных успехов за счет умелого применения принципов CWQC, основанных на статистических методах, при условии, что они намерены развивать эту деятельность в будущем. Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдерживает его только в том случае, если сможет доказать, что спроектированная и примененная им система управления качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. Если до 1984 г. к участию в конкурсе допускались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984г. Комитетом по присуждению премии Деминга было принято решение о присуждении награды и зарубежным компаниям, для чего был учрежден специальный приз The Dеming Application Prize [ог Oversea Companies (DAPOC), условия присуждения которого были впервые объявлены в 1987г. О высоких требованиях, предъявляемых к претендентам, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 г. только три зарубежные компании были удостоены этой награды. Одной их них стала компания Florida Power and Light (США), получившая ее в 1989г. за программу под названием «Процесс улучшения качества» («Quality Improvement Process»), практическая реализация которой началась в 1981г. Второй компанией была Philips Taiwan со штаб-квартирой в г. Тайпей (Тайвань), производящая широкий ассортимент электронной продукции и насчитывающая около 8200 рабочих. Приза Деминга она удостоена в 1991г. за наиболее успешное практическое применение принципов всеобщего управления качеством среди зарубежных компаний [1]. Третья компания, получившая премию Деминга в 1994г., - АТ & Т System (США). Положение о премии для предприятий содержит систему оценочных показателей, сгруппированных по следующим 10 критериям ключевым моментам в деятельности претендента (табл. 12.1).
Премией награждаются предприятия, которые согласно требованиям комитета по ее присуждению в ходе экспертизы набрали необходимое количество баллов. Итоги конкурса подводятся по 100-балльной шкале. Для получения премии требуется набрать не менее 70 баллов. Положением о конкурсе разрешается повторное участие в нем предприятия, уже удостоенного ранее премии Деминга, при этом его комплексная оценка должна быть не менее 75 баллов [15]. Экспертная проверка основывается на документальном описании результатов деятельности по управлению качеством, заранее представленном на рассмотрение. Количество компаний, которые могут подать заявку на участие в конкурсе, не ограничивается. Таблица 12.1
Составляющие оценки в соответствии с моделью премии У.Э. Деминга [32]
Критерии
Составляющие (области оценки)
Политика и цели
Менеджмент и политика в области качества
Методы для установления политики
Предназначение и составление политики
Использование статистических методов
Коммуникации и распространение политики
Пересмотр политики и определение возможностей ее развития
Взаимосвязь между политикой и планированием
Организация и ее функционирование
Прозрачность власти и ее ответственность
Делегироване полномочий
Межфункциональное взаимодействие
Деятельность групп
Вовлечение персонала
Использование результатов деятельности кружков качества
Управление качеством / управленческая диагностика
Образование и его развитие
План обучения и достигнутые результаты
Понимание качества и подход к управлению качеством
Обучение статистическим подходам и методам, а также их распространение
Осознание результатов
Обучение заинтересованных компаний (особенно продавцов, партнеров и дистрибьюторов)
Деятельность кружков качества
Система предложений по совершенствованию и ее статус
Сбор, распространение и использование информации
Сбор внешней информации
Межфункциональные коммуникации
Скорость коммуникаций (применение компьютерной техники)
Переработка информации, ее статистический анализ и использование
Анализ
Выбор важнейших целей и направление совершенствования
Назначение аналитических методов
Применение статистических методов
Связь с внутренней производственной технологией
Анализ качества и процессов
Использование результатов анализа
Действия, направленные на совершенствование деятельности
Стандартизация
Система стандартов
Методы введения, пересмотра и отмены стандартов
Содержание стандартов
Применение статистических методов
Накопление технологий
Применение стандартов
Управление (контроль)
Система менеджмента качества и другие взаимосвязанные элементы, такие как затраты на качество, производительность, объем производства
Точки и направления контроля
Применение статистических методов и инструментов, таких как контрольные карты
Содействие деятельности кружков качества
Статус управленческой деятельности
Управленческие должности
Обеспечение
Развитие новых методов производства и обслуживания (развертывание функции качества, анализ, надежный контроль и конструкторские разработки)
Предупредительная деятельность по безопасности и производственной дисциплине
Степень удовлетворенности потребителей
Проектирование процессов, анализ, контроль и улучшение процессов
Возможности процессов
Оснастка и инспектирование ее состояния
Управление продвижением, сбытом, закупками и обслуживанием
Система обеспечения качества и ее состояние
Применение статистических методов
Оценка и аудит качества
Статус обеспечения качества
Результаты
Измерение результатов
Реальные прямые результаты, такие как качество, обслуживание, объем, цена, прибыль, безопасность и окружающая среда
Неосязаемые результаты
Соответствие достигнутого состояния планируемым результатам
Дальнейшие планы
Реальное понимание текущей ситуации
Меры для решения проблем брака
Перспективные планы развития
Взаимосвязь между перспективным и оперативным планированием
Конкурс на соискание премии Деминга проводится в несколько этапов: 1. предварительный этап; 2. оценочный этап; 3. подведение итогов. Ежегодно в конкурсе участвуют сотни компаний. После направления и принятия заявки компания, получившая статус конкурсанта, должна предоставить подробный отчет о своей деятельности в области качества, Т.е. результаты самооценки по приведенным выше критериям и их составляющим. Отбор и оценка большого количества заявок требуют значительных усилий. По результатам их рассмотрения только несколько фирм, действительно успешно реализующих принципы всеобщего управления качеством, отбираются для обследования на местах. Каждое предприятие, подавшее заявку на конкурс, получает заключение и рекомендации экспертов, поэтому участие рассматривается как прекрасная возможность улучшения качества для тех из них, которые уже добились определенных успехов в этой области.
Обследование включает презентацию деятельности компании, опросы экспертов и организационную сессию с руководством. Эксперты посещают предприятия и организации и могут задать любой вопрос любому работнику. Например, в фирме Florida Power and Light, первой неяпонской компании, ставшей победителем конкурса, эксперты задавали вопросы следующего характера: «Что входит в сферу вашей ответственности?», «Каковы важнейшие приоритетные направления деятельности компании?», «Какие показатели применяются сегодня для достижения поставленных целей?» Эксперты выявляют примеры несоответствующей деятельности: Документация по их запросу должна быть представлена немедленно. В целом подготовка к участию в конкурсе - длительный процесс. Некоторые предприятия, осознав всю его сложность, отказываются от его продолжения [32]. Компания может использовать схему премии Деминга для реорганизации за счет внедрения и использования принципов CWQC. В этом случае она получает объективную оценку своих достижений, которая позволяет подготовиться к проверке, осуществляемой Комитетом по присуждению премии Деминга (причем компания сама назначает срок проверки и принимает все меры по повышению показателей своей деятельности к этому времени). Среди 150 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1999 г., такие всемирно известные фирмы, как Nippon Electric, Kawasaki Steel, Hitachi Ltd, Fиgi Photo Film Ltd, Nissan Motor, Toyota Limited, Kansai Electric Power и FujiХеroх. Приз Деминга присуждается всем компаниям, чья деятельность соответствует установленным в модели премии требованиям. Тот факт, что ежегодно присуждается очень малое количество наград, служит подтверждением трудности соответствия этим требованиям. Цель заключается в подтверждении гарантии со стороны компании постоянно совершенствовать деятельность и после получения премии. Среди участников конкурса нет проигравших. В компаниях, не ставших победителями, оценка осуществляется еще дважды в течение трех лет. В 1987г. указом президента СШA Р. Рейгана была учреждена национальная премия страны в области качества. Она стала движущей силой в преобразовании американского менеджмента в период, когда американские компании столкнулись с серьезной конкуренцией на международном рынке, в первую очередь со стороны японских производителей. Премия была названа по имени бывшего государственного секретаря США М. Болдриджа, занимавшего этот пост с; 1981 г. до своей гибели на родео в 1987г. М. Болдридж проявлял личную заинтересованность в развитии менеджмента и повышении уровня качества. Он участвовал в разработке проекта про граммы этой премии незадолго до своей кончины. В год его гибели конгресс США утвердил официальную программу награждения премией за достижения в области качества американских компаний, работающих в промышленности и сфере услуг, независимо от их размеров [19]. Первая премия была присуждена в 1988г. В группу компаний, получивших премию, вошла Motorola. В этом году на присуждение премии могли претендовать только компании, работающие в промышленности и сфере услуг. В середине 1990-х гг. администрация премии разработала критерии оценки соискателей для образовательных учреждений и организаций здравоохранения. С 1988 по 2004г. обладателями премии М. Болдриджа стали 58 организаций, включая 24 промышленные компании, 14 организаций малого бизнеса, 13 сервисных компаний, 4 института и 3 организации здравоохранения. Предпринимаются попытки охватить конкурсом также некоммерческие организации.
Таким образом, в настоящее время премия М.Болдриджа присуждается в пяти категориях: 1. для промышленных компаний; 2. организаций сферы услуг; 3. малых предприятий; 4. образовательных учреждений; 5. учреждений здравоохранения.
Рис. 12.1. Процедура оценки претендентов на национальную премию М. Болдриджа
К числу некоммерческих организаций, не охваченных премией М. Болдриджа, относятся правительственные учреждения всех уровней, благотворительные организации, компании взаимного кредита и кредитные союзы, кооперативы, действующие в области коммунального хозяйства, и церковные организации. Основная цель присуждения премии заключается в выявлении лидеров в области управления качеством среди американских компаний. Каждый лауреат премии обязан распространять свой опыт и достижения в области качества. Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Болдриджа, рассматривается группой членов совета ревизоров, состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты. Процедура рассмотрения заявок претендентов, считающих себя достойными национальной премии, приведена на рис. 12.1. Компании, претендующие на премию, должны представить документацию на свою систему качества (результаты самооценки). Те из них, которые прошли первую стадию (анализ отчетов по самооценке), подлежат более тщательному рассмотрению на последующих стадиях. Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Национальная премия М. Болдриджа была создана на основе премии У.Э. Деминга, поэтому их требования имеют некоторые общие характеристики, но существует и ряд отличий, Самооценка, а впоследствии и экспертная оценка деятельности конкурсантов осуществляются в соответствии с определенным набором критериев. Критерии модели М. Болдриджа включают семь основных индикаторов успешности предприятия (рис. 12.2). Победителей отбирают путем оценки по всем критериям с использованием 1000-балльной шкалы, поэтому несоответствие даже по одному из них понижает шансы организации на получение премии. Упомянутые критерии включают оценку следующих сторон деятельности организации - соискателя.
Рис. 12.2. Модель премии М. Болдриджа [32]
1. Лидерство. Этот критерий учитывает, насколько хорошо высшие руководители направляют работу организации по применению передового опыта. 2. Стратегическое планирование. Организация должна установить для себя стратегические цели в области делового совершенства и выработать планы действий по их достижению. 3. Ориентация на потребителя. Этот критерий оценивает, насколько успешно организация удовлетворяет и сохраняет потребителей и завоевывает рынки. 4. Оценка, анализ и управление знаниями. Организация должна продемонстрировать, насколько эффективно она управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения эффективности систем управления. 5. Внимание к человеческим ресурсам. Этот критерий характеризует то, насколько успешно действует организация по закреплению кадров и наделению работников необходимыми полномочиями. 6. Управление процессами. Организация обязана разрабатывать и совершенствовать основные и вспомогательные процессы производства и поставки продукции, обеспечивать эффективное управление ими. 7. Деловые результаты. Этот критерий позволяет сравнить работу организации с деятельностью конкурентов и оценить ее эффективность во всех основных областях, включая уровень удовлетворенности потребителей, финансовые и коммерческие показатели, состояние трудовых ресурсов, взаимодействие с партнерами, производственные показатели, выполнение обязательств перед государством и обществом. Основные составляющие этих критериев, а также их весомость приведены в табл. 12.2 [19]. Каждая из составляющих критериев премии М. Болдриджа включает рекомендуемые области оценки [31]. Так, составляющая 3.2 «Взаимоотношения с потребителями» предполагает описание по следующим областям.
2. Стратегическое планирование
2.1. Разработка стратегии
2.2. Реализация стратегии
3. Ориентация на потребителя
3.1. Знание рынка и потребителей
3.2. Взаимоотношения с потребителями
4. Оценка, анализ и управление знаниями
4.1. Измерения и анализ эффективности работы
4.2. Информационное обеспечение и управление знаниями
5. Внимание к человеческим ресурсам
5.1. Система организации труда
5.2. Обучение и мотивация сотрудников
5.3. Благосостояние работников и их удовлетворенность работой в
организации
6. Управление процессами
6.1. Процессы создания добавочной стоимости
6.2. Вспомогательные процессы
7. Деловые результаты
7.1. Результаты для потребителей
7.2. Производство продукции и предоставление услуг
7.3. Финансовые и торговые показатели
7.4. Результаты для работников
7.5. Достижения в повышении эффективности организации
7.6. Выполнение обязательств перед государством и обществом
Итого
Таблица 12.2
Распределение оценок по критериям премии М. Болдриджа
Макси-
Суммарная
Критерии
мальные
оценка по
баллы
критериям
1. Лидерство
1.1. Руководство организацией
1.2. Социальная ответственность
1. Взаимоотношения с потребителями.
· Каким образом организация строит отношения для привлечения потребителей и удовлетворения их требований, а также для постоянного развития бизнеса и формирования положительного имиджа?
· Каким образом организация определяет ключевые требования потребителей и как меняются методы для различных ситуаций? Как организация обеспечивает доведение требований до всех людей, вовлеченных в процесс обратной связи? Отразите результат ключевых подходов к потребителям при поиске информации, ведении бизнеса и работе с жалобами.
· В чем заключается процесс работы с претензиями? Отразите, как организация предоставляет гарантии того, что претензии рассмотрены быстро, эффективно, проведен их анализ в целях улучшения деятельности организации и партнеров.
· Каким образом организация осуществляет свой подход для построения взаимоотношений с потребителями, предвидения запросов, сочетая его с нуждами бизнеса и направлениями развития?
2. Оценка удовлетворенности потребителей осуществляется на основе выявления того, каким образом организация:
· определяет удовлетворенность и неудовлетворенность потребителей и использует эту информацию для улучшений (отразите, как организация подтверждает получение своевременной информации, позволяющей предвидеть развитие взаимоотношений с потребителем или потенциальные возможности таких взаимоотношений; опишите значительные различия в применяемых методах для различных групп потребителей);
· развивает производство (услуги) и деятельность исходя из интересов потребителей для получения быстрой и эффективной обратной связи;
· получает и использует информацию об удовлетворенности потребителей на основе бенчмаркинга и по сравнению с конкурентами;
· укрепляет свои подходы к определению удовлетворенности в рамках бизнеса и перспектив развития.
Необходимо отметить, что модель премии М. Болдриджа постоянно модернизируется. Данный процесс начинается с совершенствования критериев премии на основе изучения состояния дел в бизнесе, образовании и здравоохранении в целях исследования основных проблем и последующего улучшения деятельности. Он сопровождается опросами фокусных групп организаций, в число которых входят обладатели премии М. Болдриджа прошлых лет и те компании, которые планируют участвовать в соревновании за обладание премией. Критерии, которые предполагается применять в следующем году, и все изменения процесса оценки соискателей направляются членам жюри, оценщикам и другим заинтересованным лицам, чтобы определить, в правильном ли направлении идет работа. На основе высказанных замечаний разрабатывается окончательный вариант новых критериев. Например, в 2003. в состав критериев были включены вопросы, касающиеся деловой этики, что обусловлено нечестными приемами ведения бизнеса рядом компаний. Но конкурс не сводится лишь к при суждению премии. Как правило, организации принимают участие в конференциях по обмену накопленным опытом. С этой же целью жюри премии Болдриджа обязывает компании проводить публичные презентации. Одним из наиболее эффективных тактических приемов, позволяющих соискателям впоследствии успешно соревноваться, является их участие в процессе оценки. Руководители программы премии М. Болдриджа считают, что конфликт интересов в среде конкурсантов, становящихся одновременно экспертами, невозможен. Напротив, они прилагают все необходимые усилия для того, чтобы избегать недоразумений. От экспертов требуется отбросить все пристрастия, которые могут придать субъективность их решениям. Кроме того, кодекс поведения членов жюри премии исключает их участие в оценке тех организаций, которые они представляют. Наиболее очевидное преимущество участия соискателей в оценке связано с тем, что эксперты получают возможность более четко представить, какие требования предъявляются к участникам конкурса [19]. Важным преимуществом системы критериев, используемых при оценке соискателей премии М. Болдриджа, выступает их согласованность с другими инициативами компаний в области повышения качества, поэтому последним не приходится пересматривать свои СМК в связи с участием в конкурсе. Иными словами, перед компаниями не встает проблема выбора между их подходами к менеджменту и критериями, применяемыми при участии в конкурсе. Среди обладателей премии М. Болдриджа, применяющих известные методологии обеспечения качества, можно отметить: Еаstmаn Chemical, получившую премию в 1993. и более 10 лет при меняющую стандарты ИСО 9000; обладателя премий 1988 и 2002. корпорацию Motorola, являющуюся пионером внедрения методологии «Шесть сигм»; первого обладателя премии среди учреждений здравоохранения SSM Health Саге, разработавшего собственную систему непрерывного повышения качества; победителя 1999г. - корпорацию SТМiсгоеlесtгоniсs, которая в своей работе успешно совмещает принципы, установленные стандартами ИСО 9000, методологию «Шесть сигм» И критерии премии М. Болдриджа [19]. Премия М. Болдриджа пробудила интерес к проблемам качества в США. Многие компании оказывают давление на своих поставщиков для того, чтобы те уделяли особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical, получившая премию М. Болдриджа в 1990г., частично мотивировала участие в конкурсе желанием добиться первой позиции в рейтинге качества Форда. В свою очередь целью компании Wallace, также завоевавшей премию в 1990., было выполнение требований, предъявляемых к качеству ее партнером - компанией Hoechst Ce1anese. Рассмотренные модели национальных премий в области качества наиболее популярны, но являются далеко не единственными в мировом сообществе. Национальные модели в различных вариантах используются более чем в 60 странах мира при проведении конкурсов на соискание национальных премий в области качества [27]. В качестве примеров национальных премий могут выступать следующие. Барбадосская национальная награда для промышленности основана в 1976. за управление качеством, в 1990. - за качество продукции. Ее цель - показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в этой области. Награда является государственной. Она была предложена Барбадосским национальным институтом стандартов. Разработанная им проверочная анкета используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов, основанных на компонентных критериях, подобных критериям, указанным в Британском стандарте BS 5750. Ее элементами служат: СМК; методы процедур моделирования; эффективность операций; надежность товаров и услуг; уважение персонала; иерархическая система в структуре качества; документация. Бразильская национальная награда за качество основана в 1992г. Она была учреждена для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепции всеобщего управления качеством. Критерии оценки аналогичны критериям награды М. Болдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии. Колумбийская национальная награда за качество была основана в 1976г. для признания компаний, разрабатывающих программы по качеству. В 1991г. она была реструктурирована, чтобы также служить средством оценки. Кроме того, награда помогает распространить концепцию всеобщего управления качеством и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии. Основные оценки заимствованы из МС ИСО версии 1994г.: удовлетворение запросов клиента; людские ресурсы; улучшение качества и страховка; лидерство; увеличение доходов; информация о качестве; стратегия качества; отношения с поставщиками; физическая обстановка и условия воздействия. Награда «Знак Q» (знак качества) была основана в 1991г. Гонконгским советом по «Знаку Q», который управляет процессом награждения, используя схему, в соответствии с которой продукция и система качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям совета. В основе награды - национальная премия за качество М. Болдриджа. Ее присуждают предприятиям, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандируют процесс управления качеством. Критериями оценки выступают: стратегическое планирование качества; гарантия качества продукции и услуг; удовлетворение потребителей; информация и анализ; результаты качества. Национальная награда за качество Р. Ганди была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991 г. для признания индийских компаний, отличающихся достижениями в области качества и в управлении качеством. Цель награды заключается в осознании требований к превосходству в качестве и распространении информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения этих стратегий. Имеются отдельные награды для малых и больших производственных предприятий следующих отраслей: металлургической, электрической и электронной, химической, пищевой и фармацевтической, текстильной и инженерной. Критерии оценки претендующей на награду организации рассматриваются по следующим параметрам: управление ответственностью за качество; система качества; план развития и приложение; качество поставок; управление производством, возможности процесса и применение статистических методов; контроль материалов и прослеживаемость; проверка продукции; управление измерениями и тестирующее оборудование; проверка и статус теста; контроль несоответствующих продуктов и корректирующие действия; обслуживание и послепродажные функции; послепродажное обслуживание - система обратной связи с потребителями; соответствие документации и эксплуатация; обучение персонала и мотивация; контроль стоимости качества; внутренний аудит системы качества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление