Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На различных уровнях деятельности




Стратегические цели и приоритеты управления качеством

Политики в области качества

Управления качеством

 

 

Все новое рождается не в мучительных судорогах кабинетного ума, а в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины.

А. С. Макаренко

Глава 11. Формирование государственной

Управление качеством различных объектов на различных уровнях деятельности человека не является стихийным процессом, а базируется на основополагающих принципах, рассмотренных в главе 3. Однако в дополнение к ним можно выделить также такие принципы, как:

- непрерывность;

- интегрированность;

- целенаправленность;

- правовая стабильность.

 
Принцип непрерывности показывает, что управление качеством нацелено на постоянное совершенствование различных направлений деятельности в зависимости от уровня и объектов управления. Его реализация включает ряд последовательных действий:

- анализ и оценка существующего положения для определения областей для улучшения;

- установление целей улучшения;

- поиск возможных решений для достижения целей;

- оценка и выбор решений;

- реализация решений;

- измерение, проверка, анализ и оценка результатов выполнения;

- определение достигнутых изменений;

- анализ и оценка существующего положения на новом витке спирали.

Принцип интегрированности заключается в том, что управление качеством является важнейшей составляющей деятельности на различных уровнях управления.

Целенаправленность предполагает осуществление деятельности в области управления качеством на основе четко сформулированных целей.

Как правило, с точки зрения времени достижения выделяют стратегические, тактические и оперативные цели. Они существенно различаются по содержанию. Тактические и оперативные цели более конкретны и детализированы, формулируются исходя из стратегических, подчинены им и способствуют их реализации.

Цели управления качеством должны удовлетворять определенным требованиям [5] (рис. 11.1).

 

 


Рис. 11.1. Требования, предъявляемые к целям управления качеством

 

Цели управления качеством различных объектов на разных уровнях (от человеческого до глобального) должны быть достижимыми, то есть реальными. В связи с этим процесс целеполагания требует определения возможностей и ограничений в достижении целей. Они должны быть гибкими, то есть должны оставлять возможность для корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут возникнуть. Измеримость целей означает, что они должны быть сформулированы так, чтобы была возможность оценить степень их достижения. Конкретность целей предполагает, что они должны обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должна осуществляться деятельность в области управления качеством. Совместимость предполагает, что цели управления качеством определенного уровня (организационного, регионального) соответствуют целям управления качеством на национальном уровне, а также целям социально-экономического развития страны. Цели должны быть приемлемы для основных субъектов управления качеством, и в первую очередь для тех, кому их придется достигать.

Следующим принципом управления качеством является правовая стабильность. Его реализация обеспечивает успешное достижение как тактических, так и стратегических целей управления качеством посредством системы законодательных актов, не противоречащих друг другу.

Названные принципы управления качеством отражают далеко не полный их перечень, который дополняется и расширяется на каждом уровне в зависимости от управляемого объекта, однако они составляют основу успешного управления качеством и едины для всех уровней: глобального, национального, регионального, организационного и человеческого. Их реализация должна быть положена в основу разработки политики в области качества на различных уровнях управления (рис. 11.2).

 


Рис. 11.2. Основные уровни формирования и реализации политики в области качества

 

Политика в области качества должна являться составной частью социально-экономической политики, должна быть направлена на достижение ее целей, в соответствии с чем на каждом из представленных уровней должна иметь свою специфику в зависимости от объектов управления (качество жизни, региональное качество, качество деятельности организации и т. д.). В то же время ее можно определить как деятельность по формированию стратегических и тактических целей управления качеством, а также механизма их достижения на разных уровнях управления.

Процесс формирования политики в области качества предполагает осуществление ряда последовательных этапов.

В основе разработки политики в области качества находится анализ социально-экономического положения страны, региона или организации в зависимости от уровня, для которого она разрабатывается. При этом особый акцент делается на анализ управления качеством, результаты которого подвергаются всесторонней оценке, что позволяет определить состояние объектов управления качеством на исследуемом уровне и сформулировать долговременную цель социально-экономического развития, в соответствии с которой устанавливаются цели в области управления качеством исследуемых объектов. Далее с учетом данных целей определяются приоритеты управления качеством, указывающие основные направления их достижения. На основе приоритетов разрабатываются конкретные мероприятия, которые будут осуществляться в процессе реализации политики, в области качества, так как она становится реальной только в том случае, когда определен механизм ее реализации.

 
Необходимым этапом формирования и реализации политики в области качества является мониторинг ее жизненного цикла (рис. 11.3).

 

 


Рис. 11.3. Последовательность оценки политики в области качества

 

Оценка должна осуществляться на конкретных этапах жизненного цикла политики. Каждому ее виду отводится соответствующее место [18]. Оценка на основе ожидаемых величин проводится на стадии разработки политики, в ходе доведения ее до заинтересованных лиц или перед началом этапа ее реализации. Главная цель данной оценки – определить заранее, насколько обоснованны задачи политики, а также можно ли получить запланированные результаты наиболее эффективным методом.

Текущая (или промежуточная) оценка проводится в конкретные периоды реализации политики. Ее целью является проверка того, насколько обоснованны выбранные меры и реализуются ли они так, как планировалось.

Оценка по факту предусматривает анализ последствий реализации политики в области качества. Ее результаты служат основой для определения ее эффективности, а также для выработки мер по ее актуализации в соответствии с требованиями времени.

Мониторинг – непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всего жизненного цикла политики в области качества. Его осуществление означает постоянное наблюдение и контроль за получением конкретных результатов в ходе разработки и реализации политики. В отличие от мониторинга оценка предполагает более подробный анализ, осуществляемый на конкретном отрезке жизненного цикла политики.

Важнейшей составляющей политики в области управления качеством являются ее приоритетные цели. Основными факторами, влияющими на выбор прио-ритетов, являются:

- объекты управления;

- цели управления качеством, имеющие определенные различия в зависимости от его уровня;

- сферы управления качеством;

- потенциал управления качеством;

- принципы и механизм управления качеством.

В табл. 11.1 представлена матрица взаимосвязи уровней управления качеством и факторов, определяющих выбор приоритетов. В соответствии с данной матрицей содержание каждого из названных факторов меняется в зависимости от уровня управления. На каждом из них осуществляется управление качеством определенных объектов, содержание и составляющие которых рассмотрены в главе 3. Уровень управления оказывает влияние и на содержание основной цели управления качеством. В современных условиях такой целью на уровне организации может быть устойчивое развитие на основе постоянного совершенствования всех направлений деятельности, а на региональном и национальном – повышение качества жизни в регионе и в обществе в целом.

Сферы управления качеством также различаются при переходе к следующему уровню управления. В организации в условиях диверсификации на все сферы деятельности – производственную, снабженческо-сбытовую, маркетинговую, научно-исследовательскую, финансовую, управленческую распространяется управление качеством.

Сферы управления качеством на региональном и национальном уровнях в целом аналогичны и отличаются спецификой объектов управления.

Важную роль при формировании приоритетов политики в области качества играет потенциал управления качеством. Основными составляющими потенциала организации в исследуемой области являются кадровый, интеллектуальный, инновационный и экономический потенциал, а также уровень организационной


Таблица 11.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.