Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области качества продукции и услуг




Содержание концепции национальной политики РФ

 

В результате многочисленных дискуссий появился проект «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг». В соответствии с последним вариантом (от 25 декабря 2000 года) эта концепция представляет собой систему официальных взглядов на:

- роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;

- цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;

- основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

Исходя из роли качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России, цель национальной политики в Концепции определена как подъем качества для:

- достижения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития отечественной экономики и интеграции ее в мировую экономику;

- выпуска высокоэффективных и надежных средств производства для развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

- удовлетворения постоянно растущего спроса населения на качественные и безопасные продукцию и услуги, увеличения трудовой занятости, повышения платежеспособного спроса и в конечном счете – повышения качества жизни;

- обеспечения необходимого уровня качества военной техники и вооружений для повышения обороноспособности страны, защиты ее независимости;

- упрочения позиции России как экономически развитой и сильной военной державы и укрепления ее положения в мировом сообществе;

- обеспечения развития современных информационных технологий и индустрии информации;

- решения задач сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности страны.

В соответствии с этим подходом выделены основные разделы Концепции, составляющие которых приведены в табл. 11.5.

Таблица 11.5

Основные разделы «Концепции национальной политики России

в области качества продукции и услуг»

Раздел Составляющие раздела
1. Общие положения 1.1. Понятие качества продукции и услуг 1.2. Качество продукции и спрос 1.3. Качество и конкурентоспособность продукции 1.4. Качество продукции и ее безопасность
2. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции 2.1. Сфера экономики 2.2. Социальная сфера 2.3. Военная сфера 2.4. Международная сфера 2.5. Информационная сфера 2.6. Экологическая сфера
3. Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг 3.1. Пропаганда идей и стимулирование повышения качества продукции и услуг 3.2. Внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов управления качеством 3.3. Политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему качества продукции и услуг 3.4. Политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики
4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг 4.1. Реализация с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие российской экономики 4.2. Создание координационного совета по реализации Концепции 4.3. Формирование политики в области качества в федеральных округах и регионах России 4.4. Необходимость формулировки каждым федеральным органом исполнительной власти своих задач и стратегии действий, вытекающих из Концепции

Прежде чем перейти к анализу содержания рассматриваемой Концепции, необходимо отметить, что она разрабатывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации и направлена на реализацию национальных интересов России, которые определены «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента России от 17 декабря 1997 года № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24).

Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются второй и третий разделы. В разделе 2 «Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции» выделены основные сферы деятельности государства, в которых качество продукции и услуг является одним из важнейших факторов реализации национальных интересов (рис. 11.5).

 


Рис. 11.5. Влияние качества продукции и услуг на основные

сферы деятельности государства

 

Целью Концепции в экономической сфере является подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику.

Качество продукции и услуг оказывает непосредственное влияние на решение важнейшей задачи в социальной сфере, связанной с обеспечением высокого уровня жизни населения России. В связи с этим в Концепции отмечается, что, «приобретая качественную продукцию, граждане России получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса».

Важными факторами обеспечения обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности являются высокое качество, технический уровень и надежность военной техники и вооружений. В связи с этим в Концепции определено, что уровень качества отечественных сырья, материалов, изделий и элементной базы, используемых для производства и функционирования военной техники и вооружений, должен обеспечивать потребности военной промышленности и армии, а также гарантировать независимость от зарубежных поставщиков.

Одна из сфер деятельности государства, выделенная в Концепции – международная. Национальная политика в области качества в этой сфере должна быть нацелена на:

- закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;

- восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;

- ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;

- расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на них;

- расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка.

В соответствии с рассматриваемой Концепцией качество отечественной продукции должно обеспечивать решение задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации.

Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России в экологической сфере связана с тем, что экологические параметры качества продукции играют важную роль в решении задач охраны природы, оздоровления окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом. Поэтому, согласно Концепции, должны обеспечиваться обязательные экологические требования к продукции. При проектировании новой продукции должны разрабатываться экологические параметры безопасности ее производства (при этом следует широко применять безотходные технологии) и способы утилизации.

Третий раздел исследуемой Концепции содержит основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Данные направления должны базироваться на основополагающих принципах (рис. 11.6).

 

  Принципы

  Всеобщее повышение качества продукции и услуг – национальная идея
 
  Овладение методами управления качеством руководителями и специалистами всех уровней управления
 
  Создание правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих организациям возможность успешно решать задачи в области качества
 
  Формирование механизма защиты потребителей от недоброкачественной продукции

 

Рис. 11.6. Принципы, положенные в основу реализации национальной политики

в области качества продукции и услуг

 

Важнейшим среди названных выше принципов, по нашему мнению, является определение того, что качество продукции и услуг должно стать национальной идеей России. В соответствии с этим принципом необходимо осознание широкими слоями населения, руководителями и специалистами всех уровней роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из национальных интересов страны.

Принцип всеобщего овладения методами управления качеством исходит из того, что управление качеством является специальной отраслью знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности.

Согласно данным принципам авторами Концепции разработаны основные направления национальной политики в области предоставления квалифицированных консультационных качества продукции и услуг (см. табл. 11.5). Одним из важнейших среди них является пропаганда идеи и стимулирование повышения качества продукции и услуг. Это направление предполагает воспитание культуры качества начиная со школьной скамьи. С целью популяризации идей качества и поднятия имиджа отечественного производителя необходимо дальнейшее совершенствование условий ежегодного конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества, а также других федеральных, региональных и отраслевых конкурсов.

Следующее направление – широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов управления им. Как показывает отечественный и мировой опыт, применение систем качества дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающими требованиям законодательства. В Концепции отмечено, что реализации данного направления должна способствовать разработка системы мер в различных сферах деятельности. Проиллюстрируем данное положение с помощью рис. 11.7.

Для оказания помощи организациям во внедрении систем качества в соответствии с Концепцией необходимо развивать сеть структур, причем государство и регионы должны создать режим наибольшего благоприятствования их деятельности.

Следующим направлением государственной политики по внедрению систем качества является политика в области их сертификации, предполагающая дальнейшее развитие такой деятельности и обеспечивающая высокий профессионализм ее участников, доверие к ее результатам, а также признание отечественных сертификатов за рубежом.

В рассматриваемом разделе значительное место отведено также политике поддержки внедрения систем качества при размещении заказов на поставку продукции для государственных и региональных нужд. В ней, в частности, определено, что в условиях проведения торгов, конкурсов, аукционов по размещению заказов на поставку продукции для нужд государства должно быть введено требование о допуске к ним только тех предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества.

 

 

 


Рис. 11.7. Направления государственной политики по внедрению

эффективных систем качества

 

Достаточное место в разделе «Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг» занимает политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему качества продукции и услуг. Основные составляющие этой политики представлены на рис. 11.8.

 

 

 


Рис. 11.8. Основные составляющие политики создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих повышению качества продукции и услуг

Деятельность в области стандартизации должна быть направлена на улучшение качества и обеспечение безопасности продукции, работ, услуг и хозяйственных объектов, достижение максимального экономического эффекта за счет решения в государственных стандартах России вопросов унификации, взаимозаменяемости и совместимости, отражения передовых достижений науки и технологий. Дальнейшее развитие и совершенствование Государственной системы обеспечения единства измерений должно быть направлено на достижение достоверности и требуемой точности измерений (контроля, испытаний) качества продукции и услуг.

В целях решения проблем качества при реализации «Доктрины информационной безопасности РФ» в части развития инфраструктуры информационных услуг должны быть обеспечены:

- формирование баз данных о законодательных и иных нормативных требованиях к качеству продукции и услуг в стране и за рубежом;

- доступ к этим базам данных отечественным организациям;

- развитие современных информационных технологий, обеспечивающих возможность применения компьютерных методов проектирования, прогрессивных электронных методов оформления и передачи документации, формирования и передачи информационных ресурсов.

Как видно из рис. 11.8, еще одной составляющей политики создания условий, способствующих повышению качества, является защита рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции. В соответствии с Концепцией формирование механизма такой защиты базируется на следующих основных положениях:

- неотвратимость наступления ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла ее порча;

- предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции;

- разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию;

- разумный баланс между разными механизмами защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции, основными критериями которого должны быть минимизация риска и экономическая целесообразность.

Последней составляющей третьего раздела Концепции является политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики. Эта политика заключается в том, что при выборе предприятий и организаций, которым предполагается оказать государственную поддержку в любой форме, федеральные органы исполнительный власти должны руководствоваться способностью этого предприятия или организации обеспечить за период действия государственной поддержки конкурентоспособное качество или тот его уровень, который необходим для защиты национальных интересов России. Предприятия в свою очередь должны защитить право на использование мер государственной поддержки путем разработки и доказательства реальности собственных программ повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции, рассчитанных на те сроки, в течение которых действуют специальные меры.

Четвертый раздел Концепции включает меры организационного характера, направленные на реализацию национальной политики в области качества продукции и услуг. В частности, планируется создание при Правительстве РФ координационного совета по реализации «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг», который должен осуществлять мониторинг плана работ по реализации Концепции, определять задачи стратегического характера в области качества, готовить ежегодный доклад Президенту и Правительству РФ о ходе реализации национальной политики России в области качества продукции и услуг.

Национальная политика России в области качества должна предусматривать достижение в течение 5 – 7 лет высокого качества и конкурентоспособности продукции в тех секторах экономики, которые являются исключительно важными для ее устойчивого развития. В стране уже есть определенные виды продукции, например в авиастроении, производстве космической техники, некоторых средств вооружения и других областях, которые традиционно являются конкурентоспособными на мировом рынке и пользуются спросом. Это же можно отметить по отношению к определенным видам продукции в атомном и энергетическом машиностроении, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, производстве товаров народного потребления. К числу исключительно важных отраслей следует отнести и те, которые обеспечивают наибольшую занятость населения. Это отрасли с массовым характером производства и широкой сетью поставщиков: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность и др. [6].

Национальная политика в области качества должна предусмотреть формирование в государстве и обществе отношения к проблеме повышения качества как не имеющий альтернативы и являющейся ключевым фактором дальнейшего развития России. Однако рассмотренный проект Концепции, не затрагивает те глубинные процессы, развитие которых может привести к улучшению качества выпускаемой в стране продукции и оказываемых услуг. Национальная политика России в области качества должна быть ориентирована на повышение качества жизни членов общества и может включать последовательно составляющие, показанные на рис. 11.9.

Как видно из рис. 11.9, политика в области качества продукции и услуг должна быть одной из составляющих национальной политики России в области качества. Серьезный пробел проанализированного проекта Концепции – недостаточное внимание к человеку, который в конечном счете является первоосновой качества (продукции, услуг, процессов, труда и др.). Здесь он рассматривается не более как необходимый ресурс, как фактор производственного процесса, что в современных условиях является недопустимым. Без осознания каждым гражданином того, что качество необходимо ему, его организации, стране

 

 


Рис. 11.9. Предлагаемые составляющие национальной политики в области качества

 

в целом, каких-либо значительных изменений в повышении качества продукции и услуг не произойдет.

Таким образом, государственная политика России в области качества должна быть ориентирована прежде всего на человека с его интересами, потребностями, ценностями. Разработка такой политики – дело чрезвычайно сложное, требующее длительного времени для выработки единой, целостной системы взглядов на проблему управления качеством на различных уровнях управления государством. Исходя из реальной социально-экономической ситуации в стране, необходимо отметить, что разработка «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг» является значительным шагом вперед, благодаря которому должна быть осознана необходимость государственного регулирования в области качества. Ведь впервые в истории нашей страны создан документ, в котором осуществлена попытка сформировать перспективные цели всего общества в области качества.

Отмечая достоинства разработанной Концепции, можно назвать наиболее важные из них:

1) формирование положения о том, что всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей России;

2) определение значения качества в различных сферах национальных интересов России;

3) уделение внимания проблеме воспитания культуры качества с детских лет;

4) акцент на пропаганду идей, а также стимулирование качества продукции и услуг;

5) рассмотрение политики в образовательной сфере как неотъемлемой части политики в области качества;

6) определение роли субъектов РФ в реализации основных положений политики.

Роль государства в управлении качеством – наиболее важный момент, особенно в настоящее время, на этапе формирования в России движения за повышение качества. Предприятиям и регионам для наращивания производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешних рынках, должна быть оказана государственная поддержка. При этом объектом воздействия должна стать мотивация поведения людей по поводу качества в сфере экономических отношений. Такая поддержка может предусматривать [6]:

- разумное квотирование импорта товаров по выбранным стратегически важным направлениям;

- целевые инвестиции через федеральные программы создания новой техники и высоких технологий;

- содействие привлечению иностранного капитала;

- развитие системы государственных гарантий частным инвесторам, вкладывающим свои средства в стратегически важные сферы деятельности;

- льготное кредитование мероприятий в области качества;

- льготное налогообложение предприятий, имеющих реальные возможности в наиболее короткие сроки реализовать свои цели в повышении качества и конкурентоспособности продукции.

Роль государства в управлении качеством может варьироваться в зависимости от складывающейся политической и финансово-экономической ситуации в стране. При этом оно должно играть значительную роль на различных уровнях управления (национальном, региональном, организационном).

Остановимся более подробно на рассмотрении регионального уровня, обеспечивающего согласование интересов федерального уровня и уровня конкретного предприятия, с одной стороны, и проводящего самостоятельную социально-экономическую политику – с другой. Важную роль в решении поставленных в Концепции задач должны сыграть регионы страны путем разработки и последующей реализации региональной политики в области качества.

Региональная политика представляет собой попытку совершенствования всей системы производственных отношений в обществе. Успешное реформирование экономики России на всех уровнях ее функционирования во многом зависит от создания механизма согласования отраслевых и территориальных производственных отношений с учетом региональных и общенациональных интересов. Поэтому формирование региональной экономической политики является насущной потребностью дальнейшего развития общества, а важнейшей ее составляющей должна стать политика региона в области качества.

Новый статус регионов как субъектов Российской Федерации, расширение их прав и полномочий в условиях рыночных реформ, с одной стороны, опыт внедрения систем качества на базе международных стандартов ИСО серии 9 000 – с другой, создают возможность реализации комплекса мероприятий по стабилизации экономического и социального развития регионов на основе повышения качества жизни. Такие мероприятия могут осуществляться в рамках региональных программ «Качество», разработка и реализация которых требуют наличия четко сформулированной политики региона в области качества, определяющей основные направления его деятельности и цели региона в этой области. Такой документ должен формироваться исходя из реально складывающейся ситуации в регионе и должен быть согласован с другими направлениями развития.

Ряд регионов Российской Федерации уже сформулировали и реализуют свою политику в области качества. Так, например, политика в области качества Ярославской области была утверждена постановлением главы администрации еще в августе 1993 года. Реализуется она также в Нижегородской, Томской, Самарской областях, в Краснодарском крае. Основой политики в области качества этих регионов является решение таких задач, как защита прав потребителей; ориентация производителей в вопросах качества продукции и услуг на рыночный спрос, на конкретные требования потребителей; содействие в повышении конкурентоспособности продукции и услуг, осуществляемом предприятиями путем гармонизации требований к продукции (услугам) и условиям их производства с правилами и нормами ИСО, МЭК и ЕС; содействие предприятиям в сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества [8]. Решение последней задачи необходимо для того, чтобы упрочить доверие потребителей к продукции и услугам, расширить и завоевать новые рынки сбыта, создать благоприятные условия для предприятий региона с целью получения государственных заказов, льготного кредитования и страхования, обеспечения выгодной торговли с зарубежными странами при соблюдении национальных интересов России.

В настоящее время в связи с разработкой «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг» в целях преодоления несогласованности и возможной противоречивости существующих и будущих региональных политик, на наш взгляд, необходима разработка системы принципов формирования и реализации политики региона в области качества. Основными из них могут стать принципы, представленные на рис. 11.10.

В соответствии с рис. 11.10 ядром политики региона в области качества должен быть человек. Данный принцип означает, что достижение целей политики невозможно без решения соответствующего комплекса задач по формированию национального самосознания и воспитания в обществе понимания того, что качество во всех его проявлениях (продукции, услуг, процессов, труда и т. д.) оказывает решающее влияние на жизнеспособность региона и как следствие – на жизнеспособность страны. Необходимо сделать все возможное, чтобы радикально изменить этот подход, поэтому данный принцип и выступает как основополагающий.

Принцип целенаправленности заключается в постановке четко сформулированной целевой установки, на достижение которой направлена политика региона в области качества.

Принцип приоритета качества предполагает определение качества как приоритетного направления развития во всех сферах социально-экономической деятельности региона.

 

 

 


Рис. 11.10. Основные принципы формирования и реализации политики региона

в области качества

 

Адаптивность характеризует необходимость учета появления новых проблем в развитии социально-экономических процессов в целом и в управлении качеством в частности; постоянного развития и совершенствования; гибкого реагирования на происходящие изменения во внутренней и внешней средах региона.

Принцип партнерства связан с необходимостью и возможностью вовлечения в процесс разработки и реализации политики представителей органов государственной власти, министерств и ведомств региона, предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности.

Принцип ответственности и полномочий отражает необходимость четкого определения ответственных за разработку и реализацию политики, а также разграничение соответствующих полномочий.

Реальность означает необходимость учета социально-экономической ситуации в регионе, перспектив ее развития, имеющихся возможностей и ограничений при разработке и реализации политики.

Принцип комплексности тесно увязан с принципом партнерства и означает взаимосвязь политики региона в области качества с различными направлениями его социально-экономической политики, а также то, что политика в области качества включает определенные взаимозависимые составляющие.

Принцип результативности предполагает возможность определения качественной и количественной оценки тех изменений, которые должны произойти в ходе реализации политики.

Четкость, доступность и понятность политики региона в области качества свидетельствуют о том, что все ее положения изложены четко, на языке, понятном всем жителям региона. При этом каждый гражданин имеет право и возможность участвовать в ее разработке, должен быть знаком с ее содержанием.

Реализация перечисленных выше принципов будет неполной, с одной стороны, без учета региональной специфики (инвестиционного, инновационного, производственного, духовного и других потенциалов развития), положительного отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством, а с другой – без согласованности региональной политики с национальной политикой России в области качества.

Одним из важнейших в числе отраженных на рис. 11.10 принципов является наличие заинтересованности руководства региона в формировании и реализации политики, так как пренебрежение им сводит всю работу к нулевому результату, делает невозможной реализацию остальных принципов. Обобщающим и объединяющим все предыдущие является принцип, определяющий, что политика региона в области качества должна выступать как неотъемлемая составная часть социально-экономической политики региона.

В прил. 11 приведен пример разработки политики в области качества. Предлагаемый вариант позволяет достаточно четко определить:

во-первых, роль органов государственной власти как лидеров в решении проблем, связанных с качеством;

во-вторых, необходимость вовлечения в реализацию политики всех предприятий и организаций региона;

в-третьих, ориентацию на человека как личность и как потребителя продукции и услуг, производимых в регионе;

в-четвертых, необходимость постоянного улучшения во всех сферах деятельности.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Обоснуйте необходимость реализации принципов, на основе которых должны разрабатываться стратегические цели и приоритеты управления качеством.

2. Перечислите основные уровни формирования и реализации политики в области качества. Какую роль играет национальная политика в области качества по отношению к другим уровням управления?

3. Дайте характеристику этапов процесса формирования политики в области качества.

4. Раскройте содержание матрицы взаимосвязи уровней управления и факторов, определяющих выбор приоритетов в области качества.

5. Проанализируйте содержание основных приоритетов политики в области качества, приведенных в табл. 11.2. Выделите 5 приоритетов, наиболее значимых для Вашего региона. Обоснуйте свой выбор.

6. Используя информацию, представленную в главе, а также рекомендуемую литературу, подготовьте сообщение об эволюции отечественных подходов к разработке государственной политики в области качества.

7. Раскройте необходимость разработки национальной политики России в области качества. Проанализируйте содержание разделов проектов Концепции этой политики.

8. Обоснуйте роль повышения качества продукции и услуг в реализации национальных интересов страны.

9. Проанализируйте направления государственной политики по внедрению эффективных систем менеджмента качества (рис. 11.7). Заполните таблицу, сделайте выводы.

 

Направление Возможности реализации Ограничения реализации
     

 

10. На основе изучения дополнительной литературы разработайте свой вариант составляющих национальной политики в области качества. В чем заключаются его преимущества перед существующим вариантом?

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Антология русского качества / под ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Крянева. 3-е изд., доп. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.

2. Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб.: Питер, 2000.

3. Версан В. Г. Какая государственная политика качества нужна России // Стандарты и качество. – 2000. – № 1.

4. Версан В. Г. О разработке концепции национальной политики в области качества // Сертификация. – 2000. – № 4.

5. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

6. Воронин Г. П. Качество – национальная идея России // Стандарты и качество. – 2000. – № 10.

7. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гли-чев. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

8. Гличев А. В. Рекомендации по разработке и ведению региональных программ «Качество» / А. В. Гличев, В. Я. Белобрагин. – 2-е изд. – М.: АСМС, 1998.

9. Гуськова Н. Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты / Н. Д. Гуськова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.

10. Коренное повышение качества продукции – важный фактор ускорения: под ред. А. В. Гличева. – М.: Экономика, 1988.

11. Коротков Э. М. Концепция менеджмента / Э. М. Коротков. – М.: ДеКа, 1996.

12. Крянев Ю. В. Региональное качество // Стандарты и качество. – 1999. – № 2.

13. Лексин В. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Рос. экон. журн. – 1995. – № 1.

14. Лисицын А. И. Региональные формы и методы повышения качества // Стандарты и качество. – 1998. – № 2.

15. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. –М.: Исслед. центр. 1995.

16. Одобрен проект концепции политики в области качества // Стандарты и качество. – 2000. – № 9.

17. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов / Н. Д. Гуськова, Е. Г. Коваленко, Л. А. Кормишкина [и др.]. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999.

18. Программные документы ЕС в области региональной политики: на примерах государств – членов ЕС /Отдел регионального и городского развития НЭИ. – Роттердам, 2000.

19. Субетто А. И. Политика качества, в том числе политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке // Качество: теория и практика. – 1998. – № 1 – 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.