Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в управленческих взаимодействиях




 

Мы управляем людьми, а не организациями, а поскольку человек, его психологические особенности остаются неизменными, психологическое содержание управленческой деятельности всегда остается в центре внимания, имея универсальное значение. Поэтому человек был и остается объектом изучения, а понятиям «индивид», «личность», «характер», «темперамент», «воля», «эмоции», «сознание», «интеллект» и др. исследователи как и ранее уделяют сегодня столь же пристальное внимание. Осуществляя анализ психологических условий и практики совместной деятельности людей по созданию материальных и духовных ценностей, нуждающейся в организации и управлении, наука и практика выявляют все более интересные примеры, появляются рекомендации, направленные на практическое использование достижений психологии для оптимизации управленческих функций, деятельности институтов управления, учета социально-психологических факторов управления, предвидения социально-психологических последствий управленческих решений и действий.

Особую группу проблем при исследовании психологического содержания управления представляют психологические аспекты деятельности руководителя, его функциональные и личностные характеристики, социально-психологические вопросы отношения руководителя и подчиненных, взаимосвязи социально-психологических факторов и стиля деятельности руководителя. Другая группа проблем связана с социально-психологическими факторами стимулирования труда, развитием трудовой и общественной активности, творчества; третья – с психологией организации совместной деятельности, выработкой оптимальных форм общения в процессе коллективной работы; четвертая – с психологической совместимостью работников, которая важна как источник мотивации личности и достигается правильными действиями руководителя: учетом индивидуальных психологических характеристик и профессиональных качеств каждого работника; распределением и соединением в единое целое рабочих функций в соответствии со способностями и желанием каждого проявлять доверие, взаимопомощь и придерживаться единых мотивов совместной деятельности. Она, в свою очередь, проявляется только в конкретной организации в силу следования предлагаемым правилам, нормам и требованиям, что порождает сложнейшие психологические и социальные отношения между людьми.

Изучение личности в управленческих взаимодействиях – центральная проблема в такой прикладной отрасли науки как психология управления, которая основывается на соответствующих знаниях, получаемых наукой управления, а также достижениях иных наук. Это объясняется тем, что главным действующим лицом в управлении является человек со своими способностями, потребностями, компетенциями. Человек как индивид независимо от уровня его физического и психического здоровья, становясь личностью и всю жизнь отстаивая свою индивидуальность, не только остается объектом взаимодействия, но и занимается творческими преобразованиями, что особенно зримо ощущается в процессе управленческой деятельности.

Внимание исследователей всегда привлекало индивидуальное и общественное, биологическое и социальное в природе личности, уникальное и всеобщее в ее структуре, сознательное и бессознательное, внешнее и внутреннее в деятельности личности. Отсюда на протяжении многих десятилетий ученые выдвигали и выдвигают порой противоположные друг другу формулировки – тезисы и антитезисы. Это свидетельствует о том, что поиски сущности личности не прекращаются. Но большая часть психологов все же определяет личность как устойчивое, стабильное образование, имеющее системную организацию, одновременно соглашаясь с тем, что это «открытая система», а специалисты по управлению рассматривают личность в процессе управленческой деятельности в динамике, хотя это и весьма трудное занятие. [244] Личность есть общественное «лицо» конкретного человека, общественный образ людей, принадлежащих к какой-либо группе, классу и т. д. В этом плане сущность личности как общественного «лица» конкретного человека, находящегося в конкретной организации – его социальное качество, сформированное во взаимодействии с социальной средой (его мировоззрение, взятое в единстве с социальным поведением, а также общественный вес, влияние, косвенно оцениваемое его общественным положением) остается объектом внимания многих исследователей.

При структурном подходе теоретические конструкции в обла­сти психологии личности построены на ее индивидуальных при­знаках и характерологических особенностях (уровни тревожно­сти, ригидности и т. п.). В динамических теориях делается акцент на мотивационной стороне деятельности личности.

Для рассмотрения и усвоения личностного подхода с позиций общей психологии и современных данных важно уяснить сущность таких основных понятий, как че­ловек, индивид, личность.

Человек - родовое понятие, обозначающее общественное существо и высшую ступень жизни на земле. Человек обладает членораздельной речью и сознанием, способностью создавать орудия и использовать их в процессе труда, направленного на удовлетворение потребностей[245].

Человек взаимодействует с действительностью на различных уровнях и всегда находится под тем или иным управленческим воздействием. Особенности этого взаимодействия зафиксирова­ны в понятиях «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид (лат. individuum - неделимое) - единичное природ­ное существо, представитель биологического вида Homo sapi­ens (лат. - человек разумный); носитель индивидуальных свое­образных психофизических черт. Любой человек есть индивид независимо от уровня его физического и психического здоровья.

Однако индивид - это и единица общества (обезличенная). Постепенно входя в общество, индивид приобретает особое со­циальное качество и становится личностью.

Понятие «личность» характеризует человека как обществен­ное существо. С позиций общепсихологического подхода лич­ность есть не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания. Общепризнанно, к примеру, что личность руководите­ля, его характерологические особенности значительно влияют на уровень управленческих решений. Можно сказать, что для теории управления в исследовании личности главными остаются проблемы лидерства, руководства и выработки управленческих решений.

Отличительные психологические признаки личности: созна­ние, самосознание, саморегулирование, активность в деятельно­сти, индивидуальность.

С понятием «личность» тесно связаны ее проявления в процессе совместного труда: статус, роль, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, авторитет. Здесь личность рассматривается уже как объект межличностных отношений.

Понятием «индивидуальность» определяется своеобразие природного и социального, психики и личности человека, которое проявляется в особенностях темперамента, характера, способ­ностей, в специфике потребностей и интересов, познавательных и эмоционально-волевых процессов[246].

Индивидуальность человека - одна из сторон его личности. В управлении индивидуальность проявляется в стиле управле­ния, целеустремленности, четкой ориентации в жизни, лидерстве, способности к творческому решению задач.

Отметим, что личность воспринимает сама себя, знает и чув­ствует себя как «Я». Совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя как личность, как «Я», называют самосознанием личности, а сложившуюся в результате систему представлений о себе - «Я-образом».

«Я-образ» включает в себя три компонента:

познавательный (когнитивный) - представление о своих спо­собностях, внешности, социальном положении и пр.;

эмоционально-оценочный - самоуважение, самокритичность, самоунижение, себялюбие и т. п.;

поведенческий (волевой) - стремление повысить самооценку, уважение и т. д.[247]

«Я-образ» складывается первоначально в семье, а затем в процессе совместной трудовой деятельности, когда человек выделяет в других людях их особенности, качества и сопостав­ляет их со своими. В результате у него может сформироваться завышенная или заниженная самооценка -личностное суждение о собственной ценности.

Поиски сущности личности начались в далеком прошлом и не закончились по сей день. Первый известный трактат, с которого принято начинать историю психологии, был написан Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) и получил название «О душе». В нем древне­греческий философ впервые дал «функциональное» определе­ние души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма функции, суть и цель живого тела), обосновал свои идеи о трех «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой).

В отличие от первых двух разумная душа боже­ственна по происхождению и отделима от тела.

Учение Аристотеля стало основой для последующих научных исследований психики. Это были мировоззренческие теории анимизма (лат. anima - дух, душа, калька) и гилозоизма (греч. hyle - вещество, zoe - жизнь), общим для которых был их психо­логический корень - антропоморфизм (греч. antropos - человек, morphe - форма) - перенос на любое явление мира человече­ских свойств.

В XVII в. немецкий философ и психолог Христиан Вольф опу­бликовал работы, в которых изложил идеи «психологии способ­ностей», получившей позднее название «функциональная пси­хология», где предметом психологического исследования объяв­лялись функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении к среде, к практическим ситуациям. «Функцио­нальная психология» подчеркивала необходимость рассматри­вать целостный организм в единстве разума и тела, физического и психического[248], но оказалась неспособной выработать новые способы изучения сознания, и к началу 1920-х гг. ее существова­ние прекратилось.

Позднее теорию личности дополняли отечественные исследо­ватели (И. П. Павлов, К. М. Быков, Б. М. Теплов, Н. И. Рейнвальд, А. И. Щербаков, К. К. Платонов и др.). Их труды позволяют го­ворить о появлении следующих взглядов на личность: личность как профиль психических функций; личность как опыт человека; личность как темперамент и возраст; личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

В настоящее время главенствующими остаются две концеп­ции: личность как функциональная (ролевая) характеристика че­ловека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной роли че­ловека, фиксирует его внешнее поведение. Вторая интерпрети­рует личность как субъекта преобразования действительности, индивидуальное средоточие и выражение функций людей, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Основные составляющие личности: биогенетические задатки; воздействие социальных факторов (внутренняя и внешняя сре­да, условия, нормы, регулятивы); «Я» в этом случае выступает как психосоциальное ядро, внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, основа формирования социальных чувств, сущностный элемент структуры личности.

Установление сущности личности сопряжено с особыми трудностями и требует в первую очередь выяснения, что такое сущность.

Сущность (wesen) - категория вечного порядка, субстанцио­нальное ядро предметов и явлений, которое движет, но само не движется (Аристотель). Она есть причина самой себя и других (Гегель). Сущность скрыта в глубине явлений и бывает разного уровня и свойства. Сущность человека (как такового) отличается крайней общностью, а той или иной личности - специфичностью. Всякая личность - человек, но не всякий человек - личность. Че­ловек обладает способностью и возможностью стать личностью. И в этом - бесконечный процесс стремления к самоусовершен­ствованию[249]. Сущность есть врожденное, личность - приобретен­ное. Сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полно­стью. С изменением обстоятельств она может быть утрачена или повреждена. Нельзя жить без личности, одной сущностью. Они должны расти параллельно, и одна из них не должна перерастать другую. Случаи, когда сущность перерастает личность, имеют место среди необразованных людей. Они могут быть очень до­брыми, даже умными, но они редко бывают способны к развитию, открытому людям с более развитой личностью[250].

Эти представления о сущности личности в суфийской терми­нологии позволяют зримо ощутить глубинный смысл того, что личность - это инструмент взаимодействия человека с социумом, отражение общественных идеалов и ценностей в индивидуаль­ном бытии.

При всем многообразии подходов к пониманию личности тра­диционно выделяют следующие аспекты этой проблемы: 1) мно­гогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междис­циплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто суще­ствующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивиду­альности, исследуемых в рамках биологического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания[251].

Психологи продолжают размышлять о личности.

А. С. Арсеньев: Личность - это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свобод­но решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих дей­ствий. Личность - это конечно-бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для личности характерно осознание конфлик­та между моралью и нравственностью и первенство последней.

Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении личности.

Л. Т. Буркаяс: Личность - это человек, вставший на путь само­определения, преодолевший потребность искать опору во внеш­ней поддержке. У личности появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым пово­ротам своего жизненного пути. Личность перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание личности не мо­жет быть исчерпывающим.

При изучении личности ученые пришли к выводу, что она име­ет определенную структуру (взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение). Известный психолог К. К. Платонов в учении о личности описал такую структуру как динамическую, функциональную, основную, общую10 Динамическая (подвижная) потому, что качественно изменяется у каждой конкретной лично­сти на протяжении всей жизни. Функциональная в силу того, что все ее элементы не морфологичны, а функциональны. Основная потому, что кроме четырех подструктур включает еще характер и способности. Общая потому, что свойственна любой без исклю­чения личности (см. табл.1).

К. К. Платонов сформулировал также основные отличия со­ставляющих структуры личности, их значение (см. табл. 2).

В конечном счете структура личности у К. К. Платонова пред­ставлена четырьмя подструктурами: биологической (темпера­мент, возрастные особенности, половые различия); психологиче­ской (психические процессы, психологические особенности (ха­рактер, способности, чувства, эмоции, воля), социального опыта и направленности личности.

Эти исследования - мощная возможность выявить дополни­тельные психологические резервы личности и сделать их эффек­тивным элементом управленческой деятельности, потому что в сфере ее интереса присутствуют прежде всего темперамент, характер, способности, мировоззрение, формирующиеся под влиянием социального опыта, интересы и склонности, в немалой степени связанные с направленностью личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.