Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности




Таблица 1

Структурные составляющие     Сущность отличия   Отличия   На что ориентируют
Психические свойства Это психические явления, ставшие стойкими Более статичны по отношению к состояниям и процессам Свойства не формируются и не изменяются сразу, одномоментно. Следовательно: а) первоначально их можно только учитывать; б) для формирования и развития профессионально важных свойств личности требуются время и направленность воздействия
Психические состояния Это самостоятельная форма психических явлений, отличающихся от других относительной длительностью во времени при сохранении однородности Менее статичны по отношению к свойствам, но более статичны по отношению к процессам Состояния сиюминутны, ситуативны, изменяются мгновенно на противоположные. Следовательно: а) в управлении людьми через их состояния не требуется много времени, но: б) необходимо постоянное поддержание нужного состояния
Психические процессы Это форма психического явления, отличающаяся относительной однородностью психологической структуры при кратковременном протекании Наиболее динамичны по отношению к свойствам и состояниям Чрезвычайно динамичны, трудноразличимы, выражаются как самостоятельно, так и через свойства и состояния. Больше обусловлены биологически, но могут корректироваться через сознание личности

 

Темперамент – самая общая характеристика каждого человека, его нервной системы, которая накладывает ту или другую печать на всю его деятельность. Выделяя четыре типа темпераментов, И.П.Павлов справедливо считал, что такие обобщения могут быть использованы при изучении индивидуальности: слабые соответствуют меланхоликам, сильные неуравновешенные (возбудимые) – холерикам, а сильные уравновешенные – флегматикам и сангвиникам. Последние разнятся внешним поведени­ем: одни солидные, другие - подвижные.

Умным или глупым, честным или нечестным, добрым или злым, талантливым или бестолковым может быть человек с любым тем­пераментом. Да и каждый темперамент имеет и положительные, и отрицательные стороны. И хотя это одно из устойчивых психи­ческих свойств личности, психология управления позволяет его корректировать. Руководителю важно не только уметь использо­вать в управленческой практике ценные свойства темпераментов своих подчиненных, но и учить их владеть своим темпераментом, да и самому постоянно работать над собой. Иначе возникают проблемы, которые приводят к конфликтам, скоропалительным управленческим решениям и т. п. К примеру, холерический тем­перамент может сделать человека несдержанным, резким с со­трудниками, склонным к постоянным проявлениям негативных эмоций. Сангвинический темперамент иной раз приводит к легко­мысленному отношению к своим функциональным обязанностям. При меланхолическом темпераменте человек бывает чрезмерно замкнут, излишне застенчив. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, нетворческим, безучастным к делам коллектива и самому себе.

Естественно, темпераментов в «чистом виде» не существует, в управленческой практике и повседневной жизни мы обычно на­блюдаем самые различные их сочетания.

Характер - это своеобразная «печать», наложенная на лич­ность. Если темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим, то в отношении характера эти определения употребля­ются постоянно.

По чертам характера можно определить отношение человека к другим людям, к труду и его результатам, к самому себе. При­чем одни черты характера, особенно при работе в организации, оцениваются положительно (честность, добросовестность, тру­долюбие, творчество, инициативность, дисциплинированность, скромность), а другие - резко отрицательно (угодничество, лжи­вость, беспринципность, халатность, мздоимство, трусость и др.). И все же нет характера, который нельзя изменить. В зависимости от развития волевых черт характера (в том числе) осуществляют­ся подбор и расстановка кадров на руководящие должности. Ру­ководитель должен обладать волей, мужеством, настойчивостью в принятии управленческих решений, особенно в условиях высо­кой неопределенности и риска.

Таблица 2

Необходимые уровни подсознания Социально-психологический Психолого-педагогический Индивидуально-психологический Психофизиологический, нейро-психологический
Специфические формирования   Воспитание   Обучение   Упражнение Тренировка (повторение)
Основные связи С активностью Через склонности и убеждения Через волевые навыки Через эмоции и волю Через силу и подвижность нервных процессов
  С потребностями Через отражение социальной нужды Через привычки Через нужду личности Через биологическую нужду
    С сознанием В основном осознание будущего Необходимость осознания Осознание настоящего   Только стиль осознания
  С отражением Отношение к отраженному на основе опыта Содержание формы отражения Формы психического отражения Механизмы психического отражения
Сочетание социального и биологического Биологического почти нет Больше социального Больше социального Социального почти нет
Подструктура уровней Убеждение, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания Привычки, умения, знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, память, эмоции Темперамент, половые, возрастные патологически и фармакологически обусловленные свойства
Краткое название уровня   Направленность   Опыт   Психические процессы Биопсихические свойства
  Способности
  Характер

Способности - это индивидуально-психологические особен­ности, отличающие одного человека от другого. Они тесно взаи­модействуют с характером. Существует два варианта классифи­кации способностей: 1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные11

Для управленческой деятельности очень важны организатор­ские способности.

Мировоззрение - это комплекс обобщенных представлений (взглядов) личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе12.

Мировоззрение формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии, по мере своего само­определения.

В интересах и склонностях выражается направленность лич­ности. Между понятиями «интерес» и «склонность» имеются не­которые различия. Интерес есть направленность на определен­ный предмет, склонность - направленность на занятие опреде­ленной деятельностью13.

Интерес всегда выступает важнейшей побудительной силой в приобретении знаний, продвижении по службе, расширении кру­гозора, обогащении психической жизни... в чем угодно. Он есть потребностное отношение или мотивационное состояние, побуж­дающее к познавательной деятельности и личностному развитию.

Склонность к управленческой деятельности может возник­нуть, когда у человека есть стремление постичь всю сложность управленческих отношений. Эти отношения проявляются как психологические (хотя этим не исчерпываются), поскольку в их рамках происходят волевое воздействие на психику, обращение к личности со всем сложным комплексом ее интересов, эмоций, особенностями мышления; темперамента, характера.

Словом «личность» сначала обозначали маску, которую на­девал актер (лат. - персона, древнерус. - личина), а затем - са­мого актера и его роль: личность царя, отца, обвинителя и т. д. В дальнейшем понятие «личность» было распространено и на внутреннюю сущность человека. В психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляет­ся развитие общества.

Подлинными основаниями и движущей силой выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляются движение личности в мире людей, приобщение к ее культуре.

Мы живем в мире, где роль личности постоянно возрастает, особенно в сфере экономики, а наиболее быстрыми темпами увеличивается интеллектуальная составляющая в любом виде деятельности. Люди, способные к творчеству, уже не могут обхо­диться без уважительного отношения к себе не только в контексте коммуникаций, но и в оплате труда.

Идеально устроенный и абсолютно индивидуальный челове­ческий мозг значительно превосходит все средства производства индустриального типа производства - сырье, рабочую силу и ка­питал. В современных компаниях не обнаружить успех, который базировался бы исключительно на мускульной силе ее рабочих. Пройдет еще немного времени, и лучшим кандидатом на должность станет профессионал, который обходится для организации дорого.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.