Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала тяжести стрессов




Таблица 1

Смерть супруга  
Развод  
Проблемы, связанные с разделом имущества  
Смерть близкого члена семьи  
Судебный приговор  
Болезнь или травма  
Женитьба (замужество)  
Потеря работы  
Выход на пенсию  
Проблемы со здоровьем в семье  
Беременность  
Сексуальные проблемы  
Серьезные проблемы на работе  
Финансовые проблемы  
Смерть близкого друга  
Супружеские ссоры  
Проблемы, связанные с налогами  
Натянутые отношения с родственниками супруга  
Эмоциональное напряжение, вызванное личными достижениями  
Возвращение жены на работу (уход с работы)  
Начало (прекращение) учебы  
Изменение уровня жизни  
Трудности во взаимоотношениях с начальством  
Перемена места жительства  
Изменение в режиме отдыха  
Менее тесное общение с семьей  
Изменение режима питания  

 

Американские психологи Холмс и Рейх,[269] проводившие исследование по заказу ВМС США, составили шкалу тяжести стрессов (таб. 1). Согласно их исследованиям, вероятность заболеваний моряков повышалась, если на протяжении шести месяцев до этого с ними происходило какое-либо стрессовое событие. Для каждого события определялась степень тяжести. Чем больше баллов набирает человек, тем более вероятно появление каких-либо нарушений в функционировании организма.

Если систематизировать стрессоры, действующие на работников по месту нахождения, то можно выделить две большие группы причин.

В первую группу входят причины, находящиеся вне организации. К ним можно отнести изменения в обществе, ситуацию в семье, здоровье человека.

Вторую группу причин стресса работников составляют стрессоры, связанные с организацией. К ним относятся:

· административная политика и стратегия: сокращение штатов, сменная работа, бюрократические правила, передовая технология;

· организационное проектирование и структура: централизация и формализация, специализация, неопределенность ролей, конфликты, отсутствие карьерных возможностей;

· организационные процессы: жесткий контроль, отсутствие обратной связи, централизованное принятие решений, система наказаний;

· условия труда: теснота, шум, жара или холод, запахи, плохое освещение, физические или умственные напряжение, несоблюдение мер безопасности.

Среди внутриорганизационных стрессоров можно выделить и так называемые групповые, то есть связанные с членством человека в определенной производственной группе. Причиной стресса человека в группе может быть отсутствие групповой сплоченности, отсутствие взаимной поддержки, наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов.

Воздействие стрессоров создает для человека стрессовую ситуацию как сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Стрессовая ситуация может представлять собой не только действительную опасность, но и угрозы и символы опасности. Стрессовая ситуация складывается из стрессовых эпизодов последовательности «ситуация-поведение» или «ситуация-действие».

Структура стрессовой ситуации может быть представлена последовательностью ее элементов:

· осознание стрессора и его оценка;

· нарушение гомеостаза, связанные со стрессом эмоции и процессы познания;

· адаптивная реакция на стресс;

· результат адаптации и новая оценка ситуации.

Стрессовая ситуация имеет объективную и субъективную составляющую. Объективной стороной стресса может быть утрата — устранение желаемого источника вознаграждения или позитивного подкрепления (например, прекращение взаимоотношений) или наказание — возникновение неприятной ситуации (например, авария или болезнь).

Субъективная сторона стрессовой ситуации представляет собой индивидуальную оценку индивидом стрессового события и может по интенсивности не совпадать с объективной стороной. Реакция людей на идентичные стрессовые ситуации может быть совершенно различна, предсказать ее последствия сложно. Каждую стрессовую ситуацию можно оценить по нескольким параметрам (Таб. 2), которые имеют объективное и субъективное содержание.

Поведение людей в стрессовой ситуации определяется множеством факторов. Главным опосредующим фактором со стороны индивида является процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения. Среди других факторов выделяются качества стрессора, личностные свойства, компетентность в преодолении нагрузок, социальные факторы. Все эти факторы могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, влиять на ее тип, длительность и интенсивность.

В процессе управленческой практики выявлено, что наибольшее влияние на реакцию индивида в стрессовой ситуации оказывают следующие свойства личности:

· эмоциональная стабильность;

· душевное здоровье — способность справляться с внутренними и внешними требованиями;

· уровень враждебности, гнева;

· стиль психологической защиты;

· выносливость — комплексная система убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которая поддерживает человека в его взаимодействии со стрессовыми событиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.