Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки демократического стиля руководства




Основные черты авторитарного стиля руководства.

Принятие решений как важнейшая функция руководителя

Основа руководства любой целенаправленной, сознательной и организованной деятельностью - подготовка, выработка и реализация решения. Принятие решений - это неотъемлемый и доминирующий процесс при осуществлении любой из отдельных функций управления. И качеством стратегических и текущих решений, принимаемых руководителем, определяется уровень развития организации и степень ее выживаемости.

На всех стадиях управления принимаются управленческие решения. Одним из показателей эффективности деятельности руководителя является его способность принимать правильные решения. Решения принимаются при исполнении всех функций управления (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль).

Принятие решений - это выбор альтернативы для достижения поставленных целей.

Процесс принятия решений вкл. след. стадии:

1. Выработка и постановка цели, т.е. формулировка проблемы

2. Изучение проблемы

3. Выбор и обоснование критериев эффективности и возм-х последствий принимаемых решений

4. Рассмотрение вариантов решения

5. Выбор и окончательная формулировка решений

6. Принятие решения

7. Доведения решения до исполнителей, орг-ия выполнения

8. Анализ и контроль выполнения решения

47. Понятия «руководства» и «лидерства», особенности этих форм воздействия.

Руководство – это интеллектуальная и физ. деят-ть с целью выполнения починенными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство – это процесс, с помощью к-го один ч-к оказывает влияние на др. ч-ка или группу.

В псих-х исследованиях рассм-т 3 типа лидеров: вожак, лидер и ситуативный лидер. Вожак – это самый авторитарный член группы, обладает даром внушения и убеждения. М. влиять на членов группы словом, жестом, взглядом.

Лидер – отличительной особенностью от вожака явл-ся то, что он пользуется меньшим авторитетом, чем вожак, побуждает к действию не только внушением и побуждением, но и личным примером.

Ситуативный лидер – это носитель личностных качеств, имеющих значение только в какой-то конкретной ситуации.

Лидеры м. обладать формальным и неформальным статусом. Формальный лидер – это рук-ль, а неформальный лидер – это деловой, эмоциональный, авторитарный, демократичный, позитивный, негативный и т.д. член группы. Рук-ли направляет и координирует деят-ть исполнителей, к-ые д. ему подчиняться в обяз. порядке.

Своеобразие личности как субъекта управления проявляется и в стилях руководства Наиболее простой и наглядной является типология К.Левина, который выделял авторитарный, демократический и нейтральный стили управления. Отличают эти стили такие параметры как: характер принятия решения, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций. Но главное отличие заключается в предпочитаемых методах управления.

Авторитарный стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя и доминированием единовластия. Дела в группе планируются руководителем заранее. Руководитель единолично принимает и отменяет решения. Авторитарный руководитель всегда очень жестко определяет деятельность подчиненных, и строго контролирует их работу.

Инициатива сотрудников не поощряется. Подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации. Требователен к четкости выполнения его указаний, не поощряет формирование отношений между подчиненными. Отсутствие структурированных отношений приводит к тому, что зачастую подчиненные не ведают цели, которая известна одному руководителю, поэтому их деятельность может носить неосмысленный, имитационный характер.

Основным механизмом воздействия при авторитарном стиле является внушение, а формой воздействия выступает приказ или распоряжение. Ориентация на формальные способы воздействия приводит к тому, что среди подчиненных при авторитарном стиле нарастает напряжение, конфликтность. Вообще голос руководителя всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается.

Для авторитарного руководителя характерно: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цепи, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.

Своеобразие личности как субъекта управления проявляется и в стилях руководства Наиболее простой и наглядной является типология К.Левина, который выделял авторитарный, демократический и нейтральный стили управления. Отличают эти стили такие параметры как: характер принятия решения, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций. Но главное отличие заключается в предпочитаемых методах управления.

При демократическом управлении практикуется делегирование функций и полномочий от руководителей подчиненным.

Принимая решение, руководитель консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие в выработке решении. Подчиненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициатива с их стороны всячески стимулируется.

Демократический стиль предполагает распределение функций между членами группы и распределение связанной с ними ответственности. Руководитель, практикующий демократический стиль, ориентирован на убеждение как основной механизм воздействия, а в качестве основной формы воздействия используются групповые процедуры (собрания и совещания). Ему присуще определенное распределение полномочий между руководителем и подчиненными. К подчиненным чаще обращается с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты подчиненных. Требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае, старается таковым быть. В общении всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда деятельность

осуществляется в стандартных условиях, поэтому и возможно применить алгоритмы обсуждения и группового принятия решений. В нестандартных условиях демократический стиль может оказаться неэффективным, так как для осуществления всех необходимых процедур не хватит времени или в эти процедуры будут вовлечены не те люди, чье мнение в изменившейся ситуации окажется решающим.

Для данного стиля характерно: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.

49. Концепция «управленческой решётки» и выделяемые на её основе типы руководителей: пессимист, либерал, диктатор и др.

Управленческая решетка Блейка и Мутона. Они предложили измерять эффективность любой управленческой деятельности двумя «мерами»: степенью внимания к производству, что предполагает отношение руководителя к широкому кругу вопросов, касающихся эффективности принимаемых решений, подбора кадров, организации людей и производственного процесса, объема и качества выпускаемой продукции; степенью внимания к людям (забота о людях). Здесь подразумевается обеспечение личного участия работников в процессе достижения цепей, поддержка их самоуважения, ответственности, создание хороших условий труда и благоприятных межличностных отношений.

В зависимости от сочетания этих факторов авторы описали пять типов руководителей:

Пессимист. Стиль руководства примитивный — «страх перед бедностью». Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

Либерал. Стиль руководства социальный «дом отдыха». Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, а уровень удовлетворения трудом очень высок. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, вследствие чего страдает производство.

Диктатор. Руководство авторитарное. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, отсутствуют обратная связь и взаимопонимание.

Манипулятор. Стиль руководства производственно-социальный. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, основа для эффективного управления. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего, как и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

Организатор. Стиль руководства командный. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность.

48. «Коучинг» как стиль управления, его основные задачи и методы.

В последнее появилась потребность в выделении такого стиля управления как коучинг. Существует несколько версий происхождения этого термина:

Coaching: 1)тренировать, подготавливать к экзамену или состязаниям;2) наставлять, тренировать.

Как стиль управления коучинг — это искусство облегчении достижения результата, процесса обучения и личностного развития другого человека, поддерживающее отношение к подчиненному, при котором делается основной акцент на том, чтобы он достигал своих целей самостоятельно, решая стоящие перед ним проблемы и добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей.

Коучинг - вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение профессиональной эффективности. Он направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.