КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 16 страница. следняя записывается «в истинные», а подсознание пытает-,
следняя записывается «в истинные», а подсознание пытает-, ся «определить истинность» уже части информационной установки № 3. Следом следует нейтральная информация №4 — и процесс повторяется заново. Особенность этого приема в том, что смешение ней- тральной и манипулятивной информации сбивает логиче- ское восприятие жертвы манипуляции со спокойного и по- следовательного ритма, не дает ему трезво осмыслить по- лученную информацию. И «оперативное мышление», и подсознание часто просто не успевают угнаться за измене- ниями подачи информации. Внешне все выглядит вполне благопристойно и жертва манипуляции зачастую даже не подозревает, что ею манипулируют. Указанная методика используется как для «демониза- ции» предмета манипуляции, так и для его «обеления». Оба
случая характерны и для локальных, и для сложных вариан- тов использования, например — в крупномасштабных рек- ламных (коммерческих и политических) информационных проектах. Данный вид манипуляции относится к наиболее эф- фективным и противодействовать ему какими-либо опре- деленными средствами крайне сложно. Оптимальным для контрманипуляции, в данном случае, можно считать хоро- шее знание предмета манипуляции реципиентом, что позво- лит последнему, пусть даже не заметив манипуляции, в ко- нечном итоге воздержаться от выводов, навязываемых ма- нипулятором. Так же достаточно эффективной может стать практика четкого определения обсуждаемого вопроса (предмета ма- нипуляции) реципиентом. В этом случае он может, заметив, что обсуждение выглядит явно непоследовательным, нечет- ким и путаным, на основании этого понимания прийти к вы- воду, что в здесь имеет место манипуляция. Отметим еще один вариант использования «троянско- го коня». Иногда в информационном носителе (статье, пере- даче и др.) обсуждается не предмет манипуляции, а посто- ронняя тема. Предмет манипуляции упоминается косвенно, например, в виде уточняющих фактов или доказательств. Манипулятор (в случае «демонизации») проводит свою ин- формационную установку попутно (указывая на недостатки предмета), в виде доказательства обсуждаемой темы, кото- рая может не иметь к предмету манипуляции прямого от- ношения. Из-за того, что «обсуждается» иная тема, жертва манипуляции может не заподозрить подвоха и, вниматель- но приглядываясь к «обсуждению» ничего не значащей ин- формации, принять информационную установку манипуля- тора о предмете манипуляции, который упоминался косвен- но, но в неизменно отрицательном значении. Очень часто эта разновидность приема «троянский конь» используется вместе с приемом «приведенный вывод» (9), ко- гда упоминание манипулятором отрицательных качеств пред- мета манипуляции в виде доказательства посторонней ин- формации, должно привести жертву манипуляции к выводу, что предмет манипуляции действительно плох.
Обратный механизм возможен при косвенном «обеле- нии» предмета манипуляции. Этот прием манипуляции рассчитан на постепенное внедрение и закрепление в сознании жертвы необходимой манипулятору информационной установки.
Как пример «демонизации» чего- или кого-либо с по- мощью «троянского коня», можно привести несколько ин- формационных кампаний нынешних антисоветских-либе- ральных сил. Многие помнят истории перестроечного периода о том, как Жданов и все руководство обороной Ленинграда в годы войны «ело ананасы, пирожные, нежилось в бассейнах и пре- давалось разврату в секретных бомбоубежищах» — в то вре- мя, когда защитники города погибали от голода, холода, не- мецко-фашистских бомбежек и обстрелов. Убедить людей, что «такое было на самом деле», в одной передаче или статье было невозможно. Во-первых, нет и до сих пор не найдено никаких тому подтверждений. А во-вто- рых, большинство людей в подобные байки просто не по- верило бы. Поэтому манипуляторы и пятнадцать лет назад, и сегодня систематически, постоянно упоминают об этих «известных фактах». Подобное утверждение появлялось, на- пример, в кинофильме о наемном убийце (главный «герой», ставший киллером уже «при демократах» из-за «жестокой тоталитарной советской системы», рассказывает эти жуткие истории «из своего детства» своей девушке — подставной проститутке), или об этом вскользь рассказывалось в ста- тье, то об этом вспоминает какой-нибудь очередной Яков- лев, Сванидзе, Радзинский или Разумовский... Постоянное напоминание об этих фактах, вкупе со все новыми и новыми подробностями (ели ананасы — эклеры — буше — лангустов, купались в ванных — джакузи — бас- сейнах и т. п., использовали для сексуальных утех молодых комсомолок — пионерок — просто несчастных девочек, чьи родители умерли от голода) создает привыкание. Люди на- чинает понемногу воспринимать эту выдуманную еще нем- цами в период блокады для деморализации жителей и за-
щитников города информацию как истинную. Ведь одина- ковые данные, поступающие из различных «независимых» источников, воспринимаются сознанием и подсознанием че- ловека как достоверные и «перепроверенные». Однако вся эта «перепроверенность» ложна, так как ис- точник и заказчик у такой информации один и тот же. Этот пример одновременно является примером прие- ма 10 — использование допущений в качестве аргументации, приема 11.1 — эксплуатация существующих мифов и прие- ма 18.2 — ложь историческая. Ведь реально никто доказать эти утверждения не может — все они основаны на принци- пе ОБС («одна бабка сказала»). Точно так же происходила манипуляция сознанием в случае с «рекламой» «многомиллионных репрессий», и при описании «неэффективности советского сельского хозяйст- ва», и во многих иных случаях. Правда, в этом случае опре- делить манипулирование проще: по части «многомиллион- ных репрессий» имеются достаточно точные данные. С 1924 по 1954 год вынесено менее 640 тысяч смертных пригово- ров, причем отнюдь не все из них приведены в исполнение. А «затратность» и «неэффективность» советского сельско- го хозяйства можно понять, сравнив вложенные средства к полученной продукции (реальной прибыли) и оценив уро- вень питания основной части населения СССР в 70-80-х го- дах прошлого века и в России сегодня. Неплохим примером простой техники исполнения «троянского коня» может служить передача «Однако», эфир 29 января 2004 года. Основной идеей передачи было обеспе- чить рекламу Путина и навязывать утверждение (26), что «вы- боры все-таки честные — вона скока кандидатов привалило!». Аргументации специально почти никакой нет, и в начале пе- редачи даже начинает казаться, что это всего лишь обычная, достаточно шаблонная, пропаганда «честных» выборов. Но потом Леонтьев делает просто талантливый ход. Он внезапно и без особой логической связки начинает поли- вать грязью «либералов — всех этих прозападных общече- ловеков» (высказывание приведено дословно). Затем идет полоскание в грязи США, глобализации, «открытости эко-
номики» (Леонтьев вообще балансировал на грани призыва к разумной закрытости экономики а-ля СССР), Христенко, который «все это» отстаивает, и пр. Смысл такого резкого и неожиданного пируэта в том, что вначале аудитории вбрасы- вается важное для Леонтьева и весьма спорное, приводимое БЕЗ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, утверждение. Потом наваливается куча «резких», «прямых» и «острых», ни у кого сегодня не вызывающих сомнений, утверждений. Люди принимают их на веру, изумленные услышанным, и в их подсознание про- таскивается (вернее, теперь уже не отвергается подсознани- ем) то, что было сказано вначале: про «честность» предстоя- щих выборов. Идея-вирус вброшена, дело сделано. Вместе с верными и правильными утверждениями, в подсознание аудитории введены и те, что вначале вызывали однознач- ное неприятие. В конце передачи Леонтьев опять невнятно упоминает про «верный выбор, который нужно сделать» и который наше общество таки сделало. Этим подкрепляется первое утверждение, сделанное в самом начале. Разнесенные в на- чало и в конец передачи, разделенные резким заявлением о «либералах — прозападных общечеловеках», утверждения о «честности» прошедших выборов усваиваются аудиторией вместе с этими воинственными воплями. Данный прием — разновидность «прицепа» (14.4). Однако сегментированное внедрение главного утверждения («выборы были честны- ми») все же характеризует эту передачу как фрагментиро- ванное внедрение необходимой информации между инфор- мацией нейтральной/истинной, то есть «троянский конь». Более сложный пример «демонизации» с помощью «троянского коня» был продемонстрирован Сванидзе в его передаче «Исторические хроники, 1907 год», посвященной А. М. Горькому. Эту передачу следует признать мастерской в технологии манипуляции. Одна из важнейших задач Сванидзе состояла в том, что- бы убедить зрителя: Горький продался нечистой силе — Со- ветской власти. Так как Горький являлся одним из символов Советской власти, негативизация этого символа работала на
негативизацию всего образа Советской власти (негативиза- ция как разрушение, 4.1). Для этого была использована любопытная и оригиналь- ная схема манипуляции. С одной стороны, в ходе всей передачи постоянно упо- миналась моральная слабость Горького. Вот как Сванидзе показывает ущербность Горького в детстве: «А в юности на Алешу Пешкова девушки не обращают ровным счетом никакого внимания». И уже через короткое время демонстрирует его сентиментальность (и, следова- тельно, слабость) наряду с жадностью: «Горький заступается за блестящих русских интеллигентов. Помогает им вполне ма- териально картошкой, валенками, тулупами. У него есть воз- можность оказывать эту бесценную помощь. Он не только из- вестный писатель, но и часть новой власти. При этом, помогая своим братьям-интеллигентам правой рукой, левой он скупа- ет у них, голодающих и замерзающих, художественные ценно- сти. Вместе с Андреевой он основывает оценочно-антиквар- ную комиссию (OAK). Горький — председатель, Андреева — комиссар. Вроде бы семейный бизнес».
Чуть позднее: «21-го умирает А. Блок, и тогда он [Горь- кий] соглашается на отъезд». Отъезд Горького Сванидзе ставит в прямую зависимость от смерти Блока. Почему и как, не поясняется, но у зрителя остается смутное ощуще- ние, что Горький испугался за свою жизнь. Вот, дескать, ка- кой слабый и трусливый... Еще позднее: «Едва приехав в Германию, Горький жалуется Ленину, что все чертовски дорого. Ленин предлагает такой вариант: пар- тия приобретает у Горького авторские права на его книги и так оплачивает его жизнь за границей. Деньги идут и после смерти Ленина. Порциями. Их приходится просить и отраба- тывать лояльностью». Здесь Сванидзе показывает: ради денег Горький готов был на все — даже на лояльность к большевикам (в других
местах передачи указывается, что «Горький большевиков не- навидел»). А вот как Сванидзе описывает поездку Горького на его малую родину, Волгу: «.Писатель, как всегда, плакал». То есть, по утверждению манипулятора, «плакал» он «всегда». А «всегда» плачут только слабые люди (здесь мы видим еще и приведенный вывод — прием 9). И, наконец: «После последней встречи с Алексеем Максимовичем в Москве большой его друг прославленный французский писа- тель Ромен Ролан в своем дневнике поставил диагноз Горь- кому: «Он слаб, он очень слабый человек. Мне кажется, что, если бы нас оставили наедине, он обнял бы меня и долго мол- ча рыдал».
Теперь становится понятно, к чему клонил Сванидзе. Оказывается, Горький — просто слабый человек (в этом случае мы видим еще и паразитирование на авторитете Р. Роллана, действительно выдающегося и талантливого чело- века — прием 7.2). В подтверждение своей версии о «сла- бости» и «продажности» Горького, Сванидзе использует вы- сказывания режиссера Сокурова и поэта-путешественника Евтушенко (того самого, которого «фамилия Россия, а Ев- тушенко — псевдоним»)
Сокуров: «Горький был глубоко пронизан, ранен партий- ностью так же, как Эйзенштейн, например. Они все были смер- тельно ранены партийностью» (тут также паразитирование на авторитете С. Эйзенштейна). Евтушенко: «Заметьте, что Горький пророчески написал великий образ Клима Самгина, интеллигента-ренегата, кото- рый сначала, будучи либералом, потом становится осведоми- телем». Сванидзе заканчивает проведение в сознание аудитории установки на «слабость» и «продажность» Горького. Теперь он «укрепляет» мысль-ассоциацию о «нечистом» (в неиз-
менной связи с именем А. М. Горького), словно бы случай- но периодически напоминая о нем: «Горький читает ко- роткую сказку, и Сталин на последней странице пишет: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побежда- ет смерть)» («Фауст» Гете в первую очередь рефлекторно ассоциируется у аудитории с Мефистофелем, с Сатаной, с продажей души — что и нужно манипулятору, прием 6 — перенос значения):
«Без охраны он [Горький] случайно оказывается в фойе соловецкого театра (было в лагере и такое). Стоит лицом к сцене, руки за спину. В эти руки заключенные вкладывают за- писки. Он перекладывает их в карманы пиджака. Потом скла- дывает в чемодан, а чемодан пропадает. Когда находится, в нем только коробка с пеплом».
Необходимо пояснение: театр, пепел, мрачное и зло- вещее «чудо», попахивающее серой — это все атрибуты не просто сатаны, а именно театрального сатаны, наиболее зна- комого интеллигенции, на которую и рассчитаны передачи Сванидзе. Это также перенос значения, прием 6. И, наконец, финальное:
«И за это он должен был отдать даже не душу, как Фауст, а всего лишь слова и поступки».
Зрителю окончательно навязывается мысль, что сотруд- ничество Горького с советской властью было равносильно сделке с Сатаной, с Мефистофелем. Конфликт «художник и власть», поднятый авторами передачи, принимает характер вечного противостояния добра и зла. Перед этим Сванидзе постоянно подчеркивал скадерность Горького, его любовь к славе, гонорарам, деньгам и комфорту. С другой сторо- ны, на протяжении всей передачи большевики выставля- ются просто-таки чудовищами, мерзавцами, которые могут взять, но отдавать не будут или вместо денег подсунут че- репки и золу...
В финале передачи воедино соединяется несколько ин- формационных линий-установок («жадность» Горького, «дьявольская сущность» большевиков, назойливое напоми- нание о Фаусте и Мефистофеле) — и мы получаем результат, к которому стремился Сванидзе: Горький продал душу дья- волу (Советам) за деньги (тиражи, гонорары и пр.). Эффективность манипуляции обеспечивалась тем, что на протяжении всей передачи Сванидзе регулярно резко бросал обсуждение с одной темы (собственно Горький) на другую (большевики, Сталин, Ленин и т. п.). Необходимая манипулятору информация внедрялась постепенно, но неук- лонно. И, следует признать, умело, даже талантливо. Пример «обеления» предмета манипуляции через ис- пользование «троянского коня» можно увидеть в информа- ционных кампаниях начального периода «реформ», когда проводилась скрытая реклама США, капитализма, запад- ных ценностей. Упоминания о «промышленно развитом за- падном мире», о преимуществах рыночной экономики перед плановой приводились в СМИ (в статьях, передачах и высту- плениях отдельных лиц) регулярно. Но они были отделены друг от друга другими потоками информации, окружающи- ми человека в современном мире. Причем начиналось с ма- лого: что конкуренция эффективна и повышает качество то- варов, что безработица стимулирует высокую культуру труда и т.п. Постепенно «градус повышался»: делались заявления, что «и нам так же неплохо бы сделать», «нужно вводить эле- менты рыночной экономики», «нечего нам с США соперни- чать — мы же так многому можем у них научиться». Разнесенная по времени принятия каждым конкретным человеком (но неуклонно повторяемая) информация приоб- рела характер непреложной истины. И население в значи- тельной части свято уверовало: капитализм в предлагаемом варианте — самое хорошее, что только может быть, США — оплот демократии и рай земной, а наша страна никуда не годна, отсталая и достойна полной перестройки. Эффектив- ность этой манипуляции оказалась столь высокой, что мно- гие до сих пор продолжают придерживаться таких взглядов. Правда, количество их неуклонно снижается — жизнь опро- вергает манипуляцию.
Еще одним примером подобной фрагментарной мани- пуляции может служить частный случай, когда вроде бы об- суждается посторонняя тема, но на самом деле информаци- онный удар наносится по главному предмету манипуляции. Собственно, такой прием является обратной версией кос- венной негативизации как разрушения (4.2). Только вместо разрушения в данном случае используется обеление. Подобным образом, к примеру, были построены статьи, выходившие в середине 90-х годов, касающиеся вопросов экологии и «развития культуры в современном мире». В обо- их случаях в качестве примеров приводился, среди прочих, СССР — разумеется, с отрицательным подтекстом. Напри- мер, в «экологической» статье рассказывалось, как произ- водство вооружений и в первую очередь ядерного оружия в СССР разрушало экологию. Утверждения эти были разнесе- ны по всей статье и не носили характера главного предме- та обсуждения. В этой же статье «между прочим» упомина- лось, что в США все вредные производства были построены с таким расчетом, чтобы не загрязнять окружающую среду. Несколько подобных упоминаний, разнесенные в «теле ста- тьи», работали на идеализацию имиджа США, создавая еще один пример «троянского коня». В другой статье рассказывалось, что развитие культуры в современном обществе невозможно без развития «гармо- ничной и свободной личности». Далее, в нескольких мес- тах, вроде бы независимо друг от друга, рассказывалось, как в «тоталитарных обществах» (про СССР упоминалось два раза из пяти) подавлялась «свобода личности» и, соответ- ственно, такая «подавленная личность» не могла развивать культуру. Вроде бы разговор шел о культуре (причем не в СССР, а «вообще»), но систематическое приведение подоб- ных примеров наносило серьезный вред имиджу Советского Союза и самому социалистическому устройству общества. В более простых формах фрагментированная подача ин- формации иногда встречается в коммерческой и иной рекла- ме (важно знать, что реклама является разновидностью ма- нипуляции сознанием). Например, в последние годы стали популярными «сегментные» рекламные кампании. Имидж
рекламируемого объекта (например, автомобиля), разбива- ется на несколько составных элементов: «комфорт» — «ско- рость» — «безопасность» — «все в одном ключе» (рекла- ма «Chevrolet Blazer»). Вдоль магистралей устанавливаются рекламные щиты с надписями — элементами «фирменно- го стиля», по отдельности, но с одинаковым узнаваемым шрифтом и в одинаковом дизайне, без объяснения, о чем собственно идет речь. Через некоторое время, когда потребитель рекламы уже достаточно заинтригован и сам хочет понять — кто же это тратит столько денег на рекламу отдельных слов? — появ- ляются рекламоносители, связывающие эти разрозненные элементы воедино и «привязывающие» их к рекламируемо- му объекту. Повышается эффективность рекламы, особен- но — учитывая, что рекламное продвижение объекта (авто- мобиля) идет и в СМИ, и по иным каналам. Аналогичные рекламные кампании проводились при продвижении брен- дов «Текила» и сотовой сети «Скайлинк».
Раздел 13 НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ (ОБОБЩЕНИЕ)
Краткое описание Навешивание ярлыков, или обобщение каких-либо ка- честв, применительно к конкретной личности, общности или к историческому явлению, является простым и доста- точно эффективным приемом манипуляции. Некоторые качества (особенности), не свойственные предмету манипуляции вообще или свойственные в незна- чительной степени, гипертрофируются. По утверждению манипулятора, предмет манипуляции становится чуть ли не воплощением, олицетворением этих качеств. Задача манипу- лятора — заставить реципиента поверить, что именно такие свойства присущи предмету манипуляции, что они являют- ся для него определяющими и главными. А все противопо- ложные по значению ему не свойственны вообще (чаще до- казывается, что «противоположные» качества являются для предмета манипуляции просто-таки невозможными, немыс- лимыми и недопустимыми).
13.1. Навешивание отрицательных ярлыков («Демонизация») Подробное описание В рассматриваемом случае предмету манипуляции при- писываются некие ужасные, чудовищные качества или по- ступки. Затем манипулятор объявляет, что именно эти пло-
хие качества свойственны данному предмету и полностью определяют его характер. И наоборот: никакие хорошие, положительные и добрые качества рассматриваемому предмету манипуляции не толь- ко не свойственны, но и чужды. А если «что-то там» хоро- шее у него и было — это крайне редкая частность, исчезаю- щее малая величина или просто ложь, маскировка («чтобы прикинуться хорошим»). В результате перед реципиентом предстает образ некоего чудища, монстра, которому не ме- сто на Земле и которое нужно без сожаления уничтожить («демона»). Манипулятор ставит своей целью доказать, что жалость, сострадание, поиск положительных качеств в данном предме- те манипуляции не имеют смысла и просто опасны — нужно поскорее этого «демона» стереть в порошок, разрушить... «Демонизация» часто сопровождается эпатажем и пара- зитированием на эмоциях (7.3) реципиента. Эмоциональные оценки «демона» крайне резки и гипертрофированны. Ма- нипулятор расписывает его «грехи», смакуя «душераздираю- щие» подробности, апеллируя к частным случаям (страдания отдельных людей, разрушение отдельных зданий и пр.) и пре- поднося их как системные, характерные для данного предмета манипуляции. Важно знать: предмет манипуляции, подвергае- мый «демонизации», готовится манипулятором к уничтоже- нию. Сама «демонизация» имеет целью не допустить, чтобы реципиент встал на защиту предмета манипуляции.
Навешивание отрицательных ярлыков, «демонизация» предмета манипуляции является, пожалуй, одним из наи- более «традиционных» приемов манипуляции сознанием. Если манипулятору нужно что-то для него опасное пред- ставить в «ужасном», чудовищном виде, чтобы жертвы ма- нипуляции (аудитория) с омерзением от этого отшатнулись и, соответственно, бросились в гостеприимно распростер- тые объятья манипулятора, но тратить время на придумы- вание каких-то сверхмудрых сказок или комбинаций жал- ко (или просто лень) — самое время охарактеризовать это «что-то» ужасными словами, припомнить ему все его ре-
альные или вымышленные грехи. И на этом построить про- стейшее, по сути, доказательство: вот какое плохое то, о чем я вам говорю! Оно целиком ужасно, мерзко — неужели вы можете относиться к такой отвратительной вещи (явлению, системе взглядов, моральному кодексу и пр.) положитель- но?! Для большей убедительности манипулятор выпячива- ет все недостатки предмета манипуляции, демонстрируя ис- ключительно их, убеждает жертву, что именно эти плохие качества объекту только и присущи... В реальности это выглядит следующим образом. Вот статья Селесты Уолландер «В Беларуси царят страх и наде- жда», «Los Angeles Times», 6 марта 2006 года. Название уже говорит само за себя, а «ужасный тоталитарный режим по- следнего диктатора в Европе Александра Лукашенко» пред- ставляется в роли «генератора» ужаса и кошмара для насе- ления целой страны. Статья ориентирована на западного, в первую очередь на американского читателя — отсюда и ее откровенный кретинизм: «Люди, не желающие, чтобы президент-диктатор переиз- брался на третий срок, избрали символом сопротивления за- жженные свечи и джинсы. В Минске, где здания серы, небо пасмурно, а сталинская архитектура — давяще монументальна, инакомыслящие бро- сают вызов последней диктатуре Европы, зажигая огни и на- девая джинсы. Каждый месяц 16-го числа в столице и по всей стране тысячи граждан ровно в восемь вечера выключают электри- чество в домах и зажигают свечи — символ свободы и демо- кратии. Одни выбрали именно эту дату, потому что 16 сен- тября 1999 г. бесследно исчезли бизнесмен Анатолий Красов- ский и политик Виктор Гончар. Их тела так и не были найдены. Беларусь лишь недавно стала независимым государством. На протяжении почти всей своей истории она входила в состав Литвы, Польши или России. В 1991 г., в момент распада СССР, страна провозгласила независимость. С тех пор, как в 1994 г. президентом был избран Александр Г. Лукашенко, в Белару- си сформировался один из самых репрессивных режимов на территории бывшего СССР.
Режим приравнивает критику в свой адрес к уголовному преступлению, бросает за решетку или терроризирует поли- тических соперников. Мало того, власти обвиняются в при- частности к исчезновению людей — политических оппонен- тов и независимых журналистов. По словам экспертов, поми- мо Красовского и Гончара, «пропали без вести» не менее 100 противников Лукашенко. За последние два года мы стали свидетелями «оранжевой революции» на Украине, «революции роз» в Грузии и «револю- ции тюльпанов» в Кыргызстане. В Беларуси символом сопро- тивления стала джинсовая ткань. Молодежь носит джинсовую одежду, выражая стремление видеть свою родину демокра- тической страной, неотъемлемой частью Европы и мирового сообщества в целом. Однако нет никаких признаков того, что подобных пере- мен можно ожидать в ближайшем будущем. На 19 марта на- значены президентские выборы, но правозащитные организа- ции — да и американские чиновники в беседах «без протоко- ла»— предостерегают, что Лукашенко, по всем признакам, не остановится ни перед чем, чтобы обеспечить себе переизбра- ние на третий срок. Так, недавно он пригрозил: в случае любых провокаций «мы так ломанем, что мало никому не покажется. Мы церемониться не намерены». Что ж, похоже у граждан Бе- ларуси есть все основания опасаться своего президента. Тем не менее акции протеста продолжаются. 16 фев- раля несколько сот демонстрантов не побоялись провести мирную вахту памяти: с зажженными свечами они вышли на улицы и площади Минска. Власти отреагировали в чисто со- ветском духе: внутренние войска разогнали демонстрацию. На прошлой неделе полицейские избили и задержали Алек- сандра Козулина — одного из оппозиционных кандида- тов на президентских выборах. Другому кандидату от оппо- зиции— Александру Милинкевичу— представители вла-
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |