КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 20 страница
Тем более что Собко приволок на передачу эту книгу с со- бой. Поэтому Познер просто уходит от обсуждения, начи- ная выпытывать у оппонента: с чем связан срок появления такого письма? На самом деле, момент обнародования этого документа * точно совпал с международной информационной кампани- ей, создающей у России имидж государства, в котором мах- ровым цветом растет антисемитизм. Совпадение это было более чем очевидно, а заказчики этой провокации определя- лись уже по тому, что никому из «официальных патриотов» (КПРФ, «Родина» и пр.) такое выступление было совершен- но не выгодно. Как говорится — «ищи, кому выгодно, и ты раскроешь преступление». Навязывая Собко вопрос «время опубликования письма или подачи это вот расчет или это
просто так случилось?» и не добившись от него вразуми- тельного ответа, Познер достиг сразу две цели. Во-первых, он ушел от обсуждения человеконенавист- нической сути «Кицур Шулхан Арух». Как раз из-за таких книг к евреям зачастую складывается предвзятое отношение со стороны некоторых представителей других национально- стей. Спорить с этим было бы для Познера и Слуцкера край- не сложно. Правда позднее, несколько оправившись, Слуц- кер в дискуссии разгромил своих оппонентов — на фоне Слуцкера и Познера они выглядели, как безногие, бегущие наперегонки со всадником. Во-вторых, своими невразумительными объяснениями, Собко начисто «заболтал» вопрос о поразительной своевре- менности появления этого «письма». Получилось, что сам автор вроде бы как бы дал понять: никакой сознательной привязки выхода этого документа к какому-то определенно- му времени не было (очень интересная форма «упреждающе-
го удара», 4.4). То, что это письмо за спиной таких горе-пат- риотов — если только не сознательных пособников прово- каторов — было инициировано теми, кому оно как раз было выгодно, даже не обсуждалось. Таким образом, в данном слу- чае был использован комплекс приемов манипуляции, в ре- зультате которого тандем манипуляторов Познер — Слуцкер убедительно переиграл своих оппонентов.
14.3. Забалтывание информации Подробное описание Под «забалтыванием» следует понимать сокрытие неже- лательной для манипулятора информации, «спрятанной» за большим количеством посторонней, не относящейся к делу информации, специально им представленной. Чтобы «забол- тать» тему, не дать реципиенту возможность получить неже- лательную информацию, манипулятор специально «нагро- мождает» большое количество дополнительных вопросов, ссылок, уточнений, определений и пр. Которые, также «тре- буя» уточнений, разъяснений и пр., просто не позволяют ре- ципиенту наконец-таки дойти до обсуждаемой темы.
Жертва манипуляции «запутывается» в ненужной ин- формации, обсуждение «вязнет» в ней настолько, что про- биться к необходимой, скрываемой манипулятором инфор- мации становится просто не возможно. Поскольку «отвле- кающая», ложная информация, «вроде бы» относится к обсуждаемому вопросу, реципиент может не заметить об- мана. В результате он, ничего не подозревая, «не доходит» до информации, скрываемой манипулятором и, следователь- но, принимает решения, исходя из недостоверных, выгод- ных манипулятору данных. Эффективным средством противодействия данному прие- му является определение реципиентом истинных базовых оп- ределяющих обстоятельств (причин) обсуждаемой проблемы. Это возможно сделать даже не в слух, а скрыто. После этого следует стараться перевести обсуждение именно на эти важ- ные вопросы, уводя их от сугубо второстепенных.
В одном из номеров газеты «Деловой Петербург», в пе- риод начала реализации программы «реформы ЖКХ» (на- помним: главная и единственная ее задача состояла в том, чтобы сбросить с государства ответственность за неминуе- мый крах ЖКХ, являющийся следствием пятнадцатилетних «реформ»), была размещена следующая статья: «Администрация Петербурга выбрала 60 частных экс- плуатационных компаний, которые смогут работать на рын- ке эксплуатационных услуг». В конце прошлой недели заместитель председателя Ко- митета по содержанию жилищного фонда Олег Вихтюк поде- лился с журналистами планами городской администрации, ка- сающимися развития ТСЖ, ЖСК и ЖК. «Основной задачей правительства является создание ус- ловий для более активного развития объединений собствен- ников жилья (ОСЖ)). В частности, в 2005 г. должна заработать система рыночных отношений между ОСЖ и эксплуатирую- щими организациями, сказал Олег Вихтюк. — Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере. Гильдия управляющих и девелоперов и Комитет по
содержанию жилфонда подготовили список компаний, кото- рые смогут работать на рынке эксплуатационных услуг. Пока в него вошло 60 частных компаний, но он будет расширен». По словам Олега Вихтюка, в течение 2004 г. список аккреди- тованных компаний поработает на уровне «общественного знака качества», а в 2005 г. будет утвержден постановлени- ем правительства, которое присвоит компаниям статус упол- номоченных. Основным критерием отбора уполномоченных компаний является работа на рынке не менее 1 года. Пока в список вошли только петербургские компании. Причина — убыточность рынка. «Однако после того как та- рифы станут более обоснованными [здесь использован прием специальные термины (15.1), скрывающие/изменяющие сущ- ность — ведь разговор идет на самом деле просто о повыше- нии цен. Однако манипулятор боится называть вещи своими именами (это, кстати, первый признак манипуляции) и упот- ребляет поэтому эдакую обтекаемую формулировку — «пти- чий язык», 15.2] и эксплуатационные доходы покроют расхо- ды [то есть с населения начнут брать столько денег, сколько хватит частным инвесторам для перевода активов из спеку-
лятивного сектора рынка и направление их в ЖКХ. Получает- ся, что рентабельность, то есть то, сколько можно получить с жильцов, должна быть не меньше, чем в других секторах рын- ка. Это означает огромный рост тарифов], мы ожидаем выхо- да на рынок как московских, так и иностранных компаний», — отметил Олег Вихтюк. Каждая из этих компаний будет наделена так называе- мым социальным стандартом— набором услуг, которыми смогут воспользоваться все жители города, вне зависимости от того, проживают они в ведомственном доме или в ОСЖ. Разница будет заключаться в том, что жители ОСЖ смогут сами выбрать эксплуатирующую компанию из предложенного рее- стра, жителям ведомственных домов эксплуатирующая орга- низация будет подбираться из реестра на конкурсйой осно- ве государственной управляющей структурой. Если жители ОСЖ захотят получить дополнительный набор услуг, они по- лучат их за дополнительную плату. Если жители ведомствен-
ных домов захотят получить дополнительную услугу, им будет необходимо создать ОСЖ. Председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова положительно отнеслась к этой програм- ме. «Это позволит развить рыночные условия в ЖКХ», — от- метила она».
Все, сказанное в статье, есть забалтывание одного про- стого процесса: цены будут расти, ответственность за со- держание, эксплуатацию, а также за уровень оплаты жилья и тепла (т. е. за те базовые ценности, без которых человек прожить не может в принципе) государство снимет с себя и оставит жильцов один на один с «инвесторами». За то, что те станут главными «козлами отпущения», государство даст им законодательную базу и сгонит население в так на- зываемые ТСЖ (которые и будут договариваться с «управ- ляющими компаниями» напрямую, уже не надеясь на защи- ту государства). Чем это грозит населению, понимают многие. Именно для забалтывания крайне неприятных аспектов этой «ре- формы» и появляются такого рода статьи, в которых глав- ный смысл скрывается за множеством уточнений, деталей,
вопросов и обещаний. Одним из наиболее показательных примеров использо- вания подобного приема в прямой речи, являются выступ- ления В. Путина, особенно в начальный период его прези- дентского срока. Многие помнят, что он, выступая по како- му-либо вопросу, имел обыкновение говорить, произнося слова с расстановкой, выдерживая между ними эффектные и «значительные» паузы. Как правило, этот прием используется в монологиче- ской речи, если возникает необходимость выделить интона- цией какой-то отдельный аспект всей речи. Выделение кус- ка текста паузами призвано подчеркнуть его значимость и важность (теперь, кстати, Путин стал использовать смысло- вое выделение требуемых частей текста, говоря «я бы хо- тел подчеркнуть...», «хочу обратить ваше внимание...» или
«важно понимать, что...») и, тем самым, приковать внима- ние слушателя именно к этому куску высказывания. Однако в указанный период Путин использовал этот прием на протяжении многих своих речей и высказываний очень часто. Слушающая его аудитория, рефлекторно ста- раясь акцентировать внимание на выделяемом участке, сра- зу слышала новое акцентированное выделение, за ним еще одно — и так далее. В результате слушатель, пытаясь разо- браться — на чем же ему, в конце концов, следует сосредо- точиться особенно? — просто терял нить высказываний и уже не понимал, о чем вообще идет речь. Это было настолько заметно, что не разогнанная еще в тот момент программа «Куклы», остроумно отразила это в одном из своих выпусков:
«Кукла Волошин: А как же вы, Владимир Владимирович, отвечаете, когда не знаете, о чем говорить? Кукла Путин: А я все с паузами говорю... Кукла Волошин:...???? Это как так? Кукла Путин: А вот так. Я говорю, например: «Я... [пауза] хочу... [пауза] вамээээ... сказать... [пауза] что-о-о-о... [пауза] считаю... ээээ... [пауза] этот вопрос... [пауза] очень... ээээ... важным...[долгая пауза]. Вот так— пока до конца договорю, все и забывают, о чем сначала речь шла...»
В качестве примера забалтывания стоит привести вы- сказывания М. Горбачева о его роли в «перестройке» и раз- вале СССР. На словах переживая распад страны (статья, из которой приведена цитата, так и называется — «Михаил Горбачев: Развал СССР — «великая трагедия», «The Financial Times», перевод Аркадия Островского на сайте Иносми.ру, 29 марта 2004), на деле он всеми силами стремится выста- вить себя жертвой обстоятельств, а не виновником этого чу- довищного действа. Вроде бы все само собой свершилось и никто (во всяком случае он лично) в этом не виноват. Горбачев понимает: просто так эту установку в созна- ние людей не внедрить, они не поверят, так как помнят его болтовню, вранье и неумение что-либо делать. Поэтому для
«реабилитации» Горбачева в главном, в тексте представлены многие маловразумительные и сбивающие читателя с тол- ку высказывания:
«После освобождения [из «форосского плена»] Горбачев открыл дверь и увидел совершенно другую страну. Советско- го Союза больше не существовало. Он никогда не хотел его распада. «Ни одна из республик не поднимала вопроса об от- делении. Но мы не провели реформы вовремя: пятьдесят-ше- стьдесят процентов всех наших проблем сегодня — результат развала, которого можно было избежать».
Автор «перестройки» «принимает на себя» вину за «не- проведенные вовремя реформы» — но все остальное он про- сто забалтывает: «открыл дверь и увидел другую страну», «ни одна из республик не поднимала вопрос об отделении». Вот просто так открыл дверь — и р-раз!... Все уже само по себе стало другое... Так вот само собой получилось, после того, как он «открыл дверь», что «страны не стало». А лич- но он ничего такого плохого не задумывал и не делал... Все самой собой случилось, никто не виноват — эту установку пытается протащить Горбачев в сознание читателей. При этом манипулятор стремится выставить Горбаче- ва не сознательным участником операции по уничтожению СССР, а жертвой обстоятельств. Именно для этого на чита- теля высыпаются множественные факты и обстоятельства, уточнения и эмоциональные оценки. Все это призвано «по- топить» в потоке ненужной и прямо ложной информации то, что манипулятор стремится скрыть: истинную роль Гор- бачева, руководителя страны, в период ее уничтожения. Эффективный пример «забалтывания» чего-либо — соз- дание и раскручивание различного рода скандалов, ругани между партиями и лидерами в современной политике. Вза- имные обвинения, скандальные истории вроде «коробки из- под ксерокса», угрозы «судебных процессов».(практически никогда не приводящиеся в исполнение, но крайне шумливые и широко тиражируемые в СМИ), громкие «разоблачения»
неприглядных действий публичных политиков — все это соз- дает дезориентирующий население («электорат») фон. Смысл «забалтывания» в данном случае в том, что дез- ориентирующими потоками информации население уводит- ся от простого вопроса: насколько достойны находиться во власти ВСЕ те, кто там сейчас находится? Талейран говорил: «Если бы народы мира узнали, какие недостойные люди ими управляют — они бы ужаснулись». Осознание людьми это- го факта опасно для существующей политической системы, так как ставит под сомнение ее легитимность. Это успеш- но использовалось при разрушении СССР, путем личност- ной дискредитации политических и государственных лиде- ров страны («негативизация как разрушение», 4.1, «демони- зация», 13.1, «групповое обобщение», 13.3, «тенденциозно подобранная информация», 14.6, «ложь историческая», 18.2, и некоторые другие). Поэтому она прячет свои недостатки, парадоксально не скрывая их. Обилие шумных скандалов призвано заставить людей начать обдумывать все перипе- тии «политической жизни» (кто кого оскорбил, кто у кого что приватизировал, кто на кого подал в суд и пр.), вместо того чтобы задуматься: с какой стати такие люди вообще присвоили себе право решать за целые народы? Здесь, кроме «забалтывания», мы имеем еще несколько приемов манипуляции сознанием. Это «отключение крити- ческого восприятия» (23), когда «политические спецэффек- ты» и «атмосфера шоу» мешают людям трезво оценивать ситуацию. А также «создание заданной информационной атмосферы» (25), когда обилием скандалов и ругани людей заставляют прийти к выводу «да они все там гады, никого нормального нет в принципе». Следствием этого становит- ся безоговорочное принятие населением практически любой навязываемой политической кандидатуры. Ведь если они там все плохие, не имеет смысла и выбирать, не так ли? Побочный эффект от такого рода манипуляции — по- вышенная восприимчивость электората к «святым полити- кам». На фоне «остальной грязи» властной злите достаточ- но более-менее удачно подать в выгодном свете любого по- литика (Горбачева на фоне предшественников, Ельцина на
фоне болтовни Горбачева, Лебедя, Жириновского, Глазье- ва-Рогозина, Путина на фоне пьянства и маразма Ельцина и пр.), рассказать «по секрету» о его достоинствах — элек- торат принимает этого раскручиваемого политика «на ура». Максимальный эффект при минимальных временных затра- тах (в политике это, зачастую, имеет решающее значение) в таких случаях гарантирован. Не стоит, однако, думать, что использование такого рода приемов — исключительно российская специфика. Родона- чальником манипуляции сознанием была западная цивили- зация. Как уже отмечалось, традиционная («крестьянская») цивилизация изначально предпочитает использовать откры- тое насилие, жесткое, но ЧЕСТНОЕ, а не обман и психоло- гическое воздействие, которыми является манипуляция. Типичным примером «забалтывания информации» (14.3) могут служить «судьбы» таких известных голливуд- ских фильмов, как «Звездная пехота» («Starship troopers») и «Матрица» («Matrix»). Оба эти фильма — первые их час- ти — являются редким примером выступления представи- телей западной масскультуры против зверства и диктата за- падной (прежде всего американской) цивилизации. В «Звездной пехоте», снятой талантливым режиссе- ром П. Верховеном по роману Р. Хайнлайна, великолепно высмеяны сразу несколько родовых черт «цивилизован- ных стран». Например, жестокий экспансионизм западно- го мира, присвоившего себе право самолично решать: какой народ достоин существования, а какой подлежит уничтоже- нию. В фильме, словами одного персонажа, тонко подмеча- ется: «жуки пришли на эти планеты на тысячи лет раньше, чем люди». И при этом люди (в к/ф — западные) бесцере- монно вторгаются на территории, освоенные и колонизиро- ванные «жуками». А когда те начинают защищаться — что в их положении совершенно естественно, — западный «но- ситель цивилизации» в лице других героев фильма начина- ет воспринимать это как «агрессию» и «объявление войны». Нимало не смущаясь тем, что на самом деле войну-то объ- явил он сам... Верховен талантливо подмечает этот крова- вый и безапелляционный экспансионизм, «отработанный»
на других народах Земли и стоивший колонизированным народам десятков миллионов жизней. Кроме того, он тонко показывает жесткий диктат западной цензуры. Людям одно- значно навязывается однобокая трактовка конфликта чело- вечества с «жуками». («Жуки — агрессоры, потому что мы правы. А правы мы потому, что мы — люди, а они — жуки, агрессоры!») С помощью массмедиа проводится компания оболванивания населения (кадры детей, давящих обычных земных жуков на асфальте), не допускающая трезвого и объ- ективного анализа ситуации (с какой стати человечество с оружием влезает на территории, занятые иными культурами уже много тысяч лет?). Сами же главные «герои» мастерски изображены как «типичные американские парни», картин- но-красивые и без раздумья палящие во все, что шевелится и что не похоже на них самих. Типичный принцип «демо- кратии по-американски»: все, что не такое, как мы, — пло- хое и должно быть уничтожено... В к/ф «Матрица» гениально, исключительно точно пока- зывается, что в реальности человечество (западный мир — действие происходит именно там) существует совсем в иной реальности, коренным образом отличающейся от той, что люди видят каждый день вокруг себя. Реальная жизнь, кото- рая скрыта от них иллюзией сияющих витрин и «красоток в красном», есть плен, в котором они порабощены эффектив- ной и бездушной системой, сделавшей из них бессловесных поставщиков «ресурсов». Режиссер создает потрясающую аналогию с сегодняшним западным миром, в котором люди видят и знают только то, что им позволяют видеть и знать «властелины умов», оставаясь при этом в глубочайшей уве- ренности, что именно этот их иллюзорный мир и есть самый что ни на есть реальный... Исключительный по силе и смело- сти откровения ход — картина «пробуждения» Нео: он ви- дит реальный, чудовищный, мерзкий, людоедский, враждеб- ный человеку и пожирающий человека мир того, ЧТО оста- лось от некогда великой цивилизации. Оба эти фильма были опасны для западной системы, по- роки которой в них Продемонстрированы слишком умело; она не могла не отреагировать на них как на опасный эле-
мент. Однако запрещать эти фильмы не пришлось: манипу- ляторы действуют тоньше и эффективнее. Вместо запрета были выделены деньги на продолжения и рекламную «рас- крутку» картин. Последующие серии рекламировались боль- ше и активнее, чем первые фильмы (особенно это относит- ся к «Матрице»). Таким образом, создавался имидж «куль- товых фильмов». В продолжениях «Матрицы», особенно во втором филь- ме, упор был сделан на спецэффекты, которыми авторы стремились «затмить» воспоминания о предыдущем филь- ме. Еще более головокружительные, доходящие до полного маразма сцены погонь, драк и перестрелок, загружали соз- нание зрителя массой ненужных образов, отвлекая от сути фильма. Правда, в данном случае вторым элементом, при- званным разрушить информационную конструкцию первого фильма, было утверждение, будто бунт Нео против Систе- мы (Матрицы) был запрограммирован самой же Матрицей. Именно она создает «мятежников» и не только управляет, но и «питается» ими. Борцы против тоталитарной Системы лжи и обмана, какой является Матрица — куклы, несамо- стоятельные и слепые зомби. Матрица создала их, чтобы они находили в ней «слабые места» и помогали их ликвидиро- вать. Более того, сам Нео не первый; таких уже было много. Он клон и иллюзия, а не самостоятельный боец; марионетка вездесущей, все контролирующей Матрицы. Это особенно сильно разрушает информационную конструкцию первого фильма, так как в нем Нео пробуждается и начинает осозна- вать себя наконец-то реальным, настоящим человеком, идя ради этого на жертвы и риск. Точно так же разбивается и * еще несколько принципиально важных положительных ус- тановок, заложенных создателями первой «Матрицы». На- пример — «избранность», величие того, кто бросает вызов неправедной лживой Системе (во втором фильме просты- ми и доходчивыми словами объясняется: избранный — ду- рак, если поверил в свою «избранность», на самом деле она запрограммирована Системой). Таким образом, содержание первого фильма в значи- тельной мере оказалось заболтанным и разрушенным.
Во второй серии «Звездного десанта» все оказалось даже проще. Его создатели просто превратили тонкий и умелый эзопов язык первого фильма в обычную бестолко- вую и бездумную «стрелялку», скрестив компьютерную игру «Doom» и сюжет к/ф «Спрятанный». После этой шумной полуторачасовой пальбы, беготни и демонстрации превра- щенных в зомби солдат никакой серьезной мысли в голове зрителя просто не остается. Третья серия несколько инте- реснее, так как в ней тоньше проводится мысль о необхо- димости манипуляции религией, общественным мнением, честными офицерами спецслужб и даже ликвидации чест- ных государственных служащих, если они не согласовывают свои действия с планами «великого архитектора». Однако и она полностью выхолащивает попытку протеста П. Верхо- вена против демократического тоталитаризма, предприня- тую им в первом фильме. «Продолжения», таким образом, полностью утратили первоначальный замысел режиссеров. Фильмы получились безликими, наполненными стрельбой и спецэффектами «никакими» с точки зрения интеллектуальной составляю- щей. Вдобавок полностью выхолащивалась заложенная идея каждого фильма (экспансионистский геноцид западной ци- вилизации по отношению к другим культурам в «Звездной пехоте» и глобальный диктат бездушной Системы над со- временным западным человеком в «Матрице»). В результа- те первоначальный эффект от этих картин был полностью нивелирован и «стерт» из «массового сознания» западного человека. Возможные сомнения в идеологии западной ци- вилизации, посеянные этими фильмами, были успешно ли- квидированы.
14.4. Забалтывание через апелляцию к достоверным фактам («прицеп») Подробное описание В технологии сокрытия или изменения смысла (равного сокрытию) информации присутствует любопытный и весьма эффективный прием манипуляции, именуемый в просторе-
чии «прицеп». Для сокрытия («забалтывания») информации манипулятор начинает вначале приводить абсолютно досто- верную, совершенно очевидную и относящуюся непосредст- венно к обсуждаемой теме разговора, но НЕПРИНЦИПИ- АЛЬНУЮ информацию. Она может быть сугубо второсте- пенной по значению, не единожды уже обнародованной или просто ненужной. Само ее упоминание для того, чтобы это не выглядело как явная манипуляция (если реципиент дос- таточно умен, он понимает: ненужную информацию просто так, без умысла, приводить никто не станет), может быть об- ставлено как уточнение фактов, деталей, некоторых «важ- ных подробностей» обсуждаемого вопроса. Манипулятором создается впечатление, что он не забалтывает вопрос, а стре- мится донести максимально полную информацию до реци- пиента. Во всех, так сказать, деталях... Отличительным признаком подобного приема являет- ся то, что выдаваемая информация НЕ ИМЕЕТ НИКАКО- ГО ОТНОШЕНИЯ к предмету манипуляции, если послед- ний является тем самым элементом обсуждаемого вопроса, который необходимо скрыть. Такая информация отвлека- ет внимание реципиента от чего-то более важного, неже- ли выставляемые напоказ «важные детали». Пытаясь разо- браться в них, реципиент просто забывает о предмете ма- нипуляции... Данный прием имеет и еще одну особенность. После высказывания совершенно объективных (но, как уже отме- чалось, незначительных, второстепенных и, по сути, отвле- кающих) фактов, интуитивно доверие реципиента к мани- пулятору повышается. Ведь манипулятор говорит то, что не вызывает сомнения. После этого манипулятор может сообщить информаци- онную установку, содержащую неявную ложь. Она прохо- дит в сознание реципиента «прицепом» с совершенно спра- ведливой и объективной информацией, высказанной ранее. Высказывая объективную, но незначительную информацию, манипулятор имеет возможность не только скрыть (забол- тать) информацию действительно важную, но и, кроме того,
провести в сознание реципиента ложную информационную установку. Существует и подвид этого примера, частный случай, используемый манипуляторами практически исключитель- но в полемике (на практике — в беседах на радио- или теле- визионных передачах). Суть его в сведении общей пробле- мы к сугубо частному случаю, который подтверждает точ- ку зреМия или информационную установку манипулятора. Целостная проблема сводится к одному конкретному про- явлению («возьмем, к примеру, такой вот случай», говорит манипулятор), случаю, событию. На примере этого частного события манипулятор разворачивает доказательство своей информационной установки — умалчивая, что этот случай отнюдь не характерен, может являться исключением или просто им выдуман. Эффективным приемом противодействия в данном слу- чае является четкое и публичное указание манипулятору на частный и нетипичный характер этого примера. В крайнем случае можно привести свой контрпример, который, хоть и не позволит выиграть полемику, но может ликвидировать эффект от высказанного манипулятором примера.
К подобному примеру часто прибегают в дискуссии, ко- гда какая-либо информация, «не вовремя» озвученная оп- понентом манипулятора, может разрушить манипулятивную конструкцию. В этой ситуации ему ничего не остается, как в условиях «цейтнота» (нет времени на выстраивание слож- ной и эффективной конструкции) заболтать аргументацию оппонента — так, чтобы она не выглядела убедительной в глазах аудитории (если объект манипуляции — аудитория, а не оппонент). Универсальность этого способа манипуляции сознани- ем позволяет широко применять его в СМИ для протаски- вания манипуляционных установок. В середине марта 2004
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |