Чтобы иметь возможность своевременно использовать меры антикризисного управления организации, необходимо различать этапы возникновения кризиса, которые можно представить цепочкой: причины —» симптомы —» факторы. (рис. 11). Поэтому оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.
К факторам внешней и внутренней среды организации относятся группы, представленные в табл. 5.
Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:
— неэффективной системой управления и некомпетентностью высшего руководства;
— слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурентов, ценовой политики и др.), производственного и финансового потенциала организации;
— хищениями на высшем уровне управления;
— неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.
Таблица 5
Группировка факторов внешней и внутренней среды организации
Группы факторов
Факторы
Факторы внешней среды
1. Общеэкономические, которые определяют влияние состояния экономики страны
— рост инфляции (выше 3-4%);
— ухудшение платежеспособности населения, снижение уровня реальных доходов населения;
— нестабильность валютного рынка;
— рост безработицы;
— замедление платежного (денежного) оборота у организации и, как следствие, недостаток денежных средств на их счетах;
— увеличение числа организаций, в которых имеют место кризисные явления
2. Государственные, т. е. факторы, определяющие, как влияет государство, его правовая, налоговая и другие системы на деятельность организации:
— неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам;
— нестабильность налоговой системы (ставки акцизов, налогов), таможенных правил (ставки пошлин);
— повышение цен на энергоресурсы, транспорт и т. д.;
— политическая нестабильность и нерешительность действий правительства;
— бюрократический рэкет;
— отсутствие эффективного механизма исполнения решений арбитражных судов, неудовлетворительная работа судебных приставов, их коррумпированность.
3. Рыночные (влияние факторов рынка):
— усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;
— отсутствие государственной поддержки отечественных производителей товаров и услуг;
— снижение спроса на продукцию из-за увеличения на рынке товаров-субститутов (заменителей);
— наличие очень большого количества посредников, в том числе мошенников;
— финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций;
— высокая стоимость кредитных ресурсов;
— снижение активности и нестабильность фондового рынка;
— наличие беспредела в проверках со стороны налоговой инспекции и других регламентирующих органов.
— неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);
— высокая доля заемного капитала;
— высокая доля краткосрочных источников заемного капитала и их малоэффективное использование;
— низкая рентабельность производства (наличие убытков);
— малоэффективное использование кредитных ресурсов и высокая плата за их использование;
— неэффективная долгосрочная и краткосрочная финансовая политика (ее отсутствие);
— высокая доля и рост кредиторской задолженности: поставщикам, бюджету и внебюджетным фондам, персоналу организации;
— неэффективная ценовая политика организации;
— высокая стоимость аренды помещений (офиса, складов), оборудования, транспорта;
— высокая доля и рост штрафов, пеней, неустоек;
— отсутствие или слабый учет прогноза и изменения внешних факторов;
— слабый анализ и учет цен на продукцию и услуги конкурентов;
— недостаток собственного капитала.
3. Инвестиционные, связанные с неэффективной инвестиционной политикой организации:
— неэффективный фондовый портфель;
— незавершенные объекты строительства;
— удлинение сроков строительства объектов и монтажа оборудования;
— перерасход инвестиционных ресурсов;
— непродуманные капитальные вложения;
— ошибочно составленный бизнес-план по новым проектам;
— поставки дорогого и неоправдавшего технических характеристик оборудования;
— недостижение необходимого конкурентного качества продукции;
— недостижение необходимой конкурентной себестоимости новой продукции;
— недостаток капитала для модернизации производства.
4. Прочие:
— отсутствие или недостаток необходимой квалификации у персонала (рабочих и ИТР);
— пользование недостоверной экономической информацией;
— утечка конфиденциальной информации из организации;
— отсутствие статистической информации для проведения маркетинга;
— подчинение бухгалтерского учета целям налогообложения, что ухудшает качество информации, используемой для анализа.
Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика деятельности организации. Их следует применять на всех этапах функционирования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление