Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, фазы и циклы кризиса в организации




Организационные кризисы можно классифицировать:

- технологический (производственный) - при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют вы­пускать качественную и конкурентоспособную продукцию;

- социально-управленческий - возникает в результа­те появления между работниками или их группами конфликтов, между рабочими и администрацией, управлен­ческих конфликтов в аппарате управления, что ведёт к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

- финансовый - возникает в результате нерационального исполь­зования собственного капитала и заемных средств, неэффектив­ного использования полученной прибыли;

- организационный - возникает в результате несовершенства про­изводственной структуры управления и структуры аппарата уп­равления в организации, неэффективного распределения обязан­ностей и ответственности между уровнями управления и внутри между испол­нителями;

- информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации, что вызывает возникновение и увеличе­ние различных видов потерь;

Различают четыре основных типа кризиса убыточных фирм: сбыта, издержек, финансового, менеджмента (табл. 6).

Таблица 6

Основные типы кризиса убыточных фирм

Тип кризиса Действия предприятия Причины
Кризис сбыта Предприятие не может продавать свою про­дукцию в объемах, необходимых для достижения уровня бе­зубыточного производства неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса
Кризис издержек Себестоимость производства про­дукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуж­дает предприятие либо продавать продукцию по завышен­ным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банк­ротству завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство тех­нологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д.
Финансовый кризис Предприятие не расплачивается по обязательствам, так как у него нахватает де­нежные средства на возобновление производства, уплату налогов, выплату заработной платы, оплату электроэнергии, коммунальных услуг и т. д. Неэффективное управление финансами, отсутствие в штате финансового менеджера
Кризис менеджмента Предприятие испытывает де­фицит квалифицированных управленческих кадров всех уровней При воз­никновении на предприятии кризисной ситуации ее в пер­вую очередь покидают наиболее опытные и квалифициро­ванные сотрудники

Фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации представлены на рис. 3.

Рис. 3. Фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации

На практике, как правило, предприятие сталкивается од­новременно со всеми четырьмя типами кризиса. Задачей ан­тикризисного менеджера является проведение анализа осо­бенностей развития кризиса на конкретном предприятии и выработка рациональной стратегии выхода из него.

2.1.4. Обязательства организации и её неплатёжеспособность, как основные причины кризиса

Согласно ст. 307 ГК РФ, обязательство - одна из основных разновидностей гражданских правоотношений. С экономической точки зрения внешние обязательства — это источ­ник формирования активов организации, а с юридической — это ее долг перед третьими лицами.

Обязательства организации могут быть подразделены условно на внешние и внутренние, как представлено на рис. 4.

Рис. 4. Классификация обязательств предприятия

Платежеспособность организации прямо пропорциональна выруч­ке, неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке и прямо пропорциональна объему обязательств. В целях сохранения платежеспособности предприятия между выруч­кой и обязательствами должно поддерживаться соотношение: выручка должна быть как минимум больше внешних обязательств на сумму резервов на заработную плату работникам плюс на текущие расходы.

Абсолютно платежеспособным является предприятие, у которого капитал полностью собственный, а обязательства отсутствуют, в то же время предприятие, имея в капитале в основном заемные средства, так­же является полностью платежеспособным, если своевременно испол­няет свои обязательства.

 

2.2. Банкротство предприятия: сущность и правовые аспекты

2.2.1. Банкротство организации: его виды, стадии и последствия

Банкротство организации — это результат негативного влияния разнообразных внешних и внутренних факторов развития органи­зации в рыночных условиях.

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния организации, когда она проходит путь от эпизодической до устойчивой неспособности удовлетворить требования кредиторов, в том числе по взаимоотношениям с бюджетом.

Мировая практика банкротства пока­зала, что угроза финансовой нестабильности организаций возникает в среднем на 25-30% из-за внешних факторов и на 70-75% из-за внутренних, связанных с неумелым, нерациональным управлени­ем. При этом в развитых зарубежных странах эти соотношения име­ют значения: внешние факторы составляют 10—15%, внутренние - 85—90%, в России же данное соотношение со­ставляет примерно по 50%.

Банкротство организаций — это необходимый атрибут рыночной экономики, несущий позитивное, оздоравливающее начало. В то же время институт банкротства — удоб­ный инструмент для передела собственности.

Банкротство проявляется как несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег). Предприятие может стать банкротом как в условиях отраслевого роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема отрасли возрастает конкуренция, в условиях торможения и спада падают темпы роста. Та­ким образом, каждому отдельному предприятию за темпы своего роста необходимо бороться. Во всех случаях причиной банкротства является неверная оценка руководителями ожидаемых темпов роста их предприятия, под кото­рые заранее находятся источники дополнительного, как правило, кредит­ного финансирования.

В понятии банкротства в практике выделяют виды, представленные на рис. 5.

 

Рис. 5. Виды банкротства

Организация (предприятие), получившая статус юридического лица с момента государственной ее регистрации, приобретает обязанности, ответственность и права перед внешними субъектами права. Обязан­ности и ответственность с точки зрения процедуры банкротства — это своевременное исполнение своих обязательств, полное погашение дол­гов, а также ответственность за несвоевременное выполнение обяза­тельных платежей и обязательств перед кредиторами. Права с точки зрения процедуры банкротства - это возможность требовать от должника возврата своих средств, погашения долгов и компенсации за несвоевременную их оплату вплоть до обращения в судебные органы.

Банкротство организаций имеет и положи­тельные, и отрицательные стороны (рис. 6).

 

Рис. 6. Положительные и негативные стороны банкротства организаций

 

В настоящее время более 80% крупных и средних предприятий в России находится в предкризисном и кризисном состоянии, т. е. на различных стадиях банкротства. Рассмотрим стадии банкротства (финансового кризиса) организаций более подробно (рис. 7).

Стоит отметить, что на первую стадию называют скрытой формой начала банкротства. Здесь начинается незаметное снижение «цены» предприятия под вли­янием различных внешних и внутренних факторов. Цена предприятия определяется по формуле: V = Р/К, где V - ожидаемая цена организации; Р — ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов; К - средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный ка­питалы; может использоваться ставка рефинансирования ЦБ.

 

Рис. 7. Стадии банкротства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.