КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы теории экономикоматематического моделирования и анализа факторных систем
В предыдущих разделах данной главы была дана общая характеристика группы методов финансового анализа, связанных с исследованием структуры финансовых отчетов, пропорций и соотношений между отдельными статьями. Однако в общем смысле финансовый анализ — это факторный анализ. Рассчитываемые при проведении финансового анализа показатели, финансовые коэффициенты отражают в числовой форме результаты деятельности, а также качественные характеристики финансового положения предприятия. Чаще всего это некоторые обобщающие показатели, на конкретное значение которых оказывают влияние различные стороны хозяйственной деятельности предприятий. Такие показатели принято называть результирующими, а те явления, которые оказывают влияние на их формирование, — факторами. Например, прибыль от продаж продукции предприятия зависит от объема продаж продукции каждого вида, структуры производства, себестоимости, среднереализационных цен. Каждый из этих факторов оказывает влияние на формирование прибыли. Анализ влияния факторов, их изменения необходим для выработки правильных управленческих решений в сферах производства и сбыта. Подробно пример факторного анализа прибыли от продаж рассмотрен в гл. 31. В общем случае под экономическим факторным анализом понимают раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя[3]. При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя, устанавливаются формы функциональной (детерминированной) или стохастической (вероятностной) зависимости между результирующим показателем и определенным набором факторов. Выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя. Это как бы задача детализации показателя процесса, явления, разбивки его на более простые составные части. В экономическом анализе существуют задачи обратные, где требуется увязать ряд экономических характеристик в единой комплексной характеристике, т.е. построить функцию, включающую в себя основное качественное содержание составных частей. Примером такой функции является Z-счет Альтмана, использовавшийся в практике прогнозирования банкротства[4]. В этой главе мы будем рассматривать только методы решения задачи прямого факторного анализа, нашедшие широкое распространение при проведении финансового анализа предприятий. Важную роль при этом играет правильное использование методов математического моделирования, которые помогают получить более четкое представление об исследуемом объекте, явлении. Модель — это условный образ, сконструированный для того, чтобы отобразить характеристики, свойства, взаимосвязи. В экономическом анализе используют в основном математические модели, которые описывают экономические явления и процессы с помощью соотношений, функций, уравнений, неравенств и других математических средств. Одним из основных требований, предъявляемых к математическим моделям, является их адекватность экономической действительности. Чем выше адекватность модели, тем правомернее результаты исследований и обоснованнее выводы. При функциональном моделировании, которое чаще всего применяется при финансовом анализе, наибольшее распространение получили следующие типы конечных факторных сис тем[5]:
В этих моделях у — результирующий показатель, а х— факторы. Степень и форма влияния факторов на результативный показатель определяются соответствующей функциональной зависимостью. Приведенные модели или их комбинации часто применяются на практике. При проведении финансового анализа часто известны основные функциональные зависимости между результирующими показателями и аргументами функций, являющимися факторами. Однако и сами аргументы в свою очередь могут представлять собой тоже результирующие показатели, сложенные из факторов, отдельный учет которых представляет интерес для анализа основного результирующего показателя. Для конструирования таких моделей бывает полезно применение методов моделирования, основанных на элементарных правилах математики. Метод сокращения факторной модели. Исходная факторная модель та же. Если числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число, то новая факторная система также будет кратной, но другого вида: В качестве примера конструирования факторной модели рассмотрим коэффициент рентабельности авансированного капитала:
где П — прибыль предприятия от продаж за отчетный период; ВБ — величина валюты баланса. Рассматриваемый коэффициент показывает, сколько копеек прибыли от продаж получает предприятие на 1 руб. стоимости его имущества. Разделим числитель и знаменатель на выручку предприятия В, предварительно представив знаменатель в виде суммы ВБ = ВА + + ОА, где ВА - внеоборотные активы: ОА - оборотные активы.
Необходимо отметить: несмотря на то что коэффициент рентабельности Крент может быть вычислен для любого отчетного периода, наиболее показателен он при анализе годовой отчетности. Из полученного соотношения следует, что рассматриваемый показатель прямо пропорционален величине прибыли, полученной на 1 руб. реализованной продукции, обратно пропорционален коэффициенту обеспеченности оборотными средствами и величине обратной эффективности внеоборотного капитала. Использованное в данном примере разложение на факторы является не единственным, но целесообразным, поскольку связывает показатели структуры капитала предприятия с масштабом его бизнеса и эффективностью продаж.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |