КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ финансовых результатов от основной деятельностиФинансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом, — это прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Отрицательное значение показателя означает убыточность деятельности организации по производству и реализации основной продукции. Как было отмечено выше, высокий удельный вес прибыли от продаж продукции (работ, услуг) в чистой прибыли предприятия является позитивным фактором. В том случае, если основная деятельность предприятия убыточна, необходимо выявить причины, приведшие к данному обстоятельству, т.е. проанализировать факторы, влияющие на формирование финансовых результатов основной деятельности. Прибыль (убыток) от продаж продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции; ее структуры, определяемой удельными весами различных видов продукции; затрат на производство и реализацию продукции и уровня среднереализационных цен. Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Более подробно вопросы влияния ассортимента изложены в параграфе 34.3. Затраты на производство и реализацию продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении себестоимости продукции сумма прибыли снижается и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли (убытка) от продаж можно выполнить способом цепных подстановок (параграф 29.6), последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической величиной (табл. 31.3). Таблица 31.3
где VPi — объем продаж i-гo вида продукции; Цi — среднереализационная цена i-го вида продукции; 3i- — затраты на производство и реализацию i-го вида продукции; П — прибыль от реализации продукции; К — коэффициент соотношения фактического объема продаж в отчетном и базисном периоде; индексы б и ф — определяют базисное или фактическое значения показателей. Применяется следующий порядок расчета: а) вычисляем сумму прибыли при базисных значениях всех показателей (Пб) как разницу между базисной выручкой от реализации продукции и базисными затратами; б) вычисляем сумму прибыли при объеме продаж и базисной величине остальных факторов (Пусл1). Для этого следует рассчитать коэффициент соотношения объема продаж продукции в базисном и отчетном периоде (К), а затем базисную сумму прибыли скорректировать на этот процент. В том случае, если продукция в базисном и отчетном периоде однородна по своему составу, для расчета указанного коэффициента (К) сопоставляют объемы в натуральном выражении, в противном случае — в стоимостном выражении; в)определяем сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции (Пусл2) в отчетном периоде, но при базисной себестоимости и базисных ценах; г) определяем, сколько прибыли организация могла бы получить при объеме продукции, структуре продукции и цене в отчетном периоде, но при базисной себестоимости; д) определяем фактически полученную организацией прибыль (Пф); е) определяем изменение суммы прибыли за счет: • объема реализации продукции ∆Пур= Пусл1— Пб; • структуры товарной продукции ∆Пуд= Пусл2— Пусл1; • средних цен реализации ∆ПЦ = Пусл3 - П усл2; • себестоимости реализуемой продукции ∆П3 = Пф _ П усл3 Кроме того, следует проанализировать также динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Ц;). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: Пi = VPi (Цi - Зедi). Пример 31,5. Рассмотрим расчет влияния изменений четырех факторов на прибыль от продаж предприятия. Данные об объеме реализации продукции в натуральных величинах, доле товарной продукции, оптовой цене единицы изделия и себестоимости единицы изделия приведены в табл. 31.4. Здесь же для удобства произведен расчет промежуточных показателей. В табл. 31.5 представлены результаты расчета показателей прибыли при определенных условиях, указанных в графе «Наименование показателя*. Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с базовым прибыль от продаж уменьшилась на 4163 тыс. руб. (стр. 5 - стр. 1). При этом основное негативное влияние на величину прибыли оказало снижения объема реализованной продукции, что привело к снижению прибыли на 7540 тыс. руб. (стр. 2 — стр. 1). Изменение остальных факторов оказало положительное влияние: • в результате изменения структуры товарной продукции прибыль от продаж увеличилась на 1932 тыс. руб. (стр. 3 — стр. 2); • рост средних цен реализации практически всех видов продукции привел к увеличению прибыли на 430 тыс. руб. (стр. 4 — стр. 3); • в результате снижения себестоимости отдельных видов реализованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 1015 тыс. руб. (стр. 5 - стр. 4). Проанализировав влияние этих четырех факторов на изменение прибыли от продаж, можно сделать вывод, что предприятию необходимо направить основные усилия на увеличение объемов реализации продукции и расширение рынков сбыта.
Таблица 31.4
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |